Научная статья на тему 'Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на уровень тарифов в регионе'

Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на уровень тарифов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СУБСИДИИ / REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / TARIFF REGULATION / INVESTMENTS / CAPITAL EXPENDITURES / REGIONAL SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисова Р. Р., Хабибуллина Л. В.

Реформирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства начиналось неоднократно в каждом субъекте Российской Федерации. В Республике Татарстан начало реформирования охарактеризовано прекращением дотирования коммунальных организаций из бюджета республики, внедрением системы монетизации субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, переводом на полную оплату потребителями жилищно-коммунальных услуг, акционированием коммунальных предприятий. В настоящей работе проанализированы последствия проведенной реформы жилищно-коммунального комплекса, выявлены положительные и отрицательные стороны влияния реформы на уровень тарифов на коммунальные услуги. Определены системные мероприятия для реализации поставленной цели в части тарифного регулирования коммунальных услуг в условия проведенной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence the reform of housing and communal services for tariffs in the region

Problem of implementing pricing policies, approved by the Government of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, from the analysis of the socio-economic situation, as well as projections of the accepted social and economic development of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, and evaluation of factors that influence the level is now one of relevant topics in today's economy. Actuality Article no doubt, as the issues of reforming the industry of housing and communal services, as well as evaluation methods and tariff regulation today reflected in the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 № 600 «On measures to ensure the citizens of the Russian Federation of affordable and comfortable housing and quality housing and communal services». The article is devoted to the definition of system activities to accomplish the goals of the tariff regulation of utilities in terms of the reform. The authors of serious work on the analysis of the effects of the reform of housing and communal services, identified positive and negative impact of the reform on the level of utility rates.

Текст научной работы на тему «Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на уровень тарифов в регионе»

УДК 336.717

Харисова P.P. - кандидат экономических наук, ассистент

E-mail: [email protected]

Хабибуллина Л.В. - аспирант

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на уровень тарифов в регионе

Аннотация

Реформирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства начиналось неоднократно в каждом субъекте Российской Федерации. В Республике Татарстан начало реформирования охарактеризовано прекращением дотирования коммунальных организаций из бюджета республики, внедрением системы монетизации субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, переводом на полную оплату потребителями жилищно-коммунальных услуг, акционированием коммунальных предприятий.

В настоящей работе проанализированы последствия проведенной реформы жилищно-коммунального комплекса, выявлены положительные и отрицательные стороны влияния реформы на уровень тарифов на коммунальные услуги. Определены системные мероприятия для реализации поставленной цели в части тарифного регулирования коммунальных услуг в условия проведенной реформы.

Ключевые слова: реформа жилищно-коммунального хозяйства, тарифное

регулирование, инвестиции, капитальные вложения, региональные субсидии.

В настоящее время коммунальный комплекс становится современной отраслью. С каждым разом осуществляется поиск решений все более глобальных задач, а казавшиеся еще недавно неразрешимыми проблемы уходят в прошлое.

Реформирование отрасли в республике началось в рамках Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, принятой Законом Республики Татарстан еще в 2004 году и предусматривающей 33 млрд. руб. капитальных вложений на развитие отрасли, из которых на реконструкцию и модернизацию объектов коммунального назначения отнесено 19 млрд. руб.

С 1 января 2005 года в Республике Татарстан введена 100 %-ная оплата населением экономически обоснованной стоимости услуг организаций коммунального комплекса с одновременным переводом всех видов государственной социальной поддержки граждан в форму адресных денежных выплат малоимущим слоям населения. Переход на новые стандарты оплаты жилья был единовременным, планомерным и осмысленным.

В связи с одновременным внедрением полной оплаты экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг, вследствие которой появилась значительная дифференциация стоимости услуг в разрезе районов республики (ранее организации дотировались из бюджета Республики Татарстан), введена дополнительная

республиканская программа предоставления субсидий.

Это дополнительные региональные преференции, которые разработаны с целью учета платежеспособности граждан и включают в себя:

1. Субсидии, предоставляемые при превышении установленного предельного роста

платежа населения за жилищно-коммунальные услуги. Уровни предельного роста

сформированы по принципу прогрессивной шкалы, то есть чем ниже совокупный семейный доход, тем больше государственная помощь и тем выше рост собственных платежей граждан.

