УДК 336.717
Харисова Г.М. - доктор экономических наук, доцент
E-mail: rida@mail.ru
Хабибуллина Л.В. - аспирант
E-mail: lara_hab@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Внедрение долгосрочного тарифного регулирования в коммунальном комплексе
Республики Татарстан
Аннотация
В связи с ростом глобальной финансовой и экономической неопределенности у организаций коммунальной сферы возникают дополнительные риски, связанные с формированием программ развития инвестиционной привлекательности. Оптимальное развитие роста естественных монополий должно соответствовать сценарным параметрам, определенным Прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации, гибко сочетая задачи опережающего развития инфраструктуры и эффективного распределения ресурсов.
Данная статья посвящена инновациям в тарифном регулировании коммунального комплекса, выраженным в применении долгосрочных тарифов, которые благоприятно отразятся на инвестиционной привлекательности регулируемых организаций за счет уменьшения неопределенности.
Ключевые слова: тарифное регулирование, метод доходности инвестированного капитала, тарифы организаций коммунальной сферы, инвестиционная привлекательность.
Предпосылками для перехода на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала (RAB) могут служить:
- наличие дефицита источников финансирования инвестиционной программы, сформированной исходя из потребности в обновлении основных фондов;
- переход на регулирование методом доходности инвестированного капитала создает возможность привлечения значительного объема инвестиций для расширения и модернизации инфраструктуры;
- компании в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестированный капитал, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли.
С точки зрения потребителей, достоинством системы RAB является повышение надежности энергоснабжения и качества предоставляемых услуг за счет инвестиций, при этом, с точки зрения потребителя, можно выделить и негативный момент - отсутствие учета социальной направленности коммунальных услуг.
В теории метод доходности инвестированного капитала, по сравнению с другими применяемыми на практике методами тарифного регулирования, имеет следующие преимущества:
Для организаций коммунальной сферы:
1. Отсутствие дефицита источников финансирования инвестиционной программы, сформированной исходя из потребности в обновлении основных фондов.
2. Получение гарантированного возврата инвестиций и дохода на инвестированный капитал, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли.
Справочно: инвестированный капитал состоит из двух частей:
- первоначальная база капитала - стоимость активов организации на момент введения RAB, посчитанная независимым аудитором;
- новый инвестированный капитал - стоимость инвестиционной программы, осуществляемой сетевой компанией.
3. Данный результат обеспечивается за счет того, что необходимая валовая выручка
организации принимается регулятором такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства на выплату которого также закладываются в необходимую валовую выручку.
4. Возможность растянуть возврат инвестированных средств на долгое время, в срок до 35 лет.
Отличия метода доходности инвестированного капитала от применяемых в настоящее время методов долгосрочной индексации необходимой валовой выручки приведены в таблице.
Таблица
Отличия метода доходности инвестированного капитала от метода долгосрочной индексации
Параметры регулирования 11АВ-регулирование Метод долгосрочной индексации
Тариф утверждается На 5 лет с возможностью ежегодной корректировки На 5 лет с возможностью ежегодной корректировки
База Базируется на регулировании будущих затрат, базе инвестированного капитала и установленной норме доходности Базируется на регулировании будущих затрат и прибыли на капитальные вложения
Стимулирование Снижение затрат, поддержание надежности коммунальной инфраструктуры за счет привлечения внешних инвестиций Снижение затрат, поддержание надежности коммунальной инфраструктуры за счет роста тарифов
Порядок включения инвестиционных средств Инвестиционные расходы включаются в базу инвестированного капитала и учитываются в тарифе в течение 35 лет Учитываются средства из прибыли и амортизационные отчисления на реализацию инвестиционных программ в размере 7-12 % от необходимой валовой выручки
Для перехода на ЯАВ-регулирование необходимо:
1. провести переоценку основных средств, так как размер инвестированного капитала устанавливается регулирующими органами с учетом результатов независимой оценки стоимости активов регулируемой организации;
2. организовать ведение «регуляторного» учета активов компании и инвестированного капитала. Регуляторный учет ведется раздельно от учета стоимости активов организации, включая бухгалтерский и налоговый учет;
3. разработать и согласовать в установленном порядке схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инвестиционные программы на период регулирования, который будет определен;
4. определить эффективные источники первичного финансирования расходов по инвестиционным проектам, так как инвестиции осуществляются сразу, а возврат инвестированного капитала - в течение длительного периода времени;
5. привлечь заемные средства на ликвидацию кассовых разрывов, поскольку суммы возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал в период реализации инвестиционной программы меньше расходов на капитальные вложения;
6. обязательное согласование применения метода ЯАВ с Федеральной службой по тарифам.
