Научная статья на тему 'Тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона в условиях реализации мероприятий по энергосбережению'

Тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона в условиях реализации мероприятий по энергосбережению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / HOUSING AND UTILITIES SECTOR / ENERGY SAVING / REGULATION OF TARIFFS / ATTRACTION OF INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна

В статье анализируется проблема обеспечения энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства региона. Выделено, что энергосбережение является одним из существенных факторов снижения себестоимости услуг отрасли и в целом энергоемкости валового регионального продукта, что связано со спецификой производства и реализации продукции жилищно-коммунального хозяйства. Наличие несбалансированности интересов субъектов жилищно-коммунального хозяйства и несовершенство нормативно-правовой базы способствуют накоплению проблем в отрасли, в частности увеличению уровня износа оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. Рассмотрен процесс формирования тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения решения проблемы обновления производственных фондов. Указана необходимость увеличения целевого инвестирования жилищно-коммунального хозяйства, ориентированного на внедрение энергосберегающих технологий (путем консолидирования средств из государственного бюджета, частных капиталов). Данное предложение осуществимо при переходе на иной метод регулирования тарифов на тепловую энергию. В соответствии с этим предлагается алгоритм перехода на новый метод регулирования тарифов на тепловую энергию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff and price mechanism of attracting investments into regional housing and utilities sector in terms of implementing energy-efficiency measures

The article analyses the problem of energy-efficiency provision for the regions housing and utilities sector. It identifies that energy efficiency is one of the essential factors of cost reduction of the industrys services and, in general, of power consumption of the gross regional products, which is connected with production specificity and sales of products of the housing and utilities sector. Existence of interests imbalance among the housing and utilities sectors entities and imperfection of the normative and legal base contribute to accumulating problems in the industry, in particular, to increasing the deterioration level of equipment in the municipal infrastructure facilities. The article considers the tariff design process for services of the housing and utilities sector in the context of solving the problem of renewing production assets. It indicates the necessity of increasing targeted investments in the housing and utilities sector oriented to introducing energy-saving technologies (by means of funding consolidation from the state budget, private capitals). The given proposal can be feasible by transferring to another method of regulating tariffs for thermal energy. Accordingly, an algorithm of transferring to a new method of regulating tariffs for thermal energy.

Текст научной работы на тему «Тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона в условиях реализации мероприятий по энергосбережению»

УДК 332.145

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(1)Л2

Ж. Э. Бадмажапова

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Российская Федерация

ТАРИФНО-ЦЕНОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Аннотация. В статье анализируется проблема обеспечения энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства региона. Выделено, что энергосбережение является одним из существенных факторов снижения себестоимости услуг отрасли и в целом энергоемкости валового регионального продукта, что связано со спецификой производства и реализации продукции жилищно-коммунального хозяйства. Наличие несбалансированности интересов субъектов жилищно-коммунального хозяйства и несовершенство нормативно-правовой базы способствуют накоплению проблем в отрасли, в частности увеличению уровня износа оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. Рассмотрен процесс формирования тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения решения проблемы обновления производственных фондов. Указана необходимость увеличения целевого инвестирования жилищно-коммунального хозяйства, ориентированного на внедрение энергосберегающих технологий (путем консолидирования средств из государственного бюджета, частных капиталов). Данное предложение осуществимо при переходе на иной метод регулирования тарифов на тепловую энергию. В соответствии с этим предлагается алгоритм перехода на новый метод регулирования тарифов на тепловую энергию.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальное хозяйство; энергосбережение; регулирование тарифов; привлечение инвестиций.

Информация о статье. Дата поступления 18 ноября 2014 г.; дата принятия к печати 2 декабря 2014 г.; дата онлайн-размещения 19 января 2015 г.

Zh. E. Badmazhapova

Zabaikalsky State University, Chita, Russian Federation

TARIFF AND PRICE MECHANISM OF ATTRACTING INVESTMENTS INTO REGIONAL HOUSING AND UTILITIES SECTOR IN TERMS OF IMPLEMENTING ENERGY-EFFICIENCY MEASURES

Abstract. The article analyses the problem of energy-efficiency provision for the region's housing and utilities sector. It identifies that energy efficiency is one of the essential factors of cost reduction of the industry's services and, in general, of power consumption of the gross regional products, which is connected with production specificity and sales of products of the housing and utilities sector. Existence of interests imbalance among the housing and utilities sector's entities and imperfection of the normative and legal base contribute to accumulating problems in the industry, in particular, to increasing the deterioration level of equipment in the municipal infrastructure facilities. The article considers the tariff design process for services of the housing and utilities sector in the context of solving the problem of renewing production assets. It indicates the necessity of increasing targeted investments in the housing and utilities sector oriented to introducing energy-saving technologies (by means of funding consolidation from the state budget, private capitals). The given proposal can be feasible

© Ж. Э. Бадмажапова, 2015

by transferring to another method of regulating tariffs for thermal energy.

