Научная статья на тему 'Аспекты стратегии инновационного развития территории'

Аспекты стратегии инновационного развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION DEVELOPMENT / INVESTMENT APPEAL / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION CLIMATE / NEW ECONOMICS / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Г. В.

В статье исследуется логическая схема инновационных стратегических направлений, обуславливающих восприимчивость крупного бизнеса к инновациям при интеграции государства, бизнеса и науки, которая определяется наличием инновационного потенциала. Обновление производства реализуется через инновационный маркетинг. Инновационная политика способствует созданию национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of the strategy of innovative development territory

In this article we have investigate magnitude of creation of flexible innovative regional development mechanism. The special attention we paid to innovative survive organization strategy in a global economy we analyze the innovation policy direction vector of innovation development.

Текст научной работы на тему «Аспекты стратегии инновационного развития территории»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

102 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

ОВЧАРЕНКО Г.В.,

доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

В статье исследуется логическая схема инновационных стратегических направлений, обуславливающих восприимчивость крупного бизнеса к инновациям при интеграции государства, бизнеса и науки, которая определяется наличием инновационного потенциала. Обновление производства реализуется через инновационный маркетинг. Инновационная политика способствует созданию национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновационное развитие; инвестиционная привлекательность; инновационная стратегия; инновационный климат; новая экономика; инновационная политика.

In this article we have investigate magnitude of creation of flexible innovative regional development mechanism. The special attention we paid to innovative survive organization strategy in a global economy we analyze the innovation policy direction - vector of innovation development.

Keywords: innovation development; investment appeal; innovation strategy; innovation climate; new economics; innovation policy.

Коды классификатора JEL: O14, O15, O18.

Создание гибкого регионального инновационного механизма определяется особенностью его организации, состоянием внешних и внутренних факторов:

■ инвестиционная привлекательность региона с его спецификой ресурсов;

■ инновационная восприимчивость (активность) бизнеса к постоянным изменениям среды;

■ наличие инновационного научно-технологического потенциала в регионе;

■ взаимовыгодное партнерство государства, науки, бизнеса и образования в инновационной сфере;

■ формирование особых экономико-производственных зон для внедрения новшеств;

■ поддержка и гарантия защиты интеллектуальной собственности.

Практическое решение такого комплекса задач предопределяет в первую очередь:

♦ создание региональной инновационной системы и банка новшеств;

♦ выработку гибкой атакующей инновационной стратегии на основе инновационного маркетинга взаимодействия;

♦ построение и организацию Ростовского научного инновационно-технологического центра;

♦ создание технопарков и технополиса из имеющихся инновационно-активных организаций и малого инновационного предпринимательства;

♦ модернизацию региональных отраслей промышленности.

Практика развитых стран показывает, что это возможно сделать при четкой ориентации инновационной политики региона в направлении реструктуризации хозяйства и обновления инновационного потенциала территории. В начале 80-х гг. в Германии реализована инновационная программа правительством Земли Северной Рейн-Вестфалия по созданию инновационных центров и технопарков во многих городах.

Аналогичные примеры есть в России: технологические парки и инновационные центры созданы в Москве (Дубна), Самаре, Новосибирске и Томске.

Организация инновационных структур региона должна основываться на основе сформированной инновационной программы со средне- и долгосрочным периодами при взаимовыгодном партнерстве власти региона, науки и бизнеса, при поддержке федерального центра на основе имеющегося инновационного потенциала: университеты, научные центры и инкубаторы.

К важнейшим аспектам практической реализации концептуального подхода к модернизации региональной экономики и обновлению производства следует отнести:

❖ глубокую экономическую оценку уровня инновационного потенциала, имеющихся университетов, НИИ, инновационно-активных компаний в городах региона;

© Г.В. Овчаренко, 2011

АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

103

❖ разработку инновационной стратегии региона;

❖ реализацию специфических инновационных проектов через инновационную деятельность отраслей;

❖ формирование социально-экономической программы с переходом к инновационному развитию.

