Научная статья на тему 'Совершенствование тарифной политики организаций теплоэнергоснабжающего комплекса для повышения энергетической эффективности'

Совершенствование тарифной политики организаций теплоэнергоснабжающего комплекса для повышения энергетической эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕПЛОЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ENERGY SAVINGS / ENERGY EFFICIENCY / PRICE DISCRIMINATION / ENERGY PASSPORT / TARIFF POLICY / HEAT ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синельникова Виктория Николаевна

Разработка мер по повышению энергетической эффективности, основанных на передовых инновационных технологиях, является актуальным направлением в настоящее время. В статье сделан акцент на необходимость модернизации тарифной политики с учетом энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Описана ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени применительно к тарифам на тепловую и электрическую энергию для конечного потребителя. Обобщены сведения об уровнях тарифов на электроэнергию и отопление для населения Иркутской области в сравнении со средними значениями тарифов по Российской Федерации. Осуществлен прогноз данных тарифов на основе статистических данных. Сформулированы рекомендации о принятии мер, направленных на стимулирование конечного потребителя. Предложено дифференцирование тарифов на тепловую и электрическую энергию в зависимости от успешного проведения конечным потребителем мероприятий по повышению энергосбережения и энергоэффективности в жилом многоквартирном доме (за исключением покупки бытовой техники). Обосновано предоставление финансовыми институтами потребительских кредитов с пониженными ставками на выполнение мероприятий по энергосбережению и покупку энергоэффективной бытовой техники. Указано на необходимость разработки энергетических паспортов на отдельные жилые и нежилые помещения, включая офисные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the tariff policy of heat distribution companies for improving energy efficiency

Development of the measures based on advanced innovative technologies intended to improve energy efficiency is an important matter today. The article stresses the need to modernize the tariff policy with consideration of energy savings and energy efficiency enhancement. First, second and third degrees of price discrimination applicable for the electricity and heat tariffs are described. The data on the tariffs for electricity and heat for the population of Irkutsk region in comparison with the average tariffs in the Russian Federation along with the data forecast based on statistical data is provided. The recommendations on adoption of the measures aimed at encouraging the ultimate consumer are given. It is offered to differentiate the tariffs for electricity and heat depending on the results of the measures taken by an ultimate consumer intended to improve energy savings and energy efficiency in an apartment house (purchase of household appliances is not considered). Granting the consumers with loans at lower interest rates by financial institutions on performance of energy-saving measures and purchase of energy-efficient household appliances is justified. It is also stressed that energy passports for individual residential and non-residential buildings including offices, are required to be devised.

Текст научной работы на тему «Совершенствование тарифной политики организаций теплоэнергоснабжающего комплекса для повышения энергетической эффективности»

УДК 658.26:338.516.46 В. Н. СИНЕЛЬНИКОВА

Байкальский государственный университет экономики и права

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕПЛОЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Разработка мер по повышению энергетической эффективности, основанных на передовых инновационных технологиях, является актуальным направлением в настоящее время. В статье сделан акцент на необходимость модернизации тарифной политики с учетом энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Описана ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени применительно к тарифам на тепловую и электрическую энергию для конечного потребителя. Обобщены сведения об уровнях тарифов на электроэнергию и отопление для населения Иркутской области в сравнении со средними значениями тарифов по Российской Федерации. Осуществлен прогноз данных тарифов на основе статистических данных. Сформулированы рекомендации о принятии мер, направленных на стимулирование конечного потребителя. Предложено дифференцирование тарифов на тепловую и электрическую энергию в зависимости от успешного проведения конечным потребителем мероприятий по повышению энергосбережения и энергоэффективности в жилом многоквартирном доме (за исключением покупки бытовой техники). Обосновано предоставление финансовыми институтами потребительских кредитов с пониженными ставками на выполнение мероприятий по энергосбережению и покупку энергоэффективной бытовой техники. Указано на необходимость разработки энергетических паспортов на отдельные жилые и нежилые помещения, включая офисные.

Ключевые слова: энергосбережение; энергоэффективность; ценовая дискриминация; энергетический паспорт; тарифная политика; теплоэнергоснабжающий комплекс; тепловая энергия; электрическая энергия.

