Научная статья на тему 'К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в 60-70-е годы ХХ века'

К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в 60-70-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
718
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ АКТ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / DEPARTMENTAL ACT / INTERNAL TROOPS / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PATROL-SENTRY DUTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Дмитрий Владимирович, Хомяков Иван Дмитриевич

В статье авторами анализируются направления деятельности внутренних войск МВД СССР и их нормативное регулирование в период формирования подразделений для выполнения задач по охране общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Волков Дмитрий Владимирович, Хомяков Иван Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some questions of normative regulation of activity Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in protection of public order in the 60-70-

In article authors analyze activities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR and their standard regulation in formation of divisions for performance of tasks of protection of a public order.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в 60-70-е годы ХХ века»

210 лет МВД России

УДК 340.132

Д.В. Волков*, И.Д. Хомяков**

К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в 60-70-е годы XX века

В статье авторами анализируются направления деятельности внутренних войск МВД СССР и их нормативное регулирование в период формирования подразделений для выполнения задач по охране общественного порядка.

Ключевые слова: ведомственный акт, внутренние войска, охрана общественного порядка, патрульно-постовая служба.

D.V. Volkov*, I.D. Homyakov**. About some questions of normative regulation of activity Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in protection of public order in the 60—70-е years of XX century. In article authors analyze activities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR and their standard regulation in formation of divisions for performance of tasks of protection of a public order.

Keywords: departmental act, internal troops, protection of public order, patrol-sentry duty.

За свою многовековую историю наше государство неоднократно переживало радикальные, глубокие и масштабные социально-экономические и политико-правовые изменения, направленные на коренное обновление Российской государственности, которые предполагали как структурные преобразования её государственного механизма, так и изменение законодательной базы.

Исторический опыт свидетельствует, что коренные изменения социально-политического устройства государства, как правило, влекут за собой и реформирование правоохранительных органов, в том числе и структур, обеспечивающих правовой порядок. Разновидностью таких структур являются внутренние войска. Одним из факторов, определяющих эффективность деятельности внутренних войск по охране общественного порядка, является ее должная правовая регламентация.

В государстве только закон должен определять сферу деятельности того или иного механизма, его назначение, функции и структуру [16].

Для того, чтобы иметь прочную правовую базу деятельности внутренних войск по выполнению задач, связанных с охраной общественного порядка, необходимо знать не только современное состояние отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующего функционирование правоохранительных органов, но и учитывать в полном объеме имеющийся опыт его применения. В связи с этим авторами предлагается рассмотреть в статье развитие правовой базы в сфере охраны общественного порядка внутренними войсками МВД СССР в 60—70-е годы XX века.

В деле претворения в жизнь постановлений партии и правительства [1, 2] по обеспечению и поддержанию правопорядка, искоренению преступности в стране, а также соблюдению законности, важное место отводилось подразделениям внутренних войск, выполнявших задачи по охране общественного порядка. Их деятельность требовала от государства принятия таких нормативных актов, которые не только регламентировали бы правовой статус военнослужащих, но и учитывали большой опыт организации и несения патрульно-постовой службы, обеспечения массово-политических мероприятий, а также участия частей, подразделений и войсковых нарядов в выполнении задач в

* Волков, Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected].

** Хомяков, Иван Дмитриевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, 198264, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов 135/3, кв. 150. E-mail: [email protected]

* Volkov, Dmitiy Vladimirovich, candidate of legal sciences, senior lecturer. E-mail: [email protected].

** Khomyakov, Ivan Dmitrievich, the graduated in a military institute of chair of the theory and state and right history St-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198264, St-Petersburg, Prospect Veterans, 135/3-150. E-mail: [email protected].

© Волков Д.В., Хомяков И.Д., 2012

210 лет МВД России

условиях осложнения оперативно-служебной обстановки (стихийные бедствия, карантинные мероприятия, ликвидация групповых и вооруженных побегов осужденных и др.).

