Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации'

Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1924
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / ТОВАРЫ / GOODS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даюб Анастасия Викторовна, Куркина Наталия Сергеевна

Анализируется система управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Рассмотрены основные элементы механизма этой системы. Проанализированы результаты работы системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT SYSTEM IMPROVEMENT FOR GOODS AND VEHICLES MOVEMENT THROUGH CUSTOMS BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Risk management system for goods and vehicles movement through customs border of the Russian Federation is analyzed. Basic elements of the system mechanism are considered. This system application results are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»

2. Официальный портал ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/index.shtml, свободный. Яз. рус. (дата обращения 06.11.2011).

3. Указ президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию. -М.: Прогресс, 1989. - 372 с.

5. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. Доклад Программы развития ООН от 02.11.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/ru, свободный. Яз. рус. (дата обращения 19.12.2011).

6. Feldman Robert A., Watson C.Maxwell. Central Europe: From Transition to EU Membership [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2000/09/feldman.htm, свободный. Яз. англ. (дата обращения 19.12.2011).

7. Balcerowicz Leszek. Poland's Transformation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2000/09/balcerow.htm, свободный. Яз. англ. (дата обращения 20.11.2011)

8. Nsouli Saleh M.. A Decade of Transition An Overview of the Achievements and Challenges [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/1999/06/nsouli.htm, свободный. Яз. англ. (дата обращения 20.12.2011).

9. Официальный портал Мирового центра данных по геоинформатике и устойчивому развитию [Электронный ресурс. - Режим доступа: http://wdc.org.ua/en/sustainable-development, свободный. Яз. рус. (дата обращения 06.11.2011).

10. Международный Валютный Фонд. Годовой отчет 2011. Обеспечение справедливого и сбалансированного роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/ns/loe/cs.aspx?id=71, свободный. Яз. рус. (дата обращения 19.12.2011).

Тихомирова Ольга Геннадьевна - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

УДК 339.9

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Даюб, Н.С. Куркина

Анализируется система управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Рассмотрены основные элементы механизма этой системы. Проанализированы результаты работы системы.

Ключевые слова: риск, товары, таможенный контроль, система управления рисками.

Введение

Проблема управления рисками является предметом исследований многих зарубежных и отечественных ученых. Исследованию отдельных аспектов управления риском посвящены работы таких известных авторов, как Д. Бернулли, Ф. Гальтон, О. Моргенштерн, Ф. Блэк и др. Данные исследования заложили концептуальный фундамент общей теории оценки рисков. Развитие теории управления рисками шло по пути развития предметных областей. Например, в Российской Федерации (РФ) управление рисками применяется чаще всего в коммерческом секторе, и все научные исследования посвящены в основном риск-менеджменту в экономике. Риски, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ рассматривались в трудах ученых Российской таможенной академии. В их трудах рассмотрены возможные таможенные риски, проведена их классификация, предложены подходы к определению вероятности их возникновения. Вместе с тем аспекты исследования оценки последствий рисковых событий еще не получили необходимого развития.

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза, что ознаменовало создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). Современное экономическое развитие России невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, а также без привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю при условии соблюдения юридических и правовых требований действующего законодательства. По этой причине в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) таможенной службе отводится ключевая роль в регулировании внешней торговли страны как наиболее динамично развивающейся структуре, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД.

В связи с постоянно возрастающим объемом товарооборота одной из основных проблем в работе таможенных органов РФ является недополучение таможенных платежей, так как возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что также может привести к снижению уровня экономической безопасности страны. Учитывая это, таможенная служба РФ была поставлена перед необходимостью использования современного общепринятого механизма эффективной организации таможенного контроля - системы управления рисками (СУР).

В связи с вышеизложенным актуальным вопросом является выработка практических рекомендаций по развитию существующей системы управления таможенным контролем.

Основные дефиниции таможенного риск-менеджмента

Термин «таможенный контроль» в соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 [1] трактуется как меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы.

- Риск - вероятностная категория, т.е. это вероятность наступления или ненаступления какого-либо события под влиянием определенных факторов. В таможенном деле существует такой вид риска, как «риск несоблюдения таможенного законодательства РФ».

- Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства РФ.

- Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Область риска определяем как отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективного качества таможенного администрирования.

- Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

- Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

- Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.

- Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации [1].

В таможенной сфере избежать рисковых ситуаций практически не возможно. Поэтому умение классифицировать риски, оценивать и управлять ими является важной и обязательной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы РФ. В настоящее время основным механизмом удовлетворения интересов России и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля является СУР.

