Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию'

Основные направления совершенствования деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1140
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНВОИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЛАН ОХРАНЫ / ВСТРЕЧНЫЙ КАРАУЛ / CONVOY / SPECIAL TRANSPORTATION / ORGANIZATION OF CONVOY / PRISON CONVOY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маяков А. А.

в статье рассматриваются основные направления деятельности спецподразделений УИС по конвоированию, приведены нормативные правовые акты, регулирующие ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF CONVOY IMPROVEMENT IN SPECIAL SUBDIVISIONS OF PENAL SYSTEM

the article is devoted to the main trends of convoy in special subdivisions of penal system

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию»

A.A. MAYAKOV

THE MAIN TRENDS OF CONVOY IMPROVEMENT IN SPECIAL SUBDIVISIONS OF PENAL SYSTEM

Annotation', the article is devoted to the main trends of convoy in special subdivisions of penal system. Key words: convoy, special transportation, organization of convoy, prison convoy.

А.А. МАЯКОВ (Академия ФСИН России) E-mail: kib78@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНВОИРОВАНИЮ

Аннотация', в статье рассматриваются основные направления деятельности спецподразделений УИС по конвоированию, приведены нормативные правовые акты, регулирующие ее.

Ключевые слова, конвоирование, специальные перевозки, план охраны, встречный караул

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, одной из основных задач ФСИН России является охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции. Непосредственное выполнение этой задачи возложено на специальные подразделения УИС по конвоированию, созданные в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минюста России от 11 декабря 1998 г. № 182дсп «О создании специальных подразделений по конвоированию территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Выполняя требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, нормативных актов Минюста России и ФСИН России в части реализации правоприменительных функций по вопросам специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под

стражей, и их конвоирования, специальные подразделения по конвоированию с момента своего создания перевезли более 15 млн осужденных, обеспечив при этом их надежную изоляцию от общества и соблюдение установленного режима содержания. В соответствии с приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» служебная деятельность по конвоированию есть совокупность согласованных действий подразделений по конвоированию, караулов и сотрудников УИС, проводимых совместно с взаимодействующими органами и службами в целях своевременного и полного выполнения возложенных на подразделения по конвоированию задач. Анализ результатов служебной деятельности по конвоированию показывает, что в условиях непрерывного роста (с 2003 г.) количества назначаемых караулов и перевозимых осужденных и, как следствие, повышения нагрузки на личный состав успешное выполнение функции конвоирования невозможно без поиска новых, эффективных и отвечающих требованиям времени форм и методов работы, внедрения в практику службы современных технических средств.

Работа территориальных органов УИС по совершенствованию служебной деятельности по конвоированию сосредоточена на двух

Уголовно-исполнительное право. 2009. N° 1

53

основных направлениях - это улучшение организационной составляющей и внедрение в практику службы современных технических средств.

Управление функцией конвоирования осужденных - сложная социальная система, включающая значительное количество отдельных элементов, составляющих механизм управления, в частности субъектов и объектов, в качестве которых выступают руководители и различные структурные подразделения УИС (службы конвоирования, охраны, безопасности, образовательной и профессиональной подготовки, а также оперативная, материально-техническая база и др.). Общим субъектом управления функцией конвоирования осужденных выступает государство в виде его конкретных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые определяют, формируют, организуют и контролируют при помощи специфических форм и методов основные положения и параметры перемещения осужденных из одного места отбывания наказания в другое под охраной караулов, назна-ченных от специальных подразделений по конвоированию.

Важнейшее место в процессе организации служебной деятельности занимают вопросы определения системы охраны конвоируемых лиц и разработки на ее основе планов охраны караулов по конвоированию. С учетом того, что наиболее уязвимыми в отношении побегов местами являются обменные пункты на железнодорожных станциях, обслуживаемые встречными караулами подразделений УИС, несомненную практическую пользу имеет изучение, обобщение и распространение передового опыта по разработке и порядку оформления плана охраны встречного караула.

Своевременное и качественное выполнение возложенных на подразделения по конвоированию задач невозможно без организации эффективного взаимодействия с администрацией железных дорог и органами специальных и воинских перевозок МВД России на железных дорогах. В этих целях с учетом требований совместных нормативных

актов Минюста России и МВД России, регламентирующих организацию специальных перевозок, необходимы разработки в сфере организации взаимодействия с отделом специальных и воинских перевозок МВД России на железных дорогах по вопросам движения специальных вагонов по плановым маршрутам конвоирования.

Специфика службы караулов по железнодорожным маршрутам предполагает выполнение сотрудниками служебных задач в течение длительного времени в отрыве от пункта постоянной дислокации, что требует тщательного подхода к вопросам всестороннего обеспечения караулов, связанным с методикой подготовки и работы внештатных санинструкторов подразделений по конвоированию.

Интересен опыт некоторых территориальных органов УИС по оборудованию специальных автомобилей типа «А3» системами видеонаблюдения. Применение этих систем позволяет начальнику караула осуществлять постоянный контроль обстановки в кузове автомобиля, а также слежение за выполнением часовыми своих обязанностей и поведением перевозимых осужденных.

В целях совершенствования системы контроля службы караулов на установленных маршрутах в ряде регионов уже апробирована и успешно используется глобальная система слежения за передвижением спецав-томобилей типа «А3».

Заслуживает внимания передовой опыт комплексного использования современных технических средств при выполнении служебных задач по конвоированию, в том числе беспроводных систем видеонаблюдения, устанавливаемых на обменных пунктах.

Таким образом, анализ действующих нормативных правовых актов, а также опыта деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наряду с положительными наработками существует ряд нерешенных проблем в сфере организационноправового обеспечения, требующих своевременного научного и комплексного решения.

Уголовно-исполнительное право. 2009. № 1

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.