Научная статья на тему 'Реагирование пожарно-спасательных подразделений территориальных органов МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в i полугодии 2014 года'

Реагирование пожарно-спасательных подразделений территориальных органов МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в i полугодии 2014 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / FIRE AND RESCUE UNITS / TRAFFIC ACCIDENTS / A RESPONSE FACTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горячева Елена Викторовна

В статье представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ. Приведены показатели по дорожно-транспортным происшествиям, отнесенным к категории чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горячева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responding Fire and Rescue Units of the Territorial Bodies of Ministry of Emergency Situations of Russia on Traffic Accidents in the Russian Federation in the first half of 2014

The article presents statistics on the response of fire and rescue divisions on traffic accidents, indicators and ratios of response, information about the kinds ongoing rescue and emergency operations. The indexes for road traffic accidents graded in classes emergencies.

Текст научной работы на тему «Реагирование пожарно-спасательных подразделений территориальных органов МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в i полугодии 2014 года»

/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 3 (41)

УДК: 614.8:656.1

Реагирование пожарно-спасательных подразделений территориальных органов МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2014 года

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

Е.В. Горячева

Аннотация

В статье представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ. Приведены показатели по дорожно-транспортным происшествиям, отнесенным к категории чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования.

Responding Fire and Rescue Units of the Territorial Bodies of Ministry of Emergency Situations of Russia on Traffic Accidents in the Russian Federation in the first half of 2014

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

E. Goryacheva

Abstract

The article presents statistics on the response of fire and rescue divisions on traffic accidents, indicators and ratios of response, information about the kinds ongoing rescue and emergency operations. The indexes for road traffic accidents graded in classes emergencies.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; a response factor.

С января по июнь 2014 года в Российской Федерации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации зафиксировано незначительное снижение (-0,7 %) количества дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) с пострадавшими по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ) (2013 г. — 83 439 ед.; 2014 г. — 83 773 ед.). При этом, как и в первом квартале 2014 года, сохраняется тенденция роста гибели граждан в результате таких аварий — + 2,8 % к АППГ (2013 г. — 10 364 чел.; 2014 г. — 10 835 чел.) при снижении количества раненых на 1,7 % (2013 г. — 106 531 чел.; 2014 г. — 106 088 чел.). Количество погибших на 1000 пострадавших по сравнению с АППГ возросло и составило более 93 человек (АППГ — 89 чел.), коэффициент тяжести последствий в 1 полугодии 2014 года — 9,3.

В условиях роста тяжести последствий ДТП, по итогам 1 полугодия 2014 года, в Российской Федерации в целом наблюдается положительная динамика показателей реагирования консолидированных сил и средств служб спасения на автомобильные аварии.

Реагирование пожарно-спасательных подразделений (далее — ПСП) на дорожно-транспортные происшествия в январе—июне 2014 года в абсолютных значениях составило 64 956 выездов. Коэффициент реагирования вырос на 2 % (2013 г. — 0,88; 2014 г. — 0,9), реагирование осуществляется на 9 из 10 ДТП.

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 13 выездов, Республика Крым — 20 выездов, г. Москва — 1 044 (-2,1%) выездов, Северо-Кавказский Региональный центр — 2 892 (+43,5%) выезда, Дальневосточный Региональный центр — 3 635 (+5,7%) выездов, Уральский Региональный центр — 4 943 (-6,3%) выезда, Южный Региональный центр — 5 558 (-7,5%) выездов, Сибирский Региональный центр — 8 266

(+8,3%) выездов, Северо-Западный Региональный центр — 9 845 (-2,3%) выездов, Приволжский Региональный центр — 14 227 (+1,6%) выездов, Центральный Региональный центр — 14 408 (+4,6%) выездов (рис.1).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис.2): ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 52 495 выездов (80%) (+5,8% к АППГ); ДТП без пострадавших — 4 714 выездов (8%)(-16,1% к АППГ); ДТП с участием пешеходов — 7 747 выездов (12%)(-5,9% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования (далее — к) ПСП на ДТП в Северо-Западном Региональном центре — к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Центральном Региональном центре — к = 0,74 (выезд на 4 ДТП из 5-ти).

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Дагестан, Башкортостан, Алтай; Пермском, Хабаровском краях; Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Тюменской, Новосибирской, Магаданской, Сахалинской областях; г. Санкт-Петербурге; Ненецком автономном округе (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,32) (выезд на 2 ДТП из 5-ти).