V. N. SINELNIKOVA

Baikal State University of Economics and Law

ENHANCING THE TARIFF POLICY OF HEAT DISTRIBUTION COMPANIES FOR IMPROVING ENERGY EFFICIENCY

Development of the measures based on advanced innovative technologies intended to improve energy efficiency is an important matter today. The article stresses the need to modernize the tariff policy with consideration of energy savings and energy efficiency enhancement. First, second and third degrees of price discrimination applicable for the electricity and heat tariffs are described. The data on the tariffs for electricity and heat for the population of Irkutsk region in comparison with the average tariffs in the Russian Federation along with the data forecast based on statistical data is provided. The recommendations on adoption of the measures aimed at encouraging the ultimate consumer are given. It is offered to differentiate the tariffs for electricity and heat depending on the results of the measures taken by an ultimate consumer intended to improve energy savings and energy efficiency in an apartment house (purchase of household appliances is not considered). Granting the consumers with loans at lower interest rates by financial institutions on performance of energy-saving measures and purchase of energy-efficient household appliances is justified. It is also stressed that energy passports for individual residential and non-residential buildings including offices, are required to be devised.

Keywords: energy savings; energy efficiency; price discrimination; energy passport; tariff policy; heat energy; energy.

Энергоэффективность и устойчивый экономический рост взаимосвязаны. Энергоэффективность в энергетическом секторе является средством регулирования благоприятной среды обитания, социально-политическим © В. Н. Синельникова, 2014

условием достижения принятых странами основных направлений социально-экономического роста [4]. Энергосбережение должно быть высшим приоритетом государственной энергетической политики, а построение энер-

гоэффективного общества — необходимым этапом в достижении целей его развития. Следовательно, более рациональное, эффективное и экономичное производство и использование энергии, обновление инфраструктуры производственных сил и социального сектора, инновационное развитие — средства роста экономики и построения совершенного общества.

Энергоэффективность — это оптимизация соотношения эффекта энергетических затрат, которые требуются для производства блага. Как часть экономической системы энергоэффективность должна проявляться в совокупности следующих свойств экономики:

— производства конкурентоспособной энергии в соответствующих объемах;

— экспорт топливно-энергетических ресурсов;

— эффективное использование топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях экономического цикла с минимальными энергозатратами на единицу товара;

— доставка топливно-энергетических ресурсов потребителям, их рациональное распределение по регионам;

— увеличение производства энергоресурсов для удовлетворения растущих потребностей потребителей [6].

Основные барьеры, препятствующие реализации энергоэффективной политики в России:

— непроработанность нормативно-правовой базы энергоэффективности;

— слабость организационных структур управления энергоэффективностью;

— отсутствие инвестиций в проекты и программы по энергосбережению;

— плохо стимулирующая энергоэффективность ценовая, налоговая и таможенная политика;

— недостаточность использования научно-технического потенциала при внедрении энергосберегающих технологий, а также информационной поддержки политики энергоэффективности [7, с. 16].

Основной проблемой развития возобновляемой энергетики является несопоставимость цен на энергию, не зависящих от способа ее выработки и получения, поэтому возобновляемая энергетика конкурирует с энергетикой на ископаемом или ядерном топливе [14, с. 100].

Считаем, что существующая в настоящее время система тарифного регулирования не стимулирует энергосбережение, а также повышение энергетической эффективности организаций теплоэнергоснабжающего комплекса. Тарифы в сфере теплоснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя1. Цены (тарифы) в сфере электроснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Ценообразование — процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность2.

Установление тарифов — это оценка возможного баланса потребности и покупательской способности потребителей и затрат производителей и поставщиков энергии. Рост цен на энергетическое сырье превращает механизмы ценообразования и установления тарифов на электрическую и тепловую энергию в мощный инструмент воздействия на энергобезопасность и энергосбережение в регионах, на функционирование экономики в целом [14, с. 184]. Высокая энергоемкость ВВП России обусловлена следующими особенностями: холодный климат, огромные расстояния, доступное топливо. Энергосберегающие технологии в России не находят широкого практического применения. Еще одна причина — система скрытого (технологического) явного (социального) перекрестного субсидирования в энергетике [3, с. 72]. Другая субъективная причина — технологическая отсталость различных отраслей промышленности, высокая степень износа основных производственных фондов [11]. Например, в Приангарье низкие тарифы на электроэнергию и высокие цены на электросберегающее оборудование не

1 О теплоснабжении : федер. закон от 27 июля

2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 3 февр. 2014 г.).

