Научная статья на тему 'Управление региональным развитием на основе реализации системы энергоресурсосбережения в инфраструктурном комплексе (на примере Республики Татарстан)'

Управление региональным развитием на основе реализации системы энергоресурсосбережения в инфраструктурном комплексе (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисова Регина Рустемовна, Хабибуллина Лариса Васильевна

В настоящее время деятельность организаций коммунального комплекса сопровождается весьма большими потерями коммунальных ресурсов, как потребляемых самими организациями, так и предоставляемых потребителям воды и тепловой энергии. При решении этой задачи в целях стимулирования энергоресурсосбережения необходимо руководствоваться следующими принципами: система тарифов на коммунальные ресурсы должна ориентироваться на исключение всех затрат, не являющихся необходимыми, быть прозрачной и доступной каждому потребителю; система тарифов должна стимулировать учет коммунальных ресурсов на всех уровнях, для чего необходима дифференциация тарифных ставок; целесообразно в данном случае и введение блочных бытовых тарифов, основной целью которых является обеспечение сбережения электроэнергии и мощности прежде всего за счет сокращения массового нерационального использования дорогой электроэнергии для бытовых нужд и производственного (коммерческого) потребления в жилом секторе. Статья направлена на изучение параметров воздействия проводимых мероприятий по энергоресурсосбережению на процесс тарифного регулирования коммунальных услуг в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харисова Регина Рустемовна, Хабибуллина Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление региональным развитием на основе реализации системы энергоресурсосбережения в инфраструктурном комплексе (на примере Республики Татарстан)»

Управление региональным развитием на основе реализации системы энергоресурсосбережения в инфраструктурном комплексе (на примере

Республики Татарстан)

Management of regional development through the implementation of energy saving systems in complex infrastructure (for example, the Republic of

Tatarstan)

Харисова Регина Рустемовна - кандидат экономических наук Казанский Государственный Архитектурно-строительный университет E-mail: rida@mail.ru

Хабибуллина Лариса Васильевна аспирант

Казанский Государственный Архитектурно-строительный университет E-mail: lara_hab@mail.ru

Аннотация

В настоящее время деятельность организаций коммунального комплекса сопровождается весьма большими потерями коммунальных ресурсов, как потребляемых самими организациями, так и предоставляемых потребителям воды и тепловой энергии.

При решении этой задачи в целях стимулирования энергоресурсосбережения необходимо руководствоваться следующими принципами:

система тарифов на коммунальные ресурсы должна ориентироваться на исключение всех затрат, не являющихся необходимыми, быть прозрачной и доступной каждому потребителю;

система тарифов должна стимулировать учет коммунальных ресурсов на всех уровнях, для чего необходима дифференциация тарифных ставок;

целесообразно в данном случае и введение блочных бытовых тарифов, основной целью которых является обеспечение сбережения электроэнергии и мощности прежде всего за счет сокращения массового нерационального использования дорогой электроэнергии для бытовых нужд и производственного (коммерческого) потребления в жилом секторе.

Статья направлена на изучение параметров воздействия проводимых мероприятий по энергоресурсосбережению на процесс тарифного регулирования коммунальных услуг в Республике Татарстан.

Resume: The current focus of municipal utilities accompanied by rather large losses communal resources as consumed by the organizations themselves , and provided to consumers of water and heat.

In solving this problem in order to promote energy saving should be guided by the following principles:

system of tariffs for public resources should be focused on the elimination of all costs that are not necessary to be transparent and accessible to every customer ;

tariff system should encourage consideration of utility resources at all levels, which requires differentiation of tariffs ;

advisable in this case and block the introduction of domestic tariffs , the main objective is to provide electricity and power savings primarily by reducing the mass of irrational use of expensive electricity for domestic and industrial ( commercial ) consumption in the residential sector .

Article aims to explore the impact parameters of the activities on energy and resource saving process of tariff regulation of public services in the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: энергоресурсосбережение, региональная система, тарифное регулирование, коммунальные услуги.

Keywords: еnergysupplysaving, regional system, tariff regulation, utilities.

Актуальность темы исследования определена острой необходимостью реализации системы мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Анализ мирового опыта показывает, что проблемы энергоресурсосбережения сохраняют свою актуальность даже для экономически развитых стран, выход которых из очередного энергетического или ресурсного кризиса, как правило, сопровождается переходом на более высокий энерго- и ресурсосберегающий технологический уровень.