Такая четкая оценка позволит реализовать направления выбранной инновационной политики региона для гибкой модернизации экономики с учетом интересов органов всех уровней власти, науки, образования, крупного и малого бизнеса и решения социально-экономических вопросов общества на основе осуществления специфических инновационных проектов.

Фактор восприимчивости именно организаций (компаний) и малого бизнеса к инновациям является предопределяющим в оценке ее инновационности при становлении новой экономики, что определит инновационную активность различных организаций (пример: ООО «КЗ «Ростсельмаш»») выпускать инновационную продукцию или услуги.

В основу идеи создания инновационно-технологического механизма и инструментов его реализации заложен аспект интеграции наукоемких производств, науки и бизнеса региона при осуществлении гибких налогово-правовых форм организации инновационных ассоциаций с учетом жесткой конкуренции.

Необходимо определить возможности приоритетного стимулирования инновационной активности бизнеса и науки, создавая единый региональный инвестиционно-инновационный финансовый поток в рамках инновационной программы развития для создания регионального инвестиционно-инновационного климата инвесторам, как внутренним, так и иностранным, что позволит сформировать инновационную инфраструктуру, способствующую конкурентной устойчивости региональной экономики. Ключевым элементом гибкой инновационной инфраструктуры является патентование изобретений, открытий, новационной продукции и специфических технологий широкого применения для наращивания инновационного потенциала региона и получение инновационной выгоды. На практике элементы инновационной инфраструктуры (Иинф) не производят материальную ценность (стоимость), следовательно, региональные власти должны определить гибкие формы и четкие принципы ее взаимодействия с составляющими общества: властью, наукой и бизнесом.

Логическая схема инновационных стратегических направлений основывается на ключевых аспектах:

♦ четкое определение направлений инновационной политики на основе интеграции взаимовыгодных интересов субъектов рынка инновационных услуг;

♦ формирование и реализация основной концепции доктрины - достичь того, чтобы удовлетворить изменяющиеся потребности общества;

♦ определение консенсуального интереса всех участников, реализуя доктрину, то есть достижение инновационно-стратегических аспектов.

Анализ практической реализации логической схемы показывает, что четко выбранная инновационная стратегия региона и ее реализация организациями всех отраслей промышленности - это инструмент в условиях нестабильности экономической среды, который предопределяет появление новационных гибких форм кооперации с участием государства, бизнеса и науки. Таким образом, возникает специфический механизм интеграции в инновационной сфере.

Выбранная инновационная стратегия обусловливает способность и восприимчивость организаций к инновационной деятельности, целенаправленной на инновационное развитие с ориентиром на специфические приоритеты региона, реализуемые посредством неординарных новационных управленческих решений с учетом изменяющихся потребностей общества.

Политика реализации инновационной стратегии основывается на принципах инновационного маркетинга, требует от высшего руководства организации предвидения, личного мужества, новаторства и способности определить приоритетность будущей деятельности организации с ориентацией на рыночный спрос и характеризуется различными типами стратегии (рис. 1)

Рис. 1. Типы стратегий

В период становления новой экономики в России проблема выбора инновационного типа развития актуальна как никогда, ибо необходимость выживания в формирующейся непостоянной рыночной среде требует от высшего руководства разработки и реализации национальных инновационных проектов.

Успех инновационного развития экономики хозяйственных субъектов предопределяется наличием инновационного потенциала во всем цикле производственного процесса с применением тактики инновационного маркетинга для осуществления инновационной деятельности на всех уровнях управления.

Мировая практика инновационного развития территорий показывает, что механизм постоянного инновационного обновления отраслей промышленности реализуется через инструмент - инновационный маркетинг - умение

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

104

г В. ОВЧАРЕНКО

топ-менеджеров уловить момент разрыва технологий - момент уменьшения спроса продукта (услуги) на рынке, с заменой новым, отвечающим будущему спросу. Такой подход определяет минимизацию жизненного цикла новшества с новыми потребительскими свойствами, что позволит:

■ получить инновационный доход - сверхприбыль;

■ оценить вектор развития рынка;

■ непрерывно обновлять продукт (или услугу);

■ решать приоритетные социально-экономические проблемы;

■ обеспечить творческую интеграцию власти, науки и бизнеса.

