Научная статья на тему 'Современное состояние малого бизнеса Южного федерального округа'

Современное состояние малого бизнеса Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохова Е. А.

В статье проанализированы показатели деятельности предприятий малого бизнеса в Южном федеральном округе, показано, что от наличия и процветания субъектов малого предпринимательства в макрорегионе в целом зависит экономическое благосостояние регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние малого бизнеса Южного федерального округа»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Е.А. МОХОВА

Институт дружбы народов Кавказа, старший преподаватель e-mail: selenamoon12@mail.ru

В статье проанализированы показатели деятельности предприятий малого бизнеса в Южном федеральном округе, показано, что от наличия и процветания субъектов малого предпринимательства в макрорегионе в целом зависит экономическое благосостояние регионов.

Ключевые слова: регион; малый бизнес; малое предпринимательство.

Коды классификатора ^ЕЬ: L26, И11.

Южный федеральный округ наиболее компактный среди федеральных округов России, его территория составляет только 3,5% территории России. При этом численность населения округа составляет 22,8 млн человек или 16% населения страны. Это третье место в стране после Центрального и Приволжского округов. По плотности населения Южный регион занимает второе после Центрального округа место (почти 40 человек на 1 км2) [1].

Однако макрорегион отличают нерешенность экономических и социальных проблем, которые приходится решать на фоне межнациональных, межрелигиозных и межэтнических конфликтов.

В целом важнейшей проблемой Южного ФО является общий подъем экономики региона, как результат устойчивого и ускоренного экономического роста всех 13 субъектов Федерации, его образующих. Южный федеральный округ — крупнейший получатель средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России. Он получает более четверти всей суммы.

Наиболее эффективным выходом из создавшегося положения является развитие малого бизнеса в макрорегионе.

На Юге России имеются все необходимые предпосылки для развития и эффективного функционирования малого предпринимательства. Однако по данным журнала Эксперт-Юг, платежеспособность населения составляет не более 10-12% от необходимого объема инвестиций в малое предпринимательство по сравнению с развитыми странами [4]. Для предприятий среднего бизнеса этот показатель составляет 5-7 %.

Потребность же в кредитных ресурсах малыми предприятиями удовлетворена только на 15-20%, а объем кредитного рынка составляет 35 млрд рублей в год. Таким образом, ежегодно в макрорегионе наблюдается тенденция неудовлетворенности малых предприятий кредитными ресурсами, т. е. следует говорить о существующей проблеме доступности ресурсов, в частности финансовых, для предпринимателей.

По данным Росстата, за период с 2003 по 2007 гг. в Южном федеральном округе число малых предприятий выросло с 96,4 тыс. предприятий до 114,2 тыс. предприятий [2]. Таким образом, рост составил 17,8 тыс. предприятий. По количеству малых предприятий ЮФО устойчиво занимает пятое место среди федеральных округов России.

При этом в самом Южном ФО среди его регионов лидируют по числу субъектов малого бизнеса Краснодарский край (29,6 тыс. предприятий в 2003 г. и 34,9 тыс. предприятий в 2007 г.), Ростовская область (24,2 тыс. предприятий в 2003 г. и 32,1 тыс. предприятий в 2007 г.), Волгоградская область и Ставропольский край (соответственно 13,8 тыс. и 12,7 тыс. предприятий в 2003 г. и 15,0 и 12,1 тыс. предприятий в 2007 г.)

Однако в 2008 г. картина резко изменилась: в целом по макрорегиону показатель (без учета микропредприятий) снизился на 74,3 тысячи предприятий и составил 39,9 тыс. рублей. Объяснением этого служит глобальный экономический кризис, начало которого в России принято относить на осень прошлого года. При этом по количеству предприятий первенство у Волгоградской области — 14,6 тыс. предприятий.

Развитие малого бизнеса позволяет снизить социальную напряженность в регионе, позволяя в большей степени увеличить занятость населения. Условно к работающим в сфере малого бизнеса относят более 43% занятого населения. Из них около 9% работают на малых предприятиях — юридических лицах, остальные же осуществляют деятельность в неформальном секторе экономики, являясь членами крестьянских фермерских хозяйств или индивидуальными предпринимателями, в том числе и их наемными работниками. Так в 2007 г. в макрорегионе было зарегистрировано почти 112 тыс. малых предприятий, 107 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и 577 тыс. индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах [1].

Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) за рассматриваемый период 2003-2007 гг. выросла с 806,6 тыс. человек до 929,0 тыс. человек, т. е. на 122,4 тыс. человек [2].

По численности работников, также как и по количеству малых предприятий, Юг России занимает только четвертое место среди округов России.

Абсолютное большинство малых предприятий ЮФО занимаются торговлей (около 43%). Причем это и оптовая и розничная торговля, и ремонт автотранспортных средств и т. д. Около 12% субъектов малого бизнеса осуществляют свою деятельность в обрабатывающей промышленности, более 12% — в строительстве, около 13% — проводят операции с недвижимым имуществом, арендой, предоставлением услуг.

Причем необходимо отметить, что данные по ЮФО повторяют данные по России. Так, малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, составляют 44,9%, а малые предприятия, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, составляют 15,9% [2].

© Мохова Е. А., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

244

Е.А. МОХОВА

Необходимо отметить, что малые промышленные предприятия сконцентрированы в обрабатывающем секторе, это прежде всего, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования. Основной сферой деятельности малых предприятий, доля которой в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств оценивается в 40%, является производство пищевых продуктов [1].

Также малое предпринимательство оказывает влияние на формирование итоговых показателей по выпуску других видов промышленной продукции. Так, основные объемы производства мебели в большинстве регионов Юга России формируют малые предприятия.

Малые предприятия ЮФО занимают ведущие позиции в производстве швейных и текстильных изделий, обуви.

Промышленное производство предприятий малого бизнеса в макрорегионе диверсифицировано. Имеются примеры производства малыми предприятиями машиностроительной продукции и сложного оборудования [1]. Так, в Краснодарском крае малые предприятия в полном объеме производят деревообрабатывающие станки, средства вычислительной техники, холодильное и полиграфическое оборудование, хлебопекарные печи и многое другое.

В Ростовской области субъектами малого бизнеса выпускается высоковольтная электрическая аппаратура, кабели телефонной связи и др. В Ставропольском крае ими производятся техноостнастка для машиностроения, медтехника и запчасти к ней.

Только малые предприятия Астраханской области производят станки металлорежущие и деревообрабатывающие, изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы и др., высока доля малого бизнеса в производстве кузнечно-прессовых машин (более 93%), стеклопластика и изделий из него (свыше 90 %).

В полном объеме малыми предприятиями Волгоградской области производится техническое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, запчасти к нему, стеклопластики, трубы и детали трубопроводов из термопластиков, олифы, эмали, грунтовки и т. п.

В Дагестане на долю малых предприятий приходится 86% производства стеновых материалов, 99% плитки керамической и 100% блоков мелких стеновых из ячеистого бетона. В Ингушетии только малыми предприятиями производится производство конструкций из сборного железобетона и строительный кирпич.

В Кабардино-Балкарии весь объем производства металлопластиковых окон и дверей принадлежит малому бизнесу. В Северной Осетии — Алании только малый бизнес специализируется на выпуске дверных и оконных блоков. Можно привести и другие примеры.

Кроме того, субъекты малого бизнеса макрорегиона активно занимаются производством ювелирных изделий (Ростовская область, Дагестан, Краснодарский и Ставропольский края и др.) и изделий художественных промыслов (Карачаево-Черкесская республика, Краснодарский и Ставропольский края).

Оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности в целом по макрорегиону, характеризующий стоимость отгруженной продукции и выручку от продажи приобретенных на стороне товаров, по итогам 2008 г. составил 10 093,5 млрд рублей [2].

Важную роль играет малый бизнес в инвестиционных процессах. В регионах Южного ФО ежегодно увеличивается количество малых предприятий, заявляющих о своих инвестиционных намерениях.

Причем объем инвестиций в основной капитал малых предприятий увеличивается: если в 2003 г. в целом по ЮФО было освоено 14 244,7 млн рублей инвестиций в основной капитал, то в 2007 г. этот показатель уже составил 47 467,2 млн рублей [2].

Более 44% объемов инвестиций в основной капитал малых предприятий освоено малыми предприятиями Краснодарского края, более 34% — Ростовской области и около 7% — Волгоградской области. Причем в сравнении с данными по стране в целом эти показатели составляют соответственно 8,2%, 6,3% и 1,3%. В целом по округу 18,3% по сравнению с данными по России.