Основные принципы функционирования системы управления рисками

В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны на своем практическом опыте подтвердили эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая, в свою очередь, сократив время на оформление, значительно ускорила грузопоток, проходящий через таможенные пункты пропуска.

Федеральная таможенная служба России начала внедрять СУР, руководствуясь следующими базовыми принципами:

- принцип целевой направленности;

- принцип целостности;

- принцип информационного единства;

- принцип законности;

- принцип единства управления рисками.

В приказе «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» [2] была утверждена современная концепция СУР нашего государства. Данная кон-

цепция содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также цель и предпосылки ее разработки. Анализ концепции показывает, что ее положения соответствуют положениям Киотской конвенции, идентичными являются и используемые определения.

В данной концепции определены основные задачи системы управления рисками:

- создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование системы управления рисками;

- разработка методик по выявлению рисков;

- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

- определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

- разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

- разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

- контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля [3].

Одним из основных направлений СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля. Это приводит к сокращению количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами, по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

Таможенные органы применяют метод анализа рисков для определения товаров и транспортных средств, подлежащих проверке. Так, таможенный контроль осуществляется за товарами, пересечение границы которыми сопряжено с риском для экономической безопасности страны. По ряду критериев (неверное наименование товара, следование в адрес несуществующего хозяйствующего субъекта, возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических веществ и т.п.) была разработана классификация товаров, относящихся к группе риска. Таким образом, проводится серьезная аналитическая работа, на основе результатов которой принимается решение о методах таможенного контроля.

Основными элементами системы управления рисками являются:

- сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России;

- выявление и анализ рисков;

- разработка и реализация мер по управлению рисками;

- обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Необходимо отметить, что в 2010 г. таможенные органы РФ смогли достигнуть следующих результатов:

- упрощены таможенные процедуры. Минимизированы сроки совершения таможенных операций: при выпуске товара - с трех до двух дней, при экспорте товара, когда не требуется уплата пошлин, - до четырех часов;

- упрощен экспорт несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Упрощен порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза коммерческих и научных образцов;

- электронное декларирование, в том числе через Интернет, превысило 50%-ый рубеж. Таможенные органы в декабре 2010 г. ежедневно оформляли свыше 53,5% деклараций в электронном виде, в том числе 51,5% - с использованием Интернета. Более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование;

- увеличилась сумма начисленных таможенных платежей. На 2010 г. прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 4 трлн 97,31 млрд рублей. На 20 декабря 2010 г. она составила 4 трлн 115,46 млрд рубл.;

- уменьшилось число возбужденных уголовных дел. За 11 месяцев 2010 г. возбуждено 3873 уголовных дела, что на 29% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Выявлено незаконно перемещенных товаров и транспортных средств на сумму 10,9 млрд руб., неуплаченных таможенных плате-

жей - на сумму 487,4 млн руб., не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте - на сумму 116,3 млрд руб. [4].

Система управления рисками в странах ЕС и США

Применение системы управления рисками достаточно активно практикуется в странах ЕС и США. Анализируя их опыт, можно сделать вывод, что данная система должна быть автоматизирована с использованием соответствующего программного обеспечения. Это позволит анализировать внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД в оперативном режиме, обеспечивать единство исполнения Таможенного кодекса на всей территории РФ, а также выборочный контроль товаров для таможенного контроля, исключив тем самым негативное влияние субъективного фактора при проведении отбора. Так, например, в США 72% внешнеторговых сделок обслуживается по «зеленому» коридору, 26% - по «желтому» коридору и только 2% - по «красному», т.е. только 2% перемещаемых товаров подпадают под достаточно детальный таможенный контроль. По мнению специалистов, это с учетом СУР обеспечивает 95%-ый уровень надежности таможенного контроля. В странах ЕС уровень надежности таможенного контроля составляет 97% [5].

В Российской Федерации в настоящее время под профили риска подпадает более 50% перемещаемых товаров. Анализ работы Федеральной таможенной службы России показывает, что официальные данные об уровне надежности таможенного контроля и методика их оценки в России в настоящее время практически отсутствуют [6]. Важно отметить, что в западных странах ученые активно занимаются разработкой теории управления рисками при перемещении товаров через таможенную границу, однако сами методики являются государственной тайной.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт, можно прийти к выводу, что уровень надежности таможенного контроля в РФ существенно ниже, чем в США и странах ЕС. Таким образом, простое увеличение объема контрольных мероприятий не обеспечивает достаточный рост надежности таможенного контроля. Необходимо эффективное управление объемом контроля в конкретных условиях обстановки.