Accordingly, an algorithm of transferring to a new method of regulating tariffs

for thermal energy.

Keywords. Housing and utilities sector; energy saving; regulation of tariffs;

attraction of investments.

Article info. Received November 18, 2014; accepted December 2, 2014;

available online January 19, 2015.

В настоящее время одной из наиболее сложных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) является несбалансированность интересов основных участников (экономических агентов), действующих в сфере ЖКХ, к которым относятся:

- государство;

- потребители — население, учреждения, предприятия различных сфер экономики;

- производители — предприятия, стратегические инвесторы [2; 8].

У каждого из них свои цели, часто противоречащие интересам других участников отношений в ЖКХ. Государство регулирует тарифы на основании нормативно-правовых актов. При этом тариф должен быть доступным для потребителя; не только покрывать расходы производителя, но и создавать источники расширенного воспроизводства и энергосбережения; обеспечивать развитие ЖКХ, пополняющего государственный бюджет и обеспечивающего необходимый уровень благосостояния граждан. Кроме того, государство должно контролировать качество предоставляемых услуг, наказывая нерадивых производителей штрафами и другими мерами вплоть до лишения лицензии, права аренды имущества и т. п. С другой стороны, участник отношений в сфере ЖКХ должен защищать законные интересы поставщиков услуг ЖКХ. В основном это касается неплатежей населения.

Для потребителя важно получать услуги в необходимом количестве, определенного качества и при этом по невысоким ценам. Потребителя интересует экономия средств на оплату услуг ЖКХ.

Для производителя жилищно-коммунальных услуг основной целью, как и многих коммерческих организаций, является получение максимальной прибыли. Величина прибыли P в общем виде рассчитывается по следующей формуле1:

P = D - R,

где D — доход; R — расходы.

В свою очередь доходы, как правило, определяются как произведение объема реализованной продукции и цены. В данном случае увеличение прибыли возможно только за счет сокращения затрат на производство продукции, поскольку в ЖКХ формирование цен (тарифов) регулируется государством посредством установления предельных индексов тарифов. Таким образом, в сложившихся условиях основным направлением повышения эффективности этой отрасли экономики является снижение величины расходов на производство и реализацию продукции за счет ресурсосбережения, в первую очередь энергосбережения.

Несмотря на то, что развитие ЖКХ не является прямым приоритетным направлением развития науки, технологий и техники2, именно энергосбережение в ЖКХ представляет собой один из основных путей снижения энер-

1 Налоговый Кодекс РФ : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ. Ст. 247.

2 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации : указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899.

гоемкости ВВП и повышения энергоэффективности экономики страны, так как в данной сфере сосредоточены значительные резервы экономии энергоресурсов: по электроэнергии 15-25 % от текущего потребления; теплоэнер-гии — 25-60 %; воде — 20-30 %. При этом потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве оценивается высоко и доходит до 60 % [8], большая доля которого приходится на объекты теплоснабжения1. По объему потребляемых энергоресурсов теплоснабжение является самым большим сектором ЖКХ — более 400 млн т условного топлива в год, что составляет 44 % от общего потребления энергоресурсов в России2. В силу этого, особенно важно реализовывать мероприятия [9; 10] по энергосбережению в ЖКХ, и это должно стать важной составляющей стратегии энергосбережения на уровне страны и регионов [12; 13].

Стоит отметить, что в силу изношенности более 60 % сетей при доставке услуг конечному потребителю потери составляют порядка 30 %3. Для компенсации этих непроизводительных затрат повышаются тарифы. При этом техническое состояние основных фондов предприятий ЖКХ не улучшается, потери продолжают расти, что опять вызывает увеличение тарифов. Вследствие этого возникает диспропорция [5, с. 21], вызванная несоответствием качества услуг тарифам, что выражается в волне недовольства среди потребителей (рис. 1).

Рис. 1. Схема влияния тарифного механизма на предприятия жилищно-коммунального хозяйства и потребителей жилищно-коммунальных услуг

1 URL : http://www.rosteplo.ru/w.

2 Там же.

