Н. В. МОТОРОВА N. V. MOTOROVA
преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы
Новые положения законодательства в сфере подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы
New provisions of the legislation in the sphere of training for penal correction system
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы, их трансформация и развитие в свете изменения законодательства о службе в УИС.
Ключевые слова: государственный заказ, дополнительные профессиональные программы, подготовка кадров, профессиональное обучение.
Annotation. In the article single issues of legal regulation of training for penal correction system, their transformation and development in the spotlight of changes of the legislation on service in penal correction system are considered.
Key words: state order, additional professional programs, training, vocational education.
01.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» [1] (далее - Закон о службе в УИС). В обновленном законодательстве о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее также -уголовно-исполнительная система, УИС)
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
нашли отражение основные подходы к формированию кадрового состава УИС, а именно: основные принципы кадровой работы, направления формирования кадрового состава, подходы к подготовке кадров и формированию кадрового резерва.
Согласно Закону о службе в УИС, подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы осуществляется путем:
1) обучения в соответствии с федеральным законом по основным образовательным программам профессионально-
45
го обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе, программам среднего профессионального и высшего образования;
2) обучения по дополнительным профессиональным программам;
3) профессиональной служебной и физической подготовки.
Как видим, законодатель сохраняет три существовавших ранее направления подготовки персонала в уголовно-исполнительной системе: обучение с нуля для работы в органах и учреждениях УИС; переподготовку и повышение квалификации сотрудников; постоянное совершенствование профессиональных навыков без отрыва от основной профессиональной деятельности в рамках служебной подготовки. Однако содержательное наполнение данных направлений кадрового обеспечения в Законе о службе в УИС претерпело определенные изменения. Раскроем некоторые из них.
Закон о службе в УИС подчеркивает первостепенную роль ведомственного образования и предполагает развитие системы учебных заведений высшего образования УИС, закрепляя, что подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы путем обучения по основным образовательным программам высшего образования для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем Закон о службе в УИС расширил возможности ФСИН России в вопросах подготовки специалистов, закрепив положения об обучении специалистов в учебных заведениях, не входящих в уголовно-исполнительную систему. Согласно законодательным положениям, подготовка кадров для уголовно-исполнительной
системы при необходимости может осуществляться в образовательных организациях высшего образования, не входящих в уголовно-исполнительную систему, на основе государственного заказа. Размещение государственного заказа на подготовку кадров осуществляется ФСИН России на конкурсной основе в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам, на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему, и квалификационных требований к должностям в уголовно-исполнительной системе.
Также Закон о службе в УИС закрепляет возможность получения сотрудниками второго высшего образования. По решению уполномоченного руководителя исходя из интересов и потребностей уголовно-исполнительной системы сотрудник, имеющий высшее образование и заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен на обучение по очно-заочной или заочной форме для получения высшего образования по другой специальности или другому направлению подготовки.
Закон о службе в УИС придает важное значение и такому направлению подготовки кадров, как обучение по дополнительным профессиональным программам, регламентируя, что получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для его включения в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в уголовно-исполнительной системе. Дополнительное профессиональное образование сотрудников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять
46
[email protected] www.or.fsin.su
лет. Сотрудник может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.
Помимо подготовки специалистов с высшим образованием Закон о службе в УИС предусматривает введение профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему, по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для исполнения служебных обязанностей. То есть вместо специального первоначального обучения, закрепленного Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 [2], вводится профессиональное обучение будущих сотрудников.
Вместе с тем новые положения Закона о службе в УИС о подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы вызывают некоторые вопросы, определяющие дальнейшие направления развития нормативной основы данного института.
Так, норма о возможности получения второго высшего образования требует детальной регламентации таких аспектов, как критерии определения интересов и потребностей уголовно-исполнительной системы в переобучении данного специалиста, виды образовательных организаций высшего образования, куда возможно направление на обучение, механизмы и источники оплаты обучения и другие.
Большое количество вопросов вызывают и положения Закона о службе в УИС, касающиеся профессионального обучения по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. В соответствии с частью
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
седьмой статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] профессиональное обучение граждан осуществляется в соответствии с утверждаемым перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
На сегодняшний день указанный перечень определен приказом Минобрнау-ки России от 02.07.2013 № 513 [4]. Среди должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, должности «сотрудник уголовно-исполнительной системы» нет, в отличие, например, от должности «полицейский». Соответственно, возникают проблемы с выбором образовательных программ, их лицензированием и тому подобным.
Решение обозначенных вопросов возможно через ведомственное нормотворчество, о чем говорит и Закон о службе в УИС, закрепляя, что порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе определяется федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
ФСИН России ведет активную работу в данном направлении посредством подготовки ведомственного нормативного правового акта - приказа «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (далее - проект приказа об организации подготовки кадров). В сентябре 2018 года проект данного приказа был направлен для обсуждения в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, в образовательные организации высшего образования ФСИН России.
Проект приказа об организации подготовки кадров включает в себя несколько разделов («Общие положения», «Обучение по основным образовательным программам», «Обучение по дополнительным
47
образовательным программам», «Профессиональная служебная и физическая подготовка»), в которых детально регламентируется порядок организации различных видов подготовки кадров.
Так, например, профессиональное обучение предполагается осуществлять по программам профессиональной подготовки по должности служащего «сотрудник уголовно-исполнительной системы». Направление сотрудников на профессиональное обучение должно осуществляться не позднее четырех месяцев с даты присвоения специального звания. Программы профессионального обучения будут разрабатываться образовательными организациями уголовно-исполнительной системы на основе примерных программ ФСИН России и определят продолжительность, содержание и структуру данной формы обучения. Результаты успешного прохождения программы профессионального обучения предполагается отражать в свидетельстве о должности служащего, которое будет выдаваться сотруднику образовательной организацией.
В проекте приказа об организации подготовки кадров также закрепляется, что дополнительное профессиональное образование сотрудников проводится по программам повышения квалификации, профессиональной подготовки и может реализовываться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно). Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Содержание и порядок прохождения стажировки определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом предложений учреждений и органов УИС.
Таким образом, Федеральной службой исполнения наказаний разрабатывается
ведомственный правовой акт, регулирующий различные аспекты подготовки кадрового состава УИС и предполагающий изменение Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы [2] и Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России [5]. Издание приказа об организации подготовки кадров позволит объединить нормативную основу по данному направлению деятельности и будет способствовать решению одной из основных задач деятельности ФСИН России - формированию эффективного кадрового состава уголовно-исполнительной системы. ф
1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 30, ст. 4532.
2. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 41.
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
4. Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение : приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 (ред. от 03. 02.2017) // Российская газета. 2013. № 184.
5. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 (ред. от 19.05.2008). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
48
[email protected] www.or.fsin.su