Научная статья на тему 'Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в i полугодии 2016 года'

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в i полугодии 2016 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА / FIRE AND RESCUE UNITS / TRAFFIC ACCIDENTS / RESPONSE FACTOR / SAME PERIOD LAST YEAR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Афанасьева Евгения Валерьевна, Горячева Елена Викторовна, Поздняков Никита Александрович

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в I полугодии 2016 года. Показатели даны в сравнении за I полугодие 2015 года и I полугодие 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Афанасьева Евгения Валерьевна, Горячева Елена Викторовна, Поздняков Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire-Rescue units’ Response to Traffic Accidents in the Russian Federation in the First Half of 2016

The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in the 1st half of 2016. The data are presented compared to the 1st half of 2015.

Текст научной работы на тему «Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в i полугодии 2016 года»

УДК 614.8:656.1

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в I полугодии 2016 года

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

И.В. Пляскина, Е.В. Афанасьева,Е.В. Горячева, Н.А. Поздняков

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в I полугодии 2016 года. Показатели даны в сравнении за I полугодие 2015 года и I полугодие 2016 года.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

Fire-Rescue units' Response to Traffic Accidents in the Russian Federation in the First Half of 2016

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

I. Plyaskina, E. Afanasyeva, E. Goryacheva, N.Pozdnyakov

Abstract

The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in the 1st half of 2016. The data are presented compared to the 1st half of 2015.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; response factor; same period last year.

В рамках реализации и выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [1] сотрудниками «Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [2] непрерывно осуществляется сбор и учет сведений об организации деятельности пожар-но-спасательных подразделений (далее—ПСП) территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) с использованием ресурса федеральной госу-дарственнойинформационнойсистемы«Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (далее — ИАС-ДТП) [4] и официальных данных ГУОБДД МВД России [3].

В I полугодии 2016 года в Российской Федерации произошло 72 886 (-9,2%)дорожно-транспорт-ных происшествий, в результате которых погибло 8149 (-17,1%)человек, а 92321 (-8,7%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 8,1 (8 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями в I полугодии 2016 года осуществлено 50 750 (-14,4%) выездов на ДТП. Помощь оказана 46 009 гражданам (-6,9%), из них спасено 20 589 человек (деблокировано 5880 человек), первая помощь оказана 27 124 пострадавшим, психологическая помощь оказана 146 гражданам, иная помощь оказана 14 040 гражданам (рис. 1).

В I полугодии 2016 года из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация до появления признаков жизни проведена для 250 (-90%) пострадавших, временная остановка наружного кровотечения с наложением давящих по-вязок—6490 (-6,1%) пострадавшим, деблокировано 5880 (-32%) пострадавших, для 457 (-55,9%) пострадавших проведено восстановление и поддержание

проходимости дыхательных путей, окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки наложена 608 (-50,8%) гражданам, иммобилизация проведена 6661 (-8%) пострадавшему, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 1042 (67,7%) пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 4 (-33%) пострадавших (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в I полугодии 2016 года распределились следующим образом:

контроль состояния (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 10 192 (-51%) пострадавшим;

допсихологическая помощь (поддержка) оказана 7962 (-56,5%) пострадавшим;

повязки при травмах различных областей тела наложены 9142 (-28%) гражданам;

1244 (-68%) пострадавшим зафиксировали шейный отдел позвоночника;

наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 1815 (-15,8%) граждан;

местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведено для 149 (-82%) пострадавших;

прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой) для 10 (-56,5%) пострадавших (рис. 3).

Всего, при реагировании ПСП на ДТП в I полугодии 2016 года проведено 76 799 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,7 минуты. Коэффициент реагирования (далее—к) в целом по стране составил 0,84 (-0,07) или 84% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в I полугодии 2016 года, в абсолютных значениях (чел.)

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (чел.)

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ (чел.

