Научная статья на тему 'Механизм повышения эффективности региональной инновационной системы'

Механизм повышения эффективности региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Сафие Эскандеровна

Уточнена сущность и структура региональной инновационной системы. Выделены методологические основы формирования и достижения эффективности такой системы. Определены элементы механизма повышения эффективности региональной инновационной системы и предложены соответствующие практические меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм повышения эффективности региональной инновационной системы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№12/2015

ISSN 2410-700Х

оперативности контроля в решении стоящих перед предприятием задач. Список использованной литературы:

1. Ломкова Е.Н., Эпов А.А. Экономико-математические модели управления производством (теоретические аспекты): учебное пособие. - Волгоград: ВолГТУ, 2005. - 67 с.

2. Паламарчук А.С. Оборотные средства предприятия // Справочник экономиста. - 2005. - №3. - С. 27-34.

3. Портал «Управление запасами» [Электронный ресурс]. URL: http://upravlenie-zapasami.ru (дата обращения: 24.03.13).

4. Третьякова Е.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 357 с.

5. Харчева Ю.С., Малявко А.Б. Совершенствование качества управления и контроля материальных потоков в газовой промышленности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2009. - № 2. - С. 153-158.

6. Факторный анализ, планирование и прогнозирование экономических и управленческих процессов в научно-исследовательской работе магистров: методические рекомендации / В.П. Постников, О.В. Буторина. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. 130 с.

© Кылосова В.В., 2015

УДК 332.1:338.2

Лукьянова Сафие Эскандеровна

аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Уточнена сущность и структура региональной инновационной системы. Выделены методологические основы формирования и достижения эффективности такой системы. Определены элементы механизма повышения эффективности региональной инновационной системы и предложены соответствующие практические меры.

Ключевые слова

Инновации, региональная инновационная система, региональная инновационная политика,

инновационная инфраструктура.

The essence and structure of the regional innovation system was refined. The methodological bases of formation and achieve the efficiency of such system were obtained. The elements of the mechanism of increase of efficiency of the regional innovation system were determined and practical measures were proposed.

Keywords

Iinnovation, regional innovation system, regional innovation policy, innovation infrastructure.

В современной хозяйственной парадигме инновации рассматриваются как ключевой фактор устойчивого роста и развития экономики. Постоянное увеличение внимания к инновациям привело к тому, что стала рассматриваться инновационная модель экономики, которая призвана не только подчеркнуть их

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

важность, но и объяснить пути их интенсификации. Это связано с двумя главными постулатами: во-первых, создание максимально благоприятных условий для инновационной деятельности (при этом условия рассматриваются в различных аспектах, прежде всего, экономическом, научном и институциональном) и, во-вторых, стимулирующее влияние государственной экономической политики (важность соответствующих вопросов и необходимость непрерывности такого вмешательства государства привели к выделению специальной инновационной политики) [1; 2; 3].

Инновационная модель экономики затрагивает практически все составляющие хозяйственной организации общества, структуры экономики и ее регулирования. Сложность перехода к такой модели потребовала широкого применения системного подхода, что выразилось в концепции национальных инновационных систем. Данная концепция получила широкое применение как теоретический и практический подход не только применительно к национальной экономике, но и на других уровнях: корпоративном, региональном, секторальном, отраслевом и международном (глобальном).

Настоящая работа посвящена региональной инновационной системе (РИС). В последние годы внимание к регионам как первичному уровню формирования инновационной модели экономики (а также и национальной системы инноваций) постоянно увеличивается. Это обусловлено целым рядом причин (например, существенными особенностями регионов, их специфическими проблемами, необходимостью повышения их самостоятельности, возможностью непосредственного взаимодействия власти и бизнеса, локализацией ресурсов и кластеров и др.) и подтверждается мировой практикой. В тоже время внимание ученых-экономистов и чиновников сосредоточено преимущественно на формировании РИС, как будто бы это является панацеей от всех проблем появления инноваций. Вопросам результативного функционирования уделяется гораздо меньше внимания, хотя многие основы этого закладываются именно на этапе формирования. Поэтому цель настоящей работы заключается в том, чтобы обратить внимание на основы практической эффективности РИС, в том числе в аспекте ее запуска (начала функционирования в новом виде) и активизации. Это важно и в тех случаях, когда существуют отдельные элементы системы инноваций, но она функционирует не так, как предполагается. Повышение эффективности требует специального механизма, который включает: обоснованную программу действий (мер), необходимые институты и ресурсы, а также организационные условия.

