ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
Инновационное развитие районов и городов
Для совершенствования системы управления инновационной деятельностью в стране обязательно необходимо вырабатывать механизмы взаимоотношений между государством, бизнесом и научно-образовательной средой на региональном уровне. Это позволит усилить региональную экосистему и сбалансировать конкурентные преимущества того или иного территориального образования. Анализ подходов и механизм взаимодействия представлен в этой статье.
Ключевые слова: центры инновационного развития, национальная инновационная система, рынок инновационных разработок ,центры роста, передача знаний, кластер, пространство инноваций.
М. И. Шичкина,
генеральный директор НП «Российская ассоциация инновационного развития»
e-mail: [email protected]
На современном этапе развития России экономический рост невозможен без использования результатов инновационной деятельности, последних достижений науки и техники, новшеств в организационной и управленческой сфере. Новации, внедряемые в экономику страны, влияют на развитие производительных сил, воспроизводство и конкурентоспособность ее продукции на мировом глобализирующимся рынке. Преодоление отставания в инновационном развитии районов, городов и регионов в целом возможно только за счет усиления предпринимательской деятельности в инновационной сфере. А также благодаря четким механизмам взаимодействия триединого инновационного пространства: государства, бизнеса и центров знаний.
Мировой финансовый кризис показал нам все реалии существующего положения российской экономики и вскрыл многие болевые точки, на которые долгие годы постсоветского периода никто не хотел обращать внимания. Прежде всего, он обнажил губительное влияние и зависимость благополучия страны от состояния спроса на мировом нефтяном и газовом рынке. Правительство страны решило бороться с последствиями кризиса, активизировав работу по формированию новой, умной экономики, основанной на инновационном развитии.
Инновационный сценарий базируется, прежде всего, на усилиях государства как создателя инновационной среды, бизнеса как коммерциализатора знаний и возможностях человеческого капитала в освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий, обновлении устаревшего производственного аппарата, и выпуске инновационной продукции с большой добавленной стоимостью. Эта основа может обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития регионов и позволит России
выйти из кризиса обновленной. Сценарий конфигурации инновационного развития страны становится более разнообразным, не привязанным к сложившимся за предыдущие годы энергосырьевым и финансовым очагам развития, за счет появления новых центров роста.
Для реализации поставленной руководством страны задачи — организации инновационного развития страны, на первоначальном этапе необходимо решить ряд принципиально важных вопросов:
• кто и для кого будет осуществлять развитие;
• кто станет непосредственными субъектами инновационной деятельности;
• как кооперировать интегральные субъекты;
• какие механизмы позволят формировать целостные системы;
• кто и каким образом будет формировать пространство коммуникации и доверия;
• как оценивать социальные последствия и положительные результаты?
Пока главная ошибка, совершаемая при реализации поддержки инновационных преобразований — ее бессистемность. Эта проблема парализовала в той или иной степени основных участников модернизаци-онного процесса. Возникает неадекватное восприятие и оценка сложившейся ситуации и путей движения, возникают трудности с поиском и оценкой стоящих коммерчески значимых предложений, предлагаемых «прорывных» идей, а отладка процесса взаимодействия всех участников при реализации проектов становится просто титаническим трудом.
Одной из «болевых точек» российской экономики стало слабое развитие инновационного предпринимательства, отсутствие основных субъектов инновационной деятельности — малых предприятий, которые в дальнейшем могут объединятся в корпорации и ста-
новиться основными поставщиками инновационной продукции на внутренние и внешние рынки страны. Динамика численности малых инновационных компаний пока является отрицательной: если в 2004 г. в стране было 22,5 тыс. малых инновационных компаний, в 2009 г. — только 12,3 тыс., а в 2010 г.— уже 11,6 тыс. Число работающих на таких фирмах составляет примерно 0,65% занятых в секторе малого и среднего бизнеса. Именно на развитие этой категории субъектов инновационной деятельности должно быть направлено внимание тех, кто отвечает за создание инновационной среды.
Необходимо формировать субъектно-ориентированный подход правительства региональных и федеральных властей к инновационному развитию, который поможет найти индивидуальный подход к каждому конкретному субъекту, и начать адресную поддержку по определенной схеме. Данный опыт требует обобщения, совершенствования и комплексной реализации. Внедрение отработанных схем позволит сократить время поиска решения и выбор наиболее приемлемых форм другим субъектам инновационной деятельности.
