Научная статья на тему 'Анализ практики применения системы управления рисками'

Анализ практики применения системы управления рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2715
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК / КОНТРОЛЬ / ТАМОЖНЯ / УПРАВЛЕНИЕ / RISK / CONTROL / CUSTOMS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелухин Александр Александрович

В статье рассмотрено понятие системы управления рисками и практика ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of practice of application of the risk management system

In article are considered concept of a control system by risks and practice of its application.

Текст научной работы на тему «Анализ практики применения системы управления рисками»

тами. Из-за этого лишь ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности применяют электронную форму декларирования.

Совершенствование таможенного контроля на основе совершенствования механизма классификации товаров будет происходить за счет:

1) внесения дополнений в механизм классификации товаров и услуг, позволяющих учесть факторы таможенного риска и обеспечить дифференцированный подход к таможенному контролю;

2) разработки классификатора услуг, перемещаемых через таможенную границу с применением ТН ВЭД;

3) усовершенствования механизма контроля за таможенным оформлением товаров в соответствии с предварительными решениями о классификации товаров вышестоящихтаможен-ных органов в целях исключения возможности использования данных решений для минимизации сумм, подлежащих уплате таможенных платежей.

Предполагается, что указанные меры по со- KNTn вершенствованиютаможенного контроля позво- \‘ 4

лят получить положительные результаты.

Таким образом, в результате проведения предложенных мероприятий будет происходить ускорение таможенных процедур в пунктах про- 35

пуска, также повысится эффективностьконтро-ля за перемещением товаров и транспортных средств, сократится количество документов, необходимых для осуществления контроля, повысится качество предоставления услуг участникам ВЭД в соответствии с международными стандартами.

ГЧ

О

ГЧ

0

сС

чэ

гл

I-

5

3) совершенствование механизма классификации товаров;

4) улучшение системы управления рисками.

Наиболее актуальным из направлений является совершенствование таможенного контроля с помощью применения системы управления рисками.

Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективноготаможенного контроля, исходя из принципа выборочности, для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.

Создание и внедрение СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно -правовые , информационно -техни -ческие, организационные и кадровые аспекты.

В этих целях основными направлениями реализации СУР являются усиление аналитической и экспертной работы по выявлению рисков на всех уровнях таможенных органов, как в стратегическом, так и тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.

Не менее важным в совершенствовании таможенного контроля является внедрение информационных технологий. Система электронного декларирования, как любая новая технология пока несовершенна. Специалисты различных компаний занимаются разработкой и внедрением программных продуктов, позволяющих усовершенствовать систему электронного декларирования, максимально использовать её возможности.

Основные проблемы при внедрении системы электронного декларирования связаны, в первую очередь, со сложностью, новизной, большим объемом задач, недостатками в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенными материальными затра-

Литература:

1. Габригидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ // Проблемы экономики и управления. - 2008. - № 3. - С. 4-6.

2. Кормаков Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств // Российский экономический журнал. -2011.- № 9.- С. 6-9.

ANALYSIS OF PRACTICE OF APPLICATION OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM Sheluhin Alexander Alexandrovich, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol In article are considered concept of a control system by risks and practice of its application. Keywords: risk; control; customs; management.

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УДК339.543:330.131.7

УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

В статье рассмотрено понятие системы управления рисками и © Шелухин А.А., 2012 практика ее применения.

Ключевые слова: риск; контроль; таможня; управление.

Одной из основных функций таможенных органов является таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России. Цель таможенного контроля со-

п

о

о

п

с

о

ьа

36

ШЕЛУХИН

Александр

Александрович,

студент,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

стоит в обеспечении соблюдения законодательства России. Достижение этой цели происходит путем решения следующих задач:

1) контроль соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

2) обеспечение полноты взимания таможенных платежей.

В настоящее время решение этих задач представляется достаточно сложным вследствие ряда причин. К ним, прежде всего, относятся:

- невозможность обеспечения тотального контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

- отсутствие необходимого взаимодействия различных контролирующих органов: ветеринарных, лицензирующих и др.

