УДК 356.68.57 А.В. Викторов*
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ ПО ОХРАНЕ И КОНВОИРОВАНИЮ ОСУЖДЁННЫХ В 1991-1998 ГОДАХ
В статье анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность внутренних войск МВД России по охране и конвоированию осуждённых на северо-западе Российской Федерации в 1991-1998 годы.
Ключевые слова: части внутренних войск; охрана и конвоирование осуждённых; исправительно-трудовые учреждения.
А.У. Viktorov
LEGAL BASES OF ACTIVITY OF INTERNAL TROOPS IN THE NORTHWEST OF RUSSIA ON PROTECTION AND TO A CONVOY CONDEMNED IN 1991-1998
In article the basic regulatory legal acts regulating activity of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on protection and a convoy condemned in Northwest of the Russian Federation in 1991-1998 are analyzed.
Keywords: parts of internal troops; protection and a convoy condemned; correctional labour institutions.
Одним из основных направлений деятельности внутренних войск в начале 1990-х годов являлась охрана исправительно-трудовых учреждений и исполнение функций по конвоированию осуждённых.
Численность соединений и воинских частей в стране, осуществляющих охрану исправительно-трудовых учреждений и функцию конвоирования осужденных, в 1992 году составляла 121123 человека. Личным составом обеспечивалась охрана 560 исправительно-трудовых учреждений, в которых находилось до 640 тыс. осужденных (из них в колониях-поселениях - 45 тыс., в лечебно-трудовых профилакториях - 60 тыс. человек) [1, С. 71], осуществлялось конвоирование заключенных плановыми и эшелонными конвоями, а также на судебные заседания.
В последующие годы объем службы конвойных соединений и частей продолжал увеличиваться, что объяснялось увеличением численности лиц,
заключённых под стражу. Так, в 1993 году их численность увеличилась на 5%. Большая часть исправительно-трудовых учреждений имела наполняемость выше плановой. В них количество лиц, заключенных под стражу, было на 7,7 тыс. человек больше, чем они могли вместить.
Частями и подразделениями по конвоированию обеспечивался своевременный вывоз осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, из следственных изоляторов в исправительно-трудовые учреждения. Служебные задачи в 1993 году выполнялись по 343 плановым маршрутам (148 железнодорожных, 162 автомобильных, 7 водных и 26 воздушных). Было назначено 197 сквозных караулов по железнодорожным маршрутам [1, С. 71].
Выполнение задач по охране исправительно-трудовых учреждений в рассматриваемый период проходило в условиях резкого ухудшения криминогенной обстановки в ряде регионов страны. От-
*Викторов Артём Валерьевич, адъюнкт кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected] © Викторов А.В., 2011
мечались попытки нападения на караулы внутренних войск экстремистки настроенных граждан с целью завладения оружием.
Несмотря на увеличение объёма службы, соединения и воинские части выполняли все возложенные на них задачи, обеспечивая надежную охрану исправительно-трудовых учреждений. Так, в 1993 году побеги из-под охраны сократились на 38,2% (с 256 в 1992 г. до 158), в том числе непредотвращенные - на 44% (с 211 до 119), а непресеченные - на 49% (со 192 до 98). Вопросы надежности охраны лучше решались в санкт-петербургской бригаде [1, С. 71]. Через основное ограждение были предотвращены 102, через КПП
- 24, через подкопы и подземные коммуникации - 5 побегов. За первое полугодие 1993 года из общего числа бежавших лиц, находящихся под стражей, было задержано 77% (122 из 158). При этом среднее время, затраченное на розыск одного осуждённого, бежавшего из-под охраны, сократилось с 18 до 9 суток [1, С.72].
В 1992 году в соответствии с приказом начальника Управления внутренних войск по Северо-Западу и Прибалтике от 7 января 1992 года .№8 была проведена передача объектов и войсковых частей, в том числе и исправительно-трудовых учреждений, местным органам власти бывших союзных республик: Эстонии, Литвы, Латвии (Центральный архив внутренних войск МВД России (далее
- ЦАВВ), ф. 39, оп. 1с, д. 417, л. 13).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 года «О первоочередных мерах по реализации закона Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"» и приказом МВД России от 15 декабря 1992 года №455 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 года №812» задачи по охране воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториев и надзору за лицами, содержащимися в них, а также по надзору за осуждёнными, отбывающими наказание в исправительно-трудовых колониях, были сняты с внутренних войск МВД России и возложены на органы исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации. Аналогичная реорганизация проводилась в соединениях и частях внутренних войск Северо-Западного региона.
