Совершенствование системы учета затрат как фактора повышения эффективности предпринимательских структур
Ксенофонтова Екатерина Андреевна,
соискатель, Кафедра менеджмента и инноваций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Гусейнова Нурлана Эльдаровна,
к.э.н., доцент, кафедра «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».
Предпринимательство, которое было сопряжено с высоким риском ведения бизнес-процессов после 2014 года - с начала поэтапного введения санкций и экономических ограничений в ряде сфер коммерческой деятельности - весной 2020 года прошло через систему серьёзных испытаний в период пандемии covid-19: негативные воздействия внешней среды, сниженная в результате самоизоляции покупательская способность населения, разрыв целого ряда межрегиональных технологических цепочек.
При возникшей необходимости поиска резервов повышения рентабельности бизнес-процессов проведенный анализ показывает, что на малых предприятиях часто отсутствует культура планирования затрат, и закупки материалов и комплектующих носят случайный характер.
Планирование и организация учёта затрат - одна из основных проблем, стоящих в настоящее время перед руководством предприятия. Актуальность этой проблемы очевидна - это средство достижения на предприятии высокого экономического результата, что особенно важно в постпандемический период. В статье рассматривается рынок туристический услуг. При этом представленный анализ годовой выработки и фонда заработной платы работников предпринимательских структур, функционирующих в туристской сфере позволяет сделать вывод, что получаемой предприятиями выручки едва хватает на выплату заработной платы сотрудникам и аренду транспортных средств. Данное обстоятельство вынуждает предпринимателей уходить «в тень» с целью снижения налоговой нагрузки. Следовательно, необходимо вводить систему перспективного планирования производственных затрат на фоне проводимого маркетингового анализа рынка туристских услуг с целью формирования адаптированной ценовой политики, позволяющей прогнозировать прибыль при выявлении высокомаржинальных пакетов туристских услуг посредством анализа их полного ассортимента.
Ключевые слова: предпринимательство, рентабельность, учет затрат
Введение
Предпринимательство остается сферой деятельности с высоким риском. Негативные воздействия внешней среды, обусловленные кризисом пандемии, сниженная в результате последствий самоизоляции покупательская способность населения, изменчивость налоговой политики - все эти факторы ставят предпринимательские структуры в прямом смысле на грань выживания и массового ухода из «серой зоны в тень».
Получаемой после снятия ограничений выручки едва хватает на выплату заработной платы сотрудникам, по оплате арендных платежей предприниматели оформляют рассрочки и отказываются от высвободившихся во время пандемии и перехода работников на удаленный режим работы офисные площади.
При этом анализ показывает, что на малых предприятиях часто отсутствует культура планирования затрат, и закупки материалов и комплектующих носят случайный характер.
Основная часть
Если обратить внимание на отечественный туристический бизнес, то задержка открытия сезона «лето 2020» поставила вопрос о пересмотре системы учета затрат, так как в новых условиях планирование полной себестоимости оказываемой туристской услуги и формирование ее отпускной цены становится ключевым условием сохранения предпринимательской структуры.
К наиболее сильно влияющим на рынок туристической индустрии факторам функционирования сети туристских предпринимательских структур в регионе можно отнести:
• запланированные объемы реализации туристических продуктов;
• плановые инвестиции;
• динамика среднегодовой численности работников сети туристских предпринимательских структур, в том числе число работников, убывших по естественно-возрастным причинам;
• темпы роста (снижения) производительности труда работников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма.
Как известно, показатель производительности труда работников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма, определяется как частное объема оказанных туристских услуг и численности производственного персонала. Кроме того, показатель производительности труда повышается при снижении трудоемкости работ. Вопрос снижения трудоемкости работ решается в процессе разработки управленческих решений руководством предприятия по процедурам оценки состояния и эксплуатации основных фондов, использования технологий оказания туристских услуг и организации производства.