2 О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике : постановление Правительства РФ от 29 дек. 2011 г. № 1178.

стимулируют развитие энергосберегающих технологий [12, с. 127—128].

Огромный моральный и физический износ основных производственных фондов в энергетическом комплексе приводит к тому, что эффективность использования топлива и энергии в Иркутской области уступает среднероссийским показателям. Особенно данная проблема выражена в теплоэнергетике [13, с. 61].

Оснащенность приборами учета потребляемых коммунальных услуг остается на низком уровне. По Иркутской области число многоквартирных домов с коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов на конец 2011 г. (из 82 746 ед.) составило: холодной воды — 2 605 (3,1 %); горячей воды — 3 849 (4,65 %); отопления — 7 000 (8,46 %); электрической энергии — 3 765 (4,55 %); газа — 5. При этом число квартир в многоквартирных домах с индивидуальными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов на конец

2011 г. (из 1 051 855 ед.) составило: холодной воды — 160 363 (15,25 %); горячей воды — 126 732 (12,04 %); отопления — 3 264 (0,3 %); электрической энергии — 281 053 (26,72 %); газа — 6 944 (0,6 %)’.

С увеличением многоквартирных домов, оснащенных необходимым оборудованием для регулирования теплопотребления, жилой сектор станет мотивированным реальным покупателем тепловой энергии, потребляющим ее ровно столько, сколько необходимо для обеспечения комфортных условий проживания. По нашему мнению, установка приборов учета — необходимое условие для формирования мотивации потребителей внедрять энергосберегающие технологии и сокращать расходы энергоресурсов. Так, в Иркутской области при снижении расхода топлива на теплоисточниках до среднероссийского уровня за год можно сэкономить до 3,6 млрд кВт-ч электроэнергии и 7—10 млн Гкал тепловой энергии [10]. Безусловно, тариф на электроэнергию в Иркутской области ниже, чем по Российской Федерации: в 2012 г. в Иркутской области он составлял по состоянию на декабрь 2012 г. 72 р. за 100 кВт-ч, в Российской Федерации — 269,02 р. за 100 кВт-ч. В сред-

1 Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской

области 2011 : стат. сб. / сост. Т. Н. Середюк. Иркутск : Иркутскстат, 2012 . С. 69.

нем по Российской Федерации данный тариф увеличился с 93,15 р. в 2004 г. до 269,02 р. в 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1

Информация о тарифах за 2004—2012 гг. в среднем по Российской Федерации и Иркутской области

Год Отопление,1 м2 общей площади Электроэнергия, 100 кВт-ч

РФ Иркутская область РФ Иркутская область

2004 7,32 9,22 93,15 31,49

2005 9,77 10,32 110,62 31,50

2006 11,39 11,37 129,87 36,42

2007 13,03 13,15 145,15 39,36

2008 15,13 13,74 165,39 45,00

2009 18,24 16,61 206,46 56,00

2010 21,03 18,46 232,03 62,00

2011 22,61 20,40 249,69 68,00

2012 24,86 22,55 269,02 72,00

По Российской Федерации указаны средние потребительские тарифы по состоянию на конец каждого года, по Иркутской области — на декабрь каждого года.

Наблюдается рост тарифа на отопление за 1 м2 общей площади: по Российской Федерации средний размер тарифа увеличился с 7,32 р. в 2004 г. до 24,86 р. в 2012 г., по Иркутской области по состоянию на декабрь каждого года с 9,22 р. в 2004 г. до 22,55 р. в

2012 г. (рис. 1—2).

30 25 20

5 0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

■ Российская Федерация □ Иркутская область Рис. 1. Средний тариф на отопление за 2004—2012 гг. по Иркутской области и Российской Федерации, р./м2 общей площади

(Составлено по: Жилищное хозяйство в России.