Воины внутренних войск, как это им и предписывалось Приказом МООП СССР от 30 сентября 1966 г. [6; 1], применяли при несении патрульно-постовой службы уставы, которыми пользовались сотрудники Советской милиции. Так, при образовании специальных моторизованных частей милиции действовал Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР, объявленный приказом МООП РСФСР от 1 августа 1963 года № 460 [8], в который неоднократно вносились изменения [7]. Однако, в несении патрульно-постовой службы военнослужащими внутренних войск имелись некоторые особенности, отличавшие ее от выполнения аналогичных задач Советской милицией. Именно эта специфика требовало нормативно-правового акта, содержание которого охватывало бы всю сферу деятельности и служебно-боевого применения подразделений и частей внутренних войск МВД СССР, привлекаемых к охране общественного порядка.

Во второй половине XX века в СССР было принято несколько документов, регламентировавших привлечение внутренних войск к охране общественного порядка. Вот только некоторые из них: а) Временная инструкция по службе специальных моторизованных частей милиции 1967 года, объявленная приказом МООП СССР от 28 апреля 1967 года №225 [17, с. 213]; б) приказ МООП СССР №0505 от 7 ноября 1967 года «О введении в действие Положения о СМЧМ МООП СССР» [25, с. 237]; в) приказ МВД СССР от 31 декабря 1970 года «О мерах по улучшению служебной деятельности специальных моторизованных частей милиции» [24, с. 211]; г) наставление по службе специальных моторизованных частей милиции МВД СССР, объявленное приказом МВД СССР от 7 июля 1972 года № 205 [3, с. 120]; д) устав патрульно-постовой службы МВД СССР, утвержденный приказом МВД СССР от 20 июля 1974 года № 200 [15]; е) уставы боевой службы внутренних войск МВД СССР, объявленные приказами МВД СССР от 13.12.1968 г. [20], от 30.11.78 г. [19], от 15.10.86 г. [21].

После образования частей, которые по своим задачам занимались только несением патрульно-постовой службы, Министерством охраны общественного порядка было указано, что в первой половине 1967 года должен быть разработан документ, определяющий порядок служебной деятельности внутренних войск по охране общественного порядка исходя из накопленного опыта несения патрульно-постовой службы. В апреле 1967 года Главное управление милиции совместно со штабом внутренних войск, внутренней и конвойной охраны представили Министру ООП СССР проект Временной инструкции по службе специальных моторизованных частей милиции. В ней определялось, что «специальные моторизованные части милиции Министерства охраны общественного порядка СССР предназначены для несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка и выполняют две группы задач: 1). Вели борьбу с хулиганством и иными проявлениями преступности на улицах, стадионах, в парках и других общественных местах; 2). Выполняли другие внезапно возникающие оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка» [5, с. 218]. Эти же задачи были определены и в пункте 6 приказа МООП СССР от 30 сентября 1966 года [6, с. 3].

Согласно временной инструкции, выполняя служебные задачи, специальные моторизованные части милиции были обязаны [5, с. 220]: 1). Предупреждать и пресекать хулиганство и иные проявления преступности и нарушений общественного порядка, оказывать содействие общественности и администрации в поддержании надлежащего порядка в общественных местах. 2). Осуществлять надзор за безопасностью движения автотранспорта и пешеходов. 3). Принимать немедленные меры по заявлениям и сообщениям граждан о готовящихся и совершенных преступлениях и содействовать устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и нарушений общественного порядка. 4). Принимать меры к оказанию помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии. 5). Принимать активные меры в ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивать при этом общественный порядок, организовывать охрану имущества и содействовать в оказании неотложной помощи пострадавшим. 6). Нести службу по охране порядка и безопасности при проведении мероприятий гражданской обороны. 7). Строго соблюдать законность и проявлять высокую бдительность личного состава. 8). Сохранять государственную и военную тайну, максимальную конспирацию методов и приемов выполнения службы.