2. Субсидии на централизованное отопление сверхнормативной площади,

компенсирующие разницу между тарифом на услуги теплоснабжающих организаций и минимальным тарифом семьям со среднедушевым доходом до 3200 рублей в месяц.

Также в указанный период введен в действие Федеральный закон 210-ФЗ, которым регламентированы основы регулирования тарифов организаций коммунального

комплекса. Одним из основных его принципов является обеспечение полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Таким образом, в 2005 году впервые для потребителей республики установлены тарифы на коммунальные услуги без учета дотаций коммунальным организациям из бюджета Республики Татарстан на уровне экономически обоснованных.

В ходе реализации реформы коммунального комплекса в Республике Татарстан удалось:

- стабилизировать финансовое состояние организаций отрасли;

- обеспечить выполнение платежной дисциплины по отношению к контрагентам;

- повысить ответственность за качество предоставляемых услуг и реализовать экономические механизмы управления предприятиями в рыночных условиях. Благодаря сделанным первым шагам реформы, начиная с 2005 года, результат

финансово-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса Республики Татарстан впервые стал положительным, в то время как в целом Российской Федерации и до настоящего времени отрасль является убыточной (более 40 млрд. руб).

Прибыль за последние 7 лет составляет порядка 2-3 % от валовой выручки организаций (300-500 млн. руб.), это конечно небольшая сумма, но все же очень положительная тенденция развития отрасли.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности коммунальных организаций с 2000 по 2011 гг.

Е2Н ЕИЭВ

ЕЮТ ЕЕ30 НИВ

ЕЭВ

2 Я

ДЮЯ1 1 I

■ ■ ■

2005 2006 2007 200в 2009 2010 2011

ЕЛ

2005 год - Начало проведения реформы коммунального комплекса

ВЕШВ

Рис. 1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности коммунальных организаций коммунального комплекса с 2000 по 2011 гг.

Положительный финансовый результат по отрасли способствовал началу привлечения инвестиций в коммунальную отрасль.

Сегодня очевидно, что жилищно-коммунальное хозяйство все в большей степени ориентируется на использование современного оборудования, внедрение новых технологий. Привлечение инвестиций в реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры - процесс трудоемкий, но вполне планомерный, уже сегодня можно наблюдать позитивные сдвиги.

За счет привлечения инвестиций в отрасль удалось снизить физический износ основных производственных фондов теплоэнергетического комплекса на 6 %, водопроводно-канализационного комплекса - на 2,5 %, достигнув в 2011 году отметки порядка 50 %.

Общее представление об эффективности республиканской инвестиционной политики даёт представленная диаграмма. В ней отражены основные параметры инвестиционного развития коммунальных предприятий Республики Татарстан с 2009 по 2012 годы.

Объем инвестиций в коммунальной отрасли

2 500,00 2 000,00 1 500,00 1 000,00 500,00

0,00 млн.руб.

■ утверждено

Рис. 2. Объем инвестиций в коммунальной отрасли

Оценивая динамику инвестиций по коммунальной отрасли, можно отметить, что с 2009 года наблюдается поступательный рост объема таких средств: в 2009 году сумма инвестиций составляла 931,0 млн. руб, а в 2012 - уже 2 407,7 млн. руб., рост более чем 2,5 раза.

Таким образом, даже в условиях ограниченных финансовых возможностей удалось заложить фундамент для позитивного развития отрасли и защиты интересов граждан, о чем свидетельствует имеющийся уровень собираемости платежей в республике, который с 2005 года стабильно держится на отметке 98 %.

Все элементы проводимой реформы в жилищно-коммунальном комплексе непосредственно влияют на уровень тарифов в сферах коммунальных услуг.

Модель линейного роста тарифов постепенно становится неприемлемой для прогнозирования развития коммунального комплекса. И задача государственных органов управления в области тарифного регулирования - снизить темпы роста тарифов на коммунальные услуги до уровня, сопоставимого с темпом инфляции, но при этом обеспечить эффективное развитие отрасли.