Одним из основных направлений совершенствования таможенного контроля в настоящее время является применение системы управления рисками.

Исследованию отдельных аспектов управления риском посвящены работы Я. Бернулли, Ф. Найта, Д. Бернулли, Ф. Гальтона, Д. Неймана и О. Моргенштерна, Г. Марковица, Ф. Блэка и М. Шоулза и др. Эти работы заложили фундамент общей теории оценки рисков. Дальнейшее развитие теории управления рисками шло по пути учета специфики предметных областей.

В области таможенного дела риски, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, рассматривались в работах российских ученых, таких, как Е.Г. Анисимов, С.В. Барамзин, В.В. Макрусев, Л.А. Попова, В.А. Останин, В.В. Новиков, А.Д. Ершов, В.Е. Бурдин и др.

Специфика экономических преобразований в России отводит ключевое положение в системе государственного регулирования таможенным органам; не последнюю роль в этом играет тот факт, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета страны колеблется в разные годы от 30 до 53 %. В силу этого контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов. В то же время в свете интеграции России в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников ВЭД также является важной частью государственной политики.

Такое противоречие делает невозможным существовавшую ранее систему таможенного контроля, основывавшуюся на тотальном таможенном досмотре приходящих грузов.

С учетом этого реформа таможенного законодательства включила в себя перестройку института таможенного контроля на основе системы управления рисками; внедрение этой системы являет собой один из наиболее ярких примеров реализации принципа научности в таможенном деле. Следует также учитывать, что управление рисками не является изолированной, обособленной от большинства других функций управления. Поскольку риски присутствуют на всех фазах и эта-пахтаможенной деятельности, функция управления рисками не только не исчезает до реализации и контроля решений, но и, что важно отметить, она становится системообразующей функцией таможенного дела.

Основные понятия и принципы управления рисками в сфере таможенного регулирования нашли свое нормативное закрепление в веденном в действие с 1 января 2004 года Таможенного кодекса РФ. В названном кодексе, в статье 358 "Принципы таможенного контроля", были определены основные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также установлены общие начала управления рисками, которая ранее не имела правовой регламентации в Российской Федерации [1].

Необходимо отметить, что понятие риск, ранее, не имея правового закрепления, использовалось в таможенных органах России. Указанный термин нашел свое отражение в названии и тексте Приказа ГТК России от 08.05.2002 № 465 "Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска". Однако в то время понятие "риск" было еще обособленным и не носило системного характера, так как не существовало основной идеи, концепции, связывающей его содержание с процессами управления рисками и, соответственно, не имела законченного правового смысла.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное™ и, как правило, ограничиваются лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства РФ. Данный принцип в полной мере соответствует стандартному правилу 6.2 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, заключена в Киото в 1973 г., действует в редакции Брюссельского протокола 1999 г.), согласно которомутаможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым для соблюдения таможенного законодательства.

В развитие правовых норм Таможенного кодекса Председателем ГТК России 26.09.2003 г. был издан приказ № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".

Принятая концепция системы управления рисками (СУР) заложила базу по формированию основных понятий и задач системы управления рисками, определила ключевые принципы построения и управления системой, а также выделила основные элементы этой системы.

Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что немаловажно, цель и предпосылки ее разработки [3]. Анализ данной Концепции показывает, что ее положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Фе-

дерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска [3].

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которыхтребу-ется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации [4].

Базовые принципы управления рисками, содержащиеся в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и принятыхФТС России в ее развитие нормативных актах, сформулированы следующим образом:

- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;

- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы России;

- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процеду-

ру

о

гл

0

се

гл

■ QII

K4

37

38

рам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всехуровняхтаможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);

- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Новороссийская таможня, также, как вся таможенная система в целом, осущекствляет таможенный контроль на основе принципа выборочное™. В организационной структуре таможни присутствует специальное подразделение, отвечающее за применение системы управления рисками. Отдел применения системы управления рисками обеспечивает контроль за соблюдением структурными подразделениями таможенных органов, производящими таможенное оформление и таможенный контроль, а также перевозчиками, владельцами СВХ и декларантами порядка и правил проведения отдельных таможенных операций и основного таможенного оформления, определенныхТаможенным кодексом, нормативными и правовыми актами ФТС России в части достоверности сведений о товарах и транспортных средствах, представляемых при оформлении и завершении процедуры внутреннего таможенного транзита, при помещении их на временное хранение, а также при дальнейшем оформлении в таможенном отношении.

