УДК 330.341:332.122:338 Лукьянова Сафие Эскандеровна
аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории
Крымского инженерно-педагогического университета
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Lukyanova Safie Eskanderovna PhD student,
World Economy and Economic Theory Department, Crimean University of Engineering and Pedagogics
EFFICIENCY IMPROVEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY SUPPORT AND REGULATION IN THE REPUBLIC
OF CRIMEA
Аннотация:
В статье представлены рекомендации по повышению эффективности поддержки и регулирования инновационной деятельности в Республике Крым. Выделены виды структурных изменений региональной экономики. Акцентировано внимание на необходимости согласования всех направлений региональной политики в поддержке инновационной деятельности, а также создания новой системы ее стимулирования. Отмечено, что для эффективного регулирования такой деятельности целесообразно создать специальные регуляторные режимы, формализовать механизм экономического регулирования, усовершенствовать методики мониторинга и оценки эффективности функционирования региональной инновационной системы.
Ключевые слова:
инновации, инновационная деятельность, региональная инновационная система, государственная поддержка, регулирование, мониторинг, эффективность инновационной деятельности, Республика Крым.
Summary:
The article presents guidelines on how to increase the effectiveness of support and regulation of innovative activity in the Republic of Crimea. The types of structural changes of the regional economy are described. Particular attention is paid to the need to harmonize all aspects of the regional policy in innovation activity support and creation of a new system for its reinforcement. It is noted that for the effective regulation of this activity it is reasonable to create special regulatory regimes, to formalize a mechanism of economic regulation, to improve monitoring and evaluation techniques dealing with the efficiency of functioning of the regional innovation system.
Keywords:
Innovation, innovative activity, regional innovation system, government support, regulation, monitoring, efficiency of innovation activities, Republic of Crimea.
В современной экономической парадигме инновации рассматриваются как один из важнейших факторов роста и преобразований. В связи с этим перед государством возникает задача целенаправленной поддержки инновационной деятельности (ИД), а также ее регулирования в соответствии со стратегией развития страны. Это осуществляется как на национальном, так и региональном уровне (уровне субъектов Российской Федерации). При этом внимание к инновационному развитию регионов, ввиду их существенных особенностей, постоянно возрастает. Как свидетельствует мировой опыт, поддержка и регулирование ИД требуют системного подхода, что оформилось в концепцию инновационных систем. С учетом возрастающей роли регионов общепризнанной становится необходимость формирования региональных инновационных систем (РИС) [1].
Для Республики Крым (РК) задачи построения РИС и ускорения инновационного развития имеют особое значение в контексте дальнейшего развития и интеграции в экономику Российской Федерации (РФ). Потенциал эксплуатации того комплекса, который был создан во времена СССР, исчерпывается. За годы нахождения в составе Украины в Крыму не было создано действенных структур, обеспечивающих инновационное развитие. Поэтому у региона фактически отсутствуют положительный «эволюционизм», наследование, накопленный опыт и достижения, на которые можно опереться. Проблемы инновационного развития не могут быть решены просто за счет наращивания объемов ресурсов. Возникла потребность в кардинальном пересмотре существующего положения дел и формировании новой инновационной системы, соответствующей современным требованиям, стратегии и базису инновационного развития, которые созданы в РФ [2; 3].
С учетом актуальности проблем инновационного развития целью настоящей работы является формулирование рекомендаций по повышению эффективности поддержки и регулирования ИД в Крыму. Следует акцентировать внимание на необходимости ускоренного формирования РИС, важнейшим условием запуска которой является уровень инновационной активности в реальном секторе и ее соответствие федеральным приоритетам.
Множество проблем интенсификации инноваций имеют структурную природу. Поэтому для запуска РИС прежде всего необходимы структурные изменения экономики региона, которые следует делить на: функциональные (создание новых экономических механизмов), организационные (создание организационных ресурсов для ИД и сотрудничества), территориальные (рационализация территориальной структуры экономики), отраслевые (развитие отраслей и подотраслей с высоким уровнем наукоемкости), воспроизводственные (поддержание нормального протекания воспроизводства, включая отрасли инфраструктуры), социальные (развитие человеческих ресурсов и социальных институтов) и внешнеэкономические (развитие импортозамещения и экспортного потенциала). Последнее напрямую связано с активизацией ориентированных и замещающих инноваций и требует специальной поддержки на уровне региона.
Принимая во внимание многоотраслевой и «цепной» характер инноваций, следует выстраивать их поддержку на согласовании инновационной политики с секторальными (промышленной, сельскохозяйственной, энергетической, транспортной) и горизонтальными (предпринимательской, научной, социальной, экологической, инвестиционной) направлениями региональной политики. Это должно дополняться выработкой комплексных механизмов поддержки инноваций и достижения алгоритмической замкнутости региональных программ.
