Научная статья на тему 'Совершенствование системы реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные'

Совершенствование системы реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / травматизм / спасение / безопасность / первая помощь / мобильные группы / road traffic accidents / injuries / rescue / safety / first aid / mobile groups

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — М. Е. Бабич, А. В. Чуваев, М. В. Мёдов

Статья посвящена рассмотрению современных средств и информационных технологий, которые обеспечивают совершенствование системы реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, отнесенных к чрезвычайным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — М. Е. Бабич, А. В. Чуваев, М. В. Мёдов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF RESPONSE OF FIRE AND RESCUE UNITS TO ROAD TRAFFIC ACCIDENTS RELATED TO EMERGENCY SITUATIONS

The article is devoted to the consideration of modern means and information technologies that improve the system of the response of fire and rescue units to road traffic accidents related to emergency situations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные»

радиоактивное заражение местности [3]. Примерно половина всей энергии при взрыве выходит в виде ударной волны, остальное — световое излучение, на долю проникающей радиации (гамма-лучей и нейтронов) приходится не более 5%. Такое разнообразие поражающих факторов говорит о том, что ядерный взрыв представляет собой гораздо более опасное явление, чем обычный взрыв аналогичный по энерговыходу количества обычной взрывчатки.

Для эффективной защиты от губительных для человека и поражающих его факторов ядерного взрыва необходимо чётко знать их параметры, способы воздействия на человека, а также методы, средства защиты человека в этой ЧС. Защитой от воздействия светового излучения может служить произвольная непрозрачная преграда. В случае наличия тумана, дымки, сильной запыленности и/или задымленности воздействие светового излучения также снижается. В целях защиты глаз от светового излучения личный состав должен находиться по возможности в технике с закрытыми люками, тентами, необходимо использовать фортификационные сооружения и защитные свойства местности. Проникающая радиация не является основным поражающим фактором при ядерном взрыве, от неё можно защититься даже обычными средствами радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) общевойскового образца [4]. Но наиболее защищёнными являются объекты — здания с железобетонными перекрытиями до 30 см., подземные убежища с заглублением от 2-х метров (погреб, например, или любое укрытие 3-4 класса и выше) и бронированная (даже легкобронированная) техника. Основным способом защиты населения от радиоактивного заражения следует считать изоляцию людей от внешнего воздействия радиоактивных излучений [5], а также исключение условий, при которых возможно попадание радиоактивных веществ внутрь организма человека вместе с воздухом и пищей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моделирование распространения загрязнений над большим пожаром в атмосфере // Соросовский образовательный журнал. 2001. T.7. № 4. C. 122-127.

2. Абдурагимов И.М. О несостоятельности концепции «ядерной ночи» и «ядерной зимы» вследствие пожаров после ядерного поражения // URL: http://www.pojar01.ru/11/PROCESS_GOR/ST/ST_ABDURAG_YADERN/text2.html (дата обращения: 07.03.2019)

3. Характеристика ядерных взрывов и их поражающих факторов. Военная энциклопедия // Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

4. 10 фактов о войсках РХБ защиты // URL: https://defendingrussia.ru/a/den_vojsk_rhbz-4309/ (дата обращения: 07.03.2019)

5. Воронов С.И., Седнев В.А. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного и нерадиационного характера и проблемы развития атомной энергетики // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-vozniknoveniya-chrezvychaynyh-situatsiy-radiatsionnogo-i-neradiatsionnogo-haraktera-i-problemy-razvitiya-atomnoy-energetiki (дата обращения: 07.03.2019).

УДК 614.8.084

М.Е. Бабич, А.В. Чуваев, М.В. Мёдов

ФГБОУ ВО Дальневосточная пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ

ПРОИСШЕСТВИЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

Статья посвящена рассмотрению современных средств и информационных технологий, которые обеспечивают совершенствование системы реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, отнесенных к чрезвычайным ситуациям.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, травматизм, спасение, безопасность, первая помощь, мобильные группы.