Понятие «внезапно возникающие оперативно-служебные задачи» в самой временной инструкции не раскрывалось и военнослужащих внутренних войск привлекали не только для охраны общественного порядка, но и к выполнению не свойственных им задач, например, к охране следственных изоляторов. Так, военнослужащие специального моторизованного батальона милиции города Ташкента выделяли 9 военнослужащих и один автопатруль для охраны следственного изолятора [23, с. 157]. Также по причине недостаточно четкой работы служб медицинских вытрезвителей по подбору и доставке пьяных лиц значительная часть войсковых нарядов отвлекалась для этих целей и на продолжительное время оставляла порученные им маршруты и посты службы. Только в 1973 г. силами войсковых нарядов СМЧМ было доставлено в РОВД и медицинские вытрезвители свыше 110 тыс. лиц, что также отрицательно сказывалось на эффективности несения ими службы [22, с. 72]. Поэтому Министр внутренних дел СССР своим приказом от 12 июля 1974 года [23, с. 157] запретил использование личного состава частей, привлекаемых к охране общественного порядка для выполнения задач, не связанных с их специальным предназначением.

Министерство внутренних дел СССР не устраивало положение, при котором внутренние войска в качестве одного из основных регламентирующих документов используют временную инструкцию, тем более что она составлялась в сжатые сроки, ни с кем не согласовывалась и имела большое количество научно не обоснованных положений, утративших практическое значения для патрульно-постовой

Волков Л-В., Хомяков К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск...

службы. Поэтому в 1970 году на заседании коллегии МВД СССР Министр внутренних дел Николай Щелоков поставил задачу Главному управлению внутренних войск МВД СССР совместно с управлением административной службы милиции МВД СССР в 1971 году разработать проект наставления по службе внутренних войск для выполнения задач, связанных с охраной общественного порядка [24, с. 215].

В апреле 1972 г. вопрос об улучшении деятельности специальных моторизованных частей милиции рассматривали на Военном совете внутренних войск, где и было одобрено разработанное Наставление по службе специальных моторизованных частей милиции МВД СССР (далее — Наставление), которое впоследствии было утверждено Министром внутренних дел СССР [3, с. 120]. Оно состояло из семи глав, в которых были заложены принципиально новые подходы к ряду важнейших вопросов организации и несения патрульно-постовой службы. Так, в пункте первом Наставления указано, что специальные моторизованные части милиции, кроме возложенных на них задач, по решению старших оперативных начальников могут привлекаться для розыска и задержания лиц, совершивших побеги из-под стражи, а также пресечения массовых беспорядков и групповых хулиганских проявлений в населенных пунктах [3, с. 121]. Свои задачи части и подразделения выполняли в местах постоянной дислокации, но в исключительных случаях, вызванных резким изменением обстановки, допускалось использование их и в других городах, на что необходимо было разрешение Министра внутренних дел республики или начальника управления внутренних дел крайоблисполкома с мотивирующим обоснованием, представляемым в МВД СССР. В исследуемом документе довольно подробно, в отличие от предыдущей инструкции, были изложены права и обязанности старших оперативных начальников по отношению к специальным моторизованным частям милиции. Особое внимание было уделено управлению специальными моторизованными частями милиции — этот вопрос являлся основным в Наставлении. Помимо всех вопросов организации, несения службы и контроля за ней, в Наставлении уделено внимание вопросам организации и поддержания взаимодействия сил и средств, участвующих в охране общественного порядка, розыске и задержании преступников, ликвидации массовых беспорядков, последствий стихийных бедствий и крупных пожаров. При этом, главное внимание было уделено дальнейшему повышению боевой готовности частей, подразделений, войсковых нарядов и строжайшему соблюдению законности.