2013 : стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 243; Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: стат. сб. М. : Росстат, 2010. С. 233; Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007: стат. сб. М. : Росстат, 2007. С. 142; Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области : стат. бюл. Иркутск: Иркутскстат, 2002. С. 9; 2003. С. 9; 2004. С. 10; 2005. С. 12; 2006. С. 9; 2007. С. 9; 2008. С. 10; 2009. С. 11; 2010. С. 11; 2011. С. 11; 2012. С. 11; 2013. С. 10)

300 250 200 150 100 50

0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

■ Российская Федерация □ Иркутская область

Рис. 2. Средний тариф на электроэнергию за 2004—20ї2 гг. по Иркутской области и Российской Федерации за ї00 кВт^ч, р. (Составлено по: Жилищное хозяйство в России.

20ї3 : стат. сб. M.: Росстат, 20ї3. С. 243; Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 20ї0: стат. сб. M.: Росстат, 20ї0. С. 233; Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007: стат. сб. M.: Росстат, 2007. С. ї42; Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области : стат. бюл. Иркутск: Иркутскстат, 2002. С. 9; 2003. С. 9; 2004. С. ї0; 2005. С. ї2; 2006. С. 9; 2007. С. 9; 2008. С. ї0; 2009. С. її; 20ї0. С. її; 20її. С. її; 20ї2. С. її; 20ї3. С. ї0)

Проведен анализ и прогноз размера тарифов на отопление и электроэнергию, которые являются составляющими тарифами жилищно-коммунальных услуг для населения

(рис. 3—4). Величина достоверности аппроксимации выше в полиномиальной трендовой модели, поэтому для прогноза следует руководствоваться приведенными уравнениями (табл. 2—3). Выполненный прогноз на три периода (2014—2016) показывает рост тарифов на электроэнергию (за 100 кВт-ч) и отопление (за 1 м2 общей площади) по Иркутской области.

В настоящее время для развития организаций жилищно-коммунального комплекса характерно 2 основных сценария. Первый сценарий связан с тем, что государство и население не могут содержать имеющийся жилищный фонд и инфраструктуру, а также построить новый. Второй сценарий развития жилищно-коммунального хозяйства — укрепление партнерства власти и бизнеса для достижения долгосрочных целей в отрасли[8, с. 55]. Чтобы собственники жилья получили максимально качественные квартиры и их обслуживание не было сопряжено с большими переделками после сдачи зданий в эксплуатацию, необходима разработка подходов к интеграции саморегулирующих организаций в области управления недвижимостью и саморегулиру-емых организаций в строительстве [2, с. 92].

Действующий тариф на электроэнергию

■ Линейная трендовая модель

.......Степенная трендовая модель -------Полиномиальная трендовая модель

Рис. 3. Построение трендовых моделей по тарифу на электроэнергию по Иркутской области за 100 кВт^ч с прогнозом до 2016 г., р.

Действующий тариф на отопление

■ Линейная трендовая модель

...... Степенная трендовая модель -------Полиномиальная трендовая модель

Рис. 4. Построение трендовых моделей по тарифу на отопление по Иркутской области с прогнозом до 2016 г., р./м2 общей площади

Таблица 2

Оценка трендовых моделей по тарифу на электроэнергию за 100 кВт-ч по Иркутской области на 2001—2012 гг.

Вид уравнения Трендовая модель (уравнение) Величина достоверности аппроксимации

Линейное у = 5,696 5х + 4,291 5 0,982 4

Полином 2-го порядка у = 0,106 6х2 + 4,203 8х + 8,023 4 0,986 2

Степенное у = 9,366 7х0806 3 0,979 6

Экспоненциальное у = 12,997е0153х 0,926 4

Логарифмическое у = 27,058 1п(х) - 2,772 6 0,856 2

Таблица 3

Оценка трендовых моделей по тарифу на отопление за 1 м2 общей площади по Иркутской области на 2001—2012 гг.

Вид уравнения Трендовая модель (уравнение) Величина достоверности аппроксимации

Линейное у = 1,703 6х + 1,630 8 0,989 8

Полином 2-го порядка у = 0,025 2х2 + 1,350 3х + 2,514 0,992 2

Степенное у = 3,012 6х0784 6 0,988 9

Экспоненциальное у = 4,1538е0'148 6х 0,917 7

Логарифмическое у = 8,129 1п(х) - 0,545 8 0,870 5

По нашему мнению, необходимо заключать энергосервисные контракты на условиях государственно-частного партнерства с участием ресурсоснабжающих организаций (сетевых и сбытовых) и конечных потребителей.

