НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ
Д. А. БРЫКОВ D. A. BRYKOV
доцент кафедры управления и организации деятельности уголовно-исполнительной системы Академии ФСИН России, доцент, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы
Совершенствование системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Improvement of the personnel management system of the Russian penal correction system
Аннотация. В статье рассматривается совершенствование системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в связи с изменением законодательной базы деятельности УИС. Анализируются основные изменения, возникающие после принятия Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"». Обосновывается необходимость совершенствования работы по укреплению кадрового потенциала учреждений и органов ФСИН России.
Ключевые слова: государственная служба, управление персоналом, кадры уголовно-исполнительной системы.
Annotation. In this article the author considers improvement of the personnel management system of the penal correction system of the Russian Federation due to the change of the legislative framework. The main changes arising after adoption of the Federal law of 19.07.2018 No. 197-FL «On the service in penal correction system of the Russian Federation and on the introduction of amendments to the Law of the Russian Federation of „On the Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the form of Imprisonment"» are analyzed. The author proves the need of improvement of strengthening of personnel capacity in the institutions and bodies of FPS of Russia.
Key words: public service, human resource management, personnel of the penal correction system.
В целях четкой регламентации работы с кадрами и повышения престижа службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее также - уголовно-испол-
нительная система, УИС) за последние пять лет принято большое количество нормативных правовых актов, направленных на правовую и социальную защиту сотрудников. Федеральной служ-
[email protected] www.or.fsin.su
nomer_2_2019.indd 2
12.02.2019 11:15:48
2
бой исполнения наказаний проводилась работа по совершенствованию действующей нормативной базы, регламентирующей работу с кадрами в учреждениях и органах ФСИН России, результатом которой стало принятие Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (далее также - Федеральный закон № 197-ФЗ) [1]. Рассмотрим основные особенности и изменения правового положения сотрудников, закрепленные в данном федеральном законе.
В Федеральном законе № 197-ФЗ дается понятие «сотрудник», определяется понятие должности в уголовно-исполнительной системе, впервые законодательно закрепляется вид федеральной государственной службы - служба в уголовно-исполнительной системе на должностях в УИС, а также на должностях, не являющихся должностями УИС.
Федеральный закон № 197-ФЗ дублирует нормы Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и нормы Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с целью отнесения службы в УИС к федеральной государственной службе, что приводит к единообразному применению указанных норм.
Однако нормы Федерального закона № 197-ФЗ затрагивают только вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и не регулируют особенности деятельности территориаль-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
ных органов и исправительных учреждений, определяемые Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Для сотрудников уголовно-исполнительной системы сохраняются специальные звания внутренней службы.
Федеральным законом № 197-ФЗ вводится новое основание, препятствующее возможности принятия на службу: если неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу, гражданин подвергался в судебном порядке административным наказаниям за умышленно совершенные административные правонарушения. Данное обстоятельство ужесточает требования к моральному облику будущего сотрудника.
Федеральным законом № 197-ФЗ определен круг лиц, имеющих право поступления на службу в уголовно-исполнительную систему, которые должны соответствовать квалификационным требованиям к должностям. Особое внимание при отборе сотрудников уделено физической подготовке, так как служба в уголовно-исполнительной системе сопряжена с риском для здоровья и жизни. Для граждан, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему, устанавливается срок испытания от двух до шести месяцев. Осталась возможность заключить контракт без испытательного срока.
Федеральным законом № 197-ФЗ вводится понятие контракта, определяются такие его элементы, как стороны, содержание, порядок заключения, формы и сроки действия; проработан механизм испытания при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему. Требования о детальной регламентации
3
содержания контракта позволят не допускать привлечения сотрудника к обязанностям, не предусмотренным контрактом и должностной инструкцией. Кроме этого, вводится обязательность возникновения служебных отношений на основе контракта, конкурсный отбор на замещение должностей сотрудников УИС, механизм урегулирования конфликта интересов, обязательность ротации руководителей через шесть лет нахождения в должности, применение системы антикоррупционного законодательства.
Разработка вопросов, связанных с управлением персоналом, грамотным подбором кадров, стала одним из наиболее важных аспектов в определении целей и задач в работе с кадрами УИС. Наиболее перспективным методом отбора государственных служащих, в том числе сотрудников УИС, является проведение конкурса. Однако в Федеральном законе № 197-ФЗ не отражен механизм проведения конкурса и критерии оценки деловых качеств сотрудников УИС, участвующих в конкурсном отборе.
