тами. Из-за этого лишь ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности применяют электронную форму декларирования.
Совершенствование таможенного контроля на основе совершенствования механизма классификации товаров будет происходить за счет:
1) внесения дополнений в механизм классификации товаров и услуг, позволяющих учесть факторы таможенного риска и обеспечить дифференцированный подход к таможенному контролю;
2) разработки классификатора услуг, перемещаемых через таможенную границу с применением ТН ВЭД;
3) усовершенствования механизма контроля за таможенным оформлением товаров в соответствии с предварительными решениями о классификации товаров вышестоящихтаможен-ных органов в целях исключения возможности использования данных решений для минимизации сумм, подлежащих уплате таможенных платежей.
Предполагается, что указанные меры по со- KNTn вершенствованиютаможенного контроля позво- \‘ 4
лят получить положительные результаты.
Таким образом, в результате проведения предложенных мероприятий будет происходить ускорение таможенных процедур в пунктах про- 35
пуска, также повысится эффективностьконтро-ля за перемещением товаров и транспортных средств, сократится количество документов, необходимых для осуществления контроля, повысится качество предоставления услуг участникам ВЭД в соответствии с международными стандартами.
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
чэ
гл
I-
5
3) совершенствование механизма классификации товаров;
4) улучшение системы управления рисками.
Наиболее актуальным из направлений является совершенствование таможенного контроля с помощью применения системы управления рисками.
Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективноготаможенного контроля, исходя из принципа выборочности, для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
Создание и внедрение СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно -правовые , информационно -техни -ческие, организационные и кадровые аспекты.
В этих целях основными направлениями реализации СУР являются усиление аналитической и экспертной работы по выявлению рисков на всех уровнях таможенных органов, как в стратегическом, так и тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.
Не менее важным в совершенствовании таможенного контроля является внедрение информационных технологий. Система электронного декларирования, как любая новая технология пока несовершенна. Специалисты различных компаний занимаются разработкой и внедрением программных продуктов, позволяющих усовершенствовать систему электронного декларирования, максимально использовать её возможности.
Основные проблемы при внедрении системы электронного декларирования связаны, в первую очередь, со сложностью, новизной, большим объемом задач, недостатками в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенными материальными затра-
Литература:
1. Габригидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ // Проблемы экономики и управления. - 2008. - № 3. - С. 4-6.
2. Кормаков Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств // Российский экономический журнал. -2011.- № 9.- С. 6-9.
ANALYSIS OF PRACTICE OF APPLICATION OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM Sheluhin Alexander Alexandrovich, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol In article are considered concept of a control system by risks and practice of its application. Keywords: risk; control; customs; management.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УДК339.543:330.131.7
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
В статье рассмотрено понятие системы управления рисками и © Шелухин А.А., 2012 практика ее применения.
Ключевые слова: риск; контроль; таможня; управление.
Одной из основных функций таможенных органов является таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России. Цель таможенного контроля со-
п
о
о
п
с
о
ьа
36
ШЕЛУХИН
Александр
Александрович,
студент,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
стоит в обеспечении соблюдения законодательства России. Достижение этой цели происходит путем решения следующих задач:
1) контроль соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
2) обеспечение полноты взимания таможенных платежей.
В настоящее время решение этих задач представляется достаточно сложным вследствие ряда причин. К ним, прежде всего, относятся:
- невозможность обеспечения тотального контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
- отсутствие необходимого взаимодействия различных контролирующих органов: ветеринарных, лицензирующих и др.
Одним из основных направлений совершенствования таможенного контроля в настоящее время является применение системы управления рисками.
Исследованию отдельных аспектов управления риском посвящены работы Я. Бернулли, Ф. Найта, Д. Бернулли, Ф. Гальтона, Д. Неймана и О. Моргенштерна, Г. Марковица, Ф. Блэка и М. Шоулза и др. Эти работы заложили фундамент общей теории оценки рисков. Дальнейшее развитие теории управления рисками шло по пути учета специфики предметных областей.
В области таможенного дела риски, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, рассматривались в работах российских ученых, таких, как Е.Г. Анисимов, С.В. Барамзин, В.В. Макрусев, Л.А. Попова, В.А. Останин, В.В. Новиков, А.Д. Ершов, В.Е. Бурдин и др.
Специфика экономических преобразований в России отводит ключевое положение в системе государственного регулирования таможенным органам; не последнюю роль в этом играет тот факт, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета страны колеблется в разные годы от 30 до 53 %. В силу этого контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов. В то же время в свете интеграции России в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников ВЭД также является важной частью государственной политики.
Такое противоречие делает невозможным существовавшую ранее систему таможенного контроля, основывавшуюся на тотальном таможенном досмотре приходящих грузов.
С учетом этого реформа таможенного законодательства включила в себя перестройку института таможенного контроля на основе системы управления рисками; внедрение этой системы являет собой один из наиболее ярких примеров реализации принципа научности в таможенном деле. Следует также учитывать, что управление рисками не является изолированной, обособленной от большинства других функций управления. Поскольку риски присутствуют на всех фазах и эта-пахтаможенной деятельности, функция управления рисками не только не исчезает до реализации и контроля решений, но и, что важно отметить, она становится системообразующей функцией таможенного дела.
Основные понятия и принципы управления рисками в сфере таможенного регулирования нашли свое нормативное закрепление в веденном в действие с 1 января 2004 года Таможенного кодекса РФ. В названном кодексе, в статье 358 "Принципы таможенного контроля", были определены основные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также установлены общие начала управления рисками, которая ранее не имела правовой регламентации в Российской Федерации [1].
