Научная статья на тему 'Опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Калужской области'

Опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Калужской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
801
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП / ТЕХНОЛОГИЯ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОБОРУДОВАНИЕ / TRAFFIC ACCIDENTS / ELIMINATION OF TRAFFIC ACCIDENTS CONSEQUENCES / RESCUE TECHNOLOGY / SAVE AND RESCUE WORKS RESCUE MEANS / INSTRUMENTS / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саксаганский И. А., Еникеев Г. Ф., Одинцов Л. Г., Недбайло К. А.

Рассмотрен опыт Калужской области по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в т.ч. опыт создания поста реагирования на ДТП, расположенного на наиболее напряженном участке пересечения автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Саксаганский И. А., Еникеев Г. Ф., Одинцов Л. Г., Недбайло К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traffic Accidents Consequences Elimination on the Territory of Kaluga District

There is viewed experience of traffic accidents consequences elimination in Kaluga district, experience of setting traffic accidents response post situated on the most tense crossroads.

Текст научной работы на тему «Опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Калужской области»

Опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Калужской области

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

И.А. Саксаганский, ГУ МЧС России по Калужской области Г.Ф. Еникеев, отдел подготовки АСФ ГУ МЧС России по Калужской области Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) К.А. Недбайло, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

Рассмотрен опыт Калужской области по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в т.ч. опыт создания поста реагирования на ДТП, расположенного на наиболее напряженном участке пересечения автомобильных дорог

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, ликвидация последствий ДТП, технология спасения пострадавших, аварийно-спасательные работы, средства спасения, инструменты, оборудование.

Traffic accidents consequences elimination on the territory of Kaluga district

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

I.A. Caksagansky, Emercom Kaluga district department G.F. Enikeev, Emercom Kaluga district department L.G. Odintsov, VNII GOChs K.A. Nedbajlo, VNII GOChs

Abstract

There is viewed experience of traffic accidents consequences elimination in Kaluga district, experience of setting traffic accidents response post situated on the most tense crossroads.

Key words: traffic accidents, elimination of traffic accidents consequences, rescue technology, save and rescue works rescue means, instruments, equipment.

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20)

/137

На территории Калужской области последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ликвидируются в соответствии с соглашением о взаимодействии Главного управления МЧС России, Управления внутренних дел и министерства здравоохранения Калужской области.

Разработан и реализуется план прикрытия автомобильных дорог Калужской области при ДТП, согласно которому все автомобильные дороги Калужской области закреплены за пожарными и спасательными формированиями (зоны ответственности пожарных частей — внутриобластные дороги и участки федеральных трасс на территории муниципальных образований, остальное — за спасателями).

В ликвидации последствий ДТП участвуют так же дорожные службы.

Автомобильные дороги закреплены по зонам ответственности за подразделениями ГИБДД, аварийно-спасательными формированиями, подразделениями ГПС МЧС России и учреждениями здравоохранения, что позволяет оперативно направить силы и средства к месту ДТП.

Информация о факте ДТП с тяжелыми последствиями поступает с места происшествия по средствам сотовой связи и по линии диспетчерских дежурных служб участников взаимодействия.

Дежурная служба, получившая сообщения о факте ДТП с тяжелыми последствиями, направляет к месту аварии силы и средства, запланированные для реагирования на данном участке федеральной трассы (территории муниципального района).

Исходя из условий обстановки на месте ДТП, оперативная дежурная служба Главного управления МЧС России по Калужской области доводит информацию до организаций и ведомств, которые дополнительно могут привлекаться для ликвидации последствий аварии.

Во многих случаях, когда информация о транспортной аварии поступает непосредственно с трассы в Единую службу спасения-01, силы и средства Главного управления МЧС России по Калужской области прибывают к месту аварии значительно быстрее сил ГИБДД и экипажей скорой неотложной помощи и про-

водят первоочередные работы по спасению пострадавших. Фактически пожарные и спасатели выезжают на все ДТП, где необходимо деблокировать пострадавших и извлечь погибших, освободить проезжую часть от аварийных транспортных средств, поставить перевернувшиеся автомобили на колеса, смыть горючесмазочных материалы с дорожного покрытия, и т.д. Выезд спасателей приходится на каждое шестое ДТП (табл. 1).

Ежегодный анализ ДТП на федеральных трассах показывает, что наибольшее количество происшествий происходит на северных участках федеральных трасс Москва—Киев (М-3) и Москва—Рославль (А-101), примыкающих к Московской области. Это участки характеризуются большим грузопотоком, связанным близостью к г. Москва.

