Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур'

Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК / ЦЕНТРЫ РОСТА / ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ / КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT CENTERS / THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM / MARKET OF INNOVATIONS / GROWTH CENTERS / TRANSFER OF KNOWLEDGE / CLUSTER / LOCAL INSTITUTIONS OF INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ячник Е. А.

Для выработки более эффективных механизмов взаимоотношений между государством, бизнесом и научно-образовательной средой на региональном уровне в первую очередь необходимо совершенствовать систему управления инновационной деятельностью в стране. Это позволит усилить региональную экосистему и сбалансировать конкурентные преимущества того или иного территориального образования. В данной статье представлен анализ подходов и механизм взаимодействия региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of interaction management system of government regional institutes, business, research and education structures

In order to develop more effective mechanisms for cooperation between government, business, scientific and educational environment at the regional level it is first necessary to improve the system of innovation governance in the country. It will strengthen the regional ecosystem and balance the competitive advantages of a territorial entity. The analysis of approaches and interaction mechanism of regional institutes of government, business research and education structures is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

ЯЧНИК Е.А.,

аспирант,

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов,

e-mail: [email protected]

Для выработки более эффективных механизмов взаимоотношений между государством, бизнесом и научно-образовательной средой на региональном уровне в первую очередь необходимо совершенствовать систему управления инновационной деятельностью в стране. Это позволит усилить региональную экосистему и сбалансировать конкурентные преимущества того или иного территориального образования. В данной статье представлен анализ подходов и механизм взаимодействия региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур.

Ключевые слова: центры инновационного развития; национальная инновационная система; рынок инновационных разработок; центры роста; передача знаний; кластер; территориальные институты инновационного управления.

In order to develop more effective mechanisms for cooperation between government, business, scientific and educational environment at the regional level it is first necessary to improve the system of innovation governance in the country. It will strengthen the regional ecosystem and balance the competitive advantages of a territorial entity. The analysis of approaches and interaction mechanism of regional institutes of government, business research and education structures is presented in this article.

Keywords: innovation development centers; the national innovation system; market of innovations; growth centers; transfer of knowledge; cluster; local institutions of innovation management.

Коды классификатора JEL: R11, R13, R53.

На современном этапе развития России экономический рост невозможен без использования результатов инновационной деятельности, последних достижений науки и техники, новшеств в организационной и управленческой сфере. Новации, внедряемые в экономику страны, влияют на развитие производительных сил, воспроизводство и конкурентоспособность ее продукции на мировом глобализирующемся рынке. Преодоление отставания в инновационном развитии районов, городов и регионов в целом возможно только за счет усиления предпринимательской деятельности в инновационной сфере. А также благодаря четким механизмам взаимодействия триединого инновационного пространства: государства, бизнеса и центров знаний.

Мировой финансовый кризис показал нам все реалии существующего положения российской экономики и вскрыл многие болевые точки, на которые долгие годы постсоветского периода никто не хотел обращать внимания. Прежде всего, он обнажил губительное влияние и зависимость благополучия страны от состояния спроса на мировом нефтяном и газовом рынке. Правительство страны решило бороться с последствиями кризиса, активизировав работу по формированию новой, «умной экономики», основанной на инновационном развитии.

Инновационный сценарий базируется, прежде всего, на усилиях государства как создателя инновационной среды, бизнеса как коммерциализатора знаний и на возможностях человеческого капитала в освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий, в обновлении устаревшего производственного аппарата и выпуске инновационной продукции с большой добавленной стоимостью. Эта основа может обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития регионов и позволит России выйти из кризиса обновленной. Сценарий конфигурации инновационного развития страны становится более разнообразным, не привязанным к сложившимся за предыдущие годы энергосырьевым и финансовым очагам развития, за счет появления новых центров роста.

Для реализации поставленной руководством страны задачи — организации инновационного развития страны, на первоначальном этапе необходимо решить ряд принципиально важных вопросов:

© Е.А. Ячник, 2012

• кто и для кого будет осуществлять развитие;

• кто станет непосредственными субъектами инновационной деятельности;

• как кооперировать интегральные субъекты;

• какие механизмы позволят формировать целостные системы;

• кто и каким образом будет формировать пространство коммуникации и доверия;

• как оценивать социальные последствия и положительные результаты?

