Научная статья на тему 'О некоторых вопросах применения специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ века'

О некоторых вопросах применения специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
834
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / INTERNAL ARMIES / PROTECTION OF A PUBLIC ORDER / PATROL-SENTRY DUTY / THE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хомяков Иван Дмитриевич

В статье рассматривается история образования и развития специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР во второй половине ХХ в. На основании архивных документов раскрывается их правовое регулирование. Приводится анализ документов, регламентирующих служебно-боевую деятельность специальных моторизованных частей милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to consideration of formation and development of the special motorized militia units of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in second half of XX century. Their legal regulation reveals on the basis of archival documents, the analysis of the documents, regulating fighting activity of the special motorized militia units of internal troops is resulted.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах применения специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ века»

Архивные материалы ГАРФ и РГИА

1. ГАРФ. - Ф. 393. - Оп. 2. - Д. 17. - Л. 1-15.

2. РГИА. - Ф. 1405. - Оп. 73. - Д. 3598. - Л. 19, 5.

3. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 31. - Д. 8. - Л. 27.

4. РГИА. - Ф. 1405. - Оп. 73. - Д. 6919. - Л. 45.

5. РГИА. - Ф. 1405. - Оп. 73. - Д. 6919. - Л. 222.

Literature

1. Timofeyev, L. Duties of gendarme railway police» by a gendarme-police part. - St. Petersburg, 1912. - P 1195.

2. Police and militia of Russia: history borders. - Moscow, 1995.

3. Zemtsov, B. N. Mentality of weights on the eve of «Great shocks» // Free thought. - 1997. - № 11.

- P. 81.

4. Anisimov, N. N. Security branches and local authorities of imperial Russia in the XX-th century beginning / / State and right. - 1991. - №. 5. - P. 119.

5. Hoimach, S. E. Sight on legal culture of prerevolutionary Russia // State and the right. - 1991. - №

1. - Р. 123.

Magazines

1. Vernadsky V. I. // Penal servitude and the reference. - 1924. - № 6. - Р. 12.

2. ShchegOvitov, I. G. New criminal law // Ministry of Justice. - May, 1903 - P 74

3. The general charter of the Russian railways. - St. Petersburg, 1889.

Archival materials GARF and RDIA

1. F. 393. Op. 2. D.17. s. 1-15

2. F. 1405. Op. 73. D. 3598. s 19.

3. F. 1282. Op. 2. D. 77. s 32.

4. F. 1286. Op. 31. D. 8. s. 27.

5. F. 1405. Op. 73. D. 6919. s. 34

1 Литвинов Н. Д., Путятин В. Д. Органы внутренних дел на транспорте 1917—1923 гг. — Москва-Якутск, 2002. — С. 5—14.

2 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 2. Д.17. Л. 1-15

3 Керимов Д. А. Указ. соч. — С. 393.

4 Конституция РФ. М., 1993.

5 Методологические проблемы советской юридической науки. — М, 1980. — С. 60.

6 Керимов Д.А. Указ. соч. — С. 308.

7 Лазарев В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. — М., 1989. — С. 41.

8 России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — № 71 (2939). 2002. — 19 апр.

УДК 340.132 И. Д. Хомяков*

О некоторых вопросах применения специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине XX века

В статье рассматривается история образования и развития специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР во второй половине XX в. На основании архивных документов раскрывается их правовое регулирование. Приводится анализ документов, регламентирующих служебно-боевую деятельность специальных моторизованных частей милиции.

Ключевые слова: внутренние войска, охрана общественного порядка, патрульно-постовая служба, нормативно-правовой акт.

I.D. Khomyakov*'. About some questions of application of the special motorized militia units of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in protection of public order in the second half of XX century. The article is devoted to consideration of formation and development of

* Хомяков, Иван Дмитриевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный руководитель - начальник кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент Д.В. Волков Адрес: Россия, 198264, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов 135/3, кв. 150. Тел.: 945-84-12. E-mail: ivan-vivv@yandex.ru.

