Научная статья на тему 'Влияние процесса цифровизации экономики на качество трудовых ресурсов предпринимательских структур'

Влияние процесса цифровизации экономики на качество трудовых ресурсов предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / предпринимательство. / digitalization / digital economy / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Нурлана Эльдаровна, Ксенофонтова Екатерина Андреевна

Цифровизация экономики с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке требует от сотрудников предпринимательских структур обладания следующими накопленными компетенциями гибкостью, навыками цифровой экономики, обеспечивающими дивергентный характер выполнения своих функциональных обязанностей и генерирования управленческих решений в рамках тенденций сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов и целевых программ повышения квалификации персонала предпринимательских структур. В статье сформированы требования к уровню накопленных цифровых навыков и компетенций сотрудников предпринимательских структур сферы туризма; проведен анализ структуры и уровня цифровой подготовки персонала; и приведены краткие рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности сотрудников посредством формирования и реализации целевой программы повышения квалификации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусейнова Нурлана Эльдаровна, Ксенофонтова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the digitalization of the economy on the quality of labor resources of business structures

The digitalization of the economy in order to ensure competitiveness in the market requires employees of entrepreneurial structures to possess the following accumulated competencies flexibility, digital economy skills, ensuring the divergent nature of performing their functional duties and generating management decisions within the framework of the trends of the existing system of professional training of specialists and targeted programs for improving the qualifications of entrepreneurial personnel. structures. The article formulates the requirements for the level of accumulated digital skills and competencies of employees of entrepreneurial structures in the tourism sector; analysis of the structure and level of digital training of personnel; and provides brief recommendations for increasing the level of digital literacy of employees through the formation and implementation of a targeted program for staff training.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса цифровизации экономики на качество трудовых ресурсов предпринимательских структур»

Влияние процесса цифровизации экономики на качество трудовых ресурсов предпринимательских структур

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Гусейнова Нурлана Эльдаровна,

к.э.н., доцент, кафедра «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I». Ксенофонтова Екатерина Андреевна,

соискатель, кафедра менеджмента и инноваций ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Цифровизация экономики с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке требует от сотрудников предпринимательских структур обладания следующими накопленными компетенциями - гибкостью, навыками цифровой экономики, обеспечивающими дивергентный характер выполнения своих функциональных обязанностей и генерирования управленческих решений в рамках тенденций сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов и целевых программ повышения квалификации персонала предпринимательских структур.

В статье сформированы требования к уровню накопленных цифровых навыков и компетенций сотрудников предпринимательских структур сферы туризма; проведен анализ структуры и уровня цифровой подготовки персонала; и приведены краткие рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности сотрудников посредством формирования и реализации целевой программы повышения квалификации персонала. Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, предпринимательство.

Введение

Современные условия быстрой цифровизации экономики формируют новые требования к качеству трудовых ресурсов предприятий. При этом, если крупные предприятия имеют возможность формировать и реали-зовывать программы повышения цифровых компетенций своих сотрудников, то малые предприятия и частные предприниматели, как правило,не имеют финансовых средств для проведения коучингов и тренингов для индивидуального накопления пакета квалификаций и отдельных компетенций цифровой экономики работающим персоналом.

Понятно, что требуемый уровень накопленных цифровых компетенций дифференцируется по сферам деятельности и должностям персонала, работающего в предпринимательских структурах.

Если проводить анализ необходимости непрерывной адаптации и обновления базовых компетенций в условиях цифровой экономики на рынке труда сферы туризма, то для начала необходимо провести анализ структуры персонала предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма с целью выявления категорий сотрудников, для которых наличие накопленных личных цифровых компетенций является основополагающим условием для успешного выполнения прямых должностных обязанностей.