Следует отметить что, в соответствии с Наставлением при несении службы по охране общественного порядка войсковой наряд был обязан: а) предупреждать и решительно пресекать нарушения общественного порядка и преступления на установленных маршрутах (местах несения службы) и вблизи них; б) следить за исполнением гражданами и должностными лицами требований законов, указов, постановлений и распоряжений органов государственной власти и государственного управления по вопросам охраны общественного порядка; в) строго соблюдать законность, внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; г) доставлять в орган внутренних дел (милицию) граждан, совершивших преступления или злостно нарушающих общественный порядок, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством, а также лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; д) доставлять в детскую комнату, а где ее нет, к дежурному органу внутренних дел (милиции) безнадзорных лиц, заблудившихся детей; е) пресекать случаи продажи детям и подросткам спиртных напитков, пива и табачных изделий; ж) пресекать нарушения водителями транспортных средств и пешеходами правил движения; з) докладывать письменным рапортом о водителях, нарушивших правила движения и не остановившихся по требованию войскового наряда; и) принимать меры к оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате преступлений или несчастных случаев, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; к) поддерживать связь с нарядами милиции и добровольных народных дружин, дворниками, сторожами, управляющими домами, комендантами общежитий и другими должностными лицами в целях использования их помощи в выполнении задач по охране общественного порядка [3, с. 175].

В ходе выполнения задач по охране общественного порядка войсковой наряд имел право: а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка, установленного органами государственной власти и государственного управления; б) требовать предъявления документов, удостоверяющие личность: от лиц, подозреваемых в совершении преступлений; от граждан, нарушивших общественный порядок, если нарушение влечет за собой административную ответственность; от каждого гражданина при проверке соблюдения паспортных правил; в) входить в любое время в жилые помещения граждан, а также в помещения предприятий, учреждений, организаций для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, для пресечения преступлений или нарушений общественного порядка; входить в жилые помещения, как правило, в дневное время для проверки соблюдения паспортных правил при наличии достоверных данных об их нарушении; г) доставлять в орган внутренних дел (милиции) граждан, в том случае, когда исчерпаны другие меры к прекращению ими нарушений или, когда требуется установить личность нарушителя и решить вопрос о привлечении его к административной ответственности; д) задерживать (в случае отсутствия военных патрулей) военнослужащих, злостно нарушающих общественный порядок, и передавать их военному коменданту или командирам воинских частей; е) задерживать и доставлять в орган внутренних дел (милиции) лиц, подозреваемых с совершении преступлений, если для этого имеется одно из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившего преступление; когда на подозреваемом или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в орган внутренних дел (милицию) лишь в том случае, если это лицо пыталось совершить

210 лет МВД России

побег, не имеет постоянного места жительства или когда не установлена его личность; ж) задерживать и передавать работникам ГАИ лиц, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии или грубо нарушившим правила движения; з) в неотложных случаях пользоваться бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам; и) использовать без оплаты средства передвижения (кроме специальных и дипломатических автомобилей), принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для преследования преступников, доставления в орган внутренних дел (милиции) задержанных преступников и злостных нарушителей общественного порядка, доставления в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, для выезда к месту происшествия или стихийного бедствия. Лицо войскового наряда об использовании такого транспорта делает отметку в путевом листе с указанием времени пользования, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения и номера служебного телефона; к) в исключительных случаях применять оружие и иные средства принуждения в порядке, изложенном в главе VI Наставления по службе специальных моторизованных частей милиции [3, с. 176].

Кроме прав и обязанностей, лица войсковых нарядов обязаны были твердо знать: а) законы, указы, постановления и распоряжения органов государственной власти и государственного управления по вопросам охраны общественного порядка; б) поставленные задачи по охране общественного порядка, общие и особые обязанности; в) особенности района (маршрута) несения службы, местонахождение партийных и советских учреждений, органов внутренних дел, государственной безопасности и штабов народных дружин, режим работы промышленных предприятий, транспорта, торговых и зрелищных организаций; г) места массового скопления людей в районе несения службы: парки, скверы, сады, стадионы, столовые, чайные, кафе, закусочные, рестораны, театры, гостиницы, рынки, вокзалы и пристани; д) места возможного появления (укрытия) преступников, лиц, занимающихся бродяжничеством и ведущих паразитический, антиобщественный образ жизни; е) трамвайные, автобусные и троллейбусные маршруты и ближайшие остановка, станции метро, стоянки автомобилей и такси; ж) номера телефонов пожарной команды, скорой и неотложной помощи, адреса ближайших больниц, аптек, медвытрезвителей, приемников-распределителей, расположение телефонов-автоматов и извещателей пожарной сигнализации на маршрутах патрулирования; з) места несения службы нарядами милиции и добровольных народных дружин, способы поддержания с ними взаимодействия и связи; и) средства связи с дежурными по войсковым нарядам, по органу внутренних дед (милиции) и по части [3, с. 135].