Концепция РИС призвана сфокусировать внимание на вопросах локализации ресурсов, необходимых для инноваций, и стимулировании инновационной деятельности в масштабах определенного региона. РИС основана на модели интерактивного инновационного процесса, которая предполагает взаимодействие (постоянное сотрудничество) различных субъектов (фирм, индивидуальных предпринимателей-новаторов, ученых, университетов, органов власти).

РИС предлагается определять в двух аспектах: 1) как система стимулирования и поддержки инновационной деятельности, включающая различные (государственные и частные) учреждения; 2) как форма организации пространства региона, которое обеспечивает продуктивное взаимодействие (сотрудничество) различных субъектов, занимающихся разработкой и коммерциализацией инноваций, а также создает экономическое, информационное и институциональное поле их деятельности.

РИС предполагает наличие определенной институциональной и предпринимательской среды, которая тесно связана с потребительским рынком. В такой системе отсутствует централизованное управление, однако власть может играть в ней значительную роль (региональная инновационная политика). РИС ориентирована на обеспечение роста и конкурентоспособности региональной экономики (территории) на основе инноваций. Также РИС рассматривается в контексте развития экономической системы, ее структурных и институциональных преобразований.

Наиболее важным вопросом при формировании РИС является ее структуризация. Однако в определении структуры РИС нет единого подхода. Базовым является выделение функциональных блоков (например, в работе К. Волконицкой и С. Ляпиной [3]). Кроме этого, считаем целесообразной многомерную детализацию структуры РИС с выделением блоков: различных подсистем (генерирования знаний; разработки и коммерциализации инноваций; финансирования и др.), сегментов (отраслевых, по услугам, предоставляемых инноваторам), компонентов (предпринимательский, политический, интеллектуальный, информационный,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

коммуникационный, институциональный, финансовый, организационный), а также объектов (знания, ресурсы, инновационные проекты и пр.).

Проведенный анализ зарубежной и российской практики позволяет сформулировать несколько методологических основ эффективности РИС:

• функционирование системы должно поддерживаться непрерывно и ориентироваться не только на рутинные и эволюционные, но и на независимые и случайные инновации; в то же время система призвана обеспечить, упорядочить, преобразить (если необходимо) поток инноваций, независимо от их вида и сферы возникновения;

• пути и способы интенсификации инноваций постоянно меняются, что требует постоянного изменения РИС, ее структуры и функций; это же касается и постоянного совершенствования инновационной политики, замены устаревших решений и подходов на более действенные;

• функционирование РИС зависит от общего состояния и динамики экономики; в то же время РИС может «искусственно» активизироваться для оживления экономики; эффективность системы может поддерживаться только тогда, когда ее развитие соответствует потребностям и трендам развития экономики, а также обеспечивает актуализацию потенциальных возможностей; при этом динамизм РИС должен сочетаться с определенной устойчивостью, которая важна при колебаниях и хаотизации, которые свойственны инновационной сфере;

• функционирование РИС зависит от сложной совокупности внешних (в том числе международных) и внутренних (по отношению к региону) факторов; поэтому в рамках управления необходимо учитывать значение отдельных факторов, максимизируя позитивное и минимизируя негативное влияние; также представляется целесообразным стремиться к наиболее возможной самодостаточности РИС в рамках страны и, тем более, во взаимодействии с международной средой; самодостаточность позволяет РИС определенного региона развиваться в условиях регрессии других регионов;

• РИС основана на интерактивной модели инновационного процесса, но при этом необходимо своевременно создавать условия для использования других моделей, например, открытых инноваций;

• помимо коммерческого сектора целесообразно ориентировать РИС на неприбыльный (общественный) сектор в плане обеспечения социальных инноваций, что может дать целый комплекс эффектов (разработка методик, обучение специалистов, стимулирование предпринимателей и пр.);

• целесообразным является повышение уровня самоорганизации в инновационном секторе за счет создания различных объединений и сообществ.