При этом целевая функция управления трудовыми ресурсами характеризуется коэффициентом эффективности управленческого персонала, производительностью труда и влияет на рост стоимости предприятия туристической сферы [1].
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
На рисунке 1 представлена динамика усредненного показателя выработки одного работника предпринимательских структур сферы туризма, функционирующих в Крыму, за 2019 год.
Рис.1. Выработка на одного работника предпринимательских структур в туристской сфере в Крыму, в год
Из данных, приведенных на рисунке 1, следует, что при выработке 399 125 тыс. руб в год, ежемесячная выработка работника предпринимательских структур сферы туризма, функционирующих в Крыму в 2019 году составила 33 260, 4 тыс. руб в месяц. Конечно, здесь надо учитывать ярко выраженную сезонность туристического бизнеса - несколько месяцев «простоя» в межсезонье.
Динамика средней заработной платы работников предпринимательских структур в туристской сфере в Крыму, в месяц, в среднем за календарный год, представлена на рисунке 2.
5 £
| л
Э с
и
я I
тс
Я С
¡7966, У,
¡4697.
11366,4
11930.4
I
2014
2015
2017
Годы
2018
2019
Рис. 2. Динамика показателя средней заработной платы работников предпринимательских структур в туристской сфере в Крыму, в месяц, в среднем за календарный год
Таким образом, при средней выработке 33 260, 4 тыс. руб. в месяц средняя заработная плата составила 22 705, 8 тыс. руб. Совершенно очевидно, что на выплату взносов во внебюджетные фонды и сопутствующих ведению бизнеса налогов и сборов в требуемом объеме финансовых средств предпринимательские структуры не имеют. Следовательно, чтобы вывести предприятия «из налоговой тени» необходимо, кроме внедрения инновационных решений в технологии оказания услуг и систему управления предпринимательскими
структурами, остановиться на вопросе анализа структуры производственных затрат, которые являются основными в формировании себестоимости туристских услуг.
Суть экономики предприятия, в том числе предпринимательской структуры, составляет определение затрат и результатов в производстве и сопоставление затрат с достигнутыми результатами. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают производственные результаты, экономические (финансовые), результаты технического развития, социального развития. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Это определяет важность оценки и управления затратами на предприятии, так как это управление - средство достижения для предпринимательской структуры высокого экономического результата.
Деление затрат, а особенно их классификация на постоянные и переменные, лежит в основе принятия решений в области планирования объёмов производства и политики цен, в данном случае на туристские услуги. Используя соответствующие классификации затрат, можно получить необходимую информацию о затратах для различных целей управления предпринимательской структуры. На основе такого деления построены различные системы управления затратами, учёта этих затрат. При этом надо понимать, что управление не сводится только к снижению затрат [2].
Потребность в разработке системы учёта затрат возникает для решения тех или иных экономических задач на определённом этапе развития предпринимательской структуры. С нашей точки зрения наиболее оптимальным решением является разработка предприятием системы учета затрат на базе методики "директ-кост", получившей распространение в 50-х годах прошлого века в западных странах в связи с увеличением конкуренции и развития теории маркетинга и деления затрат на переменные и постоянные.
Немаловажное значение имеет и то, что в распоряжении предприятия имеется вся необходимая информация для проведения расчётов с применением методики "директ-кост".
Наименование "директ-костинг" или "директ-кост" было введено ещё в 1936 году американцем Д. Харри-сом и означает «учёт прямых затрат». Но оно не отражает в полной мере сущность данного метода учета затрат, хотя название появилось не случайно. Дело в том, что на первых этапах применения этой системы в себестоимость, рассчитываемую по переменным затратам, включались только прямые расходы, а на финансовые результаты, помимо прочего списывались все виды косвенных расходов. В результате этого показатель общих переменных затрат был тождественен показателю общих прямых затрат, что и отразилось в названии данной системы.