В теплоснабжении метод ЯАВ применяется при выполнении ряда условий:
для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию
(мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения;
- установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч;
- протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении.
В водоснабжении метод RAB применяется при выполнении ряда условий:
- протяженность водопроводных сетей превышает 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе;
- для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Пилотный проект по внедрению метода RAB в сфере теплоснабжения по субъектам Российской Федерации существует в Свердловской области при утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Свердловская теплоснабжающая компания». В сфере водоснабжения метод RAB в России практического применения не нашел.
В целях оценки целесообразности перехода организации коммунальной сферы к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала сформируем прогнозную модель формирования необходимой валовой выручки на примере теплоснабжающей организации Республики Татарстан методом RAB и методом долгосрочной индексации и прогнозный расчет тарифов на тепловую энергию с использованием указанных методов.
Сценарными условиями, применяемыми организацией для расчета тарифов на тепловой энергии методом RAB, являются:
1. 1 год перехода на RAB - 2014 год.
2. первый долгосрочный период регулирования на RAB - 3 года.
3. индексы - дефляторы, применим согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. в плановый период 2014-2015 гг.
4. прогноз стоимости активов компании принят на основании расчетов переоценки стоимости основных средств компании, выполненных экспертной организацией, где первоначальная стоимость капитала на 01.01.2013 - 4413,6 млн. руб., остаточная стоимость - 35,4 млн. руб.
5. срок возврата инвестированного капитала - 20 лет.
6. доходность собственного капитала соответствует средней доходности долгосрочных государственных обязательств в размере 8,5 %, в расчетах применена безрисковая ставка на уровне ставки Центробанка.
7. чистый оборотный капитал учтен в размере 5 % от товарной выручки предыдущего года (в соответствии с законодательством от 2 до 8 %).
8. индекс эффективности операционных расходов - 1 % на каждый год долгосрочного периода регулирования.
9. эластичность операционных расходов - 0,75 на каждый год долгосрочного периода регулирования.
10. прирост условных единиц учтен на уровне 1 % в год.
11. размер инвестиционной программы на 2013 год учтен в размере тарифных средств (амортизация плюс инвестиционная составляющая, как 7 % от необходимой валовой выручки).
12. прирост амортизации исходя из объема инвестиций предыдущего года с учетом нормы амортизации в размере 7 %.
Прогнозный расчет долгосрочного тарифа на тепловую энергию методом RAB показал, что рост тарифа на тепловую энергию в первый год долгосрочного периода регулирования при переходе на RAB вырастет ориентировочно на 10 %, при этом при методе индексации рост тарифа прогнозируется на уровне 4 %.
При регулировании на следующий период (5 лет) рост тарифов с применением указанных методов пересечется в определенный год и тарифы, рассчитанные методом индексации, будут увеличиваться быстрее. Это обусловлено тем, что метод ЯАВ предполагает значительный рост в основном в первом периоде регулирования, в дальнейшем ситуация по росту стабилизируется.
Динамика роста тарифов на тепловую энергию при применении долгосрочных методов тарифного регулирования
■ Метод индексации Метод 13АВ
Рис. Динамика роста тарифов на тепловую энергию при применении долгосрочных методов тарифного регулирования
По итогам проведенного анализа можно выделить основные различия между двумя методами регулирования:
- при методе индексации необходимая валовая выручка организации увеличивается на сумму амортизационных отчислений и прибыли на развитие производства, предусмотренных инвестиционными программами;
- при методе ЯАВ необходимая валовая выручка исключает амортизационные отчисления и прибыль на развитие производства, при этом предусматривается доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала в течение всего периода регулирования.
Опыт регулирования тарифов методом доходности инвестированного капитала сетевых и теплоснабжающих компаний показал, что региональные регулирующие органы по итогам регулирования предыдущего года пересматривают долгосрочные параметры и уменьшают размер инвестированного капитала сетевых и теплоснабжающих организаций до 34 %.
При анализе полученных результатов можно сделать вывод о том, что при методе ЯАВ тарифы на первый год долгосрочного периода будут увеличиваться более интенсивно, чем при методе индексации, далее рост тарифов идет более планомерно при использовании двух методов регулирования.