В динамике тарифов на коммунальные услуги за последние 2 года прослеживается социальная направленность, выраженная в сбалансированности принятых тарифных решений.

Так, темп роста тарифов в 2008-2010 гг. намного опережал темп роста инфляции (2009 г. - 126 %; 2010 г. - 117 %). В 2011 году рост тарифов в среднем по республике составил 13 %, а не 15 %, как в среднем по Российской Федерации. В 2012 году среднегодовой рост тарифов - 103 % - впервые за последние десять лет рост тарифов ниже планки, установленной уровнем инфляции 105 %.

В настоящее время основной задачей является формирование прозрачной цепочки «потребитель - управляющая компания - ресурсоснабжающая организация». Условия для функционирования такой цепочки в масштабах республики созданы.

Первый этап - обеспечение свободного доступа к информации о деятельности организаций. Существует портал «Стандарты раскрытия информации», содержащий нормативно-правовую базу, формы раскрытия информации, перечень организаций, осуществляющих деятельность, подлежащую государственному регулированию. Информация, подлежащая свободному доступу в соответствии со стандартами раскрытия информации, размещена по каждой организации в разрезе услуг.

Второй этап - создание единых расчетных центров, выполняющих функции расчета начислений стоимости жилищно-коммунальных услуг, обработки платежей населения. Учредителями единых расчетных центров являются органы местного управления, управляющие организации и коммунальные организации, что позволяет обеспечить открытость движения денежных потоков в коммунальной отрасли.

Цель указанной схемы - установление требований к управляющим организациям, к качеству их деятельности, а также повышение ответственности руководителей

управляющих организаций за нарушение этих требований, исключение «транзитеров» в лице управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг из процесса передачи платежа за коммунальные услуги от потребителя - гражданина в

ресурсоснабжающие организации, дабы убрать любую техническую возможность «задержки» и несанкционированного использования потока платежей за коммунальные услуги организациями, управляющими жилым фондом.

К достоинствам указанной схемы можно отнести:

- переход к осуществлению расчетов граждан за коммунальные услуги (ресурсы)

непосредственно в адрес ресурсоснабжающих организаций через систему

«автоматического расщепления» платежа за коммунальные услуги между

ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие организации и иных исполнителей коммунальных услуг;

- осуществление контроля за деятельностью единых расчетных центров со стороны органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций;

- выступление в качестве регуляторов движения финансовых потоков специализированных кредитных организаций.

Это первый этап стабилизации функционирования коммунальной отрасли в Республике Татарстан. Следующий важный этап в развитии жилищно-коммунального хозяйства - это ресурсо- и энергосбережение, так как источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем коммунального комплекса необходимо искать не только в росте тарифов на коммунальные услуги, но в эффективности использования ресурсов.

В настоящее время расход энергетических ресурсов в организациях коммунального комплекса на 25-30 % выше, чем в европейских странах. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители по воде, составляют 15-30 %, по теплу - 20 %. Потенциал энергосбережения в республике только в коммунальном комплексе составляет порядка 4,7 млн. Гкал. тепловой энергии и 49 млн. м’ воды в год. В денежном эквиваленте с учетом потерь по воде - это около 4,7 млрд. руб. В связи с чем работа по энергосбережению в Республике Татарстан в настоящее время является приоритетной и актуальной.

При этом в республике уже имеются и положительные примеры такой работы: например, организация коммунального комплекса в городе Набережные Челны, первая среди организаций республики, запустила тепловой насос на канализационно-насосной станции, работающий за счет использования тепла сточных вод, благодаря чему на этом объекте почти в 4 раза сократились расходы на отопление и горячее водоснабжение.