На данный момент существует множество определений понятия "директ-костинг". Объединяя и анализируя эти понятия, можно охарактеризовать эту систему как разделение производственной себестоимости на затраты постоянные и на затраты, изменяющиеся пропорционально изменению объёма оказываемых предприятием услуг или выпускаемой продукции. Для оценки запасов и реализованных продукции/услуг используются только основные и переменные накладные расходы. Остальные же затраты относятся прямо на финансовые
результаты. То есть в исчислении себестоимости изделий вовлекаются прямые расходы и переменные косвенные расходы.
Величина маржинального дохода, т.е. сумма постоянных затрат и прибыли, в разной литературе называют по-разному: валовый доход (прибыль), брутто-прибыль, сумма покрытия. Сумма покрытия - это вклад в покрытие постоянных затрат, а после этого покрытия - вклад в прибыль предприятия и показывает, насколько прибыльно работает предприятие. Для относительной оценки суммы покрытия существует другой показатель -доля покрытия:
Доля покрытия = сумма покрытия / доля от реализации.
Система "директ-костинг", как и любая другая имеет свои особенности, а также преимущества и недостатки. Здесь же хотелось рассмотреть важные преимущества системы "директ-костинг".
Используя систему "директ-костинг", предприятие получает различную информацию, благодаря которой можно найти наиболее выгодные для предприятия комбинации отпускной цены и объёма оказываемых услуг, а также формировать наиболее выгодную политику цен.
Предприятие за счет потребления ресурсов производит услугу и поставляет ее на рынок туристских услуг. При этом на конкурентном рынке туристских услуг на основе компромисса между предложением со стороны предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма, и спросом потребителей услуг формируется ее рыночная цена. Объем произведенных услуг и их цена, а также эффект взаимодействия со средой, определяют финансовый результат хозяйственной деятельности - стоимость компании. Осуществление производственно-хозяйственной деятельности связано с определенными эксплуатационными затратами.
График, представленный на рисунке 3, и его многочисленные модификации часто используются при анализе ситуаций и принятии управленческих решений.
Объем реализации туристских услуг
Рис.3. Взаимозависимость показателей объёма реализованных услуг, себестоимостью их производства и прибылью.
Построение графиков такого рода даёт возможность для определения точки К - точки критического объёма произведенных и реализованных туристских услуг (точки безубыточности, точки рентабельности).
В этом случае туристическая услуга анализируется в маркетинговой структуре рынка с целью установления цены предложения для реализации на рынке. В результате реализации услуги образуется доход, являющийся
количественной мерой полезного эффекта деятельности предприятия туристической сферы.
Для проведения маркетингового анализа и расчетов по системе "директ-костинг" рекомендовано формирование проектной команды из 2-3 человек. Проводится мозговой штурм по быстрому расширению количества потребителей и перечня востребованных товаров и услуг с повышенной маржинальной рентабельностью, например, повышение комплектности поставок и комплексности услуг и т.п.
Организационные этапы по формированию и функционированию проектной команды [3]:
• формирование проектной команды из предварительно отобранных наиболее креативных и обучаемых сотрудников;
• целевая подготовка команды по освоению методик мозгового штурма, маржинального анализа и выбора приоритетов по методу «затраты-эффективность»;
• мотивация на результат.
Практика показывает, что продолжительность работы проектной команды до формирования отчета по результатам проведенных анализа и расчетов - 7-10 дней. Финансовая отдача от реализации сформированных рекомендация наступает через 1-2 месяца. Затраты (премия) при этом, выплачиваемая членам проектной команды составляют не более 2 % от годового прироста маржинальной прибыли.
Выводы
Расчёт маржинальной прибыли, как разницей между отпускной ценой и удельными переменными затратами, понесенными при формировании туристской услуги и анализ её изменения, позволяет предпринимательской структуре выявить туристские продукты с наибольшей рентабельностью и, при необходимости, сосредоточиться только на их реализации. Выполняется маржинальный анализ продукции и принимается решение об увеличении доли высокорентабельной продукции.