В силу специфики уголовно-исполнительной системы количество ограничений и запретов на службе, согласно Федеральному закону № 197-ФЗ, существенно больше, чем на государственной гражданской службе. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливаются дополнительные ограничения прав и свобод в отношении сотрудника, но только в том количестве, в каком это необходимо для выполнения функций, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, а также основ конституционного строя.
Чтобы компенсировать большое количество ограничений и запретов,
а также в целях обеспечения выполнения сотрудником УИС его обязанностей Федеральным законом № 197-ФЗ закрепляется право на дополнительные социальные гарантии, которые устанавливаются федеральным законодательством.
Положениями Федерального закона № 197-ФЗ регулируются вопросы применения к сотрудникам мер поощрения. Предусматривается, что к ним применяются также меры поощрения за успешное выполнение особо сложных и важных задач. Перечень мер поощрения дополнен еще одним видом - награждение холодным оружием.
В понятие «служебная дисциплина» включено требование соблюдения сотрудником правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, а также распоряжений и приказов прямых руководителей и непосредственного начальника.
Исключен пункт о «непредставлении сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представлении сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера», что является нарушением коррупционного за-
4
[email protected] www.or.fsin.su
конодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена ответственность согласно статье 85 Федерального закона № 197-ФЗ.
Усовершенствованы вопросы применения мер взыскания к сотрудникам при нарушении служебной дисциплины, наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения служебных проверок. Ужесточен и расширен перечень оснований применения дисциплинарных взысканий: наряду с увольнением в случае нарушения служебной дисциплины предусмотрено увольнение также в других случаях, предусмотренных законами. Исключены из общего списка взысканий понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака.
Ужесточены требования к поведению сотрудника и соблюдению им ограничений и запретов. Изменены временные рамки, в течение которых сотрудников привлекают к дисциплинарной ответственности: дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому или непосредственному руководителю стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка. В Федеральном законе № 197-ФЗ предусмотрено, что только замечание и выговор могут быть объявлены устно и публично.
Федеральным законом № 197-ФЗ расширены случаи проведения служебной проверки, установлена обязательность проведения служебной проверки (ранее -при необходимости в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины). Регламентированы общие моменты проведения служебных проверок, в действующих нормативных актах была отсылочная норма к другим нор-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
мативным актам (приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»).
Добавлено новое основание, по которому может быть увеличен срок проведения служебной проверки: в связи с освобождением сотрудника от участия в проведении служебной проверки в связи с заинтересованностью срок проверки может быть продлен на 10 рабочих дней. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Сотрудник имеет право провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований. Данное обстоятельство защищает интересы сотрудника - служит инструментом объективного проведения служебной проверки.
Таким образом, принятие Федерального закона № 197-ФЗ закрепило базовые принципы организации работы с кадрами в УИС. В настоящее время предстоит принятие ряда локальных нормативных правовых актов, закрепляющих и разъясняющих положения Федерального закона № 197-ФЗ. Для совершенствования системы управления персоналом в данных актах необходимо отразить следующее:
1) создать компетентностные модели для идентичных функциональных групп и конкретных должностей сотрудников УИС;
2) разработать критерии разграничения должностей начальствующего
5
состава УИС, которые подлежат замещению выпускниками магистратуры и бакалавриата;
3) существенно увеличить количество должностей, при замещении которых необходимо проведение конкурса, и проработать пошаговый механизм конкурсных процедур для их унификации в учреждениях и органах УИС;
4) детализировать механизм присвоения квалификационных званий сотрудникам учреждений и органов УИС;
5) повысить эффективность системы адаптации молодых специалистов, особенно выпускников вузов. При решении проблемы адаптации и закрепления молодых специалистов в штатах учреждений и органов УИС необходимо учитывать два аспекта - социальный и профессионально-квалификационный. Если выполнение первого аспекта в силу объективных причин (например, недостаточное финансирование) возможно не всегда или не полностью, то соблюдение второго - непосредственная задача руководителя и кадрового аппарата;
6) расширить применение видов нематериального стимулирования сотрудников УИС, таких как:
- предоставление лучшим сотрудникам отпуска в любое время года по их выбору;
- выдача путевки в дома отдыха наиболее отличившимся сотрудникам в любое время года по их желанию;
- размещение на сайтах ФСИН России и ее территориальных органов фотографий лучших сотрудников.
Принятие Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» юридически закрепило прохождение службы в УИС как один из видов государственной службы и явилось отправной точкой в реформировании системы работы с кадрами УИС. Однако для создания действенного механизма управления персоналом УИС необходимо принятие ряда ведомственных нормативных правовых актов. ф
1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 23.07.2018. № 30, ст. 4532.
[email protected] www.or.fsin.su
6