Крайне целесообразно при становлении новой экономики определить инновационно-стратегические направления инновационной политики региона, реализация которых — это решение экономико-социальных проблем — вектор инновационного развития региона.

В сложившейся ситуации инновационно-стратегическая цель государственной инновационной политики — создание национальной инновационной системы на основе научного центра страны для реализации перехода экономики с четвертого технологического уклада на шестой, прежде всего в машиностроении, освоение на ходу пятый уклада, так как экономическое развитие общества происходит скачкообразно согласно концепции длинных волн

H.Д. Кондратьева, с учетом периодических кризисов возникает возможность опережающего перехода на новую фазу волны шестого уклада при внедрении новшеств на основе прорывных цифровых технологий и биоинженерии.

С.Ю. Глазьев отмечает, что исторический опыт показывает, что с преодолением структурных кризисов такого рода и выходом мировой экономики на новую длинную волну экономического роста меняется не только технологическая структура экономики, но и ее институциональная система, а также состав лидирующих фирм, стран и регионов.

Для любой страны условием благополучного выхода из кризиса является инновационная стратегия, ориентированная на сохранение своего экономического потенциала и опережающее создание предпосылок роста новых производств. Это предполагает защиту стратегических активов и внутреннего рынка от набегов иностранного спекулятивного капитала, а также проведение инновационной научно-технической и структурной политики по формированию конкурентоспособных организаций на перспективных направлениях экономического роста, что определит снижение стоимости и повышение качества производства; быстрое улучшение характеристик многих технологических процессов; установление социальной и политической приемлемости новой технологической системы; установление соответствия экономического окружения свойствам новой технологической системы [1, с. 4]. Нужна технологическая революция, сопровождаемая ростом инновационной активности, быстрым повышением эффективности производства, социальным и политическим признанием новых технологических возможностей, изменением ценовых пропорций в соответствии со свойствами новой технологической системы [2].

Сейчас происходит становление нового, шестого технологического уклада. Своевременное развитие базисных производств шестого уклада закладывает сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию до середины XXI в. Уже видны ключевые направления его развития: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети [1, с. 8]. Жесткая конкуренция заставит бизнес в производственной сфере освоить экономически чистые и безотходные технологии. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую интеграцию.

При этом государственная научно-техническая политика должна быть инновационно-активной для создания нового кадрового потенциала, и каждая отрасль промышленности в регионах должна выбрать стратегию лидерства опережающего развития с применением биоинженерии и нанотехнологий, то есть воспроизводство отечественного спецтехнологического машиностроения.

Так, совокупность государственных институтов национальной инновационной системы должна обеспечить развитие шестого технологического уклада:

• модернизацию производств приоритетных отраслей промышленности на основе внедрения новых технологий;

• создание системы долгосрочного прогнозирования технологического и инновационного развития;

• направленность на налогообложение рентных доходов;

• многоразовое увеличение финансирования НИОКР и образования;

• создание научных центров страны и регионов;

• образование банка инноваций для будущего развития;

• принуждение крупного бизнеса к инновационной активности для стимулирования развития малого иннов ционного предпринимательства.

Переход на инновационный путь развития новой экономики предопределяется наличием высокого качества человеческого потенциала на основе создания новой инновационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ к научным особым знаниям и технико-технологическим достижениям, что означает умение топ-менеджеров работать на стыке нескольких дисциплин и синтезировать на их основе новационные управленческие решения для создания новых научных продуктов (услуг) с новыми полезными ценностями на благо общества.

Процесс адаптации экономики России к глобальным тенденциям научно-технологической интеграции в инновационной сфере предопределит переход на инновационный тип развития все регионы.

ЛИТЕРАТУРА

I. Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России // Экономист. 2010. № 8.

2. Hullmann A. The economic development of nanotechnology — An indicators based analysis. European Commission, DG Research. 28 November 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.