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь—31 (-22,5%) выезд, Республика Крым—46 выездов (-35,2%), г. Москва — 862* (-16,4%) выезда, Северо-Кавказский региональный центр—2363 (-12,8%) выезда, Дальневосточный региональный центр—2633 (-10,1%) выезда, Уральский региональный центр- 3866 (-14,4%) выездов, Южный региональный центр-4735(-9,8%) выездов, Сибирский региональный центр- 6245 (-17,5%) выездов, Северо-Западный региональный центр — 7272 (-16,5%) выезда, Приволжский региональный центр — 10 500 (-19,5%) выездов, Центральный региональный центр - 12 196 (-8,9%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более технических средств—далее ТС)—40604 выезда (80%) (-17,7% к аналогичному периоду прошлого года — далее АППГ);

ДТП без пострадавших — 4294 выезда (8%) (+48,9% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 5852 выезда (12%) (-16,6% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП в Северо-Западном к = 1 и Центральном региональных центрах к = 0,99 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Северо-Кавказском региональном центре — к = 0,73 (выезд на 7 ДТП из 10).

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Ингушетия; Красноярском, Хабаровском краях; Белгородской, Брянской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Ярославской областях; г. Санкт-Петербурге (к =1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,27) (выезд на 2 ДТП из 5-ти).

Коэффициент реагирования на ДТП в Приволжском региональном центре (к = 0,8), Сибирском региональном центре (к = 0,89), Дальневосточном ре-

* Количество выездов указано с учетом выездов отряда «Центроспас» на территории г. Москвы.

15 000

Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в I полугодии 2016 года, в абсолютных значениях (чел.)

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в I полугодии 2016 года, в разрезе их укрупненных видов

гиональном центре (к = 0,9), Южном региональном центре (к = 0,75), Уральском региональном центре (к = 0,8). В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,28 (рис. 6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,7 минуты.

Лучший показатель по региональным центрам в Приволжском региональном центре — 5,8 минуты; худшие—в Уральском региональном центре — 8,8 минуты, в Республике Крым — 11,6 минуты, в г. Севастополь — 9,9 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время—в Чукотском автономном округе — 2,9 минуты, худшее время — в Ненецком автономном округе — 27,8 минуты.

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в I полугодии 2016 года

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в I полугодии 2016 года, в минутах

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном региональном центре составило 6,7 минуты, Северо-Кавказском региональном центре—6,1 минуты, Северо-Западном региональном центре — 6,9 минуты, Центральном региональном центре—6,7 минуты, Дальневосточном региональном центре—7 минут, г. Москве—7,3 минуты, Сибирском региональном центре—7,2 минуты (рис. 7).

В I полугодии 2016 года силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 76 799 работ (в I полугодии 2015 года — 101 298 работ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 6%

(деблокировано 5880 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим—32% (помощь оказана 27 124 гражданам).

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 9% от общего количества работ, на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента, — 13%, на иные работы — 28%, на операции по деблокированию тел погибших — 1,8%. На выезды без проведения работ приходится 7% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 3% от общего количества случаев реагирования, возврат на маршруте следования—0,2% (рис. 8).

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в I полугодии 2016 года, удельный вес

В I полугодии 2016 года в Российской Федерации по данным ГУОБДД МВД России зафиксировано снижение количества:

ДТП с пострадавшими на 9,2% к—АППГ (72 886 ед.);

летальных исходов на 17,1% к АППГ (8149 чел.);

раненых в ДТП на 8,7% к АППГ (92 321 чел.).

Коэффициент тяжести последствий снизился по отношению к АППГ на 0,8 (в 2015 г. — 8,9, в 2016 г. — 8,1).

По результатам мониторинга и проведенного анализа реагирования ПСП на ДТП установлено [5]:

1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто- мототранспорте в Российской Федерации в I полугодии 2016 года наблюдается снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях, при этом коэффициент реагирования ПСП на ДТП (доля участия) также изменился.

