/10 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43) УДК: 614.8:656.1
Основные результаты деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
И.В. Пляскина, Е.В. Горячева, Н.В. Савицкая
Аннотация
В статье представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2014 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2013 —2014 годы.
Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аварийно-спасательный инструмент.
The Main Results of the Territorial Bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and Rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in 2014
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
I. Plyaskina, E. Goryacheva, N. Savitskaya
Abstract
The article presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in 2014. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared for 2013 and 2014 years.
Key words: fire and rescue units; traffic accidents; a response factor; the rescue tool.
Основные термины и определения
Динамика показателей (указывается в скобках со знаками + или -) — рост или снижение значения показателя за отчетный период текущего года по отношению к данному показателю аналогичного периода прошлого года (АППГ) в процентном или абсолютном исчислении.
Динамика показателя «коэффициент реагирования» — разница между показателем текущего года и АППГ, абсолютное значение.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
Коэффициент реагирования ПСП на ДТП (^ — показатель доли участия ПСП в ликвидации последствий ДТП с пострадавшими
определяется количеством ДТП, на которые выехали ПСП по отношению к числу ДТП с пострадавшими по данным ГУОБДД МВД России (с учетом совместных выездов на ДТП, выездов на ДТП без пострадавших, а также на ДТП с участием пешеходов). Методика расчета «к» представлена в Регламенте [3].
Коэффициент тяжести последствий ДТП — количество погибших на 100 пострадавших, по данным ГУОБДД МВД России.
Пожарно-спасательные подразделения (далее — ПСП) — аварийно-спасательные формирования и подразделения противопожарной службы, реагирующие на ДТП.
Реагирование ПСП на ДТП — факт выезда пожарно-спасательного подразделения на ДТП (при этом под 1 выездом понимается количество ДТП, на ликвидации последствий которых привлекались ПСП, вне зависимости от прибывших подразделений или расчетов).
ТС — транспортное средство.
Аварийность на автомобильном транспорте — проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.
На общее состояние дорожной безопасности особое влияние оказывает человеческий фактор. Среди участников дорожного движения отмечается низкий уровень правовой культуры, широкое распространение сознательного пренебрежения к соблюдению ими требований безопасности дорожного движения.
В рамках реализации и выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» [1] сотрудниками «Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [2] непрерывно осуществляется сбор и учет сведений об организации деятельности пожарно-спасатель-ных подразделений территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и ликвидации их последствий.Ресурс Федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» [5] и официальные данные ГУОБДД МВД России [4] позволяют проводить мониторинг и анализ показателей реагирования аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны на дорожно-транспортные происшествия, а также получать информацию о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ в сравнении за аналогичные периоды.
В 2014 году в Российской Федерации произошло 199 720 (-2,1 %) ДТП, в результате которых погибло 26 963 человека (-0,2 %), а 251 785 человек получили ранения (-2,6 %). Коэффициент тяжести последствий составил 9,7 (официальные данные ГУОБДД МВД России).
Пожарно-спасательными подразделениями в 2014 году осуществлено 156 226 выездов на ДТП (-0,6 %), оказана помощь 146 112 пострадавшим (-8,2 %) (из них деблокировано 19 324 человека). Проведено 264 859 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,7 минуты. Коэффициент реагирования по стране составил 0,92 (+0,01) или 92 %.
В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 22 выезда, Республика Крым — 75 выездов, г. Москва — 2 229 выездов (-2,4 %), Северо-Кавказский региональный центр — 6 826 выездов (+21,1 %), Дальневосточный региональный центр — 8 745 выездов (-3,9 %), Уральский региональный центр — 12 192 выезда (-6,5 %), Южный региональный центр — 13 388 выездов (-7,5 %), Сибирский региональный центр — 19 945 выездов (+0,05 %), Северо-Западный региональный центр — 21 712 выездов (-7,1 %), Приволжский региональный центр — 34 756 выездов (-0,17 %), Центральный региональный центр — 36 076 выездов (+5,8 %) (рис. 1).
Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом: ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 128 654 выезда (82 %) (+2,5 % к АППГ); ДТП без пострадавших — 9 705 выездов (6 %) (-14,3 % к АППГ); ДТП с участием пе-
/12 а^ SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43)
Рис. 1. Реагирование ПСП на ДТП в 2014 году
шеходов — 17 867выездов (12 %) (-11,8 % к АППГ) (рис. 2).
Наиболее высокий коэффициент реагирования (к) ПСП на ДТП в Северо-Западном региональном центре к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Уральском РЦ к = 0,82 (выезд на 4 ДТП из 5).
По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных, лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Дагестан, Бурятия; Пермском, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Хабаровском краях; Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Кировской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Новосибирской, Томской, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях; г. Санкт-Петербурге; Ненецком автономном округе (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показательв Свердловской области (к = 0,32) (выезд на 2 ДТП из 5).