Реализация поддержки ИД включает следующие блоки действий региональной власти: це-леполагания и программирования (установка целей и разработка программ их достижения), стимулирования (создание экономических условий и стимулов), трансформации (преобразование существующих структур, механизмов и пространства), мониторинга и корректирования (установление отклонений и итеративные изменения структур, институтов, комбинаций факторов). Новая система стимулирования инноваций должна включать несколько уровней, начиная с реализации федеральной поддержки, разработки региональных программ и механизмов и заканчивая мотивацией государственных служащих, предпринимателей, ученых, сотрудников учреждений инновационной инфраструктуры.
Общий вектор на переход от прямой к косвенной поддержке ИД определяется необходимостью сокращения/минимизации бюджетных расходов, что предполагает прежде всего замену мер финансового обеспечения предоставлением фискальных льгот и разнообразной (консалтинговой, организационной, информационной и пр.) помощи, а также продвижение комплексных инновационных проектов. Следует учитывать, что система стимулирования инноваций в РК создается в условиях включения Крыма в инновационное пространство России, что определяет условия защиты интеллектуальной собственности, закупки инновационной продукции, привлечения экспертного сообщества.
Для эффективного регулирования ИД целесообразно создать специальные регуляторные режимы, что может рассматриваться относительно отдельных видов инноваций, бизнеса и отраслей экономики. В рамках режимов должны определяться требования к проектам, институциональные процедуры и меры поддержки. Обеспечивая баланс требований и стимулов, режимы будут выполнять, помимо регуляторной, функции отбора, контроля, обучения и координации, а также реализовывать новые социальные нормы.
Регулирование ИД призвано, помимо прочего, обеспечить необходимую локализацию ресурсов и активности. В пространственном аспекте это связано с созданием особых экономических зон, территорий опережающего развития, инновационных кластеров и других образований.
В РК начинается длительная работа над созданием сложных механизмов регулирования ИД с усилением роли и ответственности региональной власти. В связи с этим необходимо формализовать механизм экономического регулирования, который должен охватывать: инвестирование, кредитование, налогообложение, ценообразование, защиту прав собственности, поддержание условий конкуренции.
Учитывая состояние экономики РК и характер необходимых изменений, основными направлениями повышения интенсивности и результативности ИД должны стать: 1) многомерное наращивание научно-исследовательского и интеллектуального потенциала; 2) развитие инновационной инфраструктуры; 3) поддержка инновационного предпринимательства, в частности малого и университетского, а также изобретательства; 4) углубление сотрудничества в сфере инноваций, в том числе на основе технологических платформ. Отдельным для РК направлением является привлечение инвестиционных ресурсов, высококвалифицированных специалистов, предпринимателей, а также заимствование технологий из других регионов РФ.
На более глубоком уровне всего этого должна рассматриваться способность региона (обобщенно) к абсорбции знаний из национальной и международной среды. Развитие такой способности включает разнообразные меры и направления, например: устранение барьеров обмена информационных потоков; расширение и углубление сотрудничества научных организаций; создание сетей для коммуникации на уровне ученых и предпринимателей; развитие аналитической
деятельности; увеличение затрат на покупку знаний (в различном виде); повышение привлекательности региона для ИД и пр. На сегодняшний день сохраняются преимущественно старые механизмы абсорбции знаний, недостаточно полно используются возможности сети Интернет.
Огромное значение для активизации ИД имеют социальные аспекты, затрагивающие широкий спектр вопросов. Хотелось бы остановиться на необходимости:
1) создания социальной экосистемы инноваций, которая обеспечит процессы обучения, поддержки и стимулирования ИД на индивидуальном уровне, а также «мягкое» регулирование за счет демонстрационно-просветительских мероприятий, образования и др.;
2) наращивания социальных инвестиций, охватывая не только разные уровни образования, но и практическую деятельность по разработке инноваций (в том числе социальных), создание творческих коллективов; дополнительно целесообразно оптимизировать регулирование других инвестиций в регионе по критериям развития человеческого капитала;
3) развития инновационной культуры, прежде всего в научной, предпринимательской и студенческой среде;
4) формирования социальных кластеров, прежде всего на базе университетов; кластеры должны обеспечивать возникновение целевых групп для разработки региональных инноваций; для этого могут использоваться специальные сети сотрудничества на базе Интернета и инновационные центры;
5) способствования возникновению различных ассоциаций и сообществ как главных «агентов» изменений. Учитывая единство интересов участников таких объединений, целесообразно создавать специальные механизмы (институты взаимодействия, управляющие структуры, методики работы над общими проектами), инфраструктуру (сети, центры), а также проводить поддерживающие мероприятия (презентации, семинары, конференции).