В докладе, приведенном Советом Федерации, говорится о том, что «эффективное государственное управление инновационным процессом сегодня практически отсутствует. Более 80 федеральных ведомств распределяют бюджетные деньги на получение новых знаний. Двенадцать федеральных органов власти отвечают за защиту прав на получение РИД и три координируют их взаимодействие. Отсутствие в стране четкой системы управления в сфере формирования рынка интеллектуальной собственности ведет к крайне негативным последствиям, в частности к безответственности, дублированию работы различных органов, отсутствию необходимой координации, появлению в законодательстве декларативных норм и многочисленных правовых коллизий. В результате чего связи единого инновационного цикла, превращение новых знаний в реальный инновационный продукт, остаются разорванными между группами государственных ведомств и организаций бизнеса [1]».
Для эффективного взаимодействия при построении региональных инновационных систем необходим специальный координирующий орган, который бы занимался сбором и анализом поступающей информации, ее обработкой, выявлением конкурентных преимуществ и соответственно коммуникатором инновационного развития в регионе по всей цепочке инновационного цикла от момента зарождения идеи до выхода на рынок готовой продукции. Таким органом должен стать Центр инновационного развития района, или отдел по инновационному развитию города, то есть своеобразный центр передачи знаний — место, куда стекается вся информация о ходе работы предприятий, стадиях развития, проблемах и потребностях с которыми они сталкиваются от стадии разработки проекта выпускаемой продукции, до ее коммерческой реализации и получения прибыли. Отделы и центры должны возникать непосредственно в регионах, то есть иметь территориальную привязку к тому месту, где будет осуществляться инновационная деятельность. В
Москве Центры должны возникнуть в каждой префектуре и управе, в субъектах Федерации, регионах, — в каждом административном центре, городе, районе, муниципальном образовании. Данная система должна управляться Федеральным органом власти, который ведет мониторинг работ региональных структур, оценивает их деятельность, обобщает получаемую информацию, анализирует возникающие проблемы на каждом участке, выбирает наилучшие решения, а главное имеет возможность скорректировать государственную политику и законодательные меры при формировании инновационной среды.
К сожалению, в существующей системе государственного управления пока таких органов до сих пор не создано, реальной системы мониторинга и управления инновационными процессами нет, ответственных лиц за реализацию инновационной политики нет (их наличие просто не предусмотрено законом), а региональные власти, за исключением небольшого числа субъектов Федерации, вообще слабо понимают, что такое инновации, как их развивать и превращать в реальные финансы.
Рассмотрим модель создания Центра инновационного развития района. В основе механизма должна лежать инициатива исполнительного органа власти, который привлекает к его работе науку (университеты, научно исследовательские институты, студенческие сообщества), финансовые источники (инвестиционные фонды, банки, венчурное финансирование, государственная поддержка), торгово-промышленную палату региона или района, представителей бизнеса (лиц, непосредственно заинтересованных в формировании благоприятного инновационного климата в регионе и у себя на производстве), общественные организации и объединения.
Каждый Центр инновационного развития должен разработать Концепцию инновационного развития района, города, которая должна иметь в своем составе перечень предприятий, находящихся в регионе или районе со своими основными функциями и перспективными планами, стратегию и направления развития, отраслевые программы развития инноваций, и механизмы координации. Центры должны принимать участие в разработке новых законодательных документов, стимулирующих создание, охрану, использование интеллектуальной собственности, ее оценку в стоимостных показателях, разработку критериев, программы подготовки или переподготовки кадров и механизмы обратной связи. Центром должен управлять совет директоров, в который будут входить представители университетов, администрации района, фондов, а также представители юридических лиц и банков. Совет директоров определяет основные вектора конкурентоспособности. Взаимоотношения между участниками Центра должны базироваться на договорных взаимоотношениях, определяющих процент участия и величину дохода на этот процент.
Такие центры должны стать низшим звеном инновационной системы Российской Федерации. Принципы работы Центров помимо опоры на конкурентные преимущества и исторические предпосылки развития региона должны активно использовать международ-
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
ный опыт развитых и развивающихся стран. Обновление технологической базы региона и расширение доступа к результатам НИОКР должно опираться на мировой рынок технологий. В современной практике сложилось несколько основных форм заимствования и использования зарубежных технологий. «Стратегия переноса» заключается в покупке иностранных лицензий на право выпуска наукоемкой продукции и освоение ее массового производства в своей стране, «Стратегия заимствования» состоит в том, что страна осваивает выпуск наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых странах. «Стратегия наращивания»: имея мощный научный потенциал государства формируют программы долгосрочного характера, позволяющие наращивать выпуск новой продукции на базе высоких технологий с использованием зарубежного опыта с привлечением из-за рубежа талантливых ученых и инженеров. Таким образом, они сохраняют научное лидерство в тех или иных областях и искусственно сдерживают развитие науки в других странах. При передаче технологии, как правило, стремятся сохранить контроль над ее использованием.
