УДК 336.717 ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
ECONOMY QUESTIONS Совершенствование системы тарифного регулирования коммунального
комплекса
THE DEVELOPMENT OF TARIFF REGULATION SYSTEM OF
MUNICIPAL COMPLEX
Л.В. Хабибуллина, аспирант кафедры «Экономика и предпринимательство в строительстве», Казанский Г осударственный Архитектурно-строительный
университет e-mail: lara_hab@mail.ru
L.V.Habibullina, the postgraduate student of the department of «Economics and management in building», Kazan State University of Architecture and Engineering
Аннотация
Одним из наиболее значимых для коммунального комплекса последствий проведения реформ с начала 90-х годов стало то, что кардинальным образом изменились условия финансирования коммунальной отрасли. В настоящей работе проанализирована значимость тарифной политики, проводимой органами местного самоуправления - собственниками имущества организаций коммунального комплекса, выявлены недостатки существующей системы тарифного регулирования. Определена конечная цель работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры. Созданию системы тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, стимулирующей приток в них частных инвестиций, и посвящена данная статья.
Annotation
The modern terms in municipal branch financing have radically changed in comparison with the 90-ies, which has become one of the most significant consequences of the reforms.
This research was carried out in order to analyze the significance of tariff policies adopted by local self-governments institutions - the owners of municipal institutions property, and to reveal disadvantages of the existing system of tariff regulation. We’ve also determined the ultimate aim of the tariff regulation reform which is to attract investment of private capital to urban engineering companies.
This article covers the problem of tariff regulation system creation of the municipal complex, which will attract investments of private capital.
Ключевые слова: тарифная политика, тарифное регулирования,
коммунальный комплекс, частные инвестиции
Keywords: tariff policy, tariff regulation, municipal complex, investment of private capital
Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития коммунального комплекса. И задача государственных органов управления - снизить темпы роста тарифов на коммунальные услуги до уровня сопоставимого с темпом инфляции.
Однако устойчивый рост тарифов на коммунальные услуги в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций коммунального комплекса. Результат их финансовый деятельности в целом по стране - убытки, которые хотя и значительно снизились, но в 2009 г. составили до 40 млрд руб. Убыточными в 2009 г. были 39% организаций коммунального комплекса. При общем объеме оказанных услуг за 2009 г. в денежном выражении 2418 млрд руб. кредиторская задолженность организаций составила 394,8 млрд руб., а дебиторская - 360,3 млрд руб., в том числе задолженность населения по оплате коммунального хозяйства - 190,6 млрд руб. В то же время практически не наблюдается повышения качества коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, более 80% жителей городов в той или иной степени недовольны качеством предоставляемых коммунальных услуг.
При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 г. уровень тарифов на коммунальные услуги позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах организации коммунального хозяйства комплекса в целом работают с прибылью.
Дальнейший пересмотр тарифов на коммунальные услуги до уровня, превышающего рост индекса потребительских цен, может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям коммунального комплекса, при условии, что будет повышена эффективность функционирования отрасли.
Немаловажное значение имеет усиление контроля за тарифами на жилищно-коммунальные услуги. В этих целях был принят Федеральный закон от 27.07.2010 №237-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 237-Ф3). В соответствии с этим Законом полномочия по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, повышена роль Правительства Российской Федерации в методическом обосновании нормативов и тарифов и контроле за их установлением.
Также установлены требования к раскрытию информации организациями коммунального комплекса по обоснованию расчета тарифов и нормативов. Публичные отчеты организаций коммунального комплекса должны содержать сведения о ценах и тарифах на регулируемые тарифы на товары и услуги.
Передача полномочий по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет и негативные последствия. В частности, эта мера не позволяет учитывать особенности социально-экономического положения отдельных
муниципальных образований, а также их возможности по поддержанию определенного уровня тарифов на коммунальные услуги. Кроме того, это вымывает собственную компетенцию органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса Правительством Российской Федерации в 2011 г. ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. По отношению к 2010 г. регулируемая цена на газ для населения увеличится на 17,1% против роста на 26,6% в 2010 г. Тарифы для населения на электроэнергию вырастут на 10%, на тепловую энергию -до 12 - 14%. В целом это позволит в 2011 г. удержать рост тарифов на коммунальные услуги для населения в пределах 13%, т.е. не выше их роста в прошлом году (13,5%).
Несмотря на то что перечисленные меры дадут ожидаемый эффект в краткосрочной перспективе, они не обеспечивают формирования условий для сдерживания роста цен в среднесрочной перспективе, поскольку эти решения имеют административный, нерыночный характер. В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за коммунальные услуги не представляется возможным.
В этой связи очевидна важность решения следующей проблемы. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15% жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии). Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.
Совершенствование правил тарифного регулирования теряет свою значимость в условиях определения объемов расходуемых ресурсов по нормативам потребления.
