ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
А.С. КАРАТЕЕВ,
аспирант,
ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма», e-mail: [email protected]
В работе выявлены механизмы формирования устойчивой региональной экономики на основе развития малых предприятий и их интеграции со средним и крупным бизнесом в территориально-производственные кластеры.
Ключевые слова: устойчивость региональной экономики; малые предприятия; ведущие территориально-производственные кластеры; ассоциации; холдинг; государственная поддержка малых предприятий.
Коды классификатора JEL: R11.
Социально-экономическое развитие регионов России адекватно отражает весь комплекс проблем, характерных для всей страны. Именно регион является главным составляющим элементом государства и основной характерной особенностью реализации модели устойчивого развития в России.
Проблема перехода к устойчивому развитию связана с рациональным использованием природных ресурсов, которые по территории страны распределены неравномерно, поэтому данную проблему следует решать, в первую очередь, на уровне регионов.
При этом, устойчивость экономики региона достигается при условии четкой взаимосвязи субъектов рынка различного уровня [3]. Наибольшую сложность в этом случае представляет интеграция малых предприятий в этот процесс как наиболее уязвимой категории рынка. Поэтому именно малым предприятиям необходимо уделить особое внимание в процессе повышения устойчивости региональной экономики.
Однако, сегодня малые предприятия как разрозненные бизнес-единицы не могут создать реальную конкурентную силу на макро- и мезоуровнях. Возникает необходимость их интеграции в территориальные производственные кластеры как устойчивой и конкурентоспособной надстройки над субъектами рынка.
Мировой опыт свидетельствует, что в экономически развитых странах именно интегрированные структуры оказывают существенное влияние на успешное функционирование всех отраслей, решение социальных проблем и увеличение занятости населения [2]. Поэтому создание кластеров ведущих отраслей регионов с включением в них малые предприятия является тем фактором, который позволит сформировать современные конкурентные позиции в каждой отрасли.
Целесообразность создания таких кластеров в регионах с определенной специализацией обосновывается возможностью их эффективного влияния на устойчивое развитие всей экономики региона. Ведущую роль в этом процессе должно играть четкое взаимодействие малых предприятий с крупными субъектами рынка, так как малые предприятия формируют основу для развития крупного бизнеса ведущих отраслей.
На сегодняшний день создание кластеров становится очевидным. Это обуславливается тем, что большинство договоров региональными предприятиями заключается с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это в любом случае формирует некий круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках [5].
Однако, создание кластеров становится возможным даже в том случае, если субъекты рынка никогда ранее не имели деловых контактов между собой. Развитие ведущих кластеров региона с вхождением в них предприятий малого бизнеса может проводиться как спонтанно, так и организованно. Второй вариант возможен по инициативе либо фирмы-крупного производителя продукции, располагающей значительными ресурсами, либо местными органами власти. Очевидно, что не существует готовых общезначимых процедур кластеризации, но можно с уверенностью утверждать, что государственная региональная поддержка могла бы способствовать интеграции регионального бизнеса в скоординированную сетевую систему. По мере расширения доверительных отношений участников ведущих территориальных производственных кластеров начинается постепенный переход к более рискованным проектам с участием малых, средних и крупных предприятий.
В процессе своего становления кластер проходит, как правило, пять стадий: агитацию и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта, стратегического проекта и стадию саморегулирования.
Результативность функционирования малого предприятия в кластере, также как и результативность функционирования рынка региона, представляет собой многоаспектное явление. Малые предприятия, объединенные со средними и крупными предприятиями в кластер, прежде всего, являются особым субъектом рынка. В данном случае субъектом рынка выступают не просто малое предприятие, но, прежде всего, их кластер. Следовательно, оценка результативности функционирования этого субъекта рынка может даваться, как с позиции успешности функционирования кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия [1].
Оценка степени результативности развития ведущего кластера в регионе может происходить и со стороны последствий для экономики государства. Так, развитие кластера способствует сохранению рабочих мест на малых предприятиях ведущей отрасли. Это в свою очередь дает возможность сохранить налоговую базу.
С точки зрения региональной экономики, эффективность развития малых предприятий в ведущих кластерах может оцениваться количеством созданных рабочих мест, налаженной системой взаимоотношений, снижающих число конфликтных ситуаций. Кроме того, этот показатель свидетельствует и об увеличении самого среднего класса.
© А.С. Каратеев, 2009
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
263
С точки зрения субъекта рынка, результат может быть оценен показателями развития самого кластера: рентабельность, устойчивость, использование инноваций, ресурсы и т.п.