По международному направлению в Центрах инновационного развития должна быть создана рабочая группа, или специальное подразделение которое, используя электронный порт инновационных технологий и финансовые средства учредителей, должны предлагать для предприятий, находящихся на территории новые инновационные разработки, дающие возможность этим предприятиям подняться на мировой уровень в производстве. Такая группа или подразделение Центра должно делать экспертизу инновационных разработок, оценивать потенциальные рынки, в том числе локальные международные и формировать механизмы продвижения.
Инновационные центры должны поддерживать связь с аналогичными структурами внутри страны и за рубежом, участвовать во внутригосударственных и международных программах освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции. В результате работы Центров будут выявляться достоинства и недостатки в организации инновационного процесса, проводиться мониторинг научно-технической и инновационной деятельности региона в режиме реального времени и готовиться рекомендации по организации процессов и интеграции с теми или иными участниками как внутри региона, так и с внешними партнерами.
Создание Центров инновационного развития позволит университетам города создавать новые программы обучения студентов для высокотехнологичных отраслей экономики и программы повышения квалификации кадров для действующих специалистов на различных уровнях управления, в администрациях и юридических лицах.
Основным элементом регионального рынка инновационных разработок должен стать электронный порт, функционирующий в каждом Центре или отделе, работа которого может облегчить процесс обмена информацией между всеми уровнями исполнительной власти. Такой порт должен иметь основные блоки, формирующие единое инновационное пространство региона:
• систему генерации идей и знаний;
• индустриальную систему;
• систему формирования спроса на инновации;
• систему продвижения;
• рынок.
За взаимодействие Центров инновационного развития и функционирование всей национальной инновационной системы должен отвечать новый Федеральный орган (как уже ранее говорилось), стоящий над отраслевыми министерствами и ведомствами, наделенный дополнительными полномочиями и отдельным финансированием. На уровне субъектов Центры и отделы будут формировать общую стратегию и политику развития региона, а непосредственно на муниципальном уровне должны решаться локальные проблемы субъектов инновационного развития, так как они имеют территориальную привязку и решают свои проблемы, опираясь на те ресурсы, которые доступны им в непосредственной близости.
Внедряемая «вертикаль власти» должна решить проблему координации и кооперации субъектов инновационного развития, ответственности за стратегию развития, обеспечить достойную жизнь населению, поднять международный престиж и могущество государства, мобилизовать общество на реализацию долгосрочных задач. Хочется еще раз подчеркнуть, что, к сожалению, современная система управления государством с этой задачей пока не справляется.
Своей работой система Центров инновационного развития должна помочь сформировать благоприятный инвестиционный и инновационный климат территорий, и сформировать так называемые кластеры, в которых будут зарождаться мощные российские корпорации, способные стать центрами роста мирового уровня. Они станут основными двигателями инновационного развития городов и районов.
Кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний-производителей с близкой специализацией, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентное преимущество отдельных компаний и кластера в целом.
Кластер, в своей структуре, должен состоять из ряда элементов, и включать в себя:
1. Ядро — ключевые фирмы с узкой и сопутствующей специализацией, географически близкие друг к другу.
2. Поддерживающие фирмы — поставщики сырья, торговые предприятия, провайдеры услуг, фирмы технического обслуживания, центры коллективного пользования.
3. Мягкая инфраструктура — университеты, центры профессионального обучения, НИИ, центрами поддержки предпринимательства, региональная власть.
4. Физическая (твердая) инфраструктура — территория кластера, производственные помещения; коммунальная, транспортная, инженерная инфраструктура; лаборатории, помещения для отдыха, административные здания.
Преимуществами кластерной формы является комплексное развитие экономики региона: возможность привлечения значительного количества средств, инвесторов и финансовых организаций для реализации крупномасштабных, долгосрочных, дорогостоящих проектов, возможность активного участия в государственных и коммерческих программах развития, снижение финансовых рисков и производственных издержек отдельных предприятий, активное внедрение инноваций, установление долгосрочных договорных и иных связей, создание дополнительных рабочих мест, создание системы переподготовки квалифицированных кадров в рамках кластера, создание современной системы управления комплексным и взаимоувязанным развитием.
Зарубежный опыт демонстрирует положительный результат работы кластерной модели.
1. Кремниевая долина (Silicon Valley) — США: Intel, AMD, Cisco, eBay, Google, Oracle и др.
2. Информационный кластер Тайваня: ASUSTeK, Acer, D-link, Kymco, ZyXEL, Foxconn.
3. Кластер информационных технологий в Мумбае (Индия): Trine Games, TCS, Infosys, Wipro.
4. Ирландский кластер информационных технологий: Vero Solutions, Daysha Consulting, Selatra Games В России, на современном этапе, уже создано несколько моделей кластерного развития территорий.
