Научная статья на тему 'Совершенствование системы профилактики преступлений при конвоировании'

Совершенствование системы профилактики преступлений при конвоировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОНВОИРОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / CRIME PREVENTION / LAW ENFORCEMENT BODIES / CONVOY / PRISONER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавокина Светлана Юрьевна

в статье проводится анализ существующей системы профилактики преступлений при конвоировании, предлагается взаимосвязанная система профилактики преступлений, включающая в себя общую, специально-криминологическую и индивидуальную профилактику, классифицируются субъекты профилактики и выявляются внутренние резервы совершенствования службы конвоирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVINGTHE SYSTEMOFCRIMEPREVENTION DURINGCONVOY

The article analyzes the existing system of crime prevention during convoy, the author proposes the interrelated system of crime prevention which includes general, special criminological and individual prevention, gives the classification of the subjects of prevention and identifies the internal reserves of convoy service development

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы профилактики преступлений при конвоировании»

УДК 343.9 ББК 67.515.1 К12

S.Yu. KAVOKINA

IMPROVING THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION

DURING CONVOY

Аннотация: в статье проводится анализ существующей системы профилактики преступленийпри конвоировании, предлагается взаимосвязанная система профилактики преступлений, включающая в себя общую, специально-криминологическуюи индивидуальную профилактику, классифицируютсясубъек-ты профилактики и выявляются внутренние резервы совершенствования службы конвоирования

Ключевые слова: профилактика преступлений, правоохранительные органы, конвоирование осужденный.

СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА КАВОКИНА*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ КОНВОИРОВАНИИ

Annotation: The article analyzes the existing system of crime prevention during convoy, the author proposes the interrelated system of crime prevention which includes general, special criminological and individual prevention, gives the classification of the subjects of prevention and identifies the internal reserves of convoy service development.

Key words: crime prevention, law enforcement bodies, convoy, prisoner.

В настоящий момент конвоирование осуществляется на различных стадиях уголовного процесса, при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении как осужденных, так и лиц, содержащихся под стражей. Подразделения по конвоированию входят в структуру различных министерств и ведомств. Сложность выполняемых задач обусловливается постоянно возрастающим объемом специальных перевозок.

Вместе с тем анализ судебной практики показывает, что количество возбужденных уголовных дел за преступления, совершенные во время конвоирования, остается небольшим, что в первую очередь объясняется сложностью определения подследственности по преступлениям, совершенным во время следования караула, а также фактической невозможностью оперативного проведения следственных действий. Действующее уголовно-исполнительное законодательство на практике лишает возможности применения к конвоируемым лицам и мер дисциплинарного воздействия.

Ухудшение криминологической ситуации в пенитенциарных учреждениях, изменение качественного состава осужденных и лиц, содержащихся под стражей, неизбежно влечет за собой возрастание вероятности совершения преступлений при конвоировании. Противовесом этому процессу должна стать целостная и многоуровневая система профилактики преступлений.

Субъекты пенитенциарной профилактики и профилактики преступлений при конвоировании во многом, но не во всем совпадают. К субъек-

I

с §

с

I §

о

0)

S

с §

0

■е-§

ш

1

с §

1

(D

0

1

(D I С Сс

* Старший инспектор отдела организации службы управления по конвоированию (УФСИН России по Волгоградскойобласти). ЕтаЛ: ИотппШапёс.х. ги.

>3 I

0

1

о

о %

2

Ü

ГО §

О &

§

<0

О §

§ £

там профилактики при конвоировании относятся все органы и учреждения, своей деятельностью оказывающие влияние на состояние преступности в караулах по конвоированию.

Всех субъектов профилактики можно разделить:

- на неспециализированные, которые, в свою очередь, подразделяются на участвующих в пенитенциарной профилактике (представители религиозных и общественных организаций), а также осуществляющих содействие в воспитании осужденных и способствующих профилактике только при осуществлении конвоирования (линейные отделы ОВД, обеспечивающие безопасность при посадке (высадке) специального контингента; органы ДПС, осуществляющие в случае необходимости сопровождение особо сложных автодорожных караулов; отделения железных дорог, совместно с которыми разрабатываются места расположения контрольно-диспетчерских пунктов);

- частично специализированные, к ним относятся структурные подразделения исправительных учреждений, воинских гарнизонов и изоляторов временного содержания, а также структурные подразделения управлений (отделов, батальонов) по конвоированию, способствующие профилактике преступлений при конвоировании (отделы профессиональной подготовки, воспитательные отделы и т. д.);

- специализированные субъекты, непосредственно осуществляющие профилактику преступлений по конвоированию, к ним относятся сами караулы, а также подразделения, разрабатывающие систему охраны при конвоировании.