В Сибирском региональном центре (к = 0,97), Приволжском региональном центре (к = 0,96), Дальневосточном региональном центре (к = 0,97), Центральном региональном центре (к = 0,96), Южном региональном центре (к = 0,88), Северо-Кавказском региональном центре (к = 0,84), Уральском региональном центре (к = 0,82) коэффициент реагирования на ДТП находится в пределах нормативных значений. В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,28 (рис. 3).
Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,7 минуты.
Лучший показатель по региональным центрам в Приволжском РЦ — 5,4 минуты; худший — в Уральском РЦ — 8,6 минуты и Сибирском РЦ — 8,5 минуты. При этом самые худшие показатели не выходят за пределы нормативных значений (10 минут) и являются приемлемыми.
По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском автономном округе — 2,3 минуты, худшее время — в Республике Тыва — 13,6 минуты.
Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном РЦ составило 6,1 минуты, Северо-Кавказском РЦ
— 6,1 минуты, Северо-Западном РЦ
— 6,4 минуты, Дальневосточном РЦ
— 6,4 минуты, Центральном РЦ — 6,6 минуты, г. Москве — 6,8 минуты.
В Республике Крым Среднее время прибытия к месту ДТП составило 12,6 минуты, в г. Севастополь — 15,7 минуты (рис. 4).
В 2014 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 264 859 работ (в 2013 г. —
Рис. 2. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2014 году
251 875 работ) (+5,1 % к АППГ).
Рис. 3. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2014 году
Рис. 4. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2014 году, в минутах
Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5 % (деблокировано 19 319человек), оказание первой помощи пострадавшим — 43 % (ПП оказана 134 679 пострадавшим), ликвидация вторичных поражающих факторов — 3 %.
На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 7 % от общего количества работ, на деблокирование тел погибших — 2 %, возврат на маршруте следования и выезды без проведения работ в сумме составили 4 % от общего количества случаев реагирования.
На работы, не требующие применения АСИ и иные работы пришлось 10 % и 26 %, соответственно (рис. 5).
Результаты анализа реагирования пожарно-спа-сательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2014 году позволяют сделать вывод о том, что в целом по Российской Федерации показатели реагирования зарегистрированы на уровне аналогичного периода прошлого года.
В 2014 году в Российской Федерации зафиксировано уменьшение общего количества ДТП с пострадавшими по отношению к 2013 году на -2,1 % (199 720 против 204 068), при этом отмечается тенденция к повышению тяжести их последствий (9,7 против 9,5).
В абсолютных значениях количество выездов ПСП на ДТП уменьшилось на 0,6 % (2013 г. — 157 107 выездов, 2014 г. — 156 226 выездов). Отмечено сокращение количества граждан, которым оказана первая помощь (2013 г. — 146 004 чел., 2014 г. — 134 832 чел.). Количество деблокированных увеличилось на 2,3 % (2013 г. — 18 886 чел., 2014 г. — 19 324 чел.).
Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в сравнении с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 1 % и составил 92 выезда на 100 ДТП с пострадавшими (АППГ — 1 %).
При незначительном варьировании коэффициента реагирования в целом по стране, следует отметить его существенную динамику в отдельно взятых субъектах Федерации.
/14 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43)
Рис. 5. Работы при ликвидации последствий ДТП 2014 году
Так, в 6 субъектах РФ коэффициент реагирования увеличился на 20 % и более (Владимирская область, Рязанская область, Ярославская область, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия — Алания и Республика Бурятия). Наибольшее увеличение отмечено в Республике Северная Осетия — Алания.
Вместе с тем, в Архангельской и Свердловской областях, Республиках Адыгея, Калмыкия, Татарстан и Алтай, а также в Еврейской автономной области зафиксировано снижение доли участия ПСП в ликвидации последствий ДТП на 10 % и более.
В целом, при ликвидации последствий ДТП в 2014 году спасено 146 112 человек — сокращение составило 8,2 % (в 2013 г. — 159 177 чел.). Более чем на 4 % увеличилось количество проводимых работ и технологических операций (в 2013 г. — 251 875 работ, в 2014 г. — 264 859 работ), время прибытия к месту ДТП сократилось на 5,6 % и составило 6,7 минуты (в 2013 г. — 7,1 минуты).
Литература
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах», Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864.
2. Приказ МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
3. Регламент представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествия/МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 17 с.
4. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.
5. http://abdtp.ru.Ресурс программно-аппаратного комплекса автоматизированной базы данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
6. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году. МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 128 с.
Сведения об авторах
Пляскина Ирина Владимировна: к. м. н., д. б. н., ФГБУ
ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), вед. н. с.ц
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 216-90-33.
E-mail: [email protected]
SPIN-код — 9311-8111.
Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-90-33. E-mail: [email protected]
Савицкая Надежда Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-90-33. E-mail: [email protected]
Information about authors
Plyaskina Irina V.: PhD, Dr. Sci. Biol, Federal Government
Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil
Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and
High Technology), Leading Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.
Tel.: (499) 216-90-33.
E-mail: [email protected]
SPIN-scientific — 9311-8111.
Goryacheva Elena V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-33. E-mail: [email protected]
Savitskaya Nadezhda V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-33. E-mail: [email protected]