Существует два способа возврата инвестиций: через тариф (данные затраты включаются как инвестиционная составляющая тарифа) и инвестиционную программу (надбавка к тарифу, плата за подключение, бюджетные средства — если программа модернизации входит в программу энергоэффективности региона) [1, с. 73]. Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома. Были утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации.

В настоящее время в условиях постоянного роста тарифов и слабой информированности и заинтересованности к проблемам энергосбережения и повышения энергетической эффек-

тивности необходимо разрабатывать энергетический паспорт не только на дом (здание) в целом, но и на его отдельные квартиры, жилые и нежилые помещения, включая офисные. Собственнику жилого (нежилого) помещения (квартиры) желательно иметь энергопаспорт на свое жилое (нежилое) помещение (квартиру), чтобы в данном документе отражались все проведенные мероприятия:

— установка приборов учета горячей и холодной воды (от 2 до 4);

— поверка приборов учета электрической энергии, горячей и холодной воды;

— проведение тепловизионной съемки квартиры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— остекление балконов и лоджий;

— замена оконных и балконных блоков;

— ремонт унитазов или замена на экономичные модели;

— ремонт смесителей и душевых головок или их замена на экономичные модели;

— приобретение энергоэффективных ламп и крупных энергоэффективных электробытовых приборов.

Часть мероприятий приведены из Перечня мероприятий в отношении помещений индивидуального пользования в многоквартирном доме, источником финансирования которых является плата по отдельному договору, а возможным исполнителем управляющая компания.

По нашему мнению, энергопаспорт собственнику жилого (нежилого) помещения (квартиры) необходим для предъявления:

— в энергосервисную компанию для разработки мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности помещения (квартиры);

— в финансовые институты с целью получения льготного кредита на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности;

— в управляющую компанию (Товарищество собственников жилья, ЖК) или непосредственно ресурсоснабжающую организацию (РСО) с целью получения скидки на следующий год к тарифам на тепловую энергию, на электрическую энергию;

— в страховую компанию с целью страховки имущества;

— в организацию, ответственную за поверку приборов учета ресурсов;

— в орган, регистрирующий сделки, связанные с куплей-продажей недвижимости.

В случае продажи недвижимого имущества собственник обязан передать имеющиеся приборы учета ресурсов по акту приема-передачи, копии квитанций об оплате коммунальных услуг и проверке приборов учета, энергопаспорт жилого (нежилого) помещения (квартиры), остальную бытовую технику в случае договоренности. Таким образом, энергопаспорт отдельных жилых (нежилых) помещений (квартир) — необходимый первичный документ для формирования энергопаспорта здания в целом. Для создания энергетического паспорта необходимы: единый алгоритм расчета потребности в ресурсах и единые правила заполнения данных.

Ценовой дискриминацией в экономической теории называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Данное понятие было введено в 1-й трети XX в. А. Пигу, который предложил различать 3 степени ценовой дискриминации [5, с. 107]. Ценовая дискриминация первой степени — каждая единица товара продается по ее цене спроса. Цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Ценовая дискриминация второй степени — разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, Известия ИГЭА 2014. № 4 (96)

уплачивает и одинаковую цену. На практике ценовая дискриминация принимает форму разного рода ценового дисконта или скидок. Ценовая дискриминация во времени — различные тарифы на дневные, полупиковые и пиковые часы. Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой (не зависящей от объема покупки) цене.

При этом ценовая дискриминация осуществима в случае реализации 3 условий:

— продавец — монополист или обладает некоторой степенью монопольной власти;

— продавец способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт;

— первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу [8, с. 106].

Считаем, что мотивировать конечного потребителя тепловой и электрической энергии необходимо следующими мерами: в течение всего года, следующего за годом внедрения энергосберегающих мероприятий, предоставлять скидки в размере 12 % от суммы затрат по электрической энергии и 7 % от суммы затрат по тепловой энергии в случае успешного проведения потребителем мероприятий по повышению энергосбережения и энергоэффективности в жилом многоквартирном доме (за исключением покупки бытовой техники), а также потребительские кредиты с пониженными ставками на выполнение мероприятий по энергосбережению и покупке энергоэффективной бытовой техники.