Пока главная ошибка, совершаемая при реализации поддержки инновационных преобразований, — ее бессистемность. Эта проблема парализовала в той или иной степени основных участников модернизационного процесса. Возникает неадекватное восприятие и оценка сложившейся ситуации и путей движения, возникают трудности с поиском и оценкой стоящих, коммерчески значимых предложений, а отладка процесса взаимодействия всех участников при реализации проектов становится просто титаническим трудом.

Одной из острых проблем Российской экономики стало слабое развитие инновационного предпринимательства, отсутствие основных субъектов инновационной деятельности — малых предприятий, которые в дальнейшем могут объединяться в корпорации и становиться основными поставщиками инновационной продукции на внутренние и внешние рынки страны. Динамика численности малых инновационных компаний пока является отрицательной: если в 2004 г. в стране было 22,5 тыс. малых инновационных компаний, в 2009 г. — только 12,3 тыс., а в 2010 г. — уже 11,6 тыс. Число работающих на таких фирмах составляет примерно 0,65% занятых в секторе малого и среднего бизнеса. Именно на развитие этой категории субъектов инновационной деятельности должно быть направлено внимание тех, кто отвечает за создание инновационной среды [2].

Необходимо формировать субъектно-ориентированный подход правительства региональных и федеральных властей к инновационному развитию, который поможет найти индивидуальный подход к каждому конкретному субъекту и начать адресную поддержку по определенной схеме. Данный опыт требует обобщения, совершенствования и комплексной реализации. Внедрение отработанных схем позволит сократить время поисков решения и выбора наиболее приемлемых форм другим субъектам инновационной деятельности.

Для эффективного взаимодействия при построении региональных инновационных систем необходим специальный координирующий орган, который бы занимался сбором и анализом поступающей информации, ее обработкой, выявлением конкурентных преимуществ и соответственно коммуникатором инновационного развития в регионе по всей цепочке инновационного цикла от момента зарождения идеи до выхода на рынок готовой продукции. Таким органом должен стать Центр инновационного развития региона, или отдел по инновационному развитию города, т. е. своеобразный центр передачи знаний — место, куда стекается вся информация о ходе работы предприятий, стадиях развития, проблемах и потребностях с которыми они сталкиваются от стадии разработки проекта выпускаемой продукции до ее коммерческой реализации и получения прибыли. Такие центры должны возникнуть в каждом регионе, т. е. иметь территориальную привязку к тому месту, где будет осуществляться инновационная деятельность.

К сожалению, в существующей системе государственного управления таких органов до сих пор не создано, реальной системы мониторинга и управления инновационными процессами нет, ответственных лиц за реализацию инновационной политики тоже нет (их наличие просто не предусмотрено законом), а региональные власти, за исключением небольшого числа субъектов Федерации, вообще слабо понимают, что такое инновации, как их развивать и превращать в реальные финансы.

Каждый Центр инновационного развития должен разработать Концепцию инновационного развития района, города, которая должна иметь в своем составе перечень предприятий, находящихся в регионе или районе со своими основными функциями и перспективными планами, стратегию и направления развития, отраслевые программы развития инноваций и механизмы координации. Центры должны принимать участие в разработке новых законодательных документов, стимулирующих создание, охрану, использование интеллектуальной собственности, ее оценку в стоимостных показателях, разработку критериев, программы подготовки или переподготовки кадров и механизмы обратной связи. Центром должен управлять Совет директоров, в который будут входить представители университетов, администрации района, фондов, а также представители юридических лиц и банков. Совет директоров определяет основные векторы конкурентоспособности. Взаимоотношения между участниками Центра должны базироваться на договорных взаимоотношениях, определяющих процент участия и величину дохода на этот процент.

