Бухгалтер и закон
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАРИФНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Л. И. ПРОНИНА, доктор экономических наук, государственный советник Российской Федерации 2-го класса
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ остаются важнейшими задачами социально-экономического развития страны. Целями реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства должны быть повышение качества жилищно-коммунальных услуг, энерго- и ресурсосбережение, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, развитие коммунальных систем для обеспечения жилищного строительства. Эти цели могут быть достигнуты только при переходе к экономически обоснованным ценам и тарифам на коммунальные услуги при их соответствии платежеспособному спросу населения.
При этом экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без повсеместного внедрения приборов учета.
Вопрос регулирования тарифов и нормативов потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет исключительно важное социально-экономическое значение.
После 1999 г. рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения значительно превышал рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) занимает все большую часть в расходах граждан. За десятьлетс 1999по 2008г. тарифы на ЖКУ выросли
в 9,6 раза, при общем росте потребительских цен в 3,6 раза и росте номинальных доходов населения в 5,7 раза. В результате этого и укрепления курса рубля цены, тарифы на коммунальные ресурсы в РФ приближаются к уровню отдельных развитых европейских стран, США и Канады.
При этом если до недавнего времени ускоренный рост расходов граждан на оплату данных услуг объяснялся реализацией мер по сокращению перекрестного субсидирования и сокращению размера дотаций организациям коммунального комплекса за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, то на сегодняшний день такие причины неактуальны.
В числе дополнительных причин такого опережающего роста тарифов на ЖКУ можно отметить следующие:
— накопленное в 1992—1998 гг. отставание роста тарифов на ЖКУ от темпов инфляции, что было тогда одной из мер смягчения последствий снижения доходов граждан;
— происходящий в последнее десятилетие опережающий инфляцию рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, вклад которых в ценообразование в сфере ЖКХ весьма велик.
Однако основной причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности их деятельности. Это связано с затратным ценообразованием, основанным на традиционном понимании тарифа как суммы ус-
тановленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.
В начале 2010 г. стало очевидно, что уровень тарифов наЖКУ для населения не может расти прежними темпами. Тарифы в 1 400 муниципальных образований выросли более чем на 25 %. В целом по стране рост тарифов составил 13,5%. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц достигла в 2010г. 1,4тыс. руб. Платежи за ЖКУ в ряде населенных пунктов стали настолько велики, что не могли быть обеспечены большинством граждан и вызвали социальную напряженность. Кроме этого, сложилась абсолютно непрозрачная система установления нормативов потребления тепла, горячей и холодной воды, а также тарифов на обслуживание общего имущества многоквартирных домов и вывоз мусора.
Собираемость платежей за предоставленные ЖКУ в 2009 г. снизилась и составила в среднем по стране 92,9 %, что меньше, чем в 2008 и 2007 гг. (95,4 и 94,0 % соответственно). Задолженность населения по оплате ЖКУ превысила 190 млрд руб.
Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития ЖКХ. И задача государственных органов управления — снизить темпы роста тарифов на ЖКУ до уровня сопоставимого с темпом инфляции.
Однако устойчивый рост тарифов на ЖКУ в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Результат их финансовый деятельности в целом по стране — убытки, которые хотя и значительно снизились, но в 2009 г. составили до 40 млрд руб. Убыточными в 2009 г. были 39 % коммунальных предприятий. При общем объеме оказанных услуг за 2009 г. в денежном выражении 2418 млрд руб., кредиторская задолженность ЖКХ составила 394,8 млрд руб., а дебиторская — 360,3 млрд руб., в том числе задолженность населения по оплате ЖКУ — 190,6 млрд руб. В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, более 80 % жителей городов в той или иной степени недовольны качеством ЖКУ.
При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 г. уровень тарифов на ЖКУ позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах организации ЖКХ в целом работают с прибылью.
Дальнейший пересмотр тарифов на ЖКУ до уровня, превышающего рост индекса потреби-
тельских цен, может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ, при условии, что будет повышена эффективность коммунального хозяйства.
