Научная статья на тему 'Региональные особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма'

Региональные особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
регион / предпринимательство / туристская услуга / эффективность / region / entrepreneurship / tourist service / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Езаов Артур Арсенович, Ксенофонтова Екатерина Андреевна

Высокий уровень эффективности деятельности на рынке туристских услуг обеспечивается системой согласованного и целенаправленного процесса управления предприятием. Технология управления предприятиями – это информационно-логическая процедура выработки процессов принятия решений по классам проблемных ситуаций. В статье проведено объективирование иерархических уровней управления предприятия туристской сферы и ответственности руководителя в рамках процесса стратегического позиционирования. Кроме того, в работе подчеркивается, что благодаря активной поддержке государством частных форм бизнеса, а также внедрению более точных, эффективных и современных методов оценки необходимого и достаточного объема бюджетных средств, выделяемых на развитие малого и среднего бизнеса, появится возможность более эффективного распределения средств из государственного бюджета на нужды малого и среднего предпринимательства в регионе. В рамках практической части изложены предложения по повышению эффективности процесса выстраивания позитивной динамики развития частного предпринимательства в туристской сфере региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Езаов Артур Арсенович, Ксенофонтова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of the development of small businesses in the sphere of tourism

A high level of efficiency in the tourist services market is provided by a system of coordinated and purposeful enterprise management process. Enterprise management technology is an information-logical procedure for developing decisionmaking processes for classes of problem situations. The article deals with the objectification of the hierarchical levels of management of an enterprise in the tourism sector and the responsibility of the head within the framework of the process of strategic positioning. In addition, it is stressed that thanks to active state support of private business and the introduction of more precise, effective and modern methods of evaluation of the necessary and sufficient amount of budget funds allocated for the development of small and medium business, it will be possible a more efficient allocation of funds from the state budget for the needs of small and medium enterprises in the region. Within the framework of the practical part, proposals are presented to improve the efficiency of the process of building a positive dynamic for the development of private entrepreneurship in the tourism sector of the region.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма»

Региональные особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма

Езаов Артур Арсенович

аспирант, филиал РАННХиГС «Северо-Кавказский институт» Ксенофонтова Екатерина Андреевна

соискатель, кафедра менеджмента и инноваций «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Высокий уровень эффективности деятельности на рынке туристских услуг обеспечивается системой согласованного и целенаправленного процесса управления предприятием. Технология управления предприятиями - это информационно-логическая процедура выработки процессов принятия решений по классам проблемных ситуаций.

В статье проведено объективирование иерархических уровней управления предприятия туристской сферы и ответственности руководителя в рамках процесса стратегического позиционирования. Кроме того, в работе подчеркивается, что благодаря активной поддержке государством частных форм бизнеса, а также внедрению более точных, эффективных и современных методов оценки необходимого и достаточного объема бюджетных средств, выделяемых на развитие малого и среднего бизнеса, появится возможность более эффективного распределения средств из государственного бюджета на нужды малого и среднего предпринимательства в регионе. В рамках практической части изложены предложения по повышению эффективности процесса выстраивания позитивной динамики развития частного предпринимательства в туристской сфере региона.

Ключевые слова: регион, предпринимательство, туристская услуга, эффективность

Одним из общепризнанных центров туризма и альпинизма является Карачаево-Черкесская Республика. Однако за последние десять лет сильно пострадал механизм управления данных отраслей. Основными причинами данного негативного явления являются следующие:

Во-первых, в регионе не хватало средств для содержания в соответствующем состоянии всех учреждений и прилегающих к ним инфраструктур.

Во-вторых, покупательский спрос на данные услуги был слишком низкий.

В-третьих, из-за закрытия государственных туристических компаний большая часть специалистов была утрачена, что привело к практически полной потери методическая базы данной отрасли.