M.E. Babich, A.V. Chuvaev, M.V. Myodov

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF RESPONSE OF FIRE AND RESCUE UNITS TO ROAD TRAFFIC ACCIDENTS RELATED TO EMERGENCY SITUATIONS

The article is devoted to the consideration of modern means and information technologies that improve the system of the response of fire and rescue units to road traffic accidents related to emergency situations.

Keywords: road traffic accidents, injuries, rescue, safety, first aid, mobile groups.

Дорожно-транспортный травматизм является настолько важной проблемой, что многие секторы, включая здравоохранение, должны в полной мере разделять ответственность и участвовать в действиях по отстаиванию необходимых мер в деле предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Автомобильных аварий в 2018 году в Российской Федерации стало существенно меньше, чем было в прошлом году - 133 203 ДТП. В то же время суммарное количество погибших возросло достаточно существенно - до 16 600 тыс. человек.

Суммарное количество пострадавших, но оставшихся в живых и получивших серьезные травмы, несколько снизилось, но в сравнении с другими странами остается чрезмерно высоким - 168 146 человек, из них дети составили - 15 860 человек.

Анализ сведении, приведенных в ежесуточных оперативных Сводках МЧС России и опубликованных на официальном сайте свидетельствует о том, что в 2018 году в Российской Федерации зарегистрировано 67 выезда пожарно-спасательных подразделении на дорожно-транспортные происшествия, отнесенных к чрезвычайным ситуациям (в которых погибло 5 человек и более, либо получили травмы 10 человек и более). В таких происшествиях пострадало 625 человека, из них погибло 222 человека, в том числе 18 детей. Наиболее аварийными месяцами в 2018 г. являются летние и зимние месяцы (по 5-9 случаев в месяц).Аварии с участием пассажирских, рейсовых и микроавтобусов, снизилось на 14 аварий. Среди регионов с наибольшим количеством ДТП-ЧС, как и в 2017 г. остаются Московская, Ленинградская, Нижегородская, Ростовская области и Ставропольский край. Среди основных магистралей, на которых произошло наибольшее количество ДТП-ЧС — трассы М-5 «Урал», М-6 «Каспий» и М-7 «Волга». Результаты анализа реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2018 году позволяют сделать вывод о том, что в целом по Российской Федерации показатели реагирования зарегистрированы на уровне аналогичного периода прошлого года. При незначительном варьировании коэффициента реагирования в целом по стране, следует отметить динамику в отдельно взятых субъектах Федерации — так, в 17-ти субъектах РФ коэффициент реагирования увеличился на 20% и более. Наибольшее увеличение отмечено в Смоленской области. Таким образом, по результатам анализа сведений о реагировании пожарно-спасательных подразделений(ПСП) на ДТП в 2018 году: сохраняется положительная тенденция к перераспределению выездов от ДТП без пострадавших к ДТП с пострадавшими; в ряде субъектов Российской Федерации прослеживается положительная

динамика увеличению доли участия ПСП в ликвидации д последствий ДТП. Вместе необходимо решение таких проблем как: внедрения технологий экстренного реагирования и мобильных групп, организация разъяснительной работы и повышение уровня взаимодействия экстренных служб.

Современный дорожно-транспортный травматизм характеризуется особой тяжестью повреждений, преобладанием множественных (до 20%) и сочетанных (более 60%) травм. В связи с этим возрастает проблема оказания экстренной первой помощи пострадавших. Неэффективная организация этой работы является одной из основных причин высокой смертности в ДТП. По данным Минздрава России, общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других происшествий, в 6 раз чаще пострадавшие становятся инвалидами и в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации. Увечья от ДТП составляют 75% всех видов повреждений (травм), в том числе 60% - тяжелых. Более 70% пострадавших требуется дорогостоящее лечение в стационаре.

Определяющим фактором уровня тяжести травмирования является время оказания пострадавшим первой помощи. Наилучшие результаты достигаются в течение 30 минут с момента получения травмы. Отсутствие помощи в течение первого часа с момента получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пострадавших в результате ДТП людей на 30%, до 3 часов - на 60%, до 6 часов - почти вдвое.