Основу профилактики преступлений при конвоировании должны составлять всесторонний анализ криминологической ситуации и прогноз ее развития. По мнению Л. А. Березенко, содержание криминологического прогноза пенитенциарной преступности составляют и прогностические данные уголовно-правового и уголовно-исполнительного прогнозирования1.

Сведения, используемые для составления прогноза, должны отвечать следующим требованиям: доступность, необходимость достоверность, надежность, оперативность, системность. Существующая система статистической отчетности и анализ показателей служебной деятельности по конвоированию соответствуют только одному из предъявляемых критериев -достоверности.

Статистика, единая для всех подразделений, осуществляющих конвоирование, не ведется,

вследствие чего отсутствуют обобщенные данные о количестве перевозимого специального контингента, не представляется возможным определить качественный и количественный состав преступлений, совершаемых при конвоировании. В связи с этим предлагается разработать и применять на практике статистический отчет, единый для всех подразделений по конвоированию, позволяющий осуществлять криминологическое прогнозирование в рамках профилактики преступлений при конвоировании и снижения затрат на его осуществление. Именно на этом фундаменте можно будет построить научные разработки, направленные на совершенствование службы конвоирования, независимо от ведомственной принадлежности, так как на настоящий момент эта деятельность нуждается в научном сопровождении и разработке путей ее оптимизации.

Профилактика преступлений при конвоировании осуществляется на нескольких уровнях:

- общая профилактика - меры, направленные на обеспечение законопослушного поведения осужденных. На этом уровне профилактика не всегда связана с конвоированием, включает в себя правовое обеспечение конвоирования, воспитательную и психологическую работу с осужденными;

- специально-криминологическая профилактика - создание условий, способствующих поддержанию максимального уровня безопасности в караулах;

- индивидуальная профилактика - имеет значительную специфику, так как караул обладает ограниченным набором средств воздействия на каждого осужденного, а также владеет приемами, направленными на распознание готовящегося преступления и его пресечение.

Система общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступлений при конвоировании должна включать в себя:

- оптимизацию распределения функций конвоирования между различными ведомствами, с учетом предстоящего избавления МВД России от несвойственных функций, осуществление конвоирования на постоянной профессиональной основе;

- меры, направленные на сокращение объемов специальных перевозок (применение уголовного наказания, не связанного с лишением свободы; оптимальное размещение органов суда и следствия, изоляторов временного содержания, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; сокращение числа арестов в ходе проведения предварительного

следствия; более широкое применение видео-конференцсвязи при рассмотрении жалоб, подаваемых в порядке надзора);

- совершенствование нормативно-правовой базы: наиболее характерными преступлениями для процесса конвоирования являются совершение побегов и нападений на караул; хотя опрос, поведенный среди сотрудников УИС и МВД России, как непосредственно возглавляющих караулы по конвоированию, так и осуществляющих организацию деятельности по конвоированию, указывает на наличие и других преступлений: угроза, клевета, оскорбление. Однако данные деяния остаются латентными, так как не получают должной уголовно-правовой оценки. В связи с этим целесообразно восполнить указанный пробел, изложив п. 2 ст. 321 УК РФ в следующей редакции: «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении сотрудника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы или места содержания под стражей, а также личного состава караулов по конвоированию в связи с осуществлением ими служебной деятельности либо их близких». Дополнить п. 2. ст. 59 УИК РФ словами: «В случае если нарушение допущено осужденным во время следования под охраной караула по конвоированию взыскание налагается не позднее 10 суток со дня прибытия в учреждение, исполняющее наказание, на основании мотивированного акта с изложением обстоятельств нарушения»;

- разработка нормативной базы, позволяющей применять электрошокеры в караулах по конвоированию;

- разработка единого совместного приказа МВД России и Минюста России, регламентирующего служебную деятельность при осуществлении любого перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- оптимизация взаимодействия между органами, осуществляющими конвоирование, в целях обмена информацией и передовым опытом, а также предупреждения преступлений, совершаемых при реализации общих служебных задач (например, при производстве обмена на железнодорожнойстанции); оптимизация внешнего взаимодействия с органами и учреждениями, способствующими осуществлению конвоирования (судебными органами, органами местного самоуправления, владельцами транспортных монополий);