Важной частью регулирования ИД является мониторинг функционирования РИС, который должен давать достаточное представление о происходящих процессах. Предлагается модель интегрированного мониторинга (независимо от периодичности), которая включает: 1) мониторинг по региону в целом, а также городам, районам, центрам, отраслям, секторам (малый бизнес, государственные предприятия, научные учреждения и пр.), кластерам, видам инноваций, то есть объединяет все виды селективного и специального мониторинга; 2) мониторинг деятельности органов власти; 3) мониторинг функционирования инновационной инфраструктуры, в том числе по видам учреждений; 4) мониторинг социальных аспектов и процессов (с более широким применением сети Интернет). Мониторинг должен охватывать как внутренние, так и внешние аспекты функционирования РИС. В рамках внутреннего аспекта исследуются все основные проявления и результаты функционирования РИС, включая: изменение и использование научно-технического потенциала; ресурсное обеспечение; интенсивность и результаты инновационных процессов; развитие инновационного предпринимательства; результативность мер поддержки ИД и др. Во внешнем мониторинге акцент делается на исследовании взаимодействия с другими регионами РФ и международным пространством (в разрезе стран и регионов), а также на непрерывном сравнительном анализе. Отдельным вопросом является разработка системы показателей, особенно применительно ко всей РИС. Это требует специальных исследований, однако следует сделать такие замечания.
Целесообразно выделять специальные индикаторы качества РИС, оценивая: 1) степень соответствия системы потребностям; 2) сбалансированность и интегрированность инновационной инфраструктуры; 3) согласованность государственной поддержки ИД; 4) локальность ресурсов и инноваций; 5) соответствие приоритетам и динамике инновационного развития; 6) предпосылки и ограничения развития; 7) возможности управления и др.
В настоящее время предлагаются различные обобщающие индексы и рейтинги иннова-ционности регионов, которые дают оперативную информацию, однако не отражают отдельных моментов в функционировании РИС. Представляется необходимым усилить их в части диагностики инновационной конкурентоспособности региона, способности к инновациям и ее различных составляющих, а также учета потерь ресурсов, неудачных инновационных проектов, возможных резервов.
Близкой к мониторингу является задача оценки эффективности РИС, ее влияния на социально-экономическое развитие региона. В настоящий момент такая оценка опирается на комплекс статистических данных, дополненных аналитическими индикаторами в абсолютном, относительном, структурном, динамическом измерениях. В дополнение целесообразно: 1) расширить межрегиональные сравнения; 2) оценить эффективность государственных учреждений инновационной инфраструктуры, НИИ, университетов, а также мер государственной поддержки; 3) проанализировать эффективность использования отдельных видов ресурсов; 4) отследить изменение параметров реализации отдельных функций РИС.
Целесообразно использовать комплексные и синтетические показатели эффективности РИС, например композитные индексы: результативности (обобщающий индексы по патентам, технологиям, инновационной продукции); ресурсного обеспечения (обобщающий индексы по человеческим ресурсам, инвестициям, материально-техническому обеспечению); инновационной активности (обобщающий индексы по изменению количества проектов, компаний, объема венчурных инвестиций и пр.). Также следует расширять применение относительных показателей, например объем финансирования на одного исследователя (в различных интерпретациях), уровень концентрации ресурсов на один поданный проект, объем реализации инновационной продукции на одну единицу вложенных инвестиций и др.
Исходя из стратегической важности ускорения инновационного развития Крыма, создания новых подходов в поддержке и регулировании ИД, важнейшими для региона являются структурные изменения экономики в контексте интеграции в экономику РФ. В части поддержки ИД следует обеспечить согласование всех направлений региональной политики и создание новой системы стимулирования инноваций. Для эффективного регулирования ИД целесообразно создать специальные регуляторные режимы, усилить пространственный и социальный аспекты, формализовать механизм экономического регулирования, а также усовершенствовать методики мониторинга и оценки эффективности функционирования РИС.
Ссылки:
1. Адаманова З.О. Инновационные доминанты развития национальных экономик: современный подход // Актуальные проблемы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях : тр. междунар. науч.-практ. конф. Усть-Каменогорск, 2015. С. 3-6.
2. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Развитие региональных инновационных систем [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. 2014. Вып. 5 (24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/162EVN514.pdf (дата обращения: 09.08.2016).
3. Литвиненко И.Л. Региональная инновационная система: структура и инструменты управления : монография. М., 2016. 192 с.