Немаловажное значение имеет усиление контроля за тарифами на жилищно-коммунальные услуги. В этих целях был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЭ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 237-ФЭ). В соответствии с этим законом полномочия по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, повышена роль Правительства РФ в методическом обосновании нормативов и тарифов и контроле за их установлением.
Также установлены требования к раскрытию информации ресурсоснабжающими организациями по обоснованию расчета тарифов и нормативов. Публичные отчеты организаций коммунального хозяйства должны содержать сведения о ценах и тарифах на регулируемые тарифы на товары и услуги.
Передача полномочий по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ имеет и негативные последствия. В частности, эта мера не позволяет учитывать особенности социально-экономического положения отдельных муниципальных образований, а также их возможности по поддержанию определенного уровня тарифов на ЖКУ. Кроме того, это вымывает собственную компетенцию органов местного самоуправления.
Справедливости ради следует отметить, что в соответствии с подп. б) п. бет. 1 и подп. г) п. Зет. 6 Закона № 237-Ф3 органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Вместе с тем в соответствии с подп. 4 п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-Ф3) вопросы содержания жилищного фонда и организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения
топливом относятся к вопросам местного значения поселений.
При этом на основании ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).
Например, на этом основании на 2009 г. администрациями городских и сельских поселений, за исключением сельского поселения «Совхоз им. Ленина», с администрацией Ленинского муниципального района Московской области заключены соглашения о передаче Ленинскому муниципальному району полномочий поселений по организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Как видим, передача указанных полномочий осуществляется не всегда на добровольной основе. Положение может еще более усугубиться в случае законодательного закрепления передачи указанных полномочий от поселений муниципальным районам. Так, предлагается разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон № 131-Ф3в части передачи органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по обеспечению теплоснабжения и электроснабжения на территории муниципальных образований.
По мнению автора, действующих норм Закона № 131-Ф3 вполне достаточно для эффективного осуществления полномочий по предоставлению данного вида жилищно-коммунальных услуг населению.
Кроме того, посредством внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон № 210-ФЗ) предлагается исключить из полномочий органов местного самоуправления право устанавливать инвестиционные надбавки к ценам и тарифам для потребителей, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ. По мнению автора, это предложение снизит инвестиционные возможности конкретных муниципальных образований и замедлит их социально-экономическое развитие.
Для получения исчерпывающей информации об обоснованности установленных цен и тарифов на ЖКУ необходимо дополнительно включать в отчет данные об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг, чтобы потребитель мог обоснованно контролировать качество потребляемых услуг. Важно обеспечить публичность в отношении инвестиционных программ предприятий коммунального хозяйства, отчетов об их реализации и эффективности, о наличии технической возможности доступа, условиях поставки товаров и услуг, тарифы на которые регулируются, а также о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к коммунальным системам.
Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ Правительством РФ в 2011 г. ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8 % (в 2010 г. — 9,4%). По отношению к 2010г. регулируемая цена на газ для населения увеличится на 17,1 % против роста на 26,6% в 2010г. Тарифы для населения на электроэнергию вырастут на 10%, на тепловую энергию до 12—14%. В целом это позволит в 2011 г. удержать рост тарифов на ЖКУ для населения в пределах 13%, т.е. не выше их роста в прошлом году (13,5 %).
Несмотря на то, что перечисленные меры дадут ожидаемый эффект в краткосрочной перспективе, они не обеспечивают формирования условий для сдерживания роста цен в среднесрочной перспективе, поскольку эти решения имеют административный, нерыночный характер. В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.
В этой связи очевидна важность решения следующей проблемы. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15 % жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии). Это важнейшая задача, отрешения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.
Совершенствование правил тарифного регулирования теряет свою значимость в условиях
определения объемов расходуемых ресурсов по нормативам потребления.
С учетом этого представляется необходимым принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.
Федеральным законом от 27.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ) установлена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов до конца 2011 г. обеспечить установку приборов учета (индивидуальных и коллективных) коммунальных ресурсов. Законом № 261-ФЗ также определено, что установку приборов учета осуществляют по договору с потребителем ресур-соснабжающие организации.
По мнению автора, в этой связи важно расширить задачи Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по обязательному оснащению многоквартирных домов приборами учета в процессе капитального ремонта.