Такие центры должны стать низшим звеном инновационной системы Российской Федерации. Принципы работы Центров, помимо опоры на конкурентные преимущества и исторические предпосылки развития региона, должны активно использовать международный опыт развитых и развивающихся стран. Обновление технологической базы региона и расширение доступа к результатам НИОКР должно опираться на мировой рынок технологий. В современной практике сложилось несколько основных форм заимствования и использования зарубежных технологий. «Стратегия переноса» заключается в покупке иностранных лицензий на право выпуска наукоемкой продукции и освоение ее массового производства в своей стране, «Стратегия заимствования» состоит в том, что страна осваивает выпуск наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых странах. «Стратегия наращивания» заключается в следующем: имея мощный научный потенциал, государства формируют программы долгосрочного характера, позволяющие наращивать выпуск новой продукции на базе высоких технологий с использованием зарубежного опыта и привлечением из-за рубежа талантливых ученых и инженеров [1]. Таким образом, они сохраняют научное лидерство в тех или иных областях и искусственно сдерживают развитие науки в других странах. При передаче технологии, как правило, стремятся сохранить контроль над ее использованием.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Инновационные центры должны поддерживать связь с аналогичными структурами внутри страны и за рубежом, участвовать во внутригосударственных и международных программах освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции. В результате работы Центров будут выявляться достоинства и недостатки в организации инновационного процесса, будет проводиться мониторинг научно-технической и инновационной деятельности региона в режиме реального времени и будут готовиться рекомендации по организации процессов и интеграции с теми или иными участниками как внутри региона, так и с внешними партнерами.

Создание Центров инновационного развития позволит университетам города создавать новые программы обучения студентов для высокотехнологичных отраслей экономики и программы повышения квалификации кадров для действующих специалистов на различных уровнях управления, в администрациях и юридических лицах.

Основным элементом регионального рынка инновационных разработок должен стать электронный порт, функционирующий в каждом Центре или Отделе, работа которого может облегчить процесс обмена информацией между всеми уровнями исполнительной власти. Такой порт должен иметь основные блоки, формирующие единое инновационное пространство региона:

• систему генерации идей и знаний;

• индустриальную систему;

• систему формирования спроса на инновации;

• систему продвижения;

• рынок.

За взаимодействие Центров инновационного развития и функционирование всей национальной инновационной системы должен отвечать новый Федеральный орган, стоящий над отраслевыми министерствами и ведомствами, наделенный дополнительными полномочиями и отдельным финансированием. На уровне субъектов Центры и Отделы будут формировать общую стратегию и политику развития региона, а непосредственно на муниципальном уровне должны решаться локальные проблемы субъектов инновационного развития, так как они имеют территориальную привязку и решают свои проблемы, опираясь на те ресурсы, которые доступны им в непосредственной близости.

Вертикальная власть должна решить проблему координации и кооперации субъектов инновационного развития, ответственности за стратегии развития, обеспечить достойную жизнь населению, поднять международный престиж и могущество государства, мобилизовать общество на реализацию долгосрочных задач.

В России необходимо обеспечить целенаправленное государственное и прежде всего административно-правовое регулирование, а также стимулирование предпринимательства в сфере материального производства, которое составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы: здравоохранения, просвещения, фундаментальной науки и т. д. [3]. Хочется еще раз подчеркнуть, что, к сожалению, современная система управления государством с этой задачей пока не справляется.

Своей работой система Центров инновационного развития должна помочь сформировать благоприятный инвестиционный и инновационный климат территорий и так называемые кластеры, в которых будут зарождаться мощные российские корпорации, способные стать центрами роста мирового уровня.

Преимуществами кластерной формы является комплексное развитие экономики региона: возможность привлечения значительного количества средств, инвесторов и финансовых организаций для реализации крупномасштабных, долгосрочных, дорогостоящих проектов, возможность активного участия в государственных и коммерческих программах развития, снижение финансовых рисков и производственных издержек отдельных предприятий, активное внедрение инноваций, установление долгосрочных договорных и иных связей, создание дополнительных рабочих мест, создание системы переподготовки квалифицированных кадров в рамках кластера, создание современной системы управления комплексным и взаимоувязанным развитием.

Пока в современной практике лишь небольшое количество губернаторов, чиновников, занимающихся управлением инновационными процессами непосредственно на территории, да и совсем немного руководителей предприятий владеют необходимыми знаниями и умениями для построения эффективных бизнес-процессов в экономике знаний. Территориальные институты инновационного управления — это создание нового организационного формата в новый постиндустриальный период развития человеческих экономических взаимоотношений и главный механизм, который призван корректировать недостатки и усилить развитие региона, механизм, призванный вовремя использовать, находить нужные управленческие решения и правильный подход к стоящим проблемам. Модель координации территориальных институтов инновационного управления региона представлена ниже (рис. 1).