3 Жилищное хозяйство в России. 2013 : стат. сб. M. : Росстат, 2013. 286 с.

Потенциал энергосбережения ЖКХ необходимо реализовывать через инвестирование в создание новых объектов энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также в реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение действующих предприятий отрасли [3, с. 99].

Проведение частых проверок деятельности предприятий ЖКХ с целью «замера» расходов и определения необоснованных потерь достаточно сложно и требует значительных затрат и привлечения специализированных организаций по энергоаудиту и т. п. При этом все эти расходы будут включаться в тариф и, таким образом, перекладываться на конечного потребителя.

Возможный выход из ситуации — модернизация и техническое перевооружение предприятий ЖКХ на основе разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий, улучшающих техническое состояние основных фондов, снижающих потери, повышающих качество услуг и в результате обеспечивающих стабилизацию экономического состояния предприятий и отрасли в целом [7]. Для того, чтобы осуществить перечисленное, необходим такой экономический механизм, который обеспечит возможность накопления у предприятия источников финансирования и развития его деятельности. Роль этой функции механизма становится особенно очевидной, если учесть, что величина внешних (привлекаемых предприятиями ЖКХ) инвестиций относительно имеющихся потребностей невелика.

Одним из экономических механизмов, направленных на самофинансирование предприятий, является тарифно-ценовой механизм, который позволяет согласовать интересы всех участников процесса оказания жилищно-коммунальных услуг: производителей (предприятий, инвесторов), потребителей (населения, предприятий, учреждений), государства, для которого важно, чтобы рынок жилищно-коммунальных услуг функционировал эффективно и соответственно осуществлялись налоговые платежи [7] (рис. 2).

Субсидии

Рис. 2. Схема взаимосвязей основных участников, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Как известно, согласно положениям экономической теории ценовой механизм предполагает, формирование и взаимодействие цен как свободных сигналов, которые координируют деятельность рыночных субъектов при принятии окончательных решений1. Именно с его помощью распределяются ресурсы между различными отраслями в соответствии с потребностями. При соответствующих условиях ценовой механизм может удовлетворить самые сложные требования эффективности производства [1].

Применение данных теоретических положений к тарифно-ценовому механизму, позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием функционирования субъектов исследуемой отрасли является выбор стратегии, обеспе-

1 URL : http://econommfo.ru/view-article.php?id=308.

чивающей постепенное движение к компромиссу интересов всех участников процесса производства и оказания услуг жилищно-коммунальных услуг [17], что предполагает решение основных проблем:

- повысить уровень платежеспособности населения;

- увеличить целевое инвестирование ЖКХ, ориентированное на внедрение энергосберегающих технологий (путем консолидирования средств из государственного бюджета и частных капиталов).

Реализация данной политики требует детального анализа структуры себестоимости с целью изыскания возможностей снижения затрат по отдельным ее элементам. При этом следует иметь в виду, что снижение тарифа на услуги ЖКХ обычно происходит медленнее, чем снижение себестоимости, так как тариф, кроме возмещения затрат, связанных с оказанием услуг, должен обеспечить процесс расширенного воспроизводства и обновления основных фондов, т. е. содержать в себе инвестиционную составляющую, которая представляет собой инерционную компоненту тарифа [7].

Рассмотрим более детально процесс формирования тарифа на услуги ЖХК с точки зрения решения предприятием проблемы обновления производственных фондов. Как вид цены тариф включает в себя:

- себестоимость, в том числе затраты на оплату труда, амортизацию, материальные (включая эксплуатационные) затраты;

- прибыль, обеспечивающую рентабельность производства.

В то же время данные финансовой отчетности предприятий ЖКХ выделяют три основных внутренних источника финансирования мероприятий по обновлению и поддержанию фондов: амортизационные отчисления; ремонтный фонд; нераспределенная прибыль.

Эти фонды, как правило, обладают недостаточной аккумулирующей способностью для накопления необходимых средств. В связи с этим актуальным является вопрос о своевременном накоплении средств и об обосновании в тарифе инвестиционной составляющей (временная компонента тарифа, используемая предприятием в целях, обусловленных необходимостью проведения реконструкции оборудования и энергосберегающих мероприятий). Одним из механизмов привлечения инвестиций в отрасль, в том числе и в объекты теплоснабжения, способствующим реализации стратегий, программ, планов является метод обеспечения доходности инвестированного капитала при расчете тарифа на тепловую энергию.