Кроме того, необходимо издать в полном объеме нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона № 261-ФЗ, а также предусмотреть возможность частичной компенсации затрат граждан на установку приборов учета.
Источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ необходимо искать не в росте тарифов на ЖКУ, а в ресурсо- и энергосбережении.
Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25—30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 %, по электроэнергии — 15 %, по теплу — 40 %. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.
Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на ЖКУ является привлечение частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру
являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.
Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
В европейских странах товарищества собственников жилья являются одной из приоритетных форм управления многоквартирными домами. Но как показала практика, в нашей стране этот способ управления сегодня остается маловостребованным, что объясняется в том числе и недостаточными возможностями ТСЖ по обеспечению профессионального управления домом.
Исходя из этого, целесообразно уточнить концептуальное направление реформирования жилищно-коммунального хозяйства в части ориентирования преимущественно на профессиональное управление. При этом основное внимание при дальнейшей разработке законодательства в сфере управления жилой недвижимостью необходимо сосредоточить на установлении требований к профессионализму, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций.
В этой связи в Государственную Думу ФС РФ в 2010 г. был внесен проект федерального закона, устанавливающий требования к управляющим организациям и стандарты их деятельности. Очевидно, что Минрегиону России целесообразно утвердить примерный договор управления многоквартирным домом, который может быть усовершенствован собственниками помещений, товариществами собственников жилья и органами местного самоуправления с учетом выполняемого объема услуг и работ.
При этом использование института саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в сфере жилой недвижимости, будет служить естественным ограничением допуска к данной отрасли недобросовестных и непрофессиональных компаний.
Важно применять и налоговое стимулирование. Целесообразно разработать проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ) в части исключения из налоговой базы товариществ собс-
твенников жилья для целей исчисления налога на прибыль организаций отчислений собственников жилья на создание резерва для проведения всех видов ремонта, а также освобождения указанных средств от НДС.
По мнению автора, важность и комплексный характер проблемы сохранения жилого фонда, проведения своевременного и качественного аудита домов с целью выявления потребности в капитальном ремонте, определения аварийности домов, формирования механизма поддержания жилого фонда в нормативном состоянии обусловливают необходимость разработки и реализации специальной федеральной целевой программы.
Финансирование ранее не выполненных обязательств государства не должно целиком перекладываться на население. С другой стороны, потребность в финансовых средствах на приведение жилого фонда в нормативное состояние столь велика (более 8 трлн руб. на начало 2010г.), что без совместных усилий населения и органов публичной власти эта задача решена быть не может. Международный опыт и практика деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ показывают реальность решения задачи санации значительных объемов жилищного фонда при активном участии государства в организации и софинансировании этих работ. Такой подход позволит преодолеть сохраняющийся рост объемов ветхого и аварийного жилья, в котором невозможно предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг населению.
Важнейшей проблемой является дефицит финансовых ресурсов в местных бюджетах, что сдерживает развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, являющееся условием оптимизации цен и тарифов на коммунальные услуги.
В то же время Законом № 131-ФЭ практически весь комплекс вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Этот закон также дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ). Исходя из этого, возникают дополнительные расходные обязательства муниципальных образований без адекватного увеличения доходов местных бюджетов.
При этом основная часть доходов подавляющего большинства сельских и городских поселений, муниципальных районов формируется за счет
безвозмездных перечислений (межбюджетных трансфертов) из бюджетов вышестоящих уровней. Полномочия органов местного самоуправления фактически осуществляются в пределах ежегодно перечисляемой финансовой помощи.
Органы местного самоуправления муниципальных районов зачастую не могут оказать помощь поселениям в решении вопросов организации качественного теплоснабжения, водоснабжения, содержания жилищного хозяйства из-за отсутствия средств. Таким образом, оздоровление и развитие отрасли ЖКХ не могут быть осуществлены в отрыве от реформы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Основное направление создания условий для стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере ЖКХ — совершенствование соответствующего законодательства.