* Khomyakov, Ivan Dmitrievich, the graduated in a military institute of chair of the theory and state and right history St-Petersburg Military Institute of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198264, St-Petersburg, Prospect Veterans, 135/3-150. Ph.: 945-84-12. E-mail: ivan-vivv@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 3 декабря 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

the special motorized militia units of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in second half of XX century. Their legal regulation reveals on the basis of archival documents, the analysis of the documents, regulating fighting activity of the special motorized militia units of internal troops is resulted.

Keywords: internal armies, protection of a public order, patrol-sentry duty, the legal act.

Вторая половина 1960-х гг. во внутренней политике СССР характеризовалась сворачиванием либерального курса Н.С. Хрущева, который ориентировался на децентрализацию управления страной и привлечение к правоохранительной деятельности общественности. Непрофессионализм в борьбе с преступностью привел к снижению качества правоохранительной деятельности. Это не могло оставить равнодушными руководство партии и правительства. Выполняя решения XXIII съезда КПСС, Советское правительство приняло ряд мер, направленных на упрочение законности, искоренение преступности в стране. В июле 1966 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР рассмотрели вопрос о мерах по усилению борьбы с нарушениями общественного порядка. С профессиональной преступностью в СССР правоохранительные органы справились, но страну накрыл вал мелких правонарушений и хулиганства. Было признано целесообразным вернуться к централизованной системе борьбы с преступностью и образовать союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (далее по тексту МООП СССР)1.

Во исполнение совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» 30 сентября 1966 г. в составе внутренних войск, внутренней и конвойной охраны были образованы специальные моторизованные части милиции для несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка2. Всего было сформировано 43 воинские части, в т.ч. три полка - в Москве, Ленинграде и Киеве - и 40 отдельных батальонов в крупных административных и промышленных городах СССР. Общая численность СМЧМ на момент образования составляла 10 тыс. человек. Специальные моторизованные части милиции МООП СССР предназначались для несения патрульно-постовой службы и выполняли следующие задачи3 : ведение борьбы с хулиганством и иными проявлениями преступности на улицах, стадионах, в парках, клубах и других общественных метах; выполнение других внезапно возникающих задач по охране общественного порядка.

Организационно специальные моторизованные части милиции входили в состав соединений внутренних войск, внутренней и конвойной охраны. Их численность была установлена Советом Министров СССР и включалась в общую численность внутренних войск. Именно это основание служило причиной отказа министрам внутренних дел союзных республик в создании рот или батальонов специальных моторизованных частей милиции в некоторых городах. Так, например, министр внутренних дел Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики И.А. Желнов в докладной записке от 7 октября 1971 г. просил начальника Главного управления внутренних войск МВД СССР генерал-полковника И.К. Яковлева «в городе Ижевске создать батальон специальных моторизованных частей милиции, т.к. в городе растет население и индустрия, вместе с этим и увеличивается преступность, вызвав значительные миграционные процессы. При этом необходимые условия для расквартирования батальона специальных моторизованных частей милиции будут созданы»4. Но через неделю, 13 октября 1971 г., он получил отказ: «Специальные моторизованные части милиции созданы постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.07.66 г. с указанием конкретных пунктов их дислокации. Численность личного состава, выделенная для этих частей, полностью распределена. В связи с этим создать специальный моторизованный батальон милиции в г. Ижевске не представляется возможным»5. Это было не единственное обращение. Такие же просьбы о создании подразделений специальных моторизованных частей милиции поступили из Тюмени, Грозного и других городов СССР. Исходя из этого, можно сделать вывод, что специальные моторизованные части милиции оказывали большую помощь органам внутренних дел в поддержании общественного порядка и борьбе с преступностью.