Применяемая на сегодняшний день методика расчета тарифов на тепловую энергию формируется на таком уровне, который не оставляет предприятиям ЖКХ средств для инвестиционной деятельности и восстановления фондов [13; 14]. Вместе с тем, на наш взгляд, существующий метод «затраты+» не стимулирует предприятия по генерации и передаче тепловой энергии на проведение энергосберегающих мероприятий. В настоящее время для этих предприятий открываются новые возможности. Согласно методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э, в отношении организаций могут использоваться следующие методы регулирования тарифов для расчета цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- метод экономически обоснованных расходов (затрат);

- метод индексации установленных тарифов;

- метод обеспечения доходности инвестированного капитала (ИАВ-метод);

- метод сравнения аналогов1.

1 Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения : приказ Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.

Таким образом, предприятия могут выбрать наиболее эффективный для них метод регулирования тарифов. Проведем сравнительный анализ предлагаемых методов.

Стандартным является метод экономически обоснованных расходов (затрат), заключающийся в суммировании всех расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) и учетом экономии от сокращения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, исключая необоснованные расходы.

Необходимая валовая выручка НВВ (тыс. р.) на i-й расчетный период регулирования, определяемая в соответствии с методом экономически обоснованных расходов, рассчитывается по формуле

НВВ, = р1Л + р2. +Н + / - ДНВВ;,

где Р1у I — планируемые на i-й расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), тыс. р.; Р2, 1 — планируемые на i-й расчетный период регулирования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), тыс. р.; Н; — планируемая на i-й расчетный период регулирования величина налога на прибыль, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ, тыс. р.; ДНВВ1 — величина, учитывающая экономически обоснованные расходы регулируемой организации (выпадающие доходы), подлежащие возмещению (со знаком « + ») в i-м расчетном периоде регулирования, необоснованные расходы, подлежащие исключению из необходимой валовой выручки (со знаком «-») в i-м расчетном периоде регулирования, а также экономию от сокращения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, тыс. р.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие:

- расходы на топливо;

- расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель;

- расходы на сырье и материалы;

- расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом;

- оплата труда и отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств и нематериальных активов;

- другие расходы, связанные с указанной деятельностью, в том числе налоговые платежи.

Использование метода экономически обоснованных расходов (затрат), на наш взгляд, неприемлемо в условиях рыночной экономики. Во-первых, в представленной формуле в явном виде отсутствует прибыль — основной показатель экономической эффективности любого коммерческой организации. Нет ясности относительно показателя ДНВВ, который, по всей видимости, является аналогом прибыли. Во-вторых, не определен порядок отнесения затрат к «экономически обоснованным расходам», что, как указано ранее, порождает условия для появления коррупции. В-третьих, данный метод не стимулирует вложение средств в модернизацию и реконструкцию действующих и строительство новых производственных объектов.

При расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов до начала долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка определяется как сумма, включающая в себя операционные (подконтрольные) расходы; неподконтрольные расходы в i-м году; расходы на

покупку энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя; прибыль, устанавливаемую органом регулирования на i-й год; величину, определяющую результаты деятельности организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования. В дальнейшем на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры на каждый расчетный период, включая индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый ресурс и цен на их доставку на основании информации об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития РФ.

Данный метод по сравнению с методом экономически обоснованных расходов (затрат) значительно сложнее и требует множества подготовительных расчетов. Вместе с тем его использование дает возможность:

- индексации не только потребительских цен, но и цен на ресурсы и услуги по их транспортировке;

- учета показателей энергосбережения и энергетической эффективности, если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

- расчета нормативной прибыли на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль.

Недостатком данного метода является отсутствие четкой процедуры инвестирования средств в модернизацию и реконструкцию действующих и строительство новых производственных объектов, включающей расчет возврата инвестированного капитала, срока возврата инвестированного капитала, корректировки долгосрочного тарифа. В данной методике не учитывается износ объектов основных средств, подлежащих замене в рамках инвестиционной программы предприятия ЖКХ. Не определены условия привлечения заемного капитала.

Метод сравнения аналогов применяется для установления долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения в отношении регулируемых организаций, удовлетворяющих следующим критериям:

- тепловая мощность источников, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 10 Гкал/ч — для расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии;

- протяженность тепловых сетей, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 50 км в 2-трубном исчислении — для расчета необходимой валовой выручки, относимой на передачу тепловой энергии и теплоносителя1.

Данный метод используется в основном при установлении тарифов для организаций, имеющих малую мощность — как правило, котельных, находящихся в небольших поселениях или в пригородах. Таким образом, применение метода сравнения аналогов существенно ограничено. Другим его недостатком является сложность применения в случае существенных различий предприятий ЖКХ даже в пределах одного города.