Важно разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором следует предусмотреть:
— уточнение положений и задачи разработки нормативной базы по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в водоснабжении с учетом опыта применения такого нормативного регулирования в электроэнергетике;
— исключение из полномочий органов регулирования субъектов РФ права устанавливать предельные тарифы в среднем по муниципальным образованием, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги для всех организаций коммунального комплекса.
Отметим, что реализация положений важнейших для отрасли ЖКХ Законов № 261-ФЗ, № 190-ФЗ сдерживается отсутствием предусмотренных ими нормативных актов.
К числу ключевых нормативных актов следует отнести:
— порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
— требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— основы ценообразования в сфере теплоснабжения;
— правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
— порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и др.
Необходимо также издание методических указаний по расчету тарифов в сфере теплоснабжения и по расчету тарифов на горячую воду. Так, в целях реализации п. 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Минрегиону России необходимо ускорить разработку и издание методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В указанных методических указаниях важно отразить в том числе методологию расчета тарифов на передачу воды, на техническую (поливную) воду, на воду, используемую в технологических процессах.
В рамках совершенствования законодательства по ЖКХ важна также детализация терминов и определений технологических процессов по видам коммунальных услуг. Начинать такую детализацию следует с четкого определения в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) понятий «жилищные услуги» и «коммунальные услуги». Понятие «жилищные услуги» и соответственно понятие тарифов и платы за такие услуги также отсутствуют в ЖК РФ. Это порождает ряд нерешенных вопросов, в частности проблему платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов или платы за пользование лифтом. Плата за эти услуги входит в состав платы за жилое помещение и рассчитывается для граждан пропорционально занимаемой ими жилой площади, поскольку эти услуги, согласно ЖК РФ, относятся к содержанию общего имущества дома.
Необходимость разграничения и уточнения видов и перечней жилищных и коммунальных услуг становится весьма актуальной в связи с тем, что Законом № 237-ФЭ из-под регулирования тарифов выведена плата граждан за жилое помещение.
Следует учитывать, что в перечень видов услуг, плата за которые в настоящее время входит в состав платы за содержание жилья, входят такие виды услуг, которые в настоящее время по ряду причин не везде могут являться конкурентными видами деятельности. К ним относятся обслуживание внутридомового газового оборудования и вывоз мусора.
Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не подлежат государственному регулированию, поэтому их величина определяется сторонами (специализированной организацией и
абонентом) самостоятельно, исходя из перечня выполняемых работ.
При этом в органы государственной власти и органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан по вопросам завышения стоимости и порядка оплаты (100% предоплата) услуг организаций, занимающих доминирующее положение на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.
В соответствии с правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации, под которыми понимаются газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Однако до настоящего времени порядок допуска газораспределительных организаций к осуществлению данного вида деятельности не определен.
Следует отметить, что за последние годы значительно возросло количество аварий и несчастных случаев в разных городах страны, связанных с эксплуатацией внутридомового газового оборудования (ВДГО). Причины известны:
— несанкционированное подключение к газораспределительной сети;
— незаконный монтаж, демонтаж газового оборудования;
— некачественный ремонт газового оборудования;
— устаревшее газовое оборудование;
— несогласованные перепланировки помещений с нарушением вентиляционных каналов;
— пренебрежение правилами пользования газом в быту.
Работы по обслуживанию ВДГО до 01.01.2005 были включены в тариф на транспортировку газа, а с принятием ЖК РФ услуги по техническому обслуживанию ВДГО должен оплачивать абонент
на договорной основе. На нем же лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 управляющие компании ЖКХ должны заключать договоры на техническое обслуживание газопроводов многоквартирных жилых домов, входящих в состав общего имущества. При этом расходы на оплату услуг ВДГО должны быть включены в плату за ремонт жилья, которая предусматривает в том числе установку, замену и восстановление работоспособности внутридомово-го газового оборудования, находящегося в составе общего имущества дома.
Но есть еще газовое оборудование, которое находится непосредственно внутри квартир. Их обслуживание — это сфера ответственности собственника или нанимателя квартиры. Нормативно-правовыми актами (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», приказ МинрегионаРоссии от26.06.2009 № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования») регламентировано в обязательном порядке наличие у каждого потребителя газа договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного со специализированной организацией.