Уже в 1993 году руководством МВД и командованием внутренних войск был взят курс на ос-
вобождение войск от выполнения задач по охране исправительно-трудовых учреждений и функций по конвоированию. В проекте «Концепции развития внутренних войск МВД России на период до 2000 года» указывалось: «В международной практике пенитенциарные учреждения не охраняются войсками. Общепринято, что охрана и надзор - взаимосвязанные процессы и находятся в ведении органов, исполняющих наказания. С учетом невозможности полного комплектования внутренних войск призывными ресурсами, а также нецелесообразности охраны исправительно-трудовых учреждений 18-20-летними юношами, что сопряжено с социальными и моральными издержками, на первом этапе в законодательном порядке решить вопрос и начать передачу задачи по охране исправительно-трудовых учреждений в органы исполнения наказания. На втором этапе завершить передачу задачи по охране исправительно-трудовых учреждений, конвоированию осужденных из исправительно-трудовых учреждений на производственные объекты и обратно, охране этих объектов во время работы на них в органы исполнения наказания, а на базе военных городков (состоящих на балансе внутренних войск) расформированных воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений при необходимости и имеющихся возможностях создавать специальные моторизованные воинские части или батальоны оперативного назначения, которые целесообразно использовать для решения задач при чрезвычайных обстоятельствах в помощь МВД республик в составе Российской Федерации, а также войскового оперативного резерва министра внутренних дел России».
В соответствии с законодательством конвоирование подсудимых на судебные заседания в МВД России занимались два ведомства: во все районные и городские суды страны (около 2500 судебных учреждений) - органы милиции; в Верховный суд России, Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский городские суды (всего 71 судебное учреждение) - подразделения внутренних войск [1, С. 72]. Однако даже в тех судах, деятельность которых обеспечивалась внутренними войсками, поддержание общественного порядка в зданиях судов и на прилегающей территории возлагалось на органы милиции, что создавало разобщенность и двойственность в решении однотипных задач. В докладной записке команду-
ющего внутренними войсками генерал-полковника А.С. Куликова от 15 ноября 1993 года на имя министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии В.Ф. Ерина предлагалось следующее: «В целях упорядочения и систематизации конвоирования в суды, сосредоточения этих функций в руках одного ведомства, а также учитывая, что постановлением Правительства России №959 от 22 сентября 1993 года "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" Главному управлению охраны общественного порядка МВД России дополнительно выделено 45 тыс. единиц численности сотрудников милиции, считаем целесообразным передать их выполнение в полном объеме органам внутренних дел (милиции), для чего:
1. В течение 1994 г. укомплектовать конвойные подразделения милиции с учетом дополнительно выделенной численности.
2. С 1 января 1995 г. задачи по конвоированию подсудимых на судебные заседания вышеуказанных судов и охране этих лиц на судебных заседаниях... передать органам внутренних дел (милиции)» [1, С. 74].
Данное предложение позволяло высвободившийся личный состав воинских частей и подразделений внутренних войск направить на комплектование специальных моторизованных воинских частей, выполнявших задачи по охране общественного порядка.
2. Во исполнение закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О порядке введения в действие закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» в частях округа была проведена работа по поэтапной передаче функций охраны исправительно-трудовых учреждений. На основании приказа начальника внутренних войск МВД России по Северо-Западу создана ликвидационная комиссия (ЦАВВ, ф. 39, оп. 1, д. 426, л. 104105).
Литература
3. На базе конвойной дивизии в Архангельской области была создана бригада, сформированы отдельные специальные моторизованные части внутренних войск в республиках Карелия и Коми, Псковской, Калининградской, Вологодской и Новгородской областях. Они предназначались для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в городах: Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Мурманск, Череповец, Сыктывкар, Апатиты, Ухта, Архангельск, Петрозаводск [3].
4. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и приказом МВД России от 30 июня 1994 года №222 «О первоочередных мерах по выполнению указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года №805» после передачи функций охраны исправительно-трудовых учреждений численность внутренних войск России сократилась на 17817 единиц (Архив Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России, ф. 1/39, д. 91, л. 9).
В 1996 году частями Северо-Западного округа внутренних войск было выполнено 3515 задач по конвоированию, перевезено несколько сот тысяч осужденных и лиц, заключенных под стражу. Поставленные задачи выполнены в полном объеме, личным составом караулов не допущено побегов из-под охраны.
5. В 1998 году завершилась передача функций по конвоированию в органы исполнения наказания Минюста России. На Северо-Западе в органы исполнения наказания Минюста из состава частей округа перешло на службу 460 человек (ЦАВВ, ф. 94, оп. 1, д. 2225, л. 220).
В связи с передачей в органы внутренних дел функций по конвоированию на судебные заседания сокращаются подразделения по конвоированию в Санкт-Петербурге, Мурманской области, а также конвойные части на территории Республики Карелия, Архангельской, Ленинградской, Калининградской, Вологодской областях.
1. Баранов В.П. и др. История внутренних войск. Т. 5 (1991-2011 гг.): Военно-исторический труд. - М.,
2011.
2. Вести. 2011. №49.