Как правило, маржинальная рентабельность разных пакетов туристских услуг различается на 15-20%, поэтому в результате выбора более выгодного ассортимента средняя маржинальная рентабельность и маржинальная прибыль растут на 5-15 % без дополнительных затрат оборотных средств. При этом предпринимательская структура становится более адаптированной к быстро меняющимся условиям рынка.
С точки зрения нормативно-правовой поддержки, необходимо предложить инициативу по внедрению на российских малых предприятиях обязательного процесса формирования и реализации стратегии собственного развития, включающей адаптированную под функционал конкретной предпринимательской структуры систему учета затрат, и вменить в функционал института управления предпринимательской деятельностью контроль над ее реализацией.
Нельзя не отметить тот факт, что введение предложенной выше системы учета затрат упрощает нормирование, планирование и учёт, вследствие ограничения себестоимости формируемой туристской услуги только переменными затратами. Естественно, что вместе с этим снижается число контролируемых объектов и, как следствие, контроль становится точечным и более эффективным.
Литература
1. Ксенофонтова Т.Ю. Интеллектуальный капитал производственного предприятия как критерий оценки
X X
о
го А
с.
X
го т
о
2 О
м о
о ш m
X
<
m
о
X X
его конкурентоспособности / Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 3. -С. 151-159
2. Ксенофонтова Т.Ю. Методологические аспекты использования нематериальных активов в процессе управления конкурентоспособностью производственных предприятий - монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет". Санкт-Петербург, 2012.
3. Ксенофонтова Т.Ю. Региональные особенности управления развитием человеческого и интеллектуального капитала в условиях изменений внешней среды -автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - Санкт-Петербург, - 2014
References
1. Ksenofontova T.Yu. Intellectual capital of a manufacturing enterprise as a criterion for assessing its competitiveness / Vestnik INZHEKON. Series: Economics. - 2012. - No. 3. -p. 151-159
2. Ksenofontova T.Yu. Methodological aspects of using intangible
assets in the process of managing the competitiveness of manufacturing enterprises - monograph / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg State Engineering and Economic University". St. Petersburg, 2012.
3. Ksenofontova T.Yu. Regional features of the management of
human and intellectual capital development in the context of changes in the external environment - St. Petersburg, - 2014
о
CS
о
CS cd
Improvement of the cost accounting system as a factor of increasing the efficiency of business structures
Ksenofontova E.A., Huseynova N.E.
St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I
Entrepreneurship, which has been associated with a high risk of conducting business processes after 2014 - since the beginning of the phased introduction of sanctions and economic restrictions in a number of areas of commercial activity - in the spring of 2020 passed through a system of serious tests during the covid-19 pandemic: negative environmental impacts, the reduced purchasing power of the population as a result of self-isolation, the rupture of a number of interregional technological chains.
When there is a need to search for reserves for increasing the profitability of business processes, the analysis shows that small enterprises often lack a culture of cost planning, and the procurement of materials and components is of a random nature.
Planning and organization of cost accounting is one of the main problems currently facing the management of the enterprise. The urgency of this problem is obvious - it is a means of achieving a high economic result at an enterprise, which is especially important in the post-pandemic period.
The article deals with the market of tourist services. At the same time, the presented analysis of the annual output and wage fund of employees of entrepreneurial structures operating in the tourism sector allows us to conclude that the revenue received by enterprises is barely enough to pay wages to employees and rent vehicles. This circumstance forces entrepreneurs to go into the shadows in order to reduce the tax burden. Consequently, it is necessary to introduce a system of long-term planning of production costs against the background of a marketing analysis of the tourist services market in order to form an adapted pricing policy that makes it possible to predict profits when high-margin packages of tourist services are identified by analyzing their full range.
Key words: entrepreneurship, profitability, cost accounting