Научная статья на тему 'Основные результаты деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года'

Основные результаты деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / FIRE AND RESCUE UNITS / TRAFFIC ACCIDENTS / RESPONSE FACTOR / RESCUE TOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балашова Анна Сергеевна, Горячева Елена Викторовна

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ. Приведены показатели по дорожнотранспортным происшествиям, отнесенным к категории чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Балашова Анна Сергеевна, Горячева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Results of the Territorial Bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and Rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in January-September 2014

The article presents statistics on the response of fire and rescue divisions on traffic accidents, indicators and ratios of response, information about the kinds ongoing rescue and emergency operations. The indexes for road traffic accidents graded in classes emergencies.

Текст научной работы на тему «Основные результаты деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года»

/00 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 4 (42)

УДК: 614.8:656.1

Основные результаты деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

А.С. Балашова, Е.В. Горячева

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ. Приведены показатели по дорожно-транспортным происшествиям, отнесенным к категории чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аварийно-спасательный инструмент.

The Main Results of the Territorial Bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and Rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in January-September 2014

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

A.Balashova, E. Goryacheva

Abstract

The article presents statistics on the response of fire and rescue divisions on traffic accidents, indicators and ratios of response, information about the kinds ongoing rescue and emergency operations. The indexes for road traffic accidents graded in classes emergencies.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; a response factor; the rescue tool.

Основные термины и определения: Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

— событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Коэффициент тяжести последствий ДТП — ко-

личество погибших на 100 пострадавших, по данным ГУОБДД МВД России.

Пожарно-спасательные подразделения (далее — ПСП) -аварийно-спасательные формирования и подразделения противопожарной службы, реагирующие на ДТП.

Реагирование ПСП на ДТП -факт выезда по-жарно-спасательного подразделения на ДТП (при

этом под 1 выездом понимается количество ДТП, на ликвидации последствий которых привлекались ПСП, вне зависимости от прибывших подразделений или расчетов).

Коэффициент реагирования ПСП на ДТП (К) — показатель доли участия ПСП в ликвидации последствий ДТП с пострадавшими, определяется количеством ДТП, на которые выехали ПСП, по отношению к числу ДТП с пострадавшими, по данным ГУОБДД МВД России (с учетом совместных выездов на ДТП, выездов на ДТП без пострадавших, а

Повышение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварии на автомобильном транспорте наносят огромный материальный и моральный ущерб как отдельным гражданам, так иобществу в целом. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, в авариях гибнут и становятся инвалидами дети [1].

В рамках реализации и выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляет мониторинг участия ПСП в ликвидации последствий ДТП, ведет банк данных обобъектах инфраструктуры экстренных служб вдоль автомобильных дорог федерального значения, осуществляет развитие Федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» [2].

Задачей данной работы являлся анализ статистических данных по реагированию пожарно-спасатель-ных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, показателей и коэффициентов реагирования, информации о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Территориальными органами МЧС России проводится постоянная целенаправленная работа по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и ликвидации их последствий. Основные усилия при этом направлены на дальнейшее сокращение времени реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП, повышение профессиональной подготовки спасателей, совершенствование технологии проведения аварийно-спасательных работ по деблокированию пострадавших из поврежденных автомобилей, разработку систем комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах с внедрением авиационно-спасательных технологий, создание более совершенных образцов аварийно-спасательной техники, оборудования и инструмента [2].

В январе—сентябре 2014 года в Российской

также на ДТП с участием пешеходов). Методика расчета «к» представлена в Регламенте.

Динамика показателей (указывается в скобках со знаками «+» или «-») — рост или снижение значения показателя за отчетный период текущего года по отношению к данному показателю аналогичного периода прошлого года (АППГ) в процентном или абсолютном исчислении.

Динамика показателя «коэффициент реагирования» — разница между показателем текущего года и АППГ, абсолютное значение.

Федерации произошло 146 176 (-1,2 %) ДТП, в результате которых погибло 19380 (+1 %) человек, а 185 350 (-2,1 %) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 9,5 (официальные данные ГУОБДД МВД России) [1].

Пожарно-спасательными подразделениями в январе—сентябре 2014 года осуществлен 113 991 (+1,6 %) выезд на ДТП, оказана помощь 107 415 (-7,6 %) пострадавшим (из них деблокировано 14 317 человека). Проведено 193 673 работы (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,7 минуты. Коэффициент реагирования по стране составил 0,9 (+0,02) или 90 % (реагирование осуществляется на 9 ДТП из 10).

Число выездов ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 20, Республика Крым — 52, г. Москва — 1702 (-0,8 %), Северо-Кавказский РЦ — 4880 (+37,5 %), Дальневосточный РЦ — 6619 (-1,4 %), Уральский РЦ — 8812 (-3,2 %), Южный РЦ — 9904 (-4,6 %), Сибирский РЦ — 14951 (+85,8 %), Северо-Западный РЦ — 15 949 (-6,0 %), Приволжский РЦ — 25 275 (+0,1 %), Центральный РЦ — 25 646 (+6,3 %) (рис.1).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом:

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 94 247 выездов (83 %) (+4,4 % к АППГ);

ДТП без пострадавших — 7019 выездов (6 %) (-15,9 % к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 12 147 выездов (11 %) (-6,6 % к АППГ) .

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Северо-Западном региональном центре — к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Уральском РЦ (к = 0,81) (выезд на 4 ДТП из 5-ти). В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,25.