Переходя непосредственно в оценки параметров

энергоресурсосбережения необходимо изначально рассмотреть технологические процессы производства коммунальных ресурсов.

В Республике Татарстан услуги водоснабжения оказывают порядка 150 организаций и целесообразно выделить три технологических цикла добычи воды:

поверхностный водозабор (применительно к речным бассейнам рек Волга и Кама);

подземный водозабор (применительно к артезианским скважинам, каптажам, родникам);

отсутствие своих источников воды (покупка воды у организаций, относящихся к другому муниципальному образованию).

Средний уровень потерь питьевой воды в среднем по Республике Татарстан по данным 2013 года составляет 11,6 %. Оценим динамику изменения потерь воды по Республике Татарстан за последние 5 лет. За 5 лет потери воды снижены с 17,4 % до 11,5 %, что позволяет судить о планомерных мероприятиях по энергоресурсосбережению, проводимых водоканалами в последние годы. Таких как замена ветхих сетей водоснабжения, строительство и модернизация станций водоподъма, насосных станций, использование новейшего оборудования с более высоким КПД и многое другое.

Кроме того, этот результат, достигнут благодаря реализации Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан.

При этом целесообразно заметить, что замедление динамики снижения потерь в течение последних двух лет связано с тем, что органами местного самоуправления начаты работы по передаче бесхозяйных сетей на обслуживание специализированным организациям. Учитывая то, что по бесхозяйным сетям наблюдается достаточно высокий износ более 80 %, соответственно, данный фактор отразился на увеличении уровня потерь ресурса на данных участках водопроводной сети.

Динамика изменения потерь воды в среднем по Республике Татарстан за

2010-2014 годы

2014 год

Рис. 1. Динамика изменения потерь воды в среднем по Республике Татарстан за 2010-2014 гг.

Таким образом, за 5 лет в Республике Татарстан потери воды снижены на 5,9 %, что довольно существенный результат. Указанный факт позволил водоканалам направить сэкономленные денежные средства направить на дальнейшую модернизацию и реконструкцию имеющихся производственных мощностей.

Анализирую динамику потерь воды по конкретным организациям ситуация существенно меняется.

« Потери воды в разрезе водоканалов РТ, % — Потери воды в среднем по РТ, % -Потери воды в среднем по РФ, %

Рис. 2. Динамика потерь воды в разрезе водоканалов Республики Татарстан по итогам 2013 года

Аутсайдерами по уровню потерь по организациям Республики Татарстан являются МУП «Елабужский Водоканал», у которых уровень потерь достигает 24,2 %, ООО «Индустриальный парк «Химград» - 24,0 %, ЗАО «Татгазэнерго Менделеевский» - 23,2%, ОАО «Альметьевск-водоканал» - 23,1%, ОАО «Уруссу-водоканал» - 22,9%.

В основном это организации, покупающие воду от других источников водоснабжения и транспортирующие ресурс по водопроводным сетям на достаточно большие расстояния. При этом необходимо отметить, что у данных организаций учет воды осуществляется строго по приборам учета, так как основной статьей затрат у них является плата за покупную воду (до 50 %). У организаций, которые по технологии применяют подземные водозаборы (сельские районы), как правило, отсутствуют приборы учета на подъеме воды, а учет ведётся от обратного счета, то есть того сколько поставили ресурсов потребителям, что соответственно занижает уровень потерь.

В целях решения оптимального определения уровня потерь, особенно в сельской местности, необходимо полностью оснастить места подъема и

водозабора приборами учета ресурса, что позволит более четко понять параметры, определяемые потерями коммунальных ресурсов.

Анализируя динамику потерь воды по субъектам Приволжского Федерального округа необходимо отметить, что в Республике Татарстан потери воды значительно ниже среднероссийского значения, которое составляет 15,3 %.

Рис. 3. Динамика потерь воды по субъектам Приволжского-Федерального округа по данным за 2013 год

Наименьший уровень потерь воды от 10 % до 11,6 %, достигнут в Оренбургской области, Республике Марий Эл, Республике Татарстан и Самарской области. При этом необходимо отметить, что в Оренбургской области и Республике Марий Эл услуги водоснабжения оказывают преимущественно порядка 10 организаций, у которых превалирует один из видов водозаборов (поверхностный или подземный).

Наибольший уровень потерь более 20 % наблюдается в Пермском крае, Ульяновской и Самарской областях.