Комплектование специальных моторизованных частей милиции офицерами, сержантами и солдатами осуществлялось в порядке, установленном для внутренних войск. Призыв личного состава на действительную срочную военную службу производился министром обороны СССР по заявкам МВД СССР. Граждане, призываемые для прохождения срочной службы в специальные моторизованные части милиции, отбирались из числа призывного контингента, годные по состоянию здоровья к строевой службе, ранее не судимые, с образованием не ниже 7 классов и имеющие рост не менее 170 сантиметров, в порядке, установленном для внутренних войск. Военнослужащие специальных моторизованных частей милиции носили форму сотрудников советской милиции, перед заступлением на патрульно-постовую службу командиры подразделений выдавали солдатам и сержантам служебные удостоверения сотрудника милиции территориального отдела внутренних дел, которые сдавались в канцелярию роты по

возвращении в расположение части. Специальные моторизованные части милиции подчинялись министру ООП (ВД) СССР, начальнику внутренних войск, командирам войсковых соединений, а в вопросах оперативно-служебного использования по территориальности — министрам ООП (ВД) союзных и автономных республик. Предназначение специальных моторизованных частей милиции вызывало ряд особенностей в их деятельности по сравнению с другими войсками и обусловливало предъявление некоторых специфичных требований к личности воина этих войск.

Продолжалось совершенствование организационных форм деятельности внутренних войск. В 1966 г., как уже ранее указывалось, в крупных городах были созданы специальные моторизированные части милиции6 и введен принцип единой дислокации сил и средств. Это повысило эффективность деятельности служб милиции по обеспечению общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях. Моторизованные части милиции, комплектуемые преимущественно молодежью, несли патрульно-постовую службу во взаимодействии с другими подразделениями и своей высокой дисциплинированностью быстро завоевали уважение и авторитет трудящихся. Основными задачами СМЧМ были оказание помощи территориальным ОВД в охране общественного порядка на улицах, борьбе с уличной преступностью, охране общественного порядка при проведении культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий. Помимо этого, военнослужащие СМЧМ привлекались местными ОВД к мероприятиям по поиску, задержанию либо ликвидации вооружённых, особо опасных преступников, а также арестованных и осуждённых, скрывшихся из-под стражи.

В 1967 г. появился ведомственный правовой акт, который утвердил временную инструкцию о службе специальных моторизованных воинских частей, объявленную приказом МООП СССР № 255 от 1967 г. Это первый документ, в котором были указаны практические вопросы несения патрульнопостовой службы. В целях улучшения службы по охране общественного порядка совместно с КГБ при Совете Министров СССР были разработаны приказы МВД СССР7 № 104/35 от 1970 г. «Об улучшении взаимодействия органов и войск МВД-КГБ по обеспечению общественного порядка» и № 6 от 1970 г. «Об обеспечении общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах». Было также разработано Положение о порядке привлечения мотострелковых частей для выполнения задач по охране общественного порядка и порядке несения патрульной службы. Для руководства службой специальных моторизованных частей милиции при оперативном управлении ГУВВ была создана оперативная группа. В 1970 г. совместно с Управлением административной службы милиции МВД СССР для каждой войсковой части были разработаны и определены нормы выделения личного состава на патрульно-постовую службу, в результате чего занятость личного состава в охране общественного порядка возросла по сравнению с предыдущим периодом на 5,7 %.

Вопрос о мерах повышения эффективности патрульно-постовой службы милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью обсуждался на коллегии МВД СССР от 19 декабря 1969 г. Для улучшения служебно-боевой деятельности СМЧМ в октябре 1970 г. были приняты меры по дальнейшему оснащению их автотранспортом и средствами связи, определен порядок массированного использования сил и средств этих частей в районах с наиболее сложной оперативной обстановкой.

В апреле 1972 г. вопрос об улучшении деятельности СМЧМ рассматривался на Военном совете внутренних войск, где было одобрено разработанное новое Наставление по службе СМЧМ, которое было утверждено приказом МВД СССР № 205 от 7 июня 1972 г. Оно состояло из семи глав, в которых были заложены принципиально новые подходы к ряду важнейших вопросов организации и несения патрульно-постовой службы. Но, как отмечает ряд исследователей, работа по внедрению в жизнь Наставления по службе СМЧМ, совершенствованию тактических приемов и методов действий подразделений, войсковых нарядов по предупреждению и пресечению преступлений велась медленно8. Некоторые командиры, штабы частей организацией руководством службы занимались поверхностно, оперативную обстановку знали слабо, не проявляли инициативы. Подбор и подготовка войсковых нарядов к несению службы в ряде случаев проводились на низком уровне, контроль за выполнением обязанностей службы в ряде случаев осуществлялся поверхностно.