1 О ценообразовании в сфере теплоснабжения : постановление Правительства РФ от 22 окт. 2012 г. № 1075.

При расчете долгосрочных тарифов методом обеспечения доходности инвестированного капитала в отличие от метода экономически обоснованных затрат (табл.) в необходимой валовой выручке прибыль заменяется двумя показателями:

- ВК^ — возврат инвестированного капитала, определяемый на i-й год;

- ДК^ — доход на инвестированный капитал, определяемый на i-й год.

Сравнение методов регулирования тарифов

Показатель Метод

экономически обоснованных расходов (затрат) обеспечения доходности инвестированного капитала

Период регулирования 1 год 5 лет (3 года)

Корректировки на объективные отклонения Нет Есть 6 видов ежегодных корректировок

Регулирование операционных расходов Экономически обоснованные расходы На основе метода сравнения аналогов

Стимулы снижать операционные расходы Экономия 2 года (при согласовании с Региональной энергетической комиссией) Экономия 5 лет остаётся в компании

Источники для оплаты инвестиций Амортизация + прибыль текущего года Акционерный и заемный капитал, который будет оплачен потребителями через 35 лет

Регулирование стоимости капитала Проценты по кредитам в фактическом объеме по фактической стоимости Нормативный метод. Фактическая стоимость капитала может отличаться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулирование надежности и качества обслуживания потребителя Нет Инвестпрограммы и необходимая валовая выручка привязаны к уровням надежности

При расчете тарифов методом обеспечения доходности инвестированного капитала в состав долгосрочных параметров регулирования, используемых при определении необходимой валовой выручки, дополнительно включаются следующие показатели:

- норматив чистого оборотного капитала;

- размер инвестированного капитала, установленный органом регулирования;

- норма доходности инвестированного капитала;

- сроки возврата инвестированного капитала.

Принципы и методы расчета данных показателей прописаны в Правилах установления долгосрочных параметров регулирования деятельности теплоснабжающих организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» от 22 октября 2012 г. № 1075. Данный метод позволяет учитывать в необходимой валовой выручке инвестированный капитал в развитие предприятие ЖКХ, что позволило бы стимулировать поставщиков энергии вкладывать инвестиции на реализацию мер энергосбережения (рис. 3).

Специфику тарифообразования в ЖКХ и особенности методик расчета тарифов на тепловую энергию рассматривает, например, в своих научных трудах В. Ю. Рогов [14; 15], который отмечает, что применение ИАВ-метода допустимо в тех теплосистемах, в которых, во-первых, сложился сравнительно низкий тариф на тепловую энергию; а во-вторых, требуемые инвестиционные затраты на реконструкцию тепловой системы позволяют не допускать кратного роста тарифов; в третьих, реализуются сравнительно недорогие проекты, поскольку дорогостоящие требуют значительный объем, срок окупаемости и «длинные»

кредитные средства. В свою очередь, В. Теребаев указывает на причины роста тарифов при использовании ИАВ-метода; выделяет особенности метода, наряду с этим автор акцентирует внимание на необоснованно завышенные заработные платы административного персонала отрасли, которые способствуют увеличению тарифа; приводит успешный опыт иностранных государств [16]. С точки зрения А. Шафрана, аналитика Департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий, проблему ожидаемого повышения тарифов при внедрении ИАВ-метода способна решить прозрачная и отлаженная система контроля инвестиционного процесса, включающая в себя обязательную независимую профессиональную экспертизу, этап публичных слушаний по проектам и т. д.1

Для предприятий, оказывающих услуги

Возможность привлечения дополнительных инвестиций Повышение качества стратегического планирования Возможность перераспределения валовой выручки Экономическая мотивация снижения издержек Возможность проведения энергосберегающих мероприятий Отсутствие «постатейного» контроля расходов со стороны органов регулирования

Для потребителей

Для инвесторов

Повышение надежности и качества предоставляемых услуг Снижение тарифов в долгосрочной перспективе Зависимость тарифов от надежности и качества услуг

Гарантированный доход на вложенный капитал

Уровень доходности, сопоставимый с отраслями со схожими рисками Стимулирование эффективности управления издержками

Для региона

Экономическая обоснованность планов капитальных вложений Создание резерва мощности, снижение тепловых потерь, улучшение качества теплоснабжения будет способствовать повышению экономической и энергетической эффективности в сфере теплоснабжения