Процессы взаимодействия между институциональными сферами — университетами, научно-исследовательскими организациями, бизнесом и государством должны координироваться Центрами инновационного развития регионов. Территориальные институты инновационного управления включают в себя: пространство воспроизводства знаний — систему подготовки кадров и управления человеческими ресурсами; региональную инфраструктуру производства и поддержки конкурентоспособности и неотъемлемый элемент — информационно-коммуникационное пространство.

В отношениях федеральной и региональной власти можно представить такое разграничение полномочий, полученное в результате анализа опыта Великобритании, США и России [1]:

• правительство должно принять лидирующую роль в определении инновационной политики, как стратегически, так и законодательно, в частности в сфере налогового регулирования; в формировании условий, необходимых регионам для развития; способствовать выводу инновационной продукции на зарубежные рынки;

• региональные органы власти должны принять на себя главную роль в стимулировании местных и региональных взаимосвязей и взаимодействия между государством, бизнесом и научно-образовательным сообществом для формулирования регионального инновационного планирования и развития;

• региональные и федеральные органы власти должны поддерживать совместные проекты развития региональной инновационной среды, совершенствовать состояние этой среды, чтобы она выступала платформой для венчурного бизнеса.

Решение поставленных задач по формированию национальной инновационной системы (НИС), которое должно базироваться на всей совокупности основных задач государственных и частных институтов, поддерживающих инновации, представлено ниже (рис. 2). Для этого необходимо создание эффективной системы государственного управления, четкой и строгой вертикали власти, способной и готовой взять в свои руки ответственность за реализацию инновационной политики развития России.

Рис. 1. Модель координации территориальных институтов инновационного управления

Успешное формирование национальной инновационной системы зависит и от такого немаловажного фактора как доверие, которое, к сожалению, в последнее время со стороны общества к государству утеряно. В треугольнике Государство-Общество-Бизнес, главной целью которого является улучшение жизни, связующим звеном должно быть доверие, основанное на общности интересов, взаимовыручке, поддержке, одинаковых целях и методах достижения благ. Пространство согласия позволит объединить людей из различных отраслей знаний для обсуждения конкурентных преимуществ и недостатков регионов, для разработки идей и стратегий развития и, главное, выстроить эффективное взаимодействие.

И еще один немаловажный фактор необходимо учитывать, когда мы говорим об инновационном развитии регионов, районов, городов, — это временной фактор. Для развития сильных сторон и решения существующих проблем регионов должна возникнуть цепочка инновационных предприятий-корпораций, являющихся основой экономики страны. Периоды инновационного становления и развития, как правило, являются более длительными, нежели обычные политические и бюрократические временные рамки. Для становления успешного инновационного развития региона может потребоваться 10-15 лет, а никак не 3-5 лет, как того хотелось бы. Только каждодневная совместная деятельность между государством, бизнесом и научно-образовательным сообществом позволит произвести масштабные исторические изменения в России, что потребует времени и определенного терпения и, главное, консолидации творческих усилий всех членов общества.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Определение территориальных, административных и товарных границ рынков

I

Оценка активности органов власти при создании условий для эффективного развития

предпринимательства

Оценка состояния и определение перспективных направлений развития предпринимательства

Определение целей и интересов субъектов взаимодействия на конфликтность, индифферентность, приоритетность

I

Проверка сбалансированности интересов органов власти и предпринимательских структур и корректировка принимаемых решений

Сотрудничество органов власти и предпринимательства в форме партнерства с соблюде нием интересов обеих сторон с подчинением общим правилам и законам. Принятие управленческих решений по формированию законодательной базы

Разработка приоритетов оценки эффективности взаимодействий

Реализация системы взаимодействия, позволяющей находить новые ресурсы для инноваций и инвестиций для становления предпринимательства, гарантирующих нормальные условия воспроизводства отраслей народного хозяйства

Рис. 2. Приоритетные направления государственных и частных структур, поддерживающих инновации

ЛИТЕРАТУРА

1. Гретченко А.А. Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы: зарубежный опыт и российские перспективы. Научный доклад. М., 2008.

2. «Инновационная Россия-2020». Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. М., 2010.

3. Тяглов С.Г., Неделин М.Д. Императивы предпринимательства как драйверы активизации инновационного пути модернизации российской экономики / Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. № 4(36).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.