- совершенствование кадровой политики формирования подразделений по конвоирова-

нию, подготовкадостаточного числа специалистов (уровня руководителей подразделений по конвоированию, их заместителей, начальников отделов и служб) на базе ведомственных учебных заведений, а также оптимизация процесса первоначальной подготовки личного состава караулов по конвоированию на базе учебных центров с использованием результатов научных исследований;

- проведение работы, направленной на обновление парка специальных вагонов и автомобилей;

- возложение на Центр специальных перевозок МВД России обязанности предъявления требований к ОАО «Российские железные дороги» (в том числе в судебном порядке) в случае отражения в акте приема вагона недостатков в его состоянии.

Меры индивидуальной профилактики, реализуемые в процессе конвоирования, включают в себя: контроль за осуществлением служебной деятельности и обеспечение требуемого режима содержания в караулах, а в случае необходимости пресечение противоправных действий со стороны конвоируемых лиц, в том числе с применением оружия, специальных средств и физической силы.

При разработке мер профилактики следует учитывать сложившуюся экономическую ситуацию, не позволяющую рассчитывать на дополнительные финансовые вливания. В ходе исследования было выявлено, что осуществление конвоирования имеет внутренние резервы, перераспределение которых позволит высвободить значительные денежные средства. Именно они дадут возможность произвести столь не-обходимуюмодернизацию специального транс -порта, а также его дополнительное оборудование техническими средствами, позволяющими в несколько раз снизить возможности совершения преступлений при конвоировании.

В случае оптимального размещения тюрем в дальнейшем служебная нагрузка должна снизиться, в том числе ввиду планируемого приведения в жизнь курса на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшение условий содержания осужденных и подследственных. Так, в США «джейлы (следственные изоляторы), как правило, расположены в непосредственной близости от зданий судов. Тем самым достигается экономия времени, сил и средств, транспортных расходов по конвоированию подследственных на судебные заседания и обрат-но»2. Необходимо учитывать, что строитель-

I

с §

с

I §

о

О)

S

с §

0

■е-§

ш

1

с §

1

(D

0

1

(D I С Сс

ство одного сверхсовременного следственного изолятора на 4-5 тыс. лиц, содержащихся под стражей, обходится государствув 4,3 млрд рублей, а конвоирование этого же количества лиц в течение суток примерно в 8 млн рублей, то есть даже такой изолятор (построенный в оптимальном месте) окупит себя за 4-5 лет. Взможна передислокация ряда судов, следственных органов, изоляторов временного содержания, следственных изоляторов. Перемещение учреждений позволит не только снизить объемы конвоирования, но и произвести их оборудование в соответствии с действующими стандартами .

Серьезную обеспокоенность вызывают укомплектованность и состояние специального транспорта. Во избежание чрезвычайных происшествий ряд региональных подразделений ОАО «Российские железные дороги» прекращает продление сроков эксплуатации специальных вагонов. При сохранении такого положения дел подразделения по конвоированию не смогут в полном объеме выполнять стоящие перед ними задачи конвоирования.

Имеют место проблемы с укомплектованием парка специальных автомобилей для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняе-

мых. Выделяемое финансирование не обеспечивает повышения общего уровня укомплектованности новыми типами техники. Поддержание в исправном состоянии спецавтомобилей, выработавших нормы эксплуатации, влечет за собой увеличение расходов бюджетных средств, а также значительно снижает надежность охраны конвоируемых лиц и безопасность перевозок». Решить данный вопрос без дополнительного финансирования не представляется возможным. Проведенный анализ показал, что для своевременной отправки караула приходилось менять неисправную машину непосредственно перед конвоированием, а ведь аварийная остановка специального автомобиля может не только повлечь за собой срыв караула, но и увеличить возможность совершения побега или нападения на караул.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что на настоящий момент отсутствует комплексная разноуровневая система мер профилактики преступлений при конвоировании, которая должна включать в себя общую, специально-криминологическую, индивидуальную профилактику, препятствующую созданию причин и условий совершения преступлений в уже назначенном карауле.

1 См.: Пенитенциарная криминология: учебник/ под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришке, А.П. Фильченко Рязань, 2009.

2 Пантелеев В. Джейлы и тюрьмы СоединенныхШтатов Америки // Преступлениеи наказание. 2007. № 10. С. 60-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.