Таким образом, как в 2017, так и в 2018 г. было зарегистрировано на 220 субъектов малого предпринимательства в республике меньше, чем в 2016 г. То есть в целом же в данном секторе наблюдается отрицательная динамика, которая отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика развития малого и среднего предпринимательства за 2016-2018 гг.

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Сейчас на республику приходиться всего лишь 1,5% от всего объема внутрироссийского туризма, что является весьма низким показателем, учитывая, что регион имеет уникальные природные ландшафты и хорошую экологическую обстановку, что делает его рекреационный потенциал перспективным для реализации; в рамках которого малый бизнес имеет возможность восстановить и развивать туристскую сферу и альпинизм (и как часть туристского продукта и как спорт). При этом на современном этапе материальная база и инфраструктура в целом по указанным направлениям развития малого бизнеса нуждается в восстановлении.

Приведенные данные показывают необходимость выстраивания позитивной динамики, которая станет возможной, в том числе, благодаря активной поддержке государством частных форм бизнеса, а также внедрению более точных, эффективных и современных методов оценки необходимого и достаточного объема бюджетных средств, выделяемых на развитие малого и

среднего бизнеса, что позволит более эффективно распределять средства из государственного бюджета на нужды малого и среднего предпринимательства (МСП).

Основным критерием успешной интеграции программ на федеральном и региональном уровне является рост доли вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ и численный рост показателя объема выделенных средств, приходящегося на эти формы бизнеса. Успешность программ зависит, в первую очередь, от эффективности и адекватности нововведений, направленных на коррекцию и развитие институциональной среды. Также, стабильный рост показателей на данный момент невозможен без увеличения объемов денежных средств, выделяемых на создание и поддержание благоприятных условий для предпринимательства в рамках муниципальных программ при совместном участии средств из федерального и областного бюджетов [4].

Направленное финансирование муниципальных программ входит в региональную программу развития МСП, а также заложено в закон о бюджете на плановый период. Финансирование необходимо для выполнения расходных обязательств муниципалитетов, в свою очередь появляющихся при исполнении государственных полномочий страны или субъекта, перераспределённых органам местного самоуправления в установленном порядке.

Финансирование малого и среднего бизнеса должно осуществляться посредством мониторинга эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса во избежание вложения инвестиционных средств в низкоэффективные предприятия, не несущие социальной нагрузки.

Параметр эффективности, например, туристической деятельности, определяет обобщенный параметр предприятия, каким является стоимость предприятия.

Известно, что предприятие малого бизнеса за счет потребления ресурсов производит услугу и поставляет ее на рынок туристических услуг. На рынке туристических услуг на основе компромисса между предложением со стороны компании и спросом потребителей услуг формируется ее рыночная цена. Объем произведенных услуг и их цена, а также эффект взаимодействия со средой, определяют финансовый результат хозяйственной деятельности - стоимость компании. Осуществление производственно-хозяйственной деятельности связано с определенными эксплуатационными затратами.

В сложившемся в настоящее время процессе управления предприятиями сферы туристических услуг участвует значительное число категорий лиц, принимающих решения - управленческий персонал, которых можно разделить на две группы:

1. Управляющие организационно-экономическими процессами финансово-хозяйственной деятельности (руководители компаний, агентств - дистрибьютеров, других предприятий отрасли)

2. Инженерно-технический персонал, обеспечивающий организацию и проведение производственно-технологических процессов деятельности (сотрудники инженерно-технических служб и т.д.).

Разделение лиц, принимающих решения, на две указанные группы обусловлено тем, что в принципиальном плане система управления предприятиями промышленного сектора и сферы оказания услуг может быть представлена состоящей из трех ярусов [3]:

2. Организационно-административный и координационный ярус

1. Организационно-управленческий ярус

0. Технологический (базовый) ярус.

Руководитель предприятия и отдельные управляющие, находящиеся в его подчинении, при принятии решений по трем классам проблемных ситуаций, должны учитывать многообразные связи, как между элементами самого предприятия (компании), так и с внешними системами. При производстве и реализации услуги осуществляется взаимодействие между тремя структурами: туристической компанией, рынком услуг и органами государственного управления.