По причине недостаточно четкой работы служб медицинских вытрезвителей по подбору и доставке пьяных значительная часть войсковых нарядов отвлекалась для этих целей (только в 1973 г. силами войсковых нарядов СМЧМ было доставлено в РОВД и медицинские вытрезвители свыше 110 тыс. лиц в нетрезвом состоянии) и на продолжительное время оставляла порученные им маршруты и посты службы, что также отрицательно сказывалось на эффективности несения ими службы9.

Выполнение воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВД СССР служебнобоевых задач по предотвращению и ликвидации межнациональных конфликтов на территории республик Союза ССР, которое началось с декабря 1986 г., выявило проблему отсутствия законодательно урегулированного механизма привлечения внутренних войск к выполнению задач по восстановлению и охране общественного порядка.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Первым же нормативным актом, носившим надведомственный характер и устанавливавшим основы правового регулирования деятельности внутренних войск по охране общественного порядка, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9307-Х1 «Об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка»10. В данном Указе определялось, что внутренние войска являются составной частью Вооруженных Сил СССР и входят в систему Министерства внутренних дел СССР. При этом оговаривалось, что в состав внутренних войск входят специальные моторизованные части милиции. В качестве правовой основы деятельности внутренним войскам предписывалось руководствоваться законодательными актами Союза ССР, общевоинскими уставами Вооруженных Сил СССР, непосредственно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9307-Х1, а также постановлениями Совета Министров СССР.

Наряду с охраной государственных объектов, специальных грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и решением других задач на внутренние войска была возложена задача по оказанию содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка. Привлечение внутренних войск к выполнению обязанностей по осуществлению охраны общественного порядка могло осуществляться по решению Министра внутренних дел СССР, в особых случаях — по согласованию с Советом Министров СССР.

При осуществлении охраны общественного порядка на внутренние войска возлагались следующие обязанности: 1) несение патрульно-постовой службы в городах силами специальных моторизованных частей милиции, а при необходимости — и частей оперативного назначения; 2) участие в обеспечении общественного порядка при проведении массовых общественно-политических, спортивных и других мероприятий, карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий, а также при пожарах и стихийных бедствиях; 3) участие в пресечении нарушений общественного порядка — при условии, что такие нарушения носят массовый характер, представляют угрозу жизни и здоровью граждан, дезорганизуют работу предприятий, учреждений и организаций или направлены на разрушение и уничтожение государственного, общественного и личного имущества; 4) принятие мер по пресечению групповых неповиновений и массовых беспорядков осужденных в исправительно-трудовых учреждениях.

Особо оговаривалось, что при привлечении внутренних войск к охране общественного порядка запрещается подчинять части и подразделения внутренних войск местным органам власти и управления.

Устанавливалось, что для выполнения обязанностей по охране общественного порядка внутренние войска обеспечиваются специальными средствами, боевой и специальной техникой, личный состав обеспечивается средствами защиты и может быть вооружён. В целях обеспечения возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка внутренним войскам предоставлялись следующие права11:

1) проверять паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, у лиц при подозрении их в совершении преступлений;

2) доставлять в милицию лиц, совершивших административные правонарушения, в целях пресечения данных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия либо для установления личности правонарушителя;

3) входить в жилые помещения и помещения предприятий, организаций и учреждений при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также для пресечения преступлений или правонарушений, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан;

4) в неотложных случаях бесплатно пользоваться средствами связи, принадлежащими предприятиям, организациям и учреждениям;

5) использовать при непосредственном преследовании лиц, совершивших преступления, и в других, нетерпящих отлагательства случаях, средства передвижения, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям (за исключением специальных и дипломатических автомобилей);

6) производить оцепление (блокирование) районов местности, отдельных строений и объектов;

7) в случае отсутствия военных патрулей задерживать военнослужащих, злостно нарушающих общественный порядок, и передавать их военным комендантам или командирам воинских частей;

8) в исключительных случаях — для прекращения буйства и бесчинства задержанных лиц, а также при задержании и конвоировании опасных преступников или преступников, покушающихся на побег, — применять наручники и другие меры пресечения, перечень и условия применения которых определялись Министерством внутренних дел СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР;

9) в исключительных случаях — для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка и иных антиобщественных действий — применять специальные средства, перечень и правила применения которых определялись Министерством внутренних дел СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР.