В условиях рыночной экономики принято считать, что главные стимулы для инноваций создают рыночные силы и только рынок детерминирует и обеспечивает селекцию инноваций, а инновационная система следует за этим. Однако мировая практика показывает, что это происходит не всегда. Наряду с рыночным регулированием большое детерминирующее влияние имеет государственное регулирование (на национальном и региональном уровне). Государство зачастую может быть не менее результативным «инноватором». При этом стимулы, создаваемые государством, могут носить как «мягкий» (согласование принципов и доктрин), так и «жесткий» (нормы, стандарты) характер. Вмешательство государства имеет решающее значение в решении сверхзадач национального развития и в условиях кризиса. Это должно быть разъяснено в рамках идеологии инновации, которая является частью той среды, которую создает РИС.

Проектирование РИС требует ревизии основ и практик инновационной (и в целом интеллектуальной) деятельности в регионе, выявления деструктивных тенденций в сфере инновационного потенциала и обоснования путей их преодоления. Такая же работа периодически должна проводиться в рамках существующей РИС с изменением формы ее организации, структуры и институционального обеспечения. В этой связи целесообразно использовать ряд подходов: 1) практико-ориентированный (учитывая проблемы и потребности); 2) процессно-ориентированный; 3) проектно-ориентированный; 4) объектно-ориентированный.

Повышение эффективности РИС основано на активизации региональной инновационной политики по следующим направлениям: стимулирование инновационной активности бизнеса; поддержка новых видов предпринимательства; создание и развитие территориальных инновационных кластеров; содействие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

интеграции науки, производства и образования и пр. Спектр таких направлений в целом общеизвестен. При этом хотелось бы остановиться на том, что в реальных условиях возникают специфические потребности и направления. Например, актуальным сегодня является стимулирование спроса на инновации, что может быть осуществлено посредствам государственного заказа (с четко выраженной инновационной функцией). Также целесообразно активизировать инновационную политику в контексте стратегии импортозамещения, для чего обеспечивается существенная государственная поддержка. В этом направлении инновационная деятельность является более определенной и менее рискованной. Говоря об инновационном подъеме чаще всего имеют ввиду передовые высокотехнологичные отрасли нового уклада, наукоёмкие производства, новые виды технологий. Это верно не для всех регионов. Сохраняя прогрессивную ориентацию на такие отрасли и технологии, во многих регионах необходимо сконцентрировать внимание на традиционных (базовых) отраслях, прежде всего среднего машиностроения, которые должны быть модернизированы в первую очередь.

В рамках инновационной политики целесообразно расширить линейку инструментов, что также увеличит возможности. В последние годы в этом направлении в России сделано множество рациональных ходов, но при этом существует значительные резервы реализации государственного влияния. Например, новыми инструментами могут стать программы поддержки новых видов предпринимательства.

В общем виде механизм повышения эффективности РИС должен включать следующие элементы: 1) разработку новых программ государственной поддержки инноваций (включая новые инструменты и направления); 2) создание дополнительной базы финансовых ресурсов; 3) разработку специальных мер по развитию инновационного потенциала; 4) реформирование инновационной инфраструктуры, включая создание новых учреждений; 4) разработку крупных региональных (регионально-отраслевых и кластерных) проектов по внедрению инноваций. Детализация данных элементов требует специальных исследований. В рамках настоящей работы предлагается обратить внимание на реализации следующих мер повышения эффективности РИС (меры носят универсальный характер, но предлагаются, прежде всего, для Республики Крым):

• создание консалтинговых и инновационных центров импортозамещения, а также центров региональных и социальных инноваций;

• реализация региональных проектов инновационной модернизации среднего машиностроения, энергетики и сельского хозяйства;

• создание сети бизнес-инкубаторов и акселераторов для поддержки малых предприятий Интернет-индустрии;