Основная часть

Практика показывает, что наиболее восприимчивыми к новым цифровым платформам и инструментам реализации бизнес-процессов являются категории более молодых сотрудников и сотрудников с высшим образованием [3]. В этой связи автором был проведен опрос представителей предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма в Крыму в 2019 году, и полученные результаты по сбору анкетных данных по сотрудникам - структуре кадров по категориям работников, уровню образования представлены в таблице. 1 и на рисунке 1.

Количество работников малых предприятий и частных предпринимателей, оказывающих туристские в сфере услуг в Крыму в 2019 году, о которых удалось собрать сведения - 4 605 человек.

Количество работников малых предприятий и частных предпринимателей, оказывающих туристские в сфере услуг в Крыму в 2019 году, о которых удалось собрать сведения - 4 605 человек.

В таблице 2 представлена структура численности работников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма в Крыму в 2019 году, по возрастному составу. В таблицу к количеству 4 605 человек работников сферы туризма в Крыму в 2019 году добавлены для анализа работники вневедомственной охраны, задействованных в различных мероприятиях -123 человека, практиканты - студенты вузов и колледжей, обучающиеся на туристских направлениях подго-

товки - 34 человека и обслуживающий персонал, приглашаемый для выполнения функциональных обязанностей по срочному трудовому договору - 48 человек.

Таблица 1

Структура кадров предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма в Крыму в 2019 году, по катего-

Образование

Категория работников Высшее Незаконченное выс- Среднее про-фесси- Среднее Практики ИТОГ О, чел.

шее ональ-ное

Руководители и собственники

туристских предпринима- 443 2 144 50 5 644

тельских струк-

тур

Экскурсоводы 799 1 366 119 10 1295

Маркетологи и рекламные 34 1 22 1 2 70

агенты

Инструкторы и

водители экс-

курсионных ав-

тобусов и др. транспортных 155 0 504 1560 377 2596

средств, в том

числе катеров и

яхт

ИТОГО, чел. 4605

группы. Специфика работы данной категории работников допускает выполнение в настоящее время функциональных обязанностей посредством непосредственного живого общения с группой туристов без применения высокоскоростных цифровых инструментов.

Таблица 2

Возрастной состав работников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма в Крыму в

от от от от от от 70 и стар ше

Категория до 20 лет 20 до 29 лет 30 до 39 лет 40 до 49 лет 50 до 59 лет 60 до 69 лет Всего Итого:

Руководители и м 0 19 26 94 46 174 58 417

собственники

туристских предпринима- ж 0 28 40 109 51 47 25 300 717

тельских струк-

тур

Экскурсоводы м 1 55 30 46 79 116 17 344 1295

ж 18 185 156 258 270 64 0 951

Маркетологи и м 0 0 0 1 2 1 0 4

рекламные агенты ж 7 7 18 15 17 1 1 66 70

Инструкторы и м 97 100 318 260 416 15 7 1213

водители экс-

курсионных автобусов и др. транспотных ж 170 133 131 432 428 13 3 1310 2523

средств, в том

числе катеров и

яхт

ВОХР м 0 0 3 41 29 7 0 80 123

ж 2 9 14 4 9 5 0 43

Обслуживаю- м 3 16 1 0 0 4 5 29

щий персонал на срочном тру- ж 6 10 0 1 0 2 0 19 48

довом договоре

Практиканты м 19 3 0 0 0 0 0 22 34

ж 10 2 0 0 0 0 0 12

Итого м 120 193 378 442 572 317 87 2109 4810

ж 213 374 359 819 775 132 29 2701

Рис.1. Структура численности работников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма в Крыму в 2019 году

На рисунке 2 данные о возрастном составе работников сферы туризма в Крыму представлены в виде круговой диаграммы для наглядной визуализации значений.

Исследовав данные, представленные в таблице 2 и на диаграмме рисунка 2 по возрастному составу работников предпринимательских структур в туристской сфере Крыма можно сделать вывод, что в возрасте до 39 лет - возрасте, в котором среди населения самая высокая доля людей, которые заходят в интернет на различные платформы по несколько раз в день с мобильных устройств - 34% (7 + 12 + 15 %), то есть примерно третья часть всех работников туристических фирм. При этом работники более старших возрастов от 40 до 69 -это, главным образом, экскурсоводы - сотрудники с высшим образованием, сопровождающие туристские

Рис.2. Возрастной состав работников туристской сферы, Крым 2019 г.