Так, реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в I полугодии 2016 года в абсолютных значениях составило 50 750 (-14,4%) выездов. При этом коэффициент реагирования снизился на 0,07% к АППГ (2015 г.— 0,91; 2016 г.— 0,84), реагирование осуществлялось на 8 ДТП из 10-ти.

2. По территориальным органам МЧС России значительная положительная динамика реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП отмечена в Ненецком автономном округе (+166,7%), Белгородской области (+16,8%), Удмуртской республике (+57,9%), а также в Чукотском автономном округе(+16,7%).

Предположительно указанный рост реагирования является следствием высококачественной организационной работы в части постановки задач по реагированию на ДТП, контроля территориальных органов управления, высокого уровня исполнения Регламента по мониторингу и учёту сведений о реагировании ПСП на ДТП, а также своевременного полного методического обеспечения в области ликвидации последствий ДТП.

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ отмечено снижение показателей реагирования ПСП на ДТП: Архангельская область (-34,9%), Ленинградская область (-37,3%), Орловская область (-30,5%), Ярославская область (-33,2%), Республика Северная Осетия-Алания (-35,5%), Республика Марий-Эл (-48,3%), Кировская область (-42,7%), Самарская область (-38,6%), Саратовская область (-35,8%), Республика Бурятия (-36,6%), Кемеровская область (-30,9%), Еврейская автономная область(-49,3%), а также Магаданская область (-69%).

В качестве основных причин снижения показателей реагирования ПСП на ДТП в данных субъектах можно назвать снижение общего количества ДТП.

Кроме того, одной из причин снижения показателей может являться низкая исполнительская дисциплина ответственных лиц в части невнесения сведений в базу данных ИАС-ДТП в соответствии с Регламентом ведения территориальными органами

МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в ДТП[6], а именно—несвоевременная корректировка карточек базы данных ИАС-ДТП.

3. За отчётный период в 15 субъектах РФ по сведениям, представленным в базе данных ИАС-ДТП, коэффициент реагирования составил 1 (100%). Значительный рост показателя отмечается в Ненецком автономном округе (+37%), Брянской области (+23%) Костромской области (+15%), Московской области (+12%), Краснодарском крае (+12%), Ханты-Мансийском автономном округе (+11%), Алтайском крае (+12%) и Чукотском автономном округе (+12%).

Одновременно в ряде территориальных органов МЧС России отмечена отрицательная динамика коэффициента реагирования: Архангельская область (-18%), Ленинградская область (-32%), Республика Калмыкия (-16%), Волгоградская область (-19%), Ростовская область (-42%), Республика Северная Осетия-Алания (-31%), Кировская область (-31%), Нижегородская область (-21%), Саратовская область (-35%), Республика Бурятия (-17%), Забайкальский край (-16%), Новосибирская область (-17%), Магаданская область (-63%), Еврейская автономная область (-26%).

Литература

1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г № 864.

2. Приказ МЧС России от 04.09.2007 г № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

3. http://gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.

4. http://abdtp.ru. Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

5. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2016 года / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016.155 с.

6. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 101 с.

Сведения об авторах

Пляскина Ирина Владимировна: д. биол. н., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-иссл. отд.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код: 9311-8111.

Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. научн.-иссл. отд. 1 НИЦ;

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код: 4610-7026.

Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с. научн.-иссл.отд.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код: 8403-7379.

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), м. н. с. научн.-иссл. отд.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код: 3786-5159.

Information about authors

Plyaskina Irina V.: Dr. Sci.Biol, Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Head of research departmen.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 9311-8111.

AfanasyevaEvgenia V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Re-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

searcher of research department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 4610-7026.

Goryacheva Elena V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Researcher of research department.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 8403-7379.

Pozdnyakov Nikita A.: Federal Government Budget Institution

"All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal

Center of Science and high technology), Junior Researcher of

research department.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-scientific: 3786-5159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.