В 2008 г. произошло увеличение данного показателя. В целом по макрорегиону было освоено 21,2% по сравнению с данными по стране. Из них по-прежнему лидирует Краснодарский край, где было освоено 29 116,7 млн рублей инвестиций в основной капитал, Ростовская область — 22 072,0 млн рублей, Волгоградская область — 7 404,4 млн рублей инвестиций в основной капитал. В сравнении с данными по стране в целом эти показатели составляют соответственно 9,2%, 7,0% и 2,3%. Конечно, этого недостаточно для эффективного формирования, развития и функционирования субъектов малого бизнеса.

В связи с этим на всех уровнях власти принимаются решения в поддержку малого бизнеса. Во многих регионах ЮФО исполнительные органы власти оказывают значительную поддержку субъектам малого предпринимательства. С 1 января 2009 г. подверглось существенным изменениям законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса. Однако рано еще говорить о снятии всех проблем субъектов малого бизнеса.

Наиболее актуальными для малого бизнеса остаются проблемы вхождения в бизнес начинающих предпринимателей вследствие высокой конкуренции и сложности прохождения бюрократических процедур, а также недостаточности ресурсов, и прежде всего финансовых. Положение еще более усугубляется в условиях глобального экономического кризиса.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства ЮФО во всех сферах деятельности должно не только существенно диверсифицировать экономику округа, но и значительно смягчить остроту ситуации на рынке труда. Однако пока значительное количество малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания, в бытовом обслуживании населения и строительстве, в промышленных и инновационных видах деятельности вклад субъектов малого бизнеса пока незначителен.

Сегодня одним из наиболее приоритетных направлений развития экономики является переход на инновационную модель. Малый бизнес остается одним из наиболее восприимчивым к инновациям секторов экономики. Этот сектор позволит модернизировать экономику, перевести ее на инновационные рельсы и тем самым поможет легче и менее болезненно выйти из кризиса стране в целом и регионам ЮФО в частности. По мнению председате-

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО.

245

ля Правительства РФ В.В. Путина, необходима финансовая поддержка малых предприятий на начальной, высокорискованной стадии развития инновационного производства [3].

И не случайно уже многое делается в этом направлении. Так, в конце прошлого года прошел VIII Международный экономический форум «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие». В ходе форума впервые был продемонстрирован высокий уровень интереса к привлечению инвестиций в наукоемкий бизнес и созданию новой системы финансирования сектора малого предпринимательства [6].

На форуме отмечалось, что предприятия малого и среднего бизнеса Южного федерального округа все более эффективно используют новейшие достижения науки и техники, внедряют новые технологии и разработки.

По мнению главы Минэкономразвития Ставрополья Ю. Ягудаева, Ставрополье среди других регионов Юга России лидирует по созданию малых инновационных компаний в рамках федеральной программы «Старт», позволяющей перейти от простой эксплуатации сложившихся производств к их инновационному развитию [5]. Не отстают от Ставропольского края и другие субъекты Федерации, входящие в ЮФО. Так, начиная с 2005 г. было выплачено 37 грантов малым инновационным предприятиям Ростовской области с первоначальным объемом финансирования порядка 30 млн рублей [6].

В целях повышения инновационности предпринимательства, и прежде всего малого, в макрорегионе действует целый ряд бизнес-инкубаторов: в Краснодарском крае, в Ростовской и Волгоградской областях, в Кабардино-Балкарской Республике.

В заключение необходимо заметить, что, учитывая особую роль и значение предпринимательства, и прежде всего малого предпринимательства, государственная политика властей на региональном и местном уровнях должна быть направлена на поддержку бизнеса, в первую очередь на рынке финансовых ресурсов, на снятие административных и налоговых барьеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатов В.Г., Бутов В.Н. Южная Россия и ее регионы. Современное сосотояние и проблемы развития. Ростов н/Д : МарТ, 2006.

2. Официальный сайт Росстата http://www.gsk.ru.

3. Путин В. Малый бизнес восприимчив к инновациям // Деловая пресса. 2009. 16 июня. № 20 (727).

4. Эксперт-Юг. 2008. № 4.

5. http://www.interfax-russia.ru.

6. http://www.ugtd.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.