При этом соотношение возрастных категорий в общей структуре персонала туристической сферы в Крыму остается достаточно стабильным, судя по анализу структуры за последние 5 лет. Автору удалось провести анализ структуры персонала по возрастному составу персонала посредством опроса предпринимателей, ведущий свою коммерческую деятельность в сфере туризма в Крыму. Как показал опрос, количество сотрудников указанных предпринимательских структур достаточно стабильно, растет за последние годы примерно на 4,5 % в год (см. рисунок 3) .

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 00

2 О

м о

о es

0 es

со

01

о ш m

X

<

m о x

X

■ Руководители и соЬстеенники туристских предпринимательских структур □ Экскурсоводы

о Инструкторы и водители экскурсионных автобусов и др транспортных средств а том числе катеров и яхт Ш Маркетологи и рекламные агенты

Рис.4. Структура фонда заработной платы работников предпринимательских структур в туристской сфере в Крыму в 2019 году

С учетом всего вышесказанного можно предложить несколько схем моделей формирования бизнес-процессов, включающих технологии интернет-маркетинга с учетом того факта, что туристический бизнес, главным образом, строится по схеме В2С (см. рисунки 5 - 7) [1].

Рис. 3. Динамика численности сотрудников указанных предпринимательских структур в Крыму, чел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О вкладе в настоящее время разных категорий сотрудников предпринимательских структур, функционирующих в сфере туризма, можно судить, проведя анализ структуры общего фона заработной платы персонала. На рисунке 4 приведена структура фонда заработной платы работников предпринимательских структур в туристской сфере в Крыму в 2019 году.

Рис.6 Схема модели №2 бизнес-процессов с технологией интернет-маркетинга

Рис.5 Схема модели №1 бизнес-процессов с технологией интернет-маркетинга

Опрос предпринимателей туристической сферы показывает, что сегодня наиболее востребован высокий уровень накопленных индивидуальных цифровых компетенций в предпринимательских структурах у маркетологов, так как в настоящее время интернет-маркетинг и SEO - продвижение выходят на первый план как цифровые инструменты конкурентной борьбы и привлечения клиентов.

Рис.7 Схема модели «В2С» с технологией интернет-маркетинга

Конкурентный рынок становится очень плотным и без применения корпоративных порталов, интернет-систем сбыта и продаж, Web-каталогов и интернет-магазинов; торговых интернет-систем, площадок хостинга сайта, интерактивных web-сайтов, отраслевых торговых интернет-площадок и т.п. в настоящий период не достигнуть уровня сбыта пакетов туристических услуг, обеспечивающего требуемую рентабельность функционирования предпринимательской структуры.

Как следует из данных, представленных выше, маркетологи и рекламные агенты составляют 2% в структуре численности персонала предпринимательских структур туристического рынка и получают 3% от общего фонда заработной платы. При этом данная категория сотрудников владеет навыками и компетенциями цифровой экономики, использует различные цифровые инструменты и платформы для продвижения услуг и являются наиболее молодыми сотрудниками предпринимательских структур.

При этом, как показали исследования, экскурсоводы, которые являются представителями более старших возрастов в настоящее время достаточно успешно выполняют свои должностные обязанности, не прибегая к но-

вейшим решениям цифровых технологий. Однако изменения факторов внешней среды происходят нарастающими темпами и сотрудники, не обладающие высоким уровнем цифровых навыков в ближайшем времени станут невостребованными на рынке труда, особенно с учетом того, что все большую популярность набирает такое новейшее направление туризма, как «кибер-туризм».

