/34 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 614.8:656.1
Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в I квартале 2016 года
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Е.В. Афанасьева, Е.В. Горячева, Н.А. Поздняков
Аннотация
В статье представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в I квартале 2016 года. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за аналогичный период прошлого года.
Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.
The Main Results of the Territorial Bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and Rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in First Quarter in 2016
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
E. Afanasyeva, E. Goryacheva, N. Pozdnyakov
Abstract
The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in first quarter in 2016. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared for the same period last year.
Key words: fire and rescue units; traffic accidents; a response factor; same period last year.
В рамках реализации и выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах» [1] сотрудниками «Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [2] непрерывно осуществляется мониторинг деятельности пожарно-спасательных подразделений территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (далее — ФГИС «ИАС-Д'Ш») [5] и официальные данные ГУОБДД МВД России [4] позволяют проводить анализ показателей реагирования аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны на дорожно-транспортные происшествия, а также получать информацию о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ в сравнении за аналогичные периоды.
В I квартале 2016 года в Российской Федерации произошло 32 151 (-6,9%)* дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), в результате которого погибло 3570 (-17,3%) человек, 41 422 (-5,9%) человека получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 7,9 (8 погибших на 100 пострадавших).
Пожарно-спасательными подразделениями в I квартале 2016 года осуществлено 22 974 (-13,3%) выезда на ДТП. Помощь оказана 21 182 гражданам (-25,6%), из них спасены 8201 человек (из них деблокировано 2781), первая помощь оказана 12 773 пострадавшим, психологическая помощь оказана 78 гражданам, иная помощь оказана 6022 гражданам (рис. 1).
В I квартале 2016 года из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация до появления признаков жизни проведена для 55 (-90%) пострадавших, временная остановка наружного кровотечения с наложением давящих повязок — 2336 (-31%) пострадавшим, деблокирован 2781 (-30%) пострадавший, для 265 (-54,3%) пострадавших проведено восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки наложена 152 (-78%) гражданам, иммобилизация проведена с 2553 (-21%) пострадавшими, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 330 пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 3 пострадавших (рис. 2).
Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в I квартале 2016 года распределились следующим образом: контроль состояния (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 5043 (-45%) пострадавшим; допсихологическая помощь (поддержка) оказана 3 642 (-55%) пострадавшим; повязки при травмах различных областей тела наложили 4 026 (-35%) гражданам; 583 (-63%) пострадавшим зафиксировали шейный отдел позвоночника; наземными силами и средствами пожарно-спасательных подразделений (далее — ПСП) в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 719 (-35%) граждан, местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведено для 83 (-74%) пострадавших; прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхно-
12015 год "2016 год Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в I квартале 2016 года, в абсолютных значениях (чел.
* Здесь и далее по тексту в сравнении за аналогичный период прошлого года.
/36 См! SecurityTechnology, Уо1. 13, 2016, N0. 2 (48)
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 ■ 2016 В2015
Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (чел.)
сти проточной водой) для 3-х (-62,5%) пострадавших (рис. 3).
Всего, при реагировании ПСП на ДТП в I квартале 2016 года проведено 35 305 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,7 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,89 (-0,07) или 89% (реагирование на 9 ДТП из 10-ти).
В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 18 (-14,3%) выездов, Республика Крым — 25 выездов (-26,5%), г. Москва — 375* (-23,8%) выездов, Северо-Кавказский РЦ — 1007 (-22,8%) выездов, Дальневосточный РЦ — 1171 (-7,2%) выезд, Уральский РЦ — 1646 (-16%) выездов, Южный РЦ — 2293 (-4,9%) выезда, Сибирский РЦ — 2767 (-17,5%) выездов, Северо-Западный РЦ — 3505 (-18,1%) выездов, Приволжский РЦ — 4919 (-13,5%) выездов, Центральный РЦ — 5247 (-7,9%) выездов (рис. 4).
Выезды ПСП на различные виды ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ) распределились следующим образом (рис.5):
ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 17 968 выездов (78%) (-15,1% к АППГ);
ДТП без пострадавших — 2113 выездов (9%) (+28,5% к АППГ);
ДТП с участием пешеходов — 2893 выезда (13%) (-21,6 к АППГ).
Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (далее — к) в Северо-Западном и Центральном региональных центрах к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Северо-Кавказском региональном центре — к = 0,73 (выезд на 7 ДТП из 10-ти).
По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Ингушетия, Алтай,
Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ (чел.
' Количество выездов указано с учетом выездов отряда «Центроспас» на территории г. Москвы.
Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в I квартале 2016 года, в абсолютных значениях
Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в I квартале 2016 года, в разрезе их укрупненных видов
Тыва; Краснодарском, Пермском, Алтайском, Забайкальском, Хабаровском, Красноярском краях; Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Белгородской, Владимир-
ской, Ивановской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Тверской, Оренбургской, Пензенской, Курганской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях; Ненецком АО; г. Санкт-Петербурге (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,25) (выезд на 2 ДТП из 5-ти).
Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в Приволжском региональном центре (к = 0,86), Сибирском региональном центре (к = 0,98), Дальневосточном региональном центре (к = 0,98), Южном региональном центре (к = 0,85), Уральском региональном центре (к = 0,78). В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,28 (рис. 6).
Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,7 минуты.
Лучший показатель по региональным центрам (далее — РЦ) в Приволжском РЦ — 5,8 минуты; худ-
СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ
Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в I квартале 2016 года
/38 Ом! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48)
шие — в Уральском РЦ — 8,4 минуты, в Республике Крым — 10,4 минуты, в г. Севастополе — 11,2 минуты.
По субъектам РФ: лучшее время — в Республике Мордовия — 2,8 минуты. Высокое среднее время реагирования ПСП на ДТП зафиксировано в Чукотском АО — 3,1 минуты, Пермском крае — 3,5 минуты, худшее время — в Ненецком АО — 35,8 минуты.
Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном РЦ составило 6,8 минуты, Северо-Кавказском РЦ — 6,5 минуты, Северо-Западном РЦ — 6,9 минуты, Центральном РЦ — 6,7 минуты, Дальневосточном РЦ — 6,9 минуты, г. Москве — 7,7 минуты, Сибирском РЦ — 6,9 минуты (рис. 7).
В I квартале 2016 года силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 35 305 работ (в I квартале 2015 года — 45 948 работ).
Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 6% (деблокирован 2 781 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим — 32% (помощь оказана 12 773 гражданам).
На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 9% от общего количества работ, на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента — 14%, на иные работы — 27,9%, на операции по деблокированию тел погибших — 2%. На выезды без проведения работ приходится 6% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 3% от общего количества случаев реагирования, возврат на маршруте следования — 0,1% (рис. 8).
По результатам мониторинга и проведенного анализа реагирования ПСП на ДТП установлено:
1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто- мототранспорте в Российской Федерации в I квартале 2016 года наблюдается снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях.
2. По территориальным органам МЧС России значительная положительная динамика реагирования ПСП на ДТП отмечена в Ненецком автономном округе (+300%), Белгородской области (+18,8%), Костромской области (+15,8%), Республике Мордовия (+31,6%), Удмуртской республике (+90,8%), Сахалинской области (+16,4%), а также в Чукотском автономном округе (+50%).
Предположительно указанный рост реагирования является следствием качественной организационной работы в части постановки задач по реагированию на ДТП, контроля территориальных органов управления, высокого уровня исполнения Регламента по мониторингу и учету сведений о реагировании ПСП на ДТП, а также своевременного полного методического обеспечения в области ликвидации последствий ДТП со стороны Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований и Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
3. За отчетный период в 33 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных ФГИС «ИАС-ДТП», коэффициент реагирования составил 1 (100%). Значительный рост показателя отмечается в Ненецком АО (+59%), Тульской области (+13%), Курганской области (+31%) и Ямало-Ненецком АО (+14%).
Одновременно в ряде территориальных органов МЧС России отмечена отрицательная динамика коэффициента реагирования: Архангельская область (-18%), Ростовская область (-31%), Республика Дагестан (-16%), Республика Северная Осетия-Алания (-41%), Нижегородская область (-18%), Саратовская область (-21%), Томская область (-33%), Магаданская область (-63%), Еврейская АО (-19%).
В I квартале 2016 года, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, отмечено снижение количества спасенных, а также граждан, которым оказана первая помощь при ликвидации последствий ДТП сотрудниками МЧС России.
Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в I квартале 2016 года, в минутах
Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в I квартале 2016 года, удельный вес
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
2. Приказ МЧС России от 04.09.2007 г № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
3. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно - транспортных происшествия / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
4. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.
5. http://abdtp.ru. Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
6. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I квартале 2016 года / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 130 с.
Сведения об авторах
Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код: 4610-7026.
Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код: 8403-7379
Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Afanasyeva Evgenia V.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific: 4610-7026.
Goryacheva Elena V.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and High Technology), Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific: 8403-7379.
Pozdnyakov Nikita A.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]