С целью подведения итогов экспертным путем сформированы преимущества и недостатки двух рассматриваемых методов регулирования:
К положительным сторонам ЯАВ регулирования следует отнести:
1. отсутствие законодательных ограничений по максимальному размеру привлекаемых займов и кредитов. Данное ограничение установлено при регулировании методом долгосрочной индексации - расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли с учетом возврата заемных средств не могут превышать 7 % от необходимой валовой выручки.
2. значительная возможность увеличения стоимости активов компании в случае согласования стоимости регулирующим органом. При методе долгосрочной индексации
увеличение стоимости активов компании возможно только в рамках тарифных средств: амортизация и инвестиционная составляющая в размере 7 % необходимой валовой выручки. К отрицательным сторонам RAB регулирования следует отнести:
1. законодательством установлены ограничения по минимальному размеру заемных средств в методе RAB (не менее 25 % от размера инвестированного капитала). Данное ограничение отсутствует в методе долгосрочной индексации.
2. при регулировании тарифов методом RAB требуется организация дополнительного вида учета - регуляторного, кроме бухгалтерского, налогового и управленческого.
3. законодательная база в сфере тарифообразования меняется регулярно, однако в части регулирования тарифов методом доходности инвестированного капитала она изменяется в сторону увеличения ограничений по всем параметрам.
4. при переходе к регулированию тарифов методом RAB требуется многоступенчатое согласование долгосрочных параметров (на уровне региона и на федеральном уровне). При регулировании методом долгосрочной индексации долгосрочные параметры устанавливаются на уровне региона и не требуют согласования в Федеральной службе по тарифам.
5. ограничение по росту тарифа действует при регулировании любым методом.
В заключение отметим, что применение метода RAB в сферах теплоснабжения и водоснабжения целесообразно только при наличии стабильной долгосрочной тарифной политики, принимаемой на всех уровнях власти, что позволить реализовать реальные проекты по улучшению коммунальной инфраструктуры с привлечением механизмов частного партнерства.
Список библиографических ссылок
1. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010, № 190-ФЗ.
2. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011, № 416-ФЗ.
3. О ценообразовании в сфере теплоснабжения: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012, № 1075.
4. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013, № 406.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. в плановый период 2014-2015 гг. URL: www.economy.gov.ru. (дата обращения 23.04.2013).
Kharisova G.M. - doctor of economical sciences, associate professor E-mail: rida@mail.ru
Khabibullina L.V. - post-graduate student E-mail: lara_hab@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
The introduction of long-term tariff regulation in the utilities sector of the Republic of Tatarstan
Resume
Due to the growth of the global financial and economic uncertainty in organizations utilities there are additional risks associated with the formation programs of investment attractiveness. The optimum growth development of natural monopolies should correspond to the scenario parameters determined by the socio-economic development of the Russian Federation, the task flexibly combining advanced development of infrastructure and the efficient allocation of resources. Synchronization and Optimization infrastructure development must be coordinated at all levels of government in accordance with the principle of proportionality, the scale of adjustment.
Application of the tariff regulation of the return on invested capital will allow organizations to utilities operate on the basis of a clear long-term financial model.
In going public utilities organizations on the method of return on investment, it is important to take into account all the nuances and features of the new control method to ensure the correctness of the transition to long-term tariff regulation, which is particularly important in view of the great social importance of services to the population, as well as more complex cost structures of organizations of heating.
Application of the method of return on invested capital will contribute to the development of network infrastructure, thanks to the opening of new businesses, construction of comfort for capacity expansion.
This paper focuses on innovation in the Tariff Regulation municipal complex, expressed in the application of long-term rates, which favorably affect the investment attractiveness of regulated entities by reducing uncertainty.
Keywords: tariff regulation, the method of return on invested capital, tariffs organizations utilities, investment attractiveness.
Reference list
1. On Heat Supply: The Federal Law of 27.07.2010 № 190-FZ.
2. On Water Supply and Sanitation: The Federal Law of 07.12.2011 № 416-FZ.
3. On pricing in the heating sector: Resolution of the Government of the Russian Federation of 22.10.2012, № 1075.
4. On state regulation of tariffs for water supply and sanitation: Decree of the Russian Federation of 13.05.2013, № 406.
5. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2013 in the planning period 2014-2015 years. URL: www.economy.gov.ru (date of circulation 23.04.2013).