В условиях постоянного роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги надлежит проводить сегментацию рынка со стороны энерго-, теплоснабжающих организаций с помощью ценовой дискриминации третьей степени по следующим признакам:

— демографический состав семьи: семьи без детей до 7 лет; семьи с детьми до 7 лет; многодетные семьи;

— проведение энергосберегающих мероприятий: собственники, которые проводят данные мероприятия в жилом помещении; собственники, которые не проводят данные мероприятия в жилом помещении; граждане, проживающие в наемном жилье, которые проводят данные мероприятия; граждане,

проживающие в наемном жилье, которые не проводят данные мероприятия.

Класс энергетической эффективности эксплуатируемых многоквартирных домов определяется исходя из фактических показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также соответствия требованиям энергетической эффективности зданий, строений, сооружений1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности невозможно без достижения баланса всех заинтересованных сторон (государства, ресурсоснабжающих организаций, конечных потребителей), без достаточной

1 Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома : приказ

Министерства регионального развития РФ от 8 апр.

2011 г. № 161.

мотивации всех сторон. Если бы потребитель имел возможность регулировать температуру в помещении, он бы регулировал по своему усмотрению, не допуская необоснованного перегрева помещения, недогрева помещения. В настоящее время потребитель услуги отопления не может регулировать температуру в квартире (в случае централизованного отопления), но обязан оплачивать за услугу отопления своевременно и в полном объеме. Потребитель не имеет возможность доказать и повлиять на качество получаемой услуги отопления (как в случае перегрева или недогрева помещения).

По нашему мнению, если потребитель со своей стороны предпринимает усилия по повышению энергоэффективности, его необходимо стимулировать, предоставив годовую скидку к тарифу на тепловую энергию, электрическую энергию, кредит с пониженной ставкой, инвестиционный вычет по налогу на доходы физических лиц.

Список использованной литературы

1. Антонычев С. В. Пути повышения энергетической эффективности в ЖКХ / С. В. Антонычев, С. Н. Финик,

B. В. Котов // Тарифное регулирование и экспертиза. — 2012. — № 2. — С. 72—74.

2. Астафьев С. А. Государственное регулирование строительной и жилищной сферы: теория и практика /

C. А. Астафьев. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 108 с.

3. Богданов А. Показатели экономики энергетики / А. Богданов // Тарифное регулирование и экспертиза. — 2012. — № 3. — С. 72—77.

4. Воронин А. Энергоэффективность как фактор экономического роста / А. Воронин // Экономист. — 2004. — № 10. — С. 57—69.

5. Гальперин В. М. Микроэкономика : учеб. : в 2 т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов ; общ.

ред. В. М. Гальперин. — СПб. : Экон. шк., 1999. — Т. 2 . — 503 с.

6. Зайцева Н. С. Энергоэффективность и энергосбережение как факторы экономического развития России / Н. С. Зайцева // Законодательство. — 2010. — № 3. — С. 44—50.

7. Зенютич Е. А. Развитие энергоэффективности в России / Е. А. Зенютич // Энергоэффективность: перспективы для России (региональный опыт и экспертное предложение). — М. : Центр экологической политики России, 2010.— С. 7—42.

8. Иванова Ю. В. Жилищно-коммунальный комплекс в условиях финансового кризиса / Ю. В. Иванова // Вестник Орловского государственного аграрного университета. — 2010. — № 1 (22). — С. 55—57.

9. Макконелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : в 2 т. : пер. с англ. / К. Р. Макконелл, Л. С. Брю. — 11-е изд. — М. : Республика, 1992. — Т. 2. — 400 с.

10. Маркелова О. Алгоритм эффективной энергетики / О. Маркелова // VII Байкальский международный экономический форум (Иркутск, 12—14 сент. 2011 г.). — URL : http://baikalforum.ru.

11. Мельник А. Повышение энергетической эффективности производства как важное направление развития отечественной экономики / А. Мельник // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 12. — С. 8—17.

12. Трофимов Е. А. Энергетический потенциал Иркутской области / Е. А. Трофимов // Проблемы развития мировой и российской экономики : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 26 марта 2013 г. / отв. ред. В. П. Горев. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 126—130.