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Дагестан, Бурятия; Пермском, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Хабаровском краях; Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Смоленской, Тамбовской, Волгоградской, Самарской, Саратов-

/88

^П SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 4 (42)

Рис. 1. Реагирование ПСП на ДТП в январе—сентябре 2014 года, число выездов

ской, Ульяновской, Тюменской, Иркутской, Новосибирской, Томской, Амурской, Сахалинской областях; г. Санкт-Петербурге; Ненецком автономном округе (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,33) (выезд на 2 ДТП из 5-ти).

Значения коэффициента реагирования ПСП на ДТП в региональных центрах МЧС России приведены на рис. 2.

Время прибытия к месту ДТП составляет: лучший показатель по региональным центрам в Приволжском РЦ — 5,5 минуты; худший — в Уральском РЦ — 8,6 минуты и Сибирском РЦ — 8,5 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском АО — 2,4 минуты, худшее время — в Республике Тыва — 13,9 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП представлено на рис. 3.

В январе—сентябре 2014 годасилами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 193 673 работы (в январе—сентябре 2013 г.— 203 529 работ) (-4,8 % к АППГ) .

Доля операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 2 % (деблокировано 14 317 человек), оказание первой помощи пострадавшим — 44 % (ПП оказана 99 029 постра-

Рис. 2. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в январе—сентябре 2014 года

давшим), ликвидация вторичных поражающих факторов — 3 %.

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 7 %, возврат на маршруте следования и выезды без проведения работ составили 5 % от общего количества работ.

На работы, не требующие применения АСИ, и иные работы пришлось10 % и 27 % от общего количества работ, соответственно (рис. 4).

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в целом по Российской Федерации показатели реагирования ПСП на ДТП в январе—сентябре 2014 года остались на уровне аналогичного периода прошлого года.

Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2 % и составил 90 выездов на 100 ДТП с пострадавшими (АППГ — 2,3).

В 4-х субъектах РФ коэффициент реагирования увеличился на 20 % и более: Республика Дагестан (+61 %), Республика Северная Осетия-Алания (+57 %), Ивановская область (+31 %), Костромская область (+21 %).

Вместе с тем, в Республике Адыгея (-32 %), Рязанской (-26 %) и Смо-ленской (-66 %) областях этот показатель снизился более чем на 20 %.

В республиках Адыгея (-17 %), Калмыкия (-18 %), Чувашской Республике (-13%), Свердловской области (-15 %) зафиксировано снижение доли участия ПСП в ликвидации последствий ДТП более чем на 10%.

Рассматривая показатели ДТП-ЧС, произошедших на территории Российской федерации, следует отметить, что увеличилось количество пострадавших более чем на

па РФ

-ли

Республ.. ДВРЦ " СРЦ " УРЦ ПРЦ СКРЦ ЮРЦ UPU СЗРЦ г. Москва

6.7 no РФ

1

in-;

8,5

1 1

1 h >

1 h 1

1 Г. 4

□ 15,2

10

12

14

16

Рис. 3. Среднее время прибытия к месту ДТП в январе—сентябре 2014 года, в минутах

Ликвидация вторичных поражающих Иные работы; факторов; 31238;27% 6376;3%

Работвше Возврат на маршруте Деблокирование

проводились 8744; 4,8%

пострадавших; 3197;2%

Работы, не требующие _ применения АСИ; 17961; 10%

региональный центр — (+0,18) [3].

В целом, по результатам анализа сведений о реагировании ПСП на ДТП в январе—сентябре 2014 года в ряде субъектов Федерации прослеживается увеличение доли участия ПСП в ликвидации последствий ДТП. Выполненный анализ статистических данных по реагированию ПСП на ДТП, показателей и коэффициентов реагирования, информации о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ позволяет внести некоторые коррективы в работу отдельных субъектов Федерации по снижению последствий дорожно-транспортных происшествий, отнесенных к категории чрезвычайных ситуаций.

Литература

Деблокирование теп погибших, 3197;2%

\С т а бипиз ация транспортного средства; 13271 ;7%

Оказ ание перв ой помощи; 81б98;44% (99029 чал.)

Рис. 4. Работы при ликвидации последствий ДТП в январе—сентябре 2014 года, удельная доля

42 % (814 чел. в 2014 г. против 466 чел. в 2013 г.) и погибших на 20 % (264 чел. в 2014 г. против 212 чел. в 2013 г.), в том числе детей в возрасте до 16 лет на 42 % (12 чел. в 2014 г. против 7 чел. в 2013 г.).

Наиболее аварийнымибыли летние и зимние месяцы (8—13 ДТП-ЧС в месяц).

Число аварий с участием пассажирских, рейсовых и микроавтобусовпо отношению к 2013 г. также возросло (с 25 в 2013 г. до 31 в 2014 г.).

В числе регионов с наибольшим количеством ДТП-ЧС — Краснодарский край и Республика Дагестан.

В январе—сентябре 2014 года, наряду с наземными экстренными службами, для ликвидации последствий ДТП и транспортировки пострадавших применялась авиация (Тверская область, г. Москва). Совершено 1588 вылетов (АППГ — 19,5), общий налет составил 648 часов 7 минут. Помощь оказана 3777 пострадавшим.

Информационно-аналитическая работа и представление сведений в федеральный центр Главными управлениями МЧС России по субъектам РФ организованы удовлетворительно.

При общей положительной динамике роста коэффициента реагирования по стране, в худшую сторону отмечены Южный (-0,03) и Ураль-ский (-0,03) региональные центры, в лучшую — Северо-Кавказский

1. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.

2. http://abdtp.ru.Ресурс программно-аппаратного комплекса автоматизированной базы данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ).

3. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе—сентябре 2014 года / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. 95 с.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балашова Анна Сергеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н. с. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. Тел.: (499) 216-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7. Тел.: (499) 216-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Information about authors

Balashova Anna S.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

Goryacheva Elena V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.