Отдел также координирует деятельность по формированию проектов зональных профилей рисков (в том числе срочных), а также проектов ориентировок и их доведение параллельно и одновременно до координирующих подразделений ЮТУ и ФТС

В 2010 году при проведении таможенного оформления и таможенного контроля на Новороссийской таможне выявлено 5264 риска, содержащихся в профилях риска, доведенныхдо таможенных органов по установленной форме, меры по минимизации рисков приняты по 3808 ГТД.

В процессе таможенного оформления по 15237 ГТД был проведен таможенный досмотр на основании профилей риска, а также заявлений лиц, перемещающих товары. На основании профиля риска № 228 проведено 4231 тамо-женныхдосмотра, в соответствии с правоохранительными профилями риска -280 досмотров, в соответствии с иными профилями риска -2257 досмотров. ОПСУР ежемесячно проводится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проверка обоснованности принятия решения о проведении таможенныхдосмотров на основании различных профилей рисков, а также анализ эффективности проведения таможенных досмотров с целью разработки в случае необходимости проектов профилей риска или ориентировок.

Эффективность таможенных досмотров в 2010 году в целом составляет 11,5%, при этом 354 из 423 дел об АП, возбужденных по результатам проведения таможенныхдосмотров, явились следствием проведения таможенныхдосмотров на основании профиля риска А. Эффективность таможенныхдосмотров, проведенных на основании профиля риска А, в 2010 году составила 14,4%. Также следует отметить, что в 4 квартале эффективность досмотров значительно возросла по сравнению с 1-3 кварталами. Если в первом квартале эффективность таможенныхдосмотров, проводимых на основании профиля риска 8, составила 8,3%, во втором квартале - 9,1%, в третьем - 7,1%, то в четвертом - 22,4%.

В 2011 году в таможне разработано и направлено в установленном порядке в ФТС России и в ЮТУ 16 проектов профилей риска, из них ОПСУР разработано 7 ППР:

1) направленный на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о весе товаров (0603 - свежесрезанные цветы), путем предоставления недействительных транспортных и коммерческихдокументов, с целью уменьшения суммы причитающихся к уплате таможенных платежей;

2) направленный на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о количестве товара (свежесрезанные розы различной длины), с целью уменьшения суммы причитающихся к уплате таможенных платежей.

Литература:

1. Бережной В.И. Стратегический анализ среды организации: принципы, подходы / Е.В. Бережной, И.Д. Папаскуа // Материалы XXXVI научно-техн. конференции по результатам работы проф.-препода-вательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2004 г. Экономика. - Т. 3 - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.

2. Бережная Е.В. Методы оценки экономических рисков : сборник научных трудов СевКавГту. Серия "Экономика" / Е.В. Бережная, Т.А. Порохня, С.И. Кукота. — Т. 2. - Ставрополь, 2005.

3. Бережная Е.В. Анализ существующих определений риска и подходов к его классификации: сборник научных трудов СевКавГту. Серия "Экономика" / Е.В. Бережная, Т.А. Порохня, С.И. Кукота / — Т. 2. — Ставрополь, 2005.

4. Таможенный кодекс РФ//СПС КонсультантПлюс.

5. ТаможенныйкодексТаможенного союза//СПС КонсультантПлюс.

6. Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 // СПС КонсультантПлюс.

7. Шаланина Н.А. Потоки рисковых стоимостей и механизмы их дисконтирования: основные понятия / Н.А. Шаланина // Таможенное дело и образование: к 15-летию ВФРТА: сб. науч. работ. — Владивосток, 2009. — С. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.