Рис. 3. Эффекты от введения метода обеспечения доходности инвестированного капитала регулирования тарифа

На наш взгляд, несмотря на наличие определенных барьеров применения ИАВ-метода, выделенных исследователями, аналитиками, в сложившихся условиях, когда вопросов больше, нежели ответов, необходимо и целесообразно тщательно изучить опыт использования стимулирующего тарифообразо-вания в электросетевых комплексах регионов России и других стран (США, Великобритания и т. д.), выявить ошибки, проблемы, возникшие при реализации данного метода в электросетевом комплексе. При этом стоит обратить внимание на то, что за последние три года активно совершенствуется нормативно-правовая база тарифообразования. Так, с 2011 г. пилотные проекты по ИАВ-регулированию теплосетей были запущены в Орловской области («Ква-дра»), Волгоградской области (ТГК-6), Свердловской области и Пермском крае (ТГК-9). Результат опроса выявил, что в Орловской области довольны тарифо-образованием по ИАВ-методу2.

Рассмотренные методы формирования тарифов на тепловую энергию различны [4; 11; 18]. Из всех методов, на наш взгляд, для решения проблемы

1 URL : http://www.myenergy.ru/russia/experts/experts/podogretaja-reforma.

2 URL : http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1305789607.

отсутствия интереса предприятий-поставщиков услуг в отношении энергосбережения, наиболее приемлемым является метод обеспечения доходности инвестированного капитала (ИАВ-метод). Возможно, данная методика сложная и требует долгосрочных вложений, но остальные не позволяют хоть каким-то образом включить в тариф затраты предприятия на энергосберегающие мероприятия.

Объектом исследования автора стало предприятие ЖКХ — ОАО «ТГК-14», которое осуществляет деятельность по обеспечению тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края. Данные отчетов ОАО «ТГК-14», показывают, что реализация инвестиционной программы часто сталкивается с финансовыми трудностями1. Поэтому рассматриваемое предприятие имеет все предпосылки для перехода на описанную методику расчета тарифа. В связи с этим возникает необходимость разработки алгоритма перехода на данную методику при расчете тарифов на тепловую энергию, которая требует проведения организационных мероприятий (рис. 4).

Рис. 4. Алгоритм действий при расчете тарифов

1 URL : www.tgk-14.com/upload/mediaПbrarv/237/Годовой%20отчет.pdf.

Согласно Основам ценообразования в теплоснабжении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, тарифы устанавливаются Региональной службой по тарифам не позднее 20 декабря года, предшествующему очередному расчетному периоду регулирования. В свою очередь, предприятие до 1 мая представляет в Региональную службу по тарифам предложение об установлении тарифа и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Вместе с тем, переход на новую методику расчета требует тщательного и согласованного взаимодействия различных субъектов управления ЖКХ. Поскольку тариф предусмотрен на долгосрочный период на основании утвержденных инвестиционных программ, соответственно, требуется тщательная проработка документов планирования. Проведенный автором анализ стратегических документов развития ЖКХ Забайкальского края показал отсутствие комплексного подхода к формированию целевых программ. Во-первых, в региональных программах, по сути, игнорируется программно-целевой подход, заключающийся в четком и конкретном выражении цели. Отсутствие значений целевых показателей приводит к размытости и нечеткости поставленных в программах задач. Во-вторых, в документах стратегического планирования развития ЖКХ не отражен процесс мониторинга их реализации, включая порядок ознакомления с результатами выполнения программ. Последнее очень важно для населения в силу высокой социальной значимости ЖКХ. В-третьих, региональные и муниципальные программы не согласованы по времени, что значительно затрудняет процесс стратегического планирования развития отрасли [6, с. 7].

В силу этого, внедрение RAB-метода в Забайкальском крае может столкнуться с определенными трудностями. Учитывая, что доля жилищно-коммунальных услуг в структуре расходов населения на оплату услуг в 2012 г. составила 34,4 %, при этом за 12 лет (2001-2012) тарифы увеличились в 10,2 раза, а реальные среднедушевые денежные доходы населения в 3,3 раза. Как известно, любой долгосрочный механизм с инвестиционной составляющей приводит к повышению тарифа, следовательно, в большей степени эта нагрузка ляжет на потребителей.

На наш взгляд, успешность внедрения RAB-метода зависит во многом от адекватности применяемых государственных программ и мер регулирования, соответствия законопроектов реальным требованиям времени. В условиях ограниченности средств (и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса) для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, использовать различные инструменты при формировании тарифов. Самый важный аспект — высокая заинтересованность бизнес-структур и информированность населения.