Целевая функция управления трудовыми ресурсами характеризует эффективность управления персонала. Для оценки качества труда управленческого персонала применяется коэффициентом эффективности управленческого персонала.

При этом для оценки эффективности деятельности производственного персонала предприятия введено понятие производительности труда: отношение объема производства к общей численности производственного персонала. Соответственно увеличение стоимости предприятия туристической сферы определяется коэффициентом эффективности управленческого персонала и производительностью труда [2].

Технология управления предприятиями - это информационно-логическая процедура выработки процессов принятия решений по трем классам проблемных ситуаций (по каждому из трех ярусов).

В результате осуществления технологических процессов управления устанавливаются лингвистические и численные значения показателей стратегических целевых функций управления на этапе функционирования и развития предприятия. Обеспечение стратегических значений функций управления требует реализации алгоритма динамического программирования уровня стоимости предприятия, и представляет собой задачу, решение и практическая реализация которой составляют сущность технологии принятия решения по трем классам вышеуказанных проблемных ситуаций всеми решающими центрами управляющих звеньев рынка реализации продукции и оказания услуг в целом и каждого из предприятий в отдельности.

Например, высокий уровень эффективности деятельности на рынке туристских услуг и соответственно стоимости предприятия обеспечивается системой согласованного и целенаправленного процесса функционирования предприятия. При этом технология принятия решений принципиально различна для организационно-управленческого яруса и технологического яруса.

Это различие состоит в том, что деятельность управляющих на организационно-управленческом ярусе может быть описана лишь в виде речевых актов, в результате чего цели принятия решений формулируются с показателем социально-экономической эффективности -целевой функции управления для каждого управляющего. В то время как на технологическом (базовом) ярусе производственный процесс всегда может быть строго формализован.

При этом, например, для предприятий, оказывающих услуги туристического комплекса, именно на базе технологического яруса вырабатываются туристические и сопутствующие услуги в определенном объеме. Обеспечение работоспособного состояния, например, транс-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

портных средств, задействованными в индустрии туризма, систем управления туристическими транспортными потоками осуществляется эксплуатационно-технической структурой производственно-технического комплекса предприятия (технологический ярус).

В этом случае туристская услуга анализируется в маркетинговой структуре рынка с целью установления цены предложения для реализации на рынке. В результате реализации услуги образуется доход, являющийся количественной мерой полезного эффекта деятельности, например, предприятия туристской сферы. На основании рассмотренного следует, что управляющий коммерческой деятельностью компании, при принятии решений о планируемой цене туристской услуги, должен учитывать (спрогнозировать) реально складывающуюся на туристическом рынке ситуацию по объему услуг, предлагаемых для потребления.

Если провести объективирование иерархических уровней управления и ответственности руководителя в рамках процесса стратегического позиционирования, следуя при этом определенным теоретически системам неупрощаемой сложности, «принципов неустранимой неопределенности», то можно констатировать следующее:

- каждый уровень (ярус управленческой системы) соотносится с соответствующими «временными горизонтами»: чем выше уровень/ярус, тем более далеким видится «горизонт», тем выше стратегическая неопределенность;

- горизонтальное распределение поручений, в виде распределения (делегирования) ответственности руководителя состоит в том, что действия подчиненных сотрудников и структурных подразделений должны позволять выполнять сложные поручения в рамках всего производственного или управленческого процесса. В этих условиях наиболее важно выстроить оптимальную стратегию развития предприятий.

Помимо постоянного мониторинга деятельности управленческих звеньев предприятия туристической сферы необходимо применять инновационные организационные и структурные решения, например, кластеризацию. Кластеры возможно формировать на базе двух природных заповедников республики - Тебердинского и Кавказского.