По инициативе Губернатора Калужской области в 2003 году на пересечении федеральных трасс Москва-Киев (М-3) и Москва—Рославль (А-101) в районе г. Обнинск создан специальный пост реагирования на дорожно-транспортные происшествия.

Это формирование является структурным подразделением поисково-спасательного отряда пожарно-спасательной службы Калужской области. На посту организовано круглосуточное дежурство 4-х смен спасателей (17 человек).

В составе каждой дежурной смены входит спасатель-медик, что позволяет оказывать квалифи-

Таблица 1

Динамика реагирования на ДТП по годам

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Общее количество ДТП, произошедших на территории области (ед.) 1853 1829 1778 1973 1733

Количество ДТП, в ликвидации которых принимали участие спасательные формирования ГУ МЧС России 216 (каждое 8) 246 (каждое 7) 256 (каждое 7) 278 (каждое 7) 267 (каждое 6)

Спасено человек — всего 261 265 369 386 379

Оказана первая медицинская помощь на месте ДТП (чел.) 91 117 165 157 137

Таблица 2

Основные технологические операции и типовые технические средства для выполнения

аварийно-спасательных работ

Технологическая операция Применяемые технические средства Состав расчета Среднее время выполнения технологической операции, мин1

Оцепление (обозначение) зоны Средства световой сигнализации на аварийно-спасательной машине, оградительная лента 1-2 человека до 5 мин

Отключение аккумуляторной батареи Ручной инструмент, ключи 1 человек до 3 мин

Отключение не сработавших подушек безопасности Ручной инструмент, ключи 1 человек до 5 мин

Блокирование (стабилизация) автомобиля Домкраты (пневматические, гидравлические, обыкновенные); подручный материал (упоры, чурки, камни, кирпичи и др.) 2-3 человека до 15 мин

Резка конструкций корпуса автомобиля (стоек крыш, двери и т.п.) Гидравлический аварийно-спасательный инструмент; ручной инструмент (ИРАС) 1-2 человека до 5 мин

Отгиб (раздвигание) конструкций корпуса автомобиля (при открывании дверей, вытаскивании рулевой колонки) Гидравлический аварийно-спасательный инструмент; ручной инструмент (ИРАС) 2-3 человека до 3 мин

Фиксация конструкций корпуса автомобиля после их резки, отгиба Производится вручную 2-3 человека 1 мин

Перемещение (подъем, приподнимание, сдвигание) автомобиля Автомобиль, лебедка 2-3 человека до 8 мин

Удаление стекла автомобиля ИРАС 2 человека 2—3 мин

Защита пострадавшего от осколков стекла, острых поверхностей Кошма, асбестовое покрывало 2 человека 1 мин

Оказание пострадавшему первой медицинской помощи (ПМП) Медицинская укладка, носилки 2-3 человека до 10 мин

Фиксация положения пострадавшего перед его извлечением из автомобиля Эвакуационный щит, шины, жгуты, ремни, обезболивающие средства 2-3 человека до 10 мин

Извлечение пострадавшего из автомобиля Носилки, ремни 2-3 человека до 5 мин

Примечания 1. В связи с параллельным выполнением ряда операций среднее общее время выполнения работ составляет 38 мин.

2. Среднее время прибытия спасателей на место ДТП после получения сигнала оповещения — 10,6 мин.

цированную медицинскую помощь пострадавшим на месте ДТП.

Аварийно-спасательная машина спасателей укомплектована средствами связи, гидравлическим и механизированным аварийно-спасательным инструментом и оборудованием, первичными средствами пожаротушения, а также средствами медицинского обеспечения проведения аварийно-спасательных работ.

Анализ функционирования поста в период с 2004 по

2008 год показывает высокую эффективность применения подобных АСФ.

Последствия ДТП на федеральных автомобильных дорогах осложнены высоким скоростным режимом ТС, что вызывает значительные повреждения транспортных средств с тяжелыми последствиями для пострадавших.

При ведении спасательных работ и эвакуации пострадавших, особую важность имеют временные показатели реагирования на ДТП.

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20) Аварийно-спасательное оснащение поста реагирования

/139

Таблица 3

Наименование имущества Ед. измерения Количество

АСМ-41-02-2М2 (укомплектованный) со стеллажами, полками, ящиками (ГАЗ 27057 повышенной проходимости 4х4, с лебёдкой) шт. 1

СГУ-120 шт. 1

Сигнальные проблесковые маяки шт. 2

Радиостанция автомобильная «Стандарт» шт. 1

Комплект ГАСИ «Спрут» комплект 1

Мотоинструмент:

— бензорез «ПАРТНЁР К 750» шт. 1

— бензопила «ХУСКВАРНА» шт. 1

— комбиканистра шт. 1

Медицинское оборудование:

— укладка фельдшера шт. 1

— носилки складные шт. 1

— носилки мягкие шт. 1

— шины Крамера, шт. 8

— пневматические шины к-т. 1

— кислородный ингалятор шт. 1

— набор первой помощи к-т. 1

— набор медиц. травм. скор. помощи к-т. 1

Альпинистское снаряжение к-т. 2

Средства освещения:

— фонарь ручной ФОС-3 шт. 2

— аварийная осветительная установка (АОУ Световая Башня) шт. 1

Средства ограждения:

— комплект дорожных конусов к-т. 1

— оградительная лента. рулон 3

ПАМ шт. 5

Огнетушители ОУ-5 шт. 2

Жезл регулировщика шт. 1

Лестница телескопическая шт. 1

Примерный алгоритм основных действий дежурного подразделения спасателей при выезде на ДТП включает в себя:

• получение сигнала;

• прибытие к месту ДТП;

• уточнение обстановки, оцепление (обозначение) места проведения работ;

• предотвращение возгорания транспортного средства,

• проведение аварийно-спасательных работ;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

• эвакуация пострадавших.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение современного аварийно-спасательного инструмента, средств медицинского обеспечения в значительной мере повышают качество аварийно-

спасательных работ и сокращают время их проведения.

Использование гидравлического, аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) — важнейший шаг на пути совершенствования спасательных технологий.

Пожарные — спасатели получили возможность проводить работы по деблокированию и извлечению пострадавших, причем в самых неблагоприятных условиях (стесненное пространство, наличие вторичных поражающих факторов розлив ГСМ, невозможность использования искрообразующего инструмента и др.), возможность резать, раздвигать, расширять, стягивать металлоконструкции, что особенно важно при ликвидации последствий ДТП при повреждениях и деформациях транспортных средств.

Имеющаяся на оснащении спасателей поста ранцевая установка пожаротушения эффективна в случаях

Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

возгорания транспортных средств, что также возможно при ДТП.

Спасатели-медики поста реагирования на ДТП располагают необходимыми средствами медицинского обеспечения, в том числе современными средствами иммобилизации, оборудованием для проведения сердечно-легочной реанимации в полевых условиях, необходимыми медикаментами и перевязочным материалом (табл. 2, 3).

В зоне ответственности поста происходит более половины аварий от их общего количества. Пост прикрывает участки дорог, проходящих по территории трех районов области: Боровского, Жуковского и Малоярос-лавецкого.

В 2008 году спасатели поста выезжали на ДТП 87 раз, спасено 112 человек, первая медицинская помощь на месте ДТП оказана 57 пострадавшим.

За четыре года функционирования поста спасателями дежурных смен проведено свыше 450 выездов на дорожно-транспортные происшествия, при проведении аварийно-спасательных работ спасено более 540 человек.

Неоднократно спасатели поста оказывали первую медицинскую помощь гражданам, получившим травмы в происшествиях, не связанных с дорожно-транспортными происшествиями, в том числе дважды приняли роды в полевых условиях.

Учитывая положительный опыт работы поста реагирования и продолжающий оставаться высоким уровень аварийности на федеральных трассах, на территории области начата работа по созданию дополнительных постов реагирования на ДТП на федеральной трассе М-3 «Украина».

С этой целью штатная численность поисково-спасательного отряда пожарно-спасательной службы Калужской области увеличена на 36 единиц, что позволит организовать круглосуточное дежурство спасателей на 174 и 270 километрах трассы М-3 «Украина».

На создание постов планируется выделить из областного бюджета 18 млн. 785 тыс. рублей.

Опыт по организации круглосуточного функционирования спасательного поста показывает, что для эф-

Отжим двери при ликвидации ДТП

фективного реагирования на ДТП личный состав необходимо включать следующих специалистов:

• начальник поста — 1;

• начальник поисково-спасательного подразделения (смены)— 4;

• спасатель (водитель) — 4;

• спасатель (медик) — 4;

• спасатель — 4.

Вывод

Рассмотренный опыт ликвидации последствий ДТП, опыт организации работ и в частности, организации круглосуточного поста на наиболее напряженном участке пересечения дорог существенно повышает эффективность аварийно-спасательных работ.

Литература_

1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: 2002, 161 с.

2. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.

3. Наставление для личного состава аварийно-спасательных формирований по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ дорожно-транспортных происшествиях. — М.: ЗАО НПК «ИРНИТ», 2007, 112 с.

Сведения об авторах

И.А. Саксаганский: заместитель начальника ГУ МЧС

России по Калужской области Г.Ф. Еникеев: начальник отдела подготовки АСФ ГУ

МЧС России по Калужской области Л.Г. Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н. К.А. Недбайло: начальник направления Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.