Так, базовыми международными нормами, определяющими принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками являются стандартные правила Главы 6 «Таможенный контроль» и других глав Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Киотской конвенции [3]. Основные рекомендации в области управления рисками представлены на рисунке.

Рисунок. Основные положения и рекомендации Киотской конвенции в области управления рисками

Заключение

Таким образом, масштабы территории Российской Федерации обусловливают кардинальные различия в особенностях деятельности региональных таможенных управлений, которые накладывают определенный отпечаток на деятельность таможенных органов. Все это затрудняет централизованное управление и анализ внешнеэкономической деятельности. К таким различиям относится:

- специфика товарной номенклатуры при импортных и экспортных операциях участниками внешнеэкономической деятельности;

- многообразие участников внешнеэкономической деятельности и особенностей их деятельности;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО СТАДИЯМ

- разные уровни экономического развития регионов;

- присутствие иностранных компаний с опытом работы;

- объем посреднических услуг в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений необходимо освоить более эффективные подходы к управлению таможенными рисками, а также разработать

более совершенные модели системы управления рисками.

Литература

1. Таможенный кодекс таможенного союза. - М.: Проспект, 2010. - 184 с.

2. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 №1069. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.tks.ru/news/law/2003/10/06/0007, свободный. Яз. рус. (дата обращения 01.02.2012).

3. Киотская конвенция 1999 года. Глава 6. Таможенный контроль. Руководства к Генеральному Приложению. Неофициальный перевод, исключительно для информации // Материалы к заседанию коллегии ФТС России от 21 октября 2004 года. - М., 2004. - 49 с.

4. ФТС России подвела итоги за 2010 г. 12 января 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customsonline.ru/1412-fts-rossii-podvela-itogi-za-2010-g.html, свободный. Яз. рус. (дата обращения 01.02.2012).

5. Некрасов В.А. Совершенствование управления таможенными процессами посредством использования системы анализа и управления рисками // Вестник КРСУ. - Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет. - 2011. - Т. 11. - № 2. - С. 165.

6. Бойко А.П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Автореферат дис.... к.э.н. - М., 2008. - 36 с.

Даюб Анастасия Викторовна - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кандидат философских наук, доцент, [email protected]

Куркина Наталия Сергеевна - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, инженер, [email protected]

УДК 330

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО СТАДИЯМ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ И США

Г. С. Шевелев

Для развития инновационной сферы необходима сбалансированная система венчурного инвестирования. Отсутствие инвесторов на одной из стадий развития инноваций грозит снижением темпов развития инновационной сферы и утратой перспективных проектов и разработок. Приводится анализ инвестиций по стадиям инноваций в России и США, который выявляет существенные проблемы в развитии инноваций в Российской Федерации. Ключевые слова: инновация, венчурное инвестирование, посевная стадия и старт-ап, инвестиционная цепочка инноваций, бизнес-ангел, венчурный фонд.

Введение

Необходимость перехода от экономики сырьевого типа к экономике, базирующейся на инновациях, является в настоящее время наиболее актуальной проблемой для Российской Федерации (РФ), так как инновации и инновационное развитие оказывают решающее влияние на состояние национальной экономики страны и ее конкурентоспособность в мировой экономике [1-4]. Для развития инновационной среды, кроме научного потенциала, требуется отлаженная система инвестирования инноваций, которая должна выявлять наиболее перспективные проекты.

Под инновацией следует понимать общественно-технико-экономический процесс внедрения в практику некоторого новшества, приводящий к повышению эффективности функционирования той системы, в которую внедряется новшество. Цикл развития инновации состоит из нескольких стадий: посевная, старт-ап, ранний рост, расширение, поздняя стадия. Из представленных стадий необходимо выделить посевную стадию и старт-ап. В данной работе под термином «стартовые стадии инновации» будут подразумеваться именно эти две стадии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационному проекту требуется относительно продолжительное время, прежде чем он сможет генерировать денежные потоки. Ключевым вопросом устойчивого развития проекта и его жизнеспособности становится способность инноватора обеспечить проект материальными и нематериальными ресурсами. Инвестирование в инновации на первых трех его стадиях связано с высоким риском быть убыточ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.