Впервые нормативным правовым актом подобного уровня регламентировалось право личного состава внутренних войск на применение оружия при выполнении возложенных обязанностей по

охране общественного порядка (правда, со значительными оговорками — «в целях обеспечения выполнения служебного долга, в исключительных случаях, в качестве крайней меры»):

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если их было невозможно защитить другими способами и средствами;

2) для отражения нападения на особо режимные и другие важные объекты, а также для отражения вооружённого нападения на охраняемые объекты;

3) для отражения нападения на сотрудников милиции, народных дружинников и военнослужащих в случае, когда их жизнь подвергалась непосредственной опасности;

4) для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооружённое сопротивление или застигнутого при совершении особо опасного преступления, в случае, когда было невозможно задержать этих лиц другими средствами и способами12.

Анализ содержания Закона СССР от 26 марта 1990 г. № 1388-1 «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка»13 позволяет автору сделать вывод о том, что данный закон фактически представлял собой не что иное, как новую редакцию возведённого в ранг закона Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка». Следует отметить, что содержание законодательных актов периода Союза ССР о внутренних войсках было гораздо шире по сравнению с названием этих актов. Так, в названиях Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., Закона СССР от 28 октября 1988 г. и Закона СССР от 26 марта 1990 г. речь шла прежде всего об охране общественного порядка. В то же время в вышеуказанных актах регулировались также вопросы охраны государственных объектов, специальных грузов, исправительно-трудовых колоний и воспитательно-трудовых профилакториев.

Несмотря на последовавший в декабре 1991 г. распад Союза ССР и переход внутренних войск, дислоцировавшихся на территории Российской Федерации, под её юрисдикцию, внутренние войска МВД России продолжали руководствоваться в своей деятельности Законом СССР от 26 марта 1990 г. «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка» вплоть до 22 октября 1992 г. — дня официального опубликования Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 3534-1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»14.

С момента образования специальные моторизованные части милиции обеспечивали охрану общественного порядка в ходе подготовки и проведения Всемирных студенческих игр «Универсида-73», XXII Олимпийских игр 1980 г., Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 г., Игр доброй воли 1986 г. и других крупных международных мероприятий15.

Личный состав войск неоднократно привлекался к работе по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, наиболее крупными из которых были землетрясения в Ашхабаде, Ташкенте, Газли, Ленинакане, Спитаке, лесные пожары в Иркутской и Московской областях и особенно взрыв ядерного реактора на Чернобыльской АЭС16. Фактически с февраля 1988 г. началось активное привлечение внутренних войск для обеспечения общественного порядка, ликвидации массовых беспорядков в населенных пунктах, охраны жизни граждан, охраны правительственных и государственных учреждений. Это было вызвано масштабами событий, т.к. сотрудники милиции на местах не справлялись с поставленными перед ними задачами, а порой самоустранялись от выполнения своих обязанностей, что способствовало бесконтрольному развитию событий17. Специальные моторизованные части милиции привлекались для выполнения служебно-боевых задач по охране общественного порядка и урегулированию негативных процессов в Армении и Нагорном Карабахе, разрешения межнациональных конфликтов в Сумгаите, Оше, Фергане, Баку, Кишиневе, Ереване, Орджоникидзе, Алма-Ате, Душанбе, восстановления конституционного порядка в Чеченской республике.