Наиболее остро в Республике Татарстан стоит проблема энергоресурсосбережения в тепловой энергии. В Республике Татарстан услуги теплоснабжения оказывают порядка 170 организаций. Средний уровень потерь тепловой энергии в среднем по Республике Татарстан по данным 2013 года составляет 14,3 %.

Оценим динамику изменения потерь тепловой энергии по Республике Татарстан за последние 5 лет.

Необходимо отметить, что положительная динамика складывается в отношении организаций, занимающихся передачей тепловой энергии, потери которых снижены с 22,2 % до 13,8 %, то есть это те организации, которые обслуживают тепловые трубопроводы.

Динамика потерь в целом по теплоснабжающим организациям идет с небольшим увеличением это связано, с первую очередь со снижением объема инвестиционных ресурсов, предусмотренных инвестиционными программами по реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, а также с их количеством. Так в 2013 году реализовывалось 12 инвестиционных программ по теплоснабжающим организациям, а в 2014 утверждено только 9 программ.

Рис. 4. Динамика изменения потерь тепловой энергии в среднем по Республике Татарстан за 2010-2014 гг.

Необходимо отметить, что положительная динамика складывается в отношении организаций, занимающихся передачей тепловой энергии, потери которых снижены с 22,2 % до 13,8 %.

Динамика потерь в целом по теплоснабжающим организациям идет с небольшим увеличением это связано, с первую очередь со снижением объема инвестиционных ресурсов, предусмотренных инвестиционными программами по реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, а также с их количеством. Так в 2013 году реализовывалось 12 инвестиционных программ по теплоснабжающим организациям, а в 2014 утверждено только 9 программ.

Высокий уровень потерь выявлен в следующих организациях:

«Джалильское ПТС» - филиал ОАО «Водоканалсервис» - 22,0 %;

ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» - 24,0 %.

ОАО «Генерирующая компания» (г. Набережные Челны) - 21,4 %.

Однако правильно отразить потери тепловой энергии проблематично, так как теплоснабжающим организациям в данных условиях функционирования тарифной политики оптимально утвердить нормативы потерь в зависимости от характеристик теплового оборудования и тепловых сетей, величина которых зачастую гораздо выше, чем фактический уровень, сложившийся с учетом динамики прошедших лет.

Целесообразно в данной ситуации определить целевые показатели по внедрению энергоресурсоэффективности для каждой конкретной теплоснабжающей организации, одним из которых можно выделить уровень потерь тепловой энергии и с учетом планируемых мероприятий по реконструкции и модернизации теплового оборудования и тепловых сетей и обозначить его поэтапное снижение.

Потери тепловой энергии в разрезе организаций РТГ %-— Потери тепловой энергии в среднем по РТ, % Потери тепловой энергии в среднем по РФ, %

Рис. 5. Динамика потерь тепловой энергии в разрезе теплоснабжающих организаций Республики Татарстан по итогам 2013 г.

Анализируя динамику потерь тепловой энергии по субъектам Приволжского Федерального округа необходимо отметить, что в Республике Татарстан потери тепловой энергии выше среднероссийского значения, которое составляет 10,0 %.

Наименьший уровень потерь тепловой энергии от 6 % до 11,6 %,

достигнут в Оренбургской области, Республике Чувашия, Нижегородской

области и Пермском крае.

Наибольший уровень потерь более 15 % наблюдается в Саратовской

области и Республике Мордовия.

Рис. 6. Динамика потерь тепловой энергии по субъектам Приволжского-Федерального округа по данным за 2013 год

Таким образом, потенциал энергосбережения в производстве тепловой энергии имеется и достигает порядка 3 млрд. руб.

По итогам проведенного анализа необходимо сделать вывод о том, что для дальнейшего рационального потребления коммунальных ресурсов целесообразно решать следующие задачи:

дальнейшее развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности коммунальной отрасли;

определение жестких требований к содержанию программ энергоэффективности коммунальных организаций;

своевременно и качественное исполнение целевых показателей, определенных программами энергоэффективности;

совершенствование технологии производства тепловой энергии и добычи воды;

развитие использования альтернативных технологий производства энергоресурсов в целях повышение экологической эффективности отрасли; содействие инновационному развитию коммунального комплекса.

Выполнение основных мероприятий направлено на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию коммунальных ресурсов.

Список литературы

1. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

2. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

3. О ценообразовании в сфере теплоснабжения: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. в плановый период 2014-20115 гг. URL: www.economy.gov.ru. (дата обращения 23.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.