Необходимо отметить, что понятие риск, ранее, не имея правового закрепления, использовалось в таможенных органах России. Указанный термин нашел свое отражение в названии и тексте Приказа ГТК России от 08.05.2002 № 465 "Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска". Однако в то время понятие "риск" было еще обособленным и не носило системного характера, так как не существовало основной идеи, концепции, связывающей его содержание с процессами управления рисками и, соответственно, не имела законченного правового смысла.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное™ и, как правило, ограничиваются лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства РФ. Данный принцип в полной мере соответствует стандартному правилу 6.2 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, заключена в Киото в 1973 г., действует в редакции Брюссельского протокола 1999 г.), согласно которомутаможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым для соблюдения таможенного законодательства.
В развитие правовых норм Таможенного кодекса Председателем ГТК России 26.09.2003 г. был издан приказ № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".
Принятая концепция системы управления рисками (СУР) заложила базу по формированию основных понятий и задач системы управления рисками, определила ключевые принципы построения и управления системой, а также выделила основные элементы этой системы.
Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что немаловажно, цель и предпосылки ее разработки [3]. Анализ данной Концепции показывает, что ее положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.
Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Фе-
дерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска [3].
Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которыхтребу-ется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.
Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.
Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации [4].
Базовые принципы управления рисками, содержащиеся в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и принятыхФТС России в ее развитие нормативных актах, сформулированы следующим образом:
- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;
- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы России;
- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процеду-
ру
о
гл
0
се
гл
■ QII
K4
■
37
38
рам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всехуровняхтаможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);
- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Новороссийская таможня, также, как вся таможенная система в целом, осущекствляет таможенный контроль на основе принципа выборочное™. В организационной структуре таможни присутствует специальное подразделение, отвечающее за применение системы управления рисками. Отдел применения системы управления рисками обеспечивает контроль за соблюдением структурными подразделениями таможенных органов, производящими таможенное оформление и таможенный контроль, а также перевозчиками, владельцами СВХ и декларантами порядка и правил проведения отдельных таможенных операций и основного таможенного оформления, определенныхТаможенным кодексом, нормативными и правовыми актами ФТС России в части достоверности сведений о товарах и транспортных средствах, представляемых при оформлении и завершении процедуры внутреннего таможенного транзита, при помещении их на временное хранение, а также при дальнейшем оформлении в таможенном отношении.
Отдел также координирует деятельность по формированию проектов зональных профилей рисков (в том числе срочных), а также проектов ориентировок и их доведение параллельно и одновременно до координирующих подразделений ЮТУ и ФТС
В 2010 году при проведении таможенного оформления и таможенного контроля на Новороссийской таможне выявлено 5264 риска, содержащихся в профилях риска, доведенныхдо таможенных органов по установленной форме, меры по минимизации рисков приняты по 3808 ГТД.
В процессе таможенного оформления по 15237 ГТД был проведен таможенный досмотр на основании профилей риска, а также заявлений лиц, перемещающих товары. На основании профиля риска № 228 проведено 4231 тамо-женныхдосмотра, в соответствии с правоохранительными профилями риска -280 досмотров, в соответствии с иными профилями риска -2257 досмотров. ОПСУР ежемесячно проводится
проверка обоснованности принятия решения о проведении таможенныхдосмотров на основании различных профилей рисков, а также анализ эффективности проведения таможенных досмотров с целью разработки в случае необходимости проектов профилей риска или ориентировок.
Эффективность таможенных досмотров в 2010 году в целом составляет 11,5%, при этом 354 из 423 дел об АП, возбужденных по результатам проведения таможенныхдосмотров, явились следствием проведения таможенныхдосмотров на основании профиля риска А. Эффективность таможенныхдосмотров, проведенных на основании профиля риска А, в 2010 году составила 14,4%. Также следует отметить, что в 4 квартале эффективность досмотров значительно возросла по сравнению с 1-3 кварталами. Если в первом квартале эффективность таможенныхдосмотров, проводимых на основании профиля риска 8, составила 8,3%, во втором квартале - 9,1%, в третьем - 7,1%, то в четвертом - 22,4%.
В 2011 году в таможне разработано и направлено в установленном порядке в ФТС России и в ЮТУ 16 проектов профилей риска, из них ОПСУР разработано 7 ППР:
1) направленный на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о весе товаров (0603 - свежесрезанные цветы), путем предоставления недействительных транспортных и коммерческихдокументов, с целью уменьшения суммы причитающихся к уплате таможенных платежей;
2) направленный на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о количестве товара (свежесрезанные розы различной длины), с целью уменьшения суммы причитающихся к уплате таможенных платежей.
Литература:
1. Бережной В.И. Стратегический анализ среды организации: принципы, подходы / Е.В. Бережной, И.Д. Папаскуа // Материалы XXXVI научно-техн. конференции по результатам работы проф.-препода-вательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2004 г. Экономика. - Т. 3 - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.
2. Бережная Е.В. Методы оценки экономических рисков : сборник научных трудов СевКавГту. Серия "Экономика" / Е.В. Бережная, Т.А. Порохня, С.И. Кукота. — Т. 2. - Ставрополь, 2005.
3. Бережная Е.В. Анализ существующих определений риска и подходов к его классификации: сборник научных трудов СевКавГту. Серия "Экономика" / Е.В. Бережная, Т.А. Порохня, С.И. Кукота / — Т. 2. — Ставрополь, 2005.
4. Таможенный кодекс РФ//СПС КонсультантПлюс.
5. ТаможенныйкодексТаможенного союза//СПС КонсультантПлюс.
6. Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 // СПС КонсультантПлюс.
7. Шаланина Н.А. Потоки рисковых стоимостей и механизмы их дисконтирования: основные понятия / Н.А. Шаланина // Таможенное дело и образование: к 15-летию ВФРТА: сб. науч. работ. — Владивосток, 2009. — С. 90-94.