В Приволжском Региональном центре (к = 0,98), Сибирском Региональном центре (к = 0,96), Дальневосточном Региональном центре (к = 0,95), Южном Региональном центре (к = 0,89), СевероКавказском Региональном центре (к = 0,83), Уральском Региональном центре (к = 0,79) коэффициент реагирования на ДТП находится в пределах нормативных значениях. В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,26 (рис.3).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,8 минуты.

Рис. 1. Реагирование ПСП на ДТП в I полугодии 2014 года, в абсолютных значениях

^И SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 3 (41)

Рис. 2. Динамика реагирования ПСП на ДТП в I полугодии 2014 года, в разрезе их укрупненных видов

Рис. 3. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в I полугодии 2014 года

Лучший показатель по региональным центрам в Приволжском Региональном центре — 5,5 минуты; худший — в Уральском Региональном центре — 8,7 минуты и Сибирском Региональном центре — 8,7 минуты. При этом самые худшие показатели не выходят за пределы нормативных значений (10 минут) и являются приемлемыми.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском автономном округе — 2,7 минуты, худшее время — в Республике Алтай — 14,6 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном Региональном центре составило 6 минут, Дальневосточном Региональном центре — 6,3 минуты, Северо-Западном Региональном центре — 6,4 минуты, Северо-Кавказском Региональном центре — 6,4 минуты, г. Москве — 6,8 минуты, Центральном Региональном центре — 7 минут (рис. 4).

В I полугодии 2014 года силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 109 431 работа (в I полугодии 2013 г. — 113 385 работ)(-3,5% к АППГ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5%

(деблокировано 7 986 человек), оказание первой помощи пострадавшим — 41% (первая помощь оказана 55 265 пострадавшим), ликвидация вторичных поражающих факторов — 3%.

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 7% от общего количества работ, на деблокирование тел погибших — 2%, возврат на маршруте следования и выезды без проведения работ в сумме составили 5% от общего количества случаев реагирования.

На работы, не требующие применения АСИ и иные работы, пришлось 10% и 27%, соответственно (рис.5).

К положительным результатам проведенной в территориальных органах МЧС России работы следует отнести увеличение доли выездов подразделений на ДТП с пострадавшими (+5,8 %) при значительном снижении реагирования на «потенциально нецелевые» (ДТП без пострадавших — -16,1%; ДТП с участием пешеходов — -5,9 %) вызовы. Очевидно смещение управленческих акцентов — тенденция к переходу «от количества к качеству».

За отчетный период в 22 субъектах Федерации, по

Рис. 4. Среднее время прибытия к месту ДТП в I полугодии 2014 года, в минутах

Рис. 5. Работы при ликвидации последствий ДТП I полугодии 2014 года,

удельный вес

сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1,0 (100%).

Значительный рост отмечается в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа — Республика Дагестан (+66%), Республика Северная Осетия Алания (+ 57%), Кабардино-Балкарская Республика (+ 55%).

Вместе с тем, в Республике Адыгея (-32%), Рязанской (-26%) и Смоленской (-66%) областях наблюдается снижение показателей более чем на 20%.

Наиболее отрицательная динамика реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в отчетном периоде зафиксирована в Смоленской области — коэффициент реагирования снизился по сравнению с АППГ на 66 % (с 1 до 0,34).

С учетом вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов, Центром мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий проводится работа по организационно-методическому обеспечению территориальных органов МЧС России по Республике Крым и г. Севастополю в области реагирования

пожарно-спасательных подразделений на ДТП.

В целом, по результатам первого полугодия 2014 года, отмечается стабильная ситуация по показателям реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в Российской Федерации.

Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации рекомендовано усилить работу в области организации межведомственного взаимодействия, а также взять на контроль вопросы мониторинга динамики коэффициента реагирования и, при необходимости, принимать незамедлительные меры.

Литература

1. http://www.gibdd.ru, ресурс официального сайта ГИБДД МВД России.

2. http://abdtp.ru,ресурс программно-аппаратного комплекса автоматизированной базы данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

3. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2014 года. МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.104 с.

Сведения об авторе

Горячева Елена Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, г. Москва, Давыдковская ул., 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: [email protected]

Information about authors

Goryacheva Elena V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), junior researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-33. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.