О«»—црвигчямич

^ иммим^мяшуож ЕШ] Г Снижение объема на 23,6% *00.00 *40.00

1 ^ ВЕЗ 400.00

Платежи населения, млн.руб. ^ ^ - У---] )мло

ЩЩ ЕЕ0ЕЗ ЕЕЭ » 250.00

1141 1 > ШЕЗ |~ Рост тарифа на 37% ¿00.00 1%0.00

Тарифы (без НДС), руб/куб.м. 100.00 ъо.оо

2009 2010 20X1 2012

Рис. 3. Итоги энергосбережения на примере организации коммунального комплекса г. Набережные Челны в сфере водоснабжения

Кроме того, уже сейчас в г. Набережные Челны программа энергосбережения дает свои результаты (оснащенность приборами учета воды 98 %), на рисунке видно, что тариф на питьевую воду вырос с 2009 года на 37 %, но при этом объемы реализации воды населению за счет внедрения приборов учёта сократились на 23,6 %, и, как следствие, реальные платежи населения за питьевую воду увеличились за 4 года всего на 4,8 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вследствие внедрения энергосберегающих технологий появилась позитивная тенденция в рыночных отношениях в жилищно-коммунальной сфере.

Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги является привлечение частных инвестиций в коммунальную отрасль. Реализация мероприятий по повышению эффективности регулируемых организаций, которые окупаются в течение нескольких лет, существенно затруднена, если не применяются долгосрочные тарифы.

Основным методом, который необходим к применению, является RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала). Это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Применение указанного метода позволит значительно снизить риски инвестирования, кроме того, позитивно отразится на финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В заключение отметим, что в течение 7 лет после начала реформы коммунального комплекса преодолены следующие этапы реформирования отрасли: внедрение 100 %-ной оплаты населением стоимости коммунальных услуг, утверждение экономически обоснованных тарифов, начало работы по привлечению инвестиций в отрасль, повышение открытости деятельности организаций.

Список литературы

1. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

2. Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Приказ Министерства регионального развития региона РФ от 15.02.2011 № 47.

3. Мартусевич Р.А., Сиваев С.Б., Хомченко Д.Ю. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. - 240 с.

4. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

5. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ, 2011, № 2 (16). -С. 271-277.

6. Харисова Г.М. Развитие инновационной структуры Республики Татарстан // Известия КГАСУ, 2010, № 2 (14). - С. 360-365.

Kharisova R.R. - candidate of economical sciences, assistant E-mail: [email protected]

Khabibullina L.V. - post-graduate student E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Influence the reform of housing and communal services for tariffs in the region Resume

Problem of implementing pricing policies, approved by the Government of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, from the analysis of the socio-economic situation, as well as projections of the accepted social and economic development of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, and evaluation of factors that influence the level is now one of relevant topics in today's economy.

Actuality Article no doubt, as the issues of reforming the industry of housing and communal services, as well as evaluation methods and tariff regulation today reflected in the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 № 600 «On measures to ensure the citizens of the Russian Federation of affordable and comfortable housing and quality housing and communal services».

The article is devoted to the definition of system activities to accomplish the goals of the tariff regulation of utilities in terms of the reform.

The authors of serious work on the analysis of the effects of the reform of housing and communal services, identified positive and negative impact of the reform on the level of utility rates.

Keywords: reform of housing and communal services, tariff regulation, investments, capital expenditures, regional subsidies.

References

1. Decision of the Government of the Russian Federation № 520 of July 14, 2008 on Price policy and the order of tariff regulation, rise rates and limiting indexes of institutions activities of the municipal complex.

2. On approval of the Methodical instructions on calculation of rates and allowances in the area of the municipal complex organizations: Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation in the region of 15.02.2011 № 47.

3. Martusevich R.A., Sivaev S.B., Khomchenko D.M. Public-private partnerships in municipal services. - The Foundation «Institute for Urban Economics», 2006. - 240 p.

4. Federal Law № 261 of November 23, 2009 on Energy Saving and Improvement of Energy Efficiency and on the Amendment to Individual Legislative Acts of the Russian Federation.

5. Zagidullina G.M., Klescheva O.A. Development of innovation infrastructure of investment-building complex // News of the KSUAE, 2011, № 2 (16). - P. 271-277.

6. Kharisova G.M. Development of innovative infrastructure of the Republic of Tatarstan // News of the KSUAE, 2010, № 2 (14). - P. 360-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.