1. Кластер «Новые коммуникации и информационнокоммуникативная техника» (г. Красноярск).
2. IT кластер Республики Татарстан.
3. IT Парк в г. Троицке (Московская область).
4. IT Парк «Орбита» (г. Нижний Новгород).
5. Технопарк Дубна (г. Дубна).
6. Научно-технологический парк Бизнес-инкубатор «Уральские Технологии» (г. Екатеринбург).
7. Технопарк Зеленоград (г. Москва) и другие. Пока в современной практике лишь небольшое
количество губернаторов, чиновников, занимающимися управлением инновационными процессами непосредственно на территории, да и руководителей предприятий владеет необходимыми знаниями и умениями для построения эффективных бизнес процессов в экономике знаний.
Пространство инноваций — это создание нового организационного формата в новый постиндустриальный период развития человеческих экономических взаимоотношений и главный механизм, который призван корректировать недостатки и усилить развитие региона, механизм, призванный вовремя использовать, находить нужные управленческие решения и правильный подход к стоящим проблемам. Модель координации единого инновационного пространства региона представлена на рисунке.
Процессы взаимодействия между институциональными сферами — университетами, научноисследовательскими организациями, бизнесом и государством должны координироваться Центрами инновационного развития регионов. Единое инновационное пространство включает в себя: пространство воспроизводства знаний — систему подготовки кадров и управления человеческими ресурсами; региональную инфраструктуру производства и поддержки
Модель координации регионального инновационного пространства
конкурентоспособности и неотъемлемый элемент — информационно-коммуникационное пространство.
В отношениях федеральной и региональной власти можно дать такое разграничение полномочий, полученное в результате анализа опыта Великобритании, США и России [2]:
Правительство должно принять лидирующую роль в определении инновационной политики, как стратегически, так и законодательно, в частности в сфере налогового регулирования; в формировании условий, необходимых регионам для развития; способствовать выводу инновационной продукции на зарубежные рынки.
Региональные органы власти должны принять на себя главную роль в стимулировании местных и региональных взаимосвязей и взаимодействия между государством, бизнесом и научно-образовательным сообществом для формулирования регионального инновационного планирования и развития.
Региональные и федеральные органы власти должны поддерживать совместные проекты развития региональной инновационной среды, совершенствовать состояние этой среды, чтобы она выступала платформой для венчурного бизнеса.
Решение поставленных задач по формированию национальной инновационной системы (НИС), должно
ЗІ
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011
базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации. Для этого необходимо создание эффективной системы государственного управления, четкой и строгой вертикали власти, способной и готовой взять в свои руки ответственность за реализацию инновационной политики развития России.
Успешное формирование национальной инновационной системы зависит и от такого немаловажного фактора как доверие, которое, к сожалению, в последнее время со стороны общества к государству утеряно. В треугольнике: государство - общество -бизнес, главной целью которого является улучшение жизни, связующим звеном должно быть доверие, основанное на общности интересов, взаимовыручке, поддержке, одинаковых целях и методах достижения благ. Пространство согласия позволит объединить людей из различных отраслей знаний для обсуждения конкурентных преимуществ и недостатков регионов, для разработки идей и стратегий развития и, главное, выстроить эффективное взаимодействие.
И еще один немаловажный фактор необходимо учитывать, когда мы говорим об инновационном развитии регионов, районов, городов — это временной фактор. Для развития сильных сторон и решения существующих проблем регионов должна возникнуть цепочка инновационных предприятий-корпораций, являющихся основой экономики страны. Периоды инновационного становления и развития, как правило, являются более длительными, нежели обычные политические и бюрократические временные рамки.
Для становления успешного инновационного развития района, региона может потребоваться 10-15 лет, а никак не 3-5 лет, как этого хотелось бы ожидать. Только каждодневная совместная деятельность между государством, бизнесом и научно-образовательным сообществом позволит произвести масштабные исторические изменения в России, что потребует времени и определенного терпения и, главное, консолидации творческих усилий всех членов общества.
Список использованных источников
1. Доклад Совета Федерации РФ 2008 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации»
2. С.Ботот, Д. Сатински. Модель тройной спирали в региональном развитии Великобритании, США и России//Инновации, № 4, 2011.
Regions and cities innovation development M. Shichkina, general director of the Russian Association of Innovative Development.
For improving innovation governance system in the country it is absolutely necessary to develop relationship mechanisms between the government, the business and the scientific-educational sphere on regional level. This will increase the regional ecosystem and balance competitive advantages of any region. This will allow to strengthen regional ecosystem and balance out competitive privileges of one or the other region. The analysis of approaches and mechanisms of interaction are presented in the article.
Keywords: the innovation development centers, national innovation system, innovation product market, development growth, transferring knowledge, cluster.