/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК: 614.8:656.1
Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2016 году
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
Е.В. Афанасьева, Н.А. Поздняков, Д.Р. Просветова
Аннотация
Представлен сравнительный анализ статистических данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2016 году, показателей участия и коэффициента реагирования, сведений о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; деблокирование; оказание помощи; спасенный.
Fire and Rescue Corps Response to Traffic Accidents in the Russian Federation in 2016
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
E. Afanasyeva, N. Pozdnyakov, D. Prosvetova
Abstract
The article presents a comparative analysis of statistical data on the response of fire and rescue units to traffic accidents in 2016, indicators of participation and response rate, information about the types of rescue and other emergency operations.
Key words: fire rescue units; traffic accidents; response rate; unblocking; rescued.
В соответствии с приказом МЧС России от 16.06.2014 № 298 «О реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в системе МЧС России» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) обеспечивает проведение анализа деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее—ДТП).
Исходными данными для проведения такого анализа являются сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), сформированного Приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», сбор и обработка которых регламентированы соответствующими организационными и методическими документами МЧС России Методическими рекомендациями по организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации / МЧС России: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011, а также [1, 2].
При расчете доли участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП также используются сведения о состоянии безопасности дорожного движения ГУ ОБДД МВД России [3].
В статье приведены результаты анализа реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в 2016 году, по отдельным показателям показана динамика по отношению к 2015 году [4].
В 2016 году в Российской Федерации произошло 173 694 (-5,6%) ДТП, в результате которых погибло 20 308 (-12,1%) человек, а 221 140 (-4,3%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 8,4 (8 погибших на 100 пострадавших).
Пожарно-спасательными подразделениями
в 2016 г. осуществлено 118 525 (-12,3%) выездов на ДТП. Помощь оказана 106 832 гражданам, в том
числе: спасено 53 632 человека (из них деблокировано 13 983 человека), первая помощь оказана 61 484 пострадавшим, психологическая помощь оказана 296 гражданам, иная помощь оказана 35 431 гражданину (рис. 1).
В 2016 году из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация проведена 983 (-19,7%) пострадавшим, временная остановка наружного кровотечения — 17 853 (+18%) пострадавшим, деблокировано 13 983 (-23%) пострадавших, 1095 (-33%) пострадавшим проведено восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, 1391 (-26%) пострадавшему наложена окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки, иммобилизация проведена 18 340 (+12%) пострадавшим, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 3853 (+58%) пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 9 (-82%) граждан (рис. 2).
Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2016 году распределилось следующим образом: контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 22 711 (-49%) гражданам; наложено повязок при травмах 21 562 (-23%) гражданам; 3110 (-55%) пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; допсихологическая помощь (поддержка) оказана 18596 (-54%) гражданам; наземными силами и средствами пожарно-спасательных подразделений (да-лее—ПСП) в лечебно-профилактические учреждения транспортирован 3371 (-20%) пострадавший, мероприятия по местному охлаждению при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведены 261 (-81%) пострадавшему; прекращение воздействия опасных химических веществ—32 (-43%) пострадавшим (рис. 3).
Всего при реагировании ПСП на ДТП в 2016 году проведено 180 009 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,8 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,84 (-0,07) или 84% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).
Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2016 году (человек)
/42 а^ SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52)
Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (человек)
Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ
(человек)
В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь—86 (+21,1%) выездов, Республика Крым — 169 выездов (+9%), г. Москва —17111 (-10,6%) выездов, Северо-Кавказский региональный центр—6166 (+4%) выездов, Дальневосточный региональный центр—6357 (-9,6%) выездов, Уральский региональный центр—10 062 (-1,7%) выезда, Южный региональный центр—9786 (-13,2%) выездов, Сибирский региональный центр—14 665 (-17,1%) выездов, Северо-Западный региональный центр—16 299 (-12,4%) выездов, Приволжский региональный центр—25 325 (-16,7%) выездов, Центральный региональный центр—27 898 (-12,1%) выездов (рис. 4).
Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):
ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС)— 97619 выездов (82%) (-13,4% к АППГ);
ДТП без пострадавших — 8003 выезда (7%) (+36,7% к АППГ);
ДТП с участием пешеходов — 12 903 выезда (11%) (-22,4% к АППГ).
Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Северо-Западном региональном центре—к = 1 (выезд на каждое ДТП), самый низкий —в Южном региональном центре—к = 0,67 (выезд на 7 ДТП из 10-ти).
1 Количество выездов указано с учетом выездов отряда «Центроспас» на территории г Москвы.
По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Чувашской, Алтай; Красноярском, Хабаровском краях; Псковской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Оренбургской, Пензенской и Челябинской областях; г. Санкт-Петербурге (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,26) (выезд на 3 ДТП из 10-ти).
В Приволжском региональном центре (к = 0,82), Сибирском региональном центре (к = 0,86), Центральном региональном центре (к = 0,99), Дальневосточном региональном центре (к = 0,92), Уральском региональном центре (к = 0,84), Северо-Кавказском региональном центре (к = 0,83) коэффициент реагирования на ДТП находится в пределах нормативных значений. В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,26 (рис. 6).
Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,8 минуты.
Лучший показатель по региональным центрам (далее—РЦ) в Приволжском РЦ—5,7 минуты; худший —в Уральском РЦ—9,2 минуты.
По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском автономном округе — 2,7 минуты. Высокое среднее время реагирования ПСП на ДТП зафиксировано в Пермском крае — 3,6 минуты и Республике Мордо-вия—3,7 минуты, худшее время—в Ненецком автономном округе — 18,3 минуты.
Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном РЦ составило 7,2 минуты, Северо-Кавказском РЦ — 5,8 минуты, Северо-Западном РЦ—6,8 минуты, Центральном РЦ — 6,7 минуты, Дальневосточном РЦ—7 минут, г. Москве—7,5 минуты, Сибирском РЦ—7,4 минуты.
Среднее время реагирования ПСП на ДТП в Республике Крым — 11,8 минут, в г. Севастополь—9,3 минут (рис. 7).
В 2016 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 180009 работ (в 2015 году — 229543 работы) (-21,6% к АППГ).
Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5% (деблокировано 13983 человека), по оказанию первой помощи пострадавшим—32% (помощь оказана 61484 гражданам).
Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2016 году, в разрезе их укрупненных видов
/44 См! SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, N0. 2 (52)
г. Москва СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ
Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2016 году
На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 9% от общего количества работ, на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента,— 12%, на иные работы —28%, на операции по деблокированию тел погибших—2%. На выезды без проведения работ приходится 7% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 4% от общего количества случаев реагирования, возврат на маршруте следования — 1% (рис. 8).
Выводы
По результатам мониторинга и анализа реагирования ПСП на ДТП установлено:
1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто-мототранспорте в Российской Федерации в 2016 году наблюдается пропорциональное снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях и коэффициента реагирования.
2. По территориальным органам МЧС России рост количества выездов пожарно-спасательных подразделений на ДТП отмечен в Камчатском крае (+12,4%), Республике Мордовия (+19,1%), Чукотском (+22,7%) и Ханты-Мансийском АО (+53,6%).
3. За отчетный период в 17 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%). Рост показателя отмечается в Ставропольском крае (+12%) и Ханты-Мансийском АО (+25%).
Одновременно отмечена отрицательная динамика этого коэффициента в Самарской области (-24%), Удмуртской Республике (-25%), Ненецком АО (-31%), Саратовской области (-33%), Ростовской области (-33%), Нижегородской области (-33%) и Республике Марий-Эл (-38%).
Причинами снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ стали:
снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена, при возникновении ДТП;
непоступление сообщений о большом количестве ДТП (более 20%), фиксирующихся по заявлению (случаи, принятые в учет в течение 10 дней по результатам сверки органов управления ГИБДД с медицинскими учреждениями) при их совершении. На статистический учет ГИБДД такие ДТП фиксируются по обращению потерпевшего в медицинское учреждение;
Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2016 году, в минутах
Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2016 году, удельный вес
снижение активности граждан и свидетелей по вызову ПСП к месту ДТП (в том числе заявления об отсутствии необходимости привлечения ПСП при обращении в ЕДДС);
большое количество ДТП с участием пешеходов среди всех ДТП с пострадавшими (около 30%). Фактически в большинстве таких случаев не требуется привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста);
значительная удаленность ДТП от мест дислокации ПСП (более 20 км), при которых первая помощь либо эвакуация пострадавших в лечебные учреждения уже произведены до их прибытия (в том числе силами участников и очевидцев);
принятие диспетчерами решения о нецелесообразности направления к месту ДТП пожарно-спаса-тельных сил по результатам уточнения обстоятельств ДТП и необходимости оказания помощи (данные меры направлены на выполнение решений коллегии МЧС России, распорядительных документов территориальных органов МЧС России по экономии моторесурсов и горюче-смазочных материалов в ПСП);
4. Наблюдаемое в 2016 году снижение количества случаев привлечения психологов МЧС России к работе при ДТП с пострадавшими на 7% (в 2015 г.— 445 ДТП, в 2016 г.— 412 ДТП) является следствием и пропорционального снижения фактической численности специалистов психологической службы МЧС России (в 2015 г.— 858 чел., в 2016 г.— 800 чел.).
Литература
1. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествия. МЧС России, 2013
2. http://abdtp.ru. Ресурс ФГИС «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», паспорт ФС-77150413 от 29.06.2015.
3. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГУ ОБДД МВД России.
4. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 178 с.
Сведения об авторах
Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 4610-7026.
Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.
12l352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 3786-5159.
Просветова Дарья Романовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 6874-4594.
Information about authors
Afanasyeva Evgenia V.: Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 4610-7026.
Pozdnyakov Nikita A.: Junior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3786-5159.
Prosvetova Daria R.: Junior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 68744594.