Успех спасательных операций во многом зависит от четкого взаимодействия органов управления, сил, участвующих в ликвидации дорожно-транспортных происшествий.

Своевременное оповещение служб спасения, деблокирование пострадавших из поврежденных транспортных средств, квалифицированное оказание первой помощи на месте происшествия, оперативная доставка пострадавших в лечебные учреждения позволяют сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях, по разным оценкам, на 12-15%. Практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев на этапе оповещения о чрезвычайной ситуации трудно обеспечить управление и координацию действий привлекаемых сил и средств.

В качестве перспективного направления совершенствования системы оказания помощи пострадавшим на дорогах рассматривается размещение мобильных групп спасательных формирований на территориальной и федеральной сетях дорог в периоды, наиболее неблагоприятные, с точки зрения безопасности дорожного движения, на постах дорожно-патрульной службы, использование авиационных средств для доставки медицинских работников, групп спасателей и эвакуации пострадавших.

Ключевыми направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения зарубежными специалистами многих стран признаны:снижение рисков в дорожном движении, переход к более совершенным и безопасным транспортным средствам, обеспечение соблюдения правил дорожного движения, совершенствование системы спасения и оказания первой помощи пострадавшим в результате ДТП:

Создание в Российской Федерации единого информационного пространства в чрезвычайных ситуациях во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления.

Ведение современного управления в кризисных ситуациях обеспечивается широким внедрением программно-аналитических средств обработки информации, наличием современных средств обеспечения безопасности информации в сочетании с открытостью и достоверностью информации баз данных, сценарным подходом, открытостью каналов связи.

Меры, предпринимаемые на местном, региональном и общенациональном уровнях помогают обеспечить эффективную и быструю реакцию на состояние дорожного травматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витковский А.И. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006, № 15(303).

2. Веретехин Н.В. Совместное решение проблем безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. - 2004. - №3. - С.20 - 25.

3. Войтенко Н.П. О некоторых аспектах государственного регулирования деятельности в области безопасности дорожного движения // Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Об оптимизации правового обеспечения БДД в РФ», 7.06.2004г.

УДК 681.5:004.414

Ю.С. Баранова, В.Ф. Щётка

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ИХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Рассмотрены компоненты структуры жизненного цикла комплекса технических средств информационных технологий, выявлены причины рассмотрения структуры процессов функционирования отдельных технических средств.

Ключевые слова: методология, жизненный цикл, технические средства обеспечения пожарной и промышленной безопасности.

Yu.S. Barinova,V.F. Shchotka

APPLICATION OF THE METHODOLOGY OF SYSTEM ANALYSIS IN THE EVALUATION OF TECHNICAL MEANS TO ENSURE FIRE AND INDUSTRIAL SAFETY AT ALL THE STAGES OF THEIR LIFE CYCLE

The components of the structure of the life cycle of a complex of technical means of information technologies are considered, the reasons for considering the structure of the processes of functioning of certain technical means are revealed.

Keywords: methodology, life cycle, technical means, technical means of ensuring fire and industrial safety.

В современном мире конкурентоспособность и качество вновь создаваемых и эксплуатируемых систем, основанных на соответствующих технических средствах, в решающей степени зависит от применения информационных технологий, соответствующих всем этапам жизненного цикла технических средств, в том числе и средств обеспечения пожарной и промышленной безопасности. Прикладной аспект методологии системного анализа предполагает выработку совокупности рекомендаций по использованию конкретных методов и процедур при решении проблем.

Технические средства являются неотъемлемой и наиболее существенной составляющей информационной технологии, выполняя ту же роль, что и средства производства в трудовой деятельности.

В процессе функционирования технических средств необходимо регулярно оценивать эффективность их работы, соответствие реальных значений эксплуатационных характеристик паспортным, а также соответствие реальным потребностям. Особенно это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.