В соответствии с пп. 45,46 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 поставщик газа после двух письменных уведомлений вправе приостановить в одностороннем порядке исполнение обязательств по поставке газа в случае отсутствия у владельцев ВДГО договора о техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией или нарушении других условий договора. При аварийных ситуациях и угрозе жизни граждан прекращение газоснабжения производится немедленно (п. 47 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) по представлению органов контроля за безопасностью использования газа.
Например, в ст. 5 Закона Московской области от 16.04.2010 № 39/2010-03 «О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области» указываются виды административных правонарушений в сфере содержания и ремонта ВДГО на территории Московской области:
— нарушение правил пользования газом в быту, в том числе:
• непринятие необходимых мер при появлении запаха газа или при внезапном прекращении газоснабжения (неперекрытие газовых кранов, неинформирование аварийно-диспетчерской службы);
• использование газоиспользующего оборудования не по назначению;
— непредъявление договора на техническое обслуживание ВДГО должностному лицу уполномоченного органа, осуществляющему проверку;
— замена и ремонт газоиспользующего оборудования и приборов учета неспециализированной организацией, а также без уведомления собственника и управляющей организации.
Совершение гражданами указанных правонарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.
Вместе с тем следует отметить, что во многих поселениях Московской области много лет не проводится техническое обслуживание ВДГО и не заключаются договоры со специализированными организациями. Однако начиная с 01.01.2011 практически без уведомления граждан МУП «Управляющая компания ЖКХ» на основе нормативного акта Совета депутатов Ленинского района Московской области была введена дополнительная плата за техническое обслуживание ВДГО в размере 60 руб. в месяц на одного ответственного квартиросъемщика. При этом предполагается, что проверка ВДГО будет осуществляться один раз в три года. Очевидно, что при таких условиях многие граждане отказались от заключения договора на техническое обслуживание ВДГО, учитывая значительный общий рост тарифов на ЖКУ в2011 г.
По мнению автора, в целях формирования рынка профессиональных организаций и обеспечения безопасности предоставляемых услуг в сфере газоснабжения необходимо установить порядок допуска организаций к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. Кроме того, необходимо ввести регулирование цен на такие услуги, а также рассмотреть возможность включения стоимости этих услуг в цену на поставляемый гражданам природный и сжиженный газ.
Для законодательного обеспечения перевода ЖКХ на работу в рыночных условиях, сдерживания роста тарифов на ЖКУ, улучшения состояния жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере важное значение имели поручение Президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета по проблеме развития ЖКХ
(г. Сыктывкар 23.11.2010), а также принятие ряда федеральных законов. Среди них Закон № 237-ФЭ (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами), устанавливающий, в частности, порядок создания единой системы расчетов граждан за жилье и коммунальные услуги с целью формирования единых муниципальных баз информационных ресурсов.
Кром этого, важно принять проект федерального закона № 435702-5 «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установки приборов учета), в котором предусмотреть возможность предоставления бюджетных субсидий для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов малообеспеченным гражданам и сохранение установленных сроков установки общедомовых приборов учета.
Не менее важное значение, как отмечалось в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ на тему «Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства» от 25.11.2010, имеет доработка и утверждение федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010—2020 годы» в которой, в частности, необходимо предусмотреть:
— создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;
— разработку системы финансирования реконструкции и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, включающую в том числе возможность возмещения собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам;
— формирование системы тарифного регулирования, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающую формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, использование двухставочных тарифов (включающих постоянную составляющую на содержание ком-
мунальной инфраструктуры), и ограничивающей неэффективные затраты;
— создание регулирующего инструментария для тарификации в сферах оказания услуг водоснабжения, водоотведения и удаления (захоронения) твердых бытовых отходов. В этих целях издать методики расчета тарифов, определения нормативных потерь в системах водоснабжения.
В решении проблем тарифного регулирования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить в 2011г. региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе, информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.
Список литературы
1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
2. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЭ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ.
4. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2009 № 261-ФЗ.
5. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан: постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.
6. О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области: закон Московской области от 16.04.2010 № 39/2010-03.
7. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.