В обязанности лиц войсковых нарядов при обращении с гражданами должны были быть вежливыми, справедливыми и тактичными. Свои замечания и требования излагать корректно, убедительно, не допуская при этом оскорбления личности и достоинства гражданина.

Учитывая, что без стройной системы подготовки войсковых нарядов к выполнению служебно-боевых задач патрульно-постовая служба не могла быть организована должным образом, Наставление устанавливало порядок подготовки к ней: боевой расчет личного состава, инструктаж начальников патрульных групп и войсковых нарядов, инструктивные занятия, инструктаж по плану политической работы, материально-техническое и медицинское обеспечение. Причем инструктивные занятия рекомендовано было проводить максимально приближенно к реальной действительности обстановки. При разработке Наставления было учтено предложение об уменьшении объема работы командира подразделения, связанной с принятием решения и ведением документации. С этой целью упрощены формы учета и отчетности, что значительно сокращает время принятия и оформления решения. Командир подразделения получил возможность уделять больше внимания подготовке личного состава к службе, более качественно и продуманно контролировать ее несение. Разработчиками введена оценка службы войсковым нарядам и каждому военнослужащему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При оценке результатов службы учитывалось состояние общественного порядка на маршрутах (постах), активность действий по предупреждению и пресечению правонарушений, вежливость, культура и справедливость в обращении с гражданами, дисциплинированность и подтянутость военнослужащих.

Из сказанного видно, что в Наставлении четко были регламентированы вопросы руководства и организации службы по охране общественного порядка. В нем отражены основные принципы использования специальных моторизованных частей милиции, как то: содержание частей, подразделений и войсковых нарядов в постоянной боевой готовности; централизация управления и сохранение войсковой подчиненности при выполнении задач, возложенных на подразделения (войсковые наряды); рациональное, экономное и массированное использование сил и средств; постоянное взаимодействие подразделений и войсковых нарядов между собой, с органами внутренних дел (милиции), добровольными народными дружинами и гарнизонными патрулями; умелый и своевременный маневр силами и средствами: непрерывное материально-техническое обеспечение подразделений и войсковых нарядов при выполнении ими задач в любой обстановке. Выход в свет Наставления по службе специальных моторизованных частей милиции позволило командирам, штабам качественно осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению эффективности использования сил и средств внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка.

Принятое Наставление было приказано изучить всем категориям военнослужащих, привлекаемых к выполнению задач по охране общественно порядка. Но, как отмечают ряд исследователей [26], работа по внедрению его в жизнь, совершенствованию тактических приемов и методов действий подразделений, войсковых нарядов по предупреждению и пресечению преступлений велась медленно [14]. Некоторые командиры, штабы частей организацией и руководством службы занимались поверхностно, состояние оперативной обстановки знали слабо, не проявляли должной инициативы и

Волков Л-В., Хомяков Н.Д. К вопросу о нормативном регулировании деятельности внутренних войск...

не выходили с предложениями к руководству УВД по наиболее целесообразному и эффективному использованию сил и средств внутренних войск в охране общественного порядка. Подбор и подготовка войсковых нарядов к несению службы в ряде случаев проводились на низком уровне, контроль за выполнением обязанностей службы осуществлялся поверхностно.

Вышеизложенные положения, относящиеся к правам, обязанностям и задачам военнослужащих внутренних войск для охраны общественного порядка были определены в разработанном в 1972 году Наставлении. В результате его утверждения Министром внутренних дел СССР, командиры получили эффективный инструмент для организации и управлению служебно-боевой деятельностью по охране общественного порядка.