С учетом этого представляется необходимым принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.
Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №261-ФЗ) установлена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов до конца 2011 г. обеспечить установку приборов учета (индивидуальных и коллективных) коммунальных ресурсов. Законом № 261-ФЗ также определено, что установку приборов учета осуществляют по договору с потребителем ресурсоснабжающие организации.
По мнению автора, в этой связи важно расширить задачи Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по обязательному оснащению многоквартирных домов приборами учета в процессе капитального ремонта.
Кроме того, необходимо издать в полном объеме нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона №261-ФЗ, а также предусмотреть возможность частичной компенсации затрат граждан на установку приборов учета.
Источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем коммунального комплекса необходимо искать не в росте тарифов на коммунальные услуги, а в ресурсо- и энергосбережении.
Расход энергетических ресурсов в организациях коммунального комплекса на 25 - 30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%-30%, по электроэнергии - 15%, по теплу - 40%. Потенциал энергосбережения в России только в коммунальном комплекса составляет 100 млн т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.
Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги является привлечение частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.
Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
В европейских странах товарищества собственников жилья являются одной из приоритетных форм управления многоквартирными домами. Но как показала практика, в нашей стране этот способ управления сегодня остается маловостребованным, что объясняется, в том числе и недостаточными возможностями ТСЖ по обеспечению профессионального управления домом.
Важность и комплексный характер проблемы сохранения жилого фонда, проведения своевременного и качественного аудита домов с целью выявления потребности в капитальном ремонте, определения аварийности домов, формирования механизма поддержания жилого фонда в нормативном
состоянии обусловливают необходимость разработки и реализации специальной федеральной целевой программы.
Финансирование ранее не выполненных обязательств государства не должно целиком перекладываться на плечи населения. С другой стороны, потребность в финансовых средствах на приведение жилого фонда в нормативное состояние столь велика, что без совместных усилий населения и органов публичной власти эта задача решена быть не может. Деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ показывают возможность решения проблем капитального ремонта жилых домов при активном участии государства в организации и софинансировании указанных работ. Такой подход позволит преодолеть сохраняющийся рост объемов ветхого и аварийного жилья в течение долгового времени, в котором невозможно предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг населению.
При этом важно отметить, что сохраняется важнейшая проблема -дефицит финансовых ресурсов в местных бюджетах, что сдерживает развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, являющееся условием оптимизации цен и тарифов на коммунальные услуги.
В то же время Законом №131-ФЗ практически весь комплекс вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Этот Закон также дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ). Исходя из этого, возникают дополнительные расходные обязательства муниципальных образований без адекватного увеличения доходов местных бюджетов.
Кроме того, организация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и др. на территории муниципальных образований, в соответствии с Законом №131-ФЗ отнесена к компетенции органов местного
самоуправления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что один из самых главных вопросов, на котором строится система эффективного тарифного регулирования, зависит от принятых органами местного самоуправления оптимальных схем развития тех или иных коммунальных систем.
Органы местного самоуправления муниципальных районов зачастую не могут оказать помощь сельским поселениям, входящим в их состав в решении вопросов организации качественного теплоснабжения, водоснабжения, содержания жилищного хозяйства из-за недостатка финансовых средств. Таким образом, оздоровление и развитие отрасли ЖКХ не могут быть осуществлены в отрыве от реформы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Основное направление создания условий для стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере коммунального комплекса -совершенствование соответствующего законодательства.
Отметим, что реализация положений важнейших для отрасли коммунального комплекса Законов № № 261-ФЗ, 190-ФЗ, 210-ФЗ
сдерживается отсутствием предусмотренных ими нормативных актов.
К числу ключевых нормативных актов следует отнести: порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; основы ценообразования в сфере теплоснабжения; правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и других отраслях.
методических указаний по расчету тарифов в сфере теплоснабжения и по расчету тарифов на горячую воду;
методологию расчета тарифов на передачу воды, на техническую (поливную) воду, на воду, используемую в технологических процессах.
методологию расчета и применения двухставочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и др.
Список литературы
1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
2. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-Ф3.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3.
4. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
5. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
References
1. Housing Code of the Russian Federation. Federal Law no. 188 of December 29, 2004.
2. Federal Law No. 237 of July 27, 2010 on Amending the Housing Code of the Russian Federation and Legislative Acts of the Russian Federation.
3. Federal Law No. 131 of October 6, 2003 on the General Organization Principles of Self-Governments in the Russian Federation.
4. Federal Law No. 261 of November 23, 2009 on Energy Saving and Improvement of Energy Efficiency and on the Amendment to Individual Legislative Acts of the Russian Federation.
5. Decision of the Government of the Russian Federation No.520 of July 14, 2008 on Price policy and the order of tariff regulation, rise rates and limiting indexes of institutions activities of the municipal complex.