Существование и развитие кластеров в туристской индустрии поддерживают различные программы развития туризма, инвестиционная политика, которая включает в себя как региональное, так и государственное регулирование, и смежные отрасли, в которые входят предприятия транспорта, связи, торговли, общественного питания, страховые и кредитные компании и др. Кроме того, на конкурентоспособность кластеров в туристской сфере оказывают влияние природные, рекреационные, культурно-исторические и другие ресурсы. Например, если начать помогать развиваться малым производствам по розливу родниковой и минеральной воды, можно было бы полностью использовать водный потенциал республики, которого достаточно что бы обеспечить объемы для потребления и продажи.

Таким образом, не смотря на наличие различных комплексов, курортов и баз отдыха, оптимизированная стоимость туристских услуг, оказываемых малыми предприятиями, в совокупности с наиболее благоприятными географическими, экологическими, климатическими, инфраструктурными, лечебно-рекреационными и другими

факторами могут сделать природные заповедники в Карачаево-Черкессии наиболее конкурентоспособным по сравнению с другими туристско-рекреационными комплексами в стране.

Литература

1. Как разработать стратегическую карту верхнего уровня. Код доступа: https://www.fd.ru/recommend/2518-kak-razrabotat-strategicheskuyu-kartu-verhnego-urovnya (дата последнего обращения 19.06.2020)

2. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels /International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. T. 14. № 10. С. 7301-7313.

3. Ксенофонтова Т.Ю. Методологические аспекты использования нематериальных активов в процессе управления конкурентоспособностью производственных предприятий - монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет". Санкт-Петербург, 2012.

4. Ксенофонтова Т.Ю. Региональные особенности управления развитием человеческого и интеллектуального капитала в условиях изменений внешней среды -автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - Санкт-Петербург, - 2014

5. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Управление изменениями организации // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. .С. 18

6. Гужина Г.Н. Формирование и развитие малого предпринимательства в АПК : монография. Москва, 2008.

7. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.

Regional features of the development of small businesses in

the sphere of tourism Ezaov A.A., Ksenofontova E.A.

RANEPA branch "North Caucasus Institute", St. Petersburg State

University of Economics A high level of efficiency in the tourist services market is provided by a system of coordinated and purposeful enterprise management process. Enterprise management technology is an information-logical procedure for developing decision-making processes for classes of problem situations. The article deals with the objectification of the hierarchical levels of management of an enterprise in the tourism sector and the responsibility of the head within the framework of the process of strategic positioning. In addition, it is stressed that thanks to active state support of private business and the introduction of more precise, effective and modern methods of evaluation of the necessary and sufficient amount of budget funds allocated for the development of small and medium business, it will be possible a more efficient allocation of funds from the state budget for the needs of small and medium enterprises in the region. Within the framework of the practical part, proposals are presented to improve the efficiency of the process of building a positive

dynamic for the development of private entrepreneurship in the tourism sector of the region.

Key words: region, entrepreneurship, tourist service, efficiency

References

1. How to develop a top-level strategic map. Access code: https://www.fd.ru/recommend/2518-kak-razrabotat-strategicheskuyu-kartu-verhnego-urovnya (last accessed 06/19/2020)

2. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels / International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016.T. 14.No. 10.S. 7301-7313.

3. Ksenofontova T.Yu. Methodological aspects of the use of intangible assets in the process of managing the competitiveness of manufacturing enterprises - monograph / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg State Engineering and Economic University". St. Petersburg, 2012.

4. Ksenofontova T.Yu. Regional Features of Managing the Development of Human and Intellectual Capital in the Context of Changes in the External Environment - St. Petersburg, - 2014

5. Guzhina G.N., Guzhin A.A. Management of organizational changes // In the collection: Innovative development of socioeconomic systems: conditions, results and opportunities. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. 2015, p. 18

6. Guzhina G.N. Formation and development of small business in

the agro-industrial complex: monograph. Moscow, 2008.

7. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109117.

X X O 00 A c.

X

00 m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.