Более того, создание кластера в ведущих отраслях региона позволит решить проблему разрозненности маркетинговой политики малых предприятий. Для развития отрасли в районе необходимо выработать единую стратегию, которая позволит завоевать новые рынки сбыта, будет способствовать продвижению продукции и рекламе.
Решение задач полноценного развития малых предприятий как неотъемлемых участников кластера в регионе, по нашему мнению, сегодня предполагает, формирование эффективной государственной структуры их стимулирования и поддержки как наиболее слабого звена экономики региона.
Оценивая результаты реализации ряда региональных целевых программ поддержки малых предприятий следует отметить, что, несмотря на достигнутые плановые результаты, эффективность осуществляемых мероприятий невысока.
Так, например, на уровне Краснодарского края принят ряд законов и постановлений, направленных на создание благоприятных условий по привлечению инвестиций, развития предпринимательской деятельности, предотвращения излишнего бюрократического администрирования на территории Краснодарского края, среди них: закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 604-КЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.). постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 2002 г. № 817 «О развитии малого предпринимательства в Краснодарском крае» (с изменениями от 17 июля 2003 г., 10 июня 2005 г. и 5 мая 2006 г.) и ряд других.
В крае выстроена схема взаимодействия органов власти с субъектами рынка, создана инфраструктура поддержки малых предприятий, включающая в себя:
♦ краевой (при главе администрации Краснодарского края) и 45 муниципальных (при главах муниципальных образований) Советов по предпринимательству;
♦ 43 Центра содействия развитию малых форм хозяйствования;
♦ инновационные технопарки;
♦ государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»;
♦ краевой Центр бизнес-образования при Кубанском государственном университете;
♦ 28 сельскохозяйственных и потребительских кооперативов и др.
В 38 муниципальных образованиях края приняты и действуют программы поддержки малого бизнеса, идентичные краевому закону.
Однако, как показывает анализ, действующая система государственной поддержки малых предприятий в Краснодарском крае, имеет ряд недостатков:
♦ нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;
♦ неравномерность размещения объектов инфраструктуры поддержки;
♦ недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг (отсутствие сертификации).
Одной из основных причин этих недостатков является недостаточное финансирование из бюджетов всех
уровней.
Опыт региональной поддержки малого бизнеса свидетельствует о том, что организующим началом в формировании данного сектора экономики на местах могут стать программы поддержки малого бизнеса.
Учитывая специфику задач регионов, для большинства из них приоритетным является создание условий для комплексной поддержки малых предприятий как элементов региональной экономической системы.
На основании этого можно выделить два направления региональной государственной политики:
♦ защита интересов малых предприятий в приоритетных отраслях региона и создание общих благоприятных условий для его развития (территориально-производственная кластеризация);
♦ адресная государственная поддержка малых предприятий ведущих кластеров региона и развитие перспективных направлений бизнеса в соответствии с приоритетами, установленными спецификой развития экономики региона.
В этом случае становится очевидным, что необходимы параметры разделения малых предприятий на эти два направления. Однако, в связи с тем, что прерогатива определения параметров малого предприятия остается за федеральным уровнем, для формирования региональной государственной поддержки требуется более глубокая дифференциация предприятий, основанная на качественных параметрах их финансово — хозяйственной деятельности [6].
В связи с этим, можно выделить две группы параметров государственного развития и поддержки малых предприятий в регионе:
■ первая группа (федеральная) — это нормативные параметры, установленные Федеральным законодательством для применения общих мер, направленных на защиту интересов малых предприятий и создание общих благоприятных условий для их развития;
■ вторая группа (региональная) — это экономические параметры, характеризующие экономическую устойчивость предприятия, определяемые региональными органами власти в соответствии с установленными приоритетами.
Данный подход позволяет адаптировать государственную региональную политику к конкретной поддержке отдельных малых субъектов рынка, что позволит целенаправленно использовать бюджетные ресурсы и оказать реальную помощь игрокам муниципального рынка.
Кроме того, для того чтобы сохранить существующие и создать новые предприятия, увеличить количество рабочих мест и налоговые поступления малым предприятиям региона необходимо постоянно оказывать организационно-техническую, финансовую и имущественную помощь, т.е. часть средств государственной поддержки направлять на создание инфраструктуры развития территории и поддержки бизнеса [2].
В настоящее время, в связи с произошедшими качественными и количественными изменениями в концепциях развития региональной экономики, целесообразно пересмотреть целевую составляющую организации государственной поддержки малых предприятий в регионе, с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и опыта, преуспевающих в вопросах поддержки малого бизнеса субъектов Российской Федерации.