Поэтому умение снять видеофильм о виртуальной экскурсии, смонтировать его и разместить на соответствующих цифровых платформах в скором времени станет основными факторами конкурентоспособности сотрудников предпринимательских структур сферы туризма.

Заключение

В связи со всем вышесказанным, в заключении автором предлагаются краткие тезисы по разработке программы повышения цифровых компетенций сотрудников, в случае, если предприниматель принял решение об формировании организованной целевой программе повышения квалификации своего персонала посредством заключения договора на проведение коучинга с соответствующей образовательной организацией.

Целевая программа повышения квалификации персонала предпринимательских структур сферы туризма, на наш взгляд, должна включать следующие этапы [2]:

• конкретизацию целей изменений, задач и актуальных проблем на уровне среднего звена управления и на уровне основных исполнителей и формирование проектных команд по решению выделенных ключевых проблем;

• быструю разработку первой очереди программы целевой переподготовки, включающей передачу методов, технологий и цифровых навыков, рекомендаций для решения актуальных проблем;

• формирование команды преподавателей - ко-учей, обладающих необходимым набором цифровых навыков и компетенций, имеющих успешный практический российский опыт реализации своих рекомендаций;

• проведение целевой переподготовки на предприятии (in company) с освоением рекомендованных цифровых методов и закреплением навыков персональной и командно - групповой работы слушателей совместно с консультантами в процессе реализации их групповых проектов по решению ключевых проблем предпринимательской структуры;

• получение реальных результатов и формирование второй части программы, не привязанной напрямую к текущим проблемам предприятия, но расширяющей цифровые навыки и компетенции слушателей и дающей новые возможности решения стратегически важных задач развития предпринимательской структуры.

Таким образом будут формироваться цифровые компетенции слушателей, на базе вновь сформированного образовательного контента в рамках процесса интеграции цифрового образования и бизнеса, основанного на соединении возможностей единого репозитория объектов и peer-to-peer (Р2Р) взаимодействия в информационно-образовательном пространстве. Таким образом сотрудники, прошедшие обучение, смогут внести более существенный вклад в финансовые результаты предпринимательских структур, в которых они трудятся.

Литература

1. Ксенофонтова Т.Ю. Интеллектуальный капитал производственного предприятия как критерий оценки его конкурентоспособности / Вестник ИНЖЭкОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 3. -С. 151-159

2. Ксенофонтова Т.Ю. Методологические аспекты использования нематериальных активов в процессе управления конкурентоспособностью производственных предприятий - монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет". Санкт-Петербург, 2012.

3. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels /International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. T. 14. № 10. С. 7301-7313.

Influence of the digitalization of the economy on the quality of

labor resources of business structures Huseynova N.E., Ksenofontova E.A.

Petersburg State University of Railway Engineering Emperor Alexander I

The digitalization of the economy in order to ensure competitiveness in the market requires employees of entrepreneurial structures to possess the following accumulated competencies - flexibility, digital economy skills, ensuring the divergent nature of performing their functional duties and generating management decisions within the framework of the trends of the existing system of professional training of specialists and targeted programs for improving the qualifications of entrepreneurial personnel. structures. The article formulates the requirements for the level of accumulated digital skills and competencies of employees of entrepreneurial structures in the tourism sector; analysis of the structure and level of digital training of personnel; and provides brief recommendations for increasing the level of digital literacy of employees through the formation and implementation of a targeted program for staff training. Key words: digitalization, digital economy, entrepreneurship. References

1. Ksenofontova T.Yu. Intellectual capital of a manufacturing enterprise as a criterion for assessing its competitiveness / Vestnik INZHEKON. Series: Economics. - 2012. - No. 3. -S. 151-159

2. Ksenofontova T.Yu. Methodological aspects of using intangible

assets in the process of managing the competitiveness of manufacturing enterprises - monograph / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg State Engineering and Economic University". St. Petersburg, 2012.

3. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. T the

interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels / International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016.Vol. 14.No. 10.P. 7301-7313.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.