Подводя итог, необходимо отметить, что основным средством нормативного регулирования деятельности внутренних войск МВД СССР в 60-70-е годы XX века являлось издание ведомственных актов, как правило, носивших закрытый характер. К концу XX века наметилась тенденция на переориентирование служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР в сторону обеспечения охраны общественного порядка. В условиях начавшейся демократизации общества, провозглашения принципов гласности и открытости функционирования государственного механизма, закрытая ведомственная регламентация деятельности одной из вооруженных структур государства, не удовлетворяла новым реалиям. Сложилась объективная потребность в принятии принципиально нового, консолидированного нормативного акта общегосударственного значения, юридически закрепляющий правовой статус внутренних войск и регламентирующего их служебно-боевую деятельность.

Список литературы

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 года № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» / / Правда. 1966. 27 июля.

2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 августа 1962 года «О мерах по улучшению деятельности советской милиции». Текст официально опубликован не был.

3. Приказ МВД СССР от 7 июня 1972 г. № 205 «О введение в действие Наставления по службе специальных моторизованных частей милиции МВД СССР» // ЦА МВД Ф. 48. Д.625. Л.120.

4. Приказ МВД СССР от 16 июля 1970 года №241 «О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР». Текст официально опубликован не был.

5. Приказ МООП СССР №225 от 28 апреля 1967 г. «Об утверждении временной инструкции по службе специальных моторизованных частей милиции МООП СССР» / / ЦА МВД России. Ф. 48. Оп.1. Д. 514. Л. 218.

6. Приказ МООП СССР от 30 сентября 1966 года «О формировании специальных моторизированных частей милиции МООП СССР» // ЦА МВД России. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1.

7. Приказ МООП РСФСР от 11 мая 1964 года «О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР». Текст официально опубликован не был.

8. Приказ МООП РСФСР от 1 августа 1963 года №460 «О введение в действие Устава патрульно-постовой службы милиции РСФСР». Текст официально опубликован не был.

9. Указание МВД СССР от 19 апреля 1971 года. Текст официально опубликован не был.

10. Баранов, В. П. Деятельность государственных, партийных и ведомственных органов власти по строительству и развитию внутренних войск МВД СССР (в период с середины 1960-х по 1991 год): Монография. - М., 2008. - 197 с.

11. Баранов, В. П., Беркутов, Л. С., Климов, Л. Л., Шарценюк, Ю. Л., Чещов, Л. С. История внутренних войск МВД России. Том 4 (1945-1991 гг.): военно-исторический труд. — М.: Редакция журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России. 2011. — 496 с.

12. Ведомости Верховного Совета СССР от 2 ноября 1998 г. № 44. Ст. 684.

13. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 14. Ст. 223.

14. Загоруйко, Н. Ю. Внутренние войска и охрана общественного порядка в условиях внутригосударственных конфликтов: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003. — 194 с.

15. Устав патрульно-постовой службы МВД СССР, утвержденный приказом МВД СССР от 20 июля 1974 года № 200 // ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1. Д. 665.

16. Федоров, В. В. Организационно-правовые основы охраны общественного порядка в дореволюционной России в период проведения важнейших общегосударственных мероприятий, национальных и религиозных праздников и гуляний (историко-правовой аспект): дисс.... канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 159 с.

17. ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1. Д. 514.

18. ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1. Д. 665.

19. ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1. Д. 667.

20. ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1. Д. 86.

21. ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 2. Д. 222.

22. ЦАВВ, Ф 94. Оп. 1. Д. 1312.

23. ЦАВВ, Ф. 94. Оп. 1с. Д. 1285.

24. ЦАВВ, Ф. 94. Оп. 1с. Д. 291.

25. ЦАВВ. Ф.94. Оп. 1с. Д. 4.

26. Шувалов, С. В. Административно-правовой статус внутренних войск в системе Министерства внутренних дел России в обеспечении, охране и защите порядка и безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 1998. — 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.