В связи с этим можно предложить новый дифференцированный подход к выработке таких направлений, которые были бы реализованы адресно и с максимальным эффектом для предприятий малого бизнеса в ведущих территориальных производственных кластерах. Методика реализации предлагаемого дифференцированного подхода к региональной поддержке малых предприятий имеет следующие основные этапы:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
264
А.С. КАРАТЕЕВ
1 этап. Учет и финансово-экономический анализ развития малых предприятий ведущих кластеров экономики региона.
2 этап. Распределение предприятий по кластерному типу.
3 этап. Определение экономической устойчивости малого предприятия в регионе. Для этого необходимо:
1) разработать систему показателей для оценки экономической устойчивости малых предприятий по кла-
стерам;
2) обработать финансово-экономические отчетности малых предприятий;
3) ранжировать малые предприятия по уровню экономической устойчивости в разрезе каждого кластера;
4) разработать региональные принципы поддержки малых предприятий (адресность; целевое финансирование; региональный контроль эффективности используемой помощи; поэтапное финансирование и другие).
5) определить малые предприятия для адресной поддержки.
4 этап. Создание ассоциации по развитию ведущего территориального производственного кластера в регионе.
Основная задача ассоциации — это развитие конкуренции и обеспечение равных условий для малых предприятий, формирование инфраструктуры рынка, предоставление кредитов, привлечение инвестиций, обеспечение субъектов рынка деловой информацией.
Кроме того, решение задач по повышению экономической устойчивости региональной экономики в условиях экономического кризиса, ограниченных и дорогих сырьевых и энергетических ресурсах возможно через развитие научно-инновационных деятельности. Интерес к внедрению научно-инновационных подходов состоит в необходимости быстрого доведения исследований и разработок до коммерческого результата, выхода на внешний рынок и создания новых рабочих мест.
Однако, сложившаяся ситуация в большинстве регионов страны свидетельствует о недостаточной заинтересованности предпринимательского сектора в инновационной научно-технической деятельности и развитии рынка инноваций, хотя малые предприятия вносят определенный вклад в инновационное развитие экономики всей страны. В связи с этим необходимо расширить принятие комплексных государственных мер по стимулированию внедрения инноваций в малые предприятия в разных отраслях экономики, что окажет существенное влияние на объемы и качество поставляемой на рынок продукции.
В настоящее время в ряде регионов еще не сформированы основы инновационной инфраструктуры, организационное ядро которой составляют ассоциации. Поэтому в рамках каждого производственного кластера региона было бы целесообразно создание холдинговой структуры, состоящей из ряда малых предприятий, банковских структур и высших учебных заведений. Во главе холдинга должна стоять ассоциация, которая будет координировать его работу.
Взаимоотношения в холдинге должны быть построены по следующей технологической цепочке:
□ высшее учебное заведение — поставщик и владелец интеллектуальной собственности;
□ ассоциация — разрабатывает бизнес-проекты под интеллектуальную собственность вуза, осуществляет поиск инвестиций и проводит организационное и финансовое сопровождение проектов;
□ банковские структуры выступают гарантами под инвестиционные ресурсы и сами являются инвесторами;
□ малые предприятия внедряют новые инновационные технологии, оборудование.
После завершения опытной части проекта и успешной продажи первой партии продукции предприятие получает технологическую и конструкторскую документацию, сегмент рынка и проект переходит в стадию производственной реализации.
Осуществление представленной корпоративной стратегии позволяет сократить цикл: научная разработка — опытная партия — производство — рынок с традиционных 2-7 лет до 0,5-2 лет, что, в свою очередь, открывает доступ к инвестиционным ресурсам в виде грантов и субсидий.
Кроме того, необходимо создание единой системы в области информационного обеспечения рынка. Без решения проблемы всестороннего информационного обеспечения субъектов рынка невозможно говорить о его современном развитии.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость создания в регионах специальных обучающих центров. Данные центры необходимо создать при поддержке муниципальных властей региона.
Реализация данного проекта позволит в первую очередь менеджерам малых предприятий получить профильное образование, позволяющее им разбираться в тонкостях ведения дела, а с другой стороны подготовить кадры для новых предприятий, тем самым обеспечить новые рабочие места для ряда категорий населения региона.
В целом решение выявленных проблем позволит сформировать устойчивую взаимосвязь субъектов рынка, основанную на кластеризации основных отраслей экономики региона, что позволит повысить конкурентоспособность и устойчивость всей национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. АнпиловА.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки. 2006. № 6. С. 14-22.
2. Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / А.Ю. Баженов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005. 104 с.
3. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004. 303 с.
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
5. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, СВ. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана, М.: Финансы и статистика, 2008. 176 с.
6. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. Под ред. д.э.н. Бандурина В.В. М.: Буквица, 2007. 227 с.