• внедрение новых организационных форм самоорганизации бизнеса (сообщества инноваторов, ассоциации предпринимателей, исследовательские объединения ученых, конференции, сетевые организации по разработке открытых инноваций);

• проведение мероприятий по демонстрации и распространению лучших практик инновационной деятельности, в том числе для малых и средних предприятий [4];

• реализация программы по повышению уровня инновационной культуры среди предпринимателей, ученых, работников образования, чиновников;

• создание технологических платформ для разработки инноваций в сфере туристического хозяйства;

• совершенствование информационной инфраструктуры РИС, в том числе создание виртуальных рынков (бирж) инновационных разработок, сетей взаимодействия бизнеса и университетов. С использованием современных информационно-коммуникационных технологий целесообразно создать региональную базу знаний, где бы накапливались научные достижения.

Реализация данных мер позволит не только активизировать существующие элементы РИС, но и дополнить систему новыми элементами и функциями.

Таким образом, механизм повышения эффективности РИС выступает частью общего механизма поддержки инноваций в регионе, однако имеет самостоятельное значение в плане разработки и финансового обеспечения. Такой механизм зачастую носит кратко- и среднесрочный характер. Поэтому возникает необходимость его согласования с общей стратегией развития РИС. Этому будут посвящены дальнейшие исследования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Адаманова З.О. Инновационное развитие национальной экономики в условиях глобализации // Европейский исследователь. - 2014. - №7-1. - С. 1243-1249.

2. Адаманова З.О. Инновационные доминанты развития национальных экономик: современный подход // Актуальные проблемы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: труды межд. науч.-практ. конф. - Усть-Каменогорск: С.Аманжолов ат. Ш^МУ, 2015. - С. 3-6.

3. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Развитие региональных инновационных систем // Науковедение: Интернет-журнал. - 2014. - Вып. 5 (24). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/162EVN514.pdf.

4. Pietrobelli C. Review of International Best Practices of Programs to Promote Regional Innovation Systems / Inter-American Development Bank // URL: http://services.iadb.org/wmsfiles/products/Publications/35166772.pdf.

5. Cantner U., Meder A., Wal A. Innovator networks and regional knowledge base // Technovation. - In press. - 12 p.

© Лукьянова С.Э., 2015

УДК 339.743

Ляменков Андрей Константинович

Канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г.

Москва, РФ, E-mail: [email protected] Ляменкова Елена Андреевна

Студент Финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, РФ, E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ ЗОН КАК ОСНОВА АНАЛИЗА СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПЕРИФЕРИЙНЫХ СТРАН ЕВРОСОЮЗА

Аннотация

В статье анализируется теория оптимальных валютных зон, рассмотрены критерии конвергенции для стран, участвующих в валютной интеграции. Обосновано, что данная теория может служить основой объяснения современных экономических проблем периферийных стран Европейского союза, не составляющих оптимальную валютную зону со странами его «ядра».

Ключевые слова

Оптимальная валютная зона, критерии валютной конвергенции, выгоды и риски валютной

интеграции, макроэкономические шоки.

Одной из макроэкономических теорий, имеющих очевидное прикладное значение, стала теория оптимальных валютных зон. Дело в том, что формирование в рамках Евросоюза зоны единой валюты евро происходило под влиянием и с учетом рекомендаций данной теории. Попытки валютной интеграции в других регионах мира также опираются на данный теоретический фундамент. Наконец, в рамках Евразийского экономического союза (с участием России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана) существуют долгосрочные планы по углублению сотрудничества в валютной сфере с возможным формированием в перспективе валютного союза. Именно поэтому нашим странам так важно проанализировать опыт зоны евро и вынести из ее практики определенные уроки, в том числе учитывать риски для участников, связанные с поспешной, неподготовленной валютной интеграцией.

Автором понятия оптимальной валютной зоны является известный канадский экономист Роберт Александер Манделл (родился в 1932 г., нобелевский лауреат по экономике 1999 г.). В 1961 г. он опубликовал статью с таким названием [1]. В то же время разные аспекты этой теории разрабатывались и целым рядом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.