Подводя итог, можно констатировать, что с образованием в составе внутренних войск в 1966 г. специальных моторизованных частей милиции качество патрульно-постовой службы значительно повысилось. Только за первые два года деятельности этих частей было пресечено около 160000 преступлений и нарушений общественного порядка, предупреждено 215 пожаров, взрывов и аварий, изъято 93 единицы огнестрельного и 621 холодного оружия, возвращено владельцам похищенного имущества на 93000 рублей. В дальнейшем несение патрульно-постовой службы было организовано в более чем 50 крупных городах страны. К 80-м гг. XX в. наконец-то появился нормативно-правовой акт, регламентирующий служебнобоевую деятельность подразделений и частей внутренних войск по охране общественного порядка.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 3534-1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 42. — Ст. 2334.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

2. Закон СССР от 26 марта 1990 г. № 1388-1 «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка» / / Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 14. — Ст. 223.

3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9307-XI «Об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка» / / Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. — 1988. — № 31. — Ст. 505.

4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» / / Правда. — 1966. — 27 июля.

5. Приказ МООП СССР от 30 сентября 1966 г. «О формировании специальных моторизированных частей милиции МООП СССР».

6. Варанов, В. П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (в период с середины 1960-х по 1991 г.) : монография. — М., 2008.

7. Волков. А. В., Жуяев. С. К. О некоторых аспектах развития законодательства о внутренних войсках в конце 80 начале 90 годов XX века. — СПб., 2007.

Literature

1. The law of the Russian Federation from September, 24th, 1992 № 3534-I «About internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» / / Sheets of Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme body of Russian Federation. — 1992. — № 42. — Item 2334.

2. The law of the USSR from March, 26th, 1990 N 1388-1 «About duties and the rights of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR at public order protection» // Sheets of Congress of People’s Deputies of the USSR and the Supreme body of the USSR. — 1990. — № 14. — Item 223.

3. The decree of Presidium of the Supreme body of the USSR from July, 28th, 1988 № 9307-XI

«About duties and the rights of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR at public order protection» // Sheets of the Supreme body of the Union of the Soviet Socialist Republics. — 1988. — № 31.

— Item 505.

4. The decision of the Central Committee of the CPSU and Ministerial council of the USSR from July, 23rd, 1966 № 571 «About measures on strengthening of struggle against criminality» / / Pravda. — 1966, July, 27-th.

5. Order MOOP of the USSR from September, 30th, 1966 «About formation special parts of militia MOOP of the USSR».

6. Baranov, V. P. Rams of Century of Item Activity of the state, party and departmental authorities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

on construction and progress of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of the USSR (during from the middle 1960 for 1991). — Moscow, 2008.

7. Wolkov, D. V., Zhulev, S. K. «About some aspects of progress of the legislation on internal armies

in the end 80 beginning of 90 years XX of a century». — St.-Petersburg, 2007.

1 Правда 1966, 27 июля.

2 Приказ МООП СССР от 30 сентября 1966 года «О формировании специальных моторизированных частей милиции МООП СССР».

3 Центральный архив внутренних войск МВД России (ЦАВВ). Ф. 94, оп. 1 с, д. 43, л. 167.

4 ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 378, л. 144-145.

5 ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 378, л. 146.

6 Приказ МООП СССР от 30 сентября 1966 года «О формировании специальных моторизированных частей милиции

МООП СССР».

7 Баранов В.П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (в период с середины 1960-х по 1991 год): Монография. М., 2008. С. 65.

8 Баранов В.П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (в период с середины 1960-х по 1991 год). С. 67.

9 ЦАВВ, ф. 94, оп 1, д. 1312, л. 72.

10 Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1988. № 31. Ст. 505.

11 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9307-Х1 «Об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка» / / Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1988. № 31. Ст. 505.

12 Волков Д.В., Жулев С.К. «О некоторых аспектах развития законодательства о внутренних войсках в конце 80 начале 90 годов XX века». СПб.: 2007. С. 20-28.

13 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 14. Ст. 223.

14 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42.

Ст. 2334.

15 ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 517, л. 127-130; ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 1218; ЦАВВ. Ф. 94, оп. I с, д. 1651, л. 10.

16 ЦАВВ. Ф. 94, оп. 3 вс, д. 675, л. 125; оп. 1 с; ЦАВВ. Ф. 94, оп. 4 в, д. 149; ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 310; ЦАВВ. Ф. 94, оп. 1 с, д. 266.

17 Баранов В.П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (в период с середины 1960-х по 1991 г.). С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.