13. Трофимов Е. А. Энергетический потенциал региональной экономики / Е. А. Трофимов // Российская экономика: необходимость преобразований : сб. науч. тр. / под ред. В. П. Горева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — Вып. 9. — С. 57—63.

14. Ушаков В. Я. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности : учеб. пособие / В. Я. Ушаков. — Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — Ч. 1. Основы энергосбережения: социально-экономические и правовые аспекты. — 280 с.

15. Черников А. П. Энергетическая безопасность как фактор устойчивого развития региона / А. П. Черников, М. В. Орсоева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. — 173 с.

References

1. Antonychev S. V., Finik S. N., Kotov V. V. Ways to improve the energy efficiency in housing and utilities services. Tarifnoe regulirovanie i ekspertiza = Tariff regulation and examination, 2012, no. 2, pp. 72-74 (in Russian).

2. Astafiev S. A. Gosudarstvennoe regulirovanie stroitel'noi i zhilishchnoi sfery: teoriya i praktika [State regulation of construction and housing spheres: theory and practice]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 108 p.

3. Bogdanov A. Indicators of power engineering economics. Tarifnoe regulirovanie i ekspertiza = Tariff regulation and examination, 2012, no. 3, pp. 72-77 (in Russian).

4. Voronin A. Energy efficiency as a factor of economic growth. Ekonomist = Economist, 2004, no. 10, pp. 57-69 (in Russian).

5. Galperin V. M., Ignatiev S. M., Morgunov V. I. Mikroekonomika [Microeconomics]. Saint Petersburg, Economic School Publ., 1999. Vol. 2. 503 p.

6. Zaitseva N. S. Energy efficiency and energy savings as factors of economic development of Russia. Zakonodatel-stvo = Legislation, 2010, no. 3, pp. 44-50 (in Russian).

7. Zenyutich E. A. Development of energy efficiency in Russia. Energoeffektivnost: perspektivy dlya Rossii (re-gionalnyi opyt i ekspertnoe predlozhenie) [Energy efficiency: prospects for Russia (regional experience and expert proposal)]. Moscow, The Center of Russian Environmental Policy Publ., 2010. Pp. 7-42 (in Russian).

8. Ivanova Yu. V. Housing complexes under the financial crisis. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = The Herald of Orel State Agrarian University, 2010, no. 1 (22), pp. 55-57 (in Russian).

9. Makkonell K. R., Bryu L. S. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policies]. 11th ed. Moscow, Respublika Publ., 1992. Vol. 2. 400 p.

10. Markelova O. An algorithm of efficient power engineering. VII Baikalskii mezhdunarodnyi ekonomicheskii forum (Irkutsk, 12-14 sent. 2011 g.) [The 7th Baikal International Economic Forum (Irkutsk, Sept. 12-14., 2011)]. Available at: http://baikalforum.ru (in Russian).

11. Melnik A. Raising the energy efficiency of production — most important line in national economic development. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of management theory and practice, 2010, no. 12, pp. 8-17 (in Russian).

12. Trofimov E. A. The energy potential of Irkutsk region. In Gorev V. P. (ed.) Problemy razvitiya mirovoi i rossiis-koi ekonomiki. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Irkutsk, 26 marta 2013 g. [Development problems of the world and Russian economies. The proceedings of the international scientific conference, Irkutsk, March 26, 2013]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. Pp. 126-130 (in Russian).

13. Trofimov E. A. The energy potential of regional economy. In Gorev V. P. (ed.) Rossiiskaya ekonomika: neobk-hodimostpreobrazovanii [The Russian economy: the changes are required]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. Iss. 9, pp. 57-63 (in Russian).

14. Ushakov V. Ya. Energosberezhenie i povyshenie energeticheskoi effektivnosti [Energy saving and energy efficiency enhancement]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2011. Pt. 1. 280 p.

15. Chernikov A. P., Orsoeva M. V. Energeticheskaya bezopasnost kak faktor ustoichivogo razvitiya regions [Energy security as a factor of sustainable development in the region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 173 p.

Информация об авторе

Синельникова Виктория Николаевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: VSinelnikova@yandex.ru.

Author

Sinelnikova Victoria Nikolaevna — PhD student, Department of Enterprise Economy and Business Activity, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: VSinelnikova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.