Представленный сравнительный анализ методов регулирования тарифов в теплоснабжении обосновывает необходимость использования метода обеспечения доходности инвестированного капитала, позволяющего предприятиям отрасли разрабатывать стратегические планы и привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы для реализации мероприятий по энергосбережению.

Список использованной литературы

1. Астафьев С. А. Построение методики оценки качества работы управляющих компаний в жилищной сфере / С. А. Астафьев, И. В. Цвигун // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 6 (80). — С. 212-215.

2. Астафьев С. А. Развитие саморегулирования как элемента государственного управления коммунальным комплексом / С. А. Астафьев, Ю. А. Колыхаева // Известия

Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — № 4 (90). — URL : http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=18423.

3. Бадмажапова Ж. Э. Совершенствование механизмов реализации энергосберегающих мероприятий в системе ^ККХ региона / Ж. Э. Бадмажапова, В. Н. Гонин // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2014. — № 6 (109). — С. 97-104.

4. Бородавкин А. А. Методы формирования и эффективного использования инвестиционных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Бородавкин. — М., 2007. — 26 с.

5. Дондоков З. Б.-Д. Анализ современного состояния и перспективы развития электроэнергетики республики Бурятия / З. Б.-Д. Дондоков, Г.О. Борисов, Ю. Д. Ирбел-тхаева // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. — 2011. — № 2 (33). — С. 21-22.

6. Дондоков З. Б. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства региона: особенности, проблемы и перспективы / З. Б. Дондоков, Ж. Э. Бад-мажапова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6 (56). — URL : www.science-education.ru/120-15291.

7. Имитационная модель предприятия ЖКХ как инструмент анализа тарифно-ценового механизма / Е. Н. Егорова, И. Н. Митрофанова, А. М. Шеин, Н. В. Королева // Аудит и финансовый анализ. — 2007. — № 6. — C. 160-199.

8. Кириллова А. Н. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде / А. Н. Кириллова, Е. Ю. Фаерман, С. Р. Хачатрян // Аудит и финансовый анализ. — 2003. — № 2. — С. 127-140.

9. Климова Г. Н. Универсальный показатель энергетической эффективности / Г. Н. Климова, В. В. Литвак // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11. — С. 1190-1194.

10. Коваль С. Энергосбережение в ЖКХ: 96 способов / С. Коваль. — URL : http:// regenergo.ru/articles/energosberezhenie v zhlch.

11. Лазарева Л. Д. Принятие инвестиционных решений в энергетике с использованием сценарного анализа / Л. Д. Лазарева, В. И. Локтионов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 1. — С. 60-63.

12. Михайлов С. А. Основные направления инвестирования в области энерго- и ресурсосбережения / С. А. Михайлов, А. А. Балябина // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (30). — С. 471-476.

13. Михайлов С. А. Роль региональных стратегий энергосбережения в повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов / С. А. Михайлов, А. А. Балябина // Инноватика : докл. межд. конф. —Ульяновск : Изд-во УлГУ, 2009. — С.101-103.

14. Рогов В. Ю. Институциональные аспекты энергосберегающих инвестиций и та-рифообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве / В. Ю. Рогов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. —№ 4 (96). — С. 80-90.

15. Рогов В. Ю. Энергосберегающие инвестиции и тарифообразование в ЖКХ / В. Ю. Рогов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 8 (91). — С. 192-199.

16. Современные методы контроля количества и качества коммунальных ресурсов как инструмент энергосбережения в ЖКХ / Л. Н. Чернышов [и др.] // Энергосбережение и водоподготовка. — 2009. — № 6. — С. 43-47.

17. Теребаев В. Будет ли в России работать RAB? / В. Теребаев // Энергетика и промышленность России. — 2014. — № 6 (194). — С. 32-33.

18. Тимчук О. Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ / О. Г. Тимчук // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф. (Москва, апр. 2011 г.). — Т. II. — М. : РИОР, 2011. — С. 245-248.

References

1. Astafyev S. A., Tsvigun I. V. Development of assessment technique of management companies' work quality in housing sphere. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekono-micheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2011, no. 6 (80), pp. 212-215. (In Russian).

2. Astafyev S. A., Kolykhaeva Yu. A. Development of self-regulation as element of housing and public utilities management. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomi-cheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law), 2013, no. 4 (90), pp. 17-25. (In Russian). Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=18423.

3. Badmazhapova Zh. E., Gonin V. N. Improvement of mechanisms of energy saving actions realization in system of housing and communal services of the region. Vestnik Zabai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Zabaikalsky State University, 2014, no. 6 (109), pp. 97-104. (In Russian).

4. Borodavkin A. A. Metody formirovaniya i effektivnogo ispol'zovaniya investitsion-nykh resursov zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva regiona. Avtoref. Kand. Diss. [Methods of formation and effective use of investment resources of regional housing and utilities sector. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2007. 26 p.

5. Dondokov Z. B.-D., Borisov G. O., Irbeltkhaeva Yu. D. Analysis of the modern state and prospects of development of power industry of the Republic of Buryatia. Vestnik Vo-stochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i upravleniya = Bulletin of East-Siberian State University of Technologies and Management, 2011, no. 2 (33), pp. 21-22. (In Russian).

6. Dondokov Z. B., Badmazhapova Zh. E. Strategic planning of development of housing and communal services of the region: specific, problems and prospects. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 6 (56). (In Russian). Available at: www.science-education.ru/120-15291.

7. Egorova E. N., Mitrofanova I. N., Shein A. M., Koroleva N. V. Simulation model of the factory of housing and communal services as the instrument of the analysis of the tar-ifno-price mechanism. Audit i finansovyi analiz = Auditing and Financial Analysis, 2007, no. 6, pp. 160-199. (In Russian).

8. Kirillova A. N., Faerman E. Yu., Khachatryan S. R.Analysis and modelling the tariff policy for services of the housing and utilities sector during the transitional period. Audit i finansovyi analiz = Auditing and Financial Analysis, 2003, no. 2, pp. 127-140. (In Russian).

9. Klimova G. N., Litvak V. V. Universal indicator of energy efficiency. Funda-mental'nye issledovaniya = Fundamental Investigations, 2012, no. 11, pp. 1190-1194. (In Russian).

10. Koval' S. Energosberezhenie v ZhKKh: 96 sposobov [Energy efficiency in housing and utilities sector: 96 ways]. Available at: http://regenergo.ru/articles/energosberezhe-nie v zhlch.

11. Lazareva L. D., Loktionov V. I. Investment decision making in energy industry by using method of scenario analysis. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii =Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2013, no. 1, pp. 60-63. (In Russian).

12. Mikhailov S. A., Balyabina A. A. Major investment trends in energy and resource efficiency. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2009, no. 2 (30), pp. 471-476. (In Russian).

13. Mikhailov S. A., Balyabina A. A. Role of energy efficiency regional strategies in increasing effectiveness of using fuel-energy resources. Innovatika [Innovation Studies]. Ulyanovsk State University Publ., 2009, pp. 101-103. (In Russian).

14. Rogov V. Yu. Institutional aspects of energy saving investments and tariff setting in housing and utility services. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 4 (96), pp. 80-90. (In Russian).

15. Rogov V. Yu. Energy saving investments and tariff setting in housing and public utilities. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2014, no. 8 (91), pp. 192-199. (In Russian).

16. Chernyshov L. N. et al. Modern methods of controlling quantity and quality of communal resources as an energy efficiency tool in the housing and utilities sector. En-ergosberezhenie i vodopodgotovka = Energy Efficiency and Water treatment, 2009, no. 6, pp. 43-47. (In Russian).

17. Terebayev V. Whether RAB will operate in Russia? Energetika i promyshlennost' Rossii = Russia's Power Economy and Production, 2014, no. 6 (194), pp. 32-33. (In Russian).

18. Timchuk O. G. Major trends of developing the housing and utilities sector in the Russian Federation. Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya. Materialy mezhdunarod-noi nauchnoi konferentsii, Moskva, aprelya 2011 g. [Topical issues of economics and management. Materials of International Scientific Conference, Moscow, April, 2011]. Moscow, RIOR Publ., 2011, vol. II, pp. 245-248. (In Russian).

Информация об авторе

Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна — старший преподаватель, кафедра экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: zandraevazh@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Бадмажапова Ж. Э. Тарифно-ценовой механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство региона в условиях реализации мероприятий по энергосбережению / Ж. Э. Бадмажапова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article. aspx?id=19962. — DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).12.

Author

Zhargalma E. Badmazhapova — Senior Lecturer, Chair of Economics and Accounting, Zabaikalsky State University, 30 Alexandro-Zavodskay St., 672039, Chita, Russian Federation; e-mail: zandraevazh@mail.ru.

Reference to article

Badmazhapova Zh. E. Tariff and price mechanism of attracting investments into regional housing and utilities sector in terms of implementing energy-efficiency measures. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy go-sudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19962. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.