Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки рабочих кадров на производстве'

Совершенствование системы подготовки рабочих кадров на производстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ШКОЛА БРИГАДИРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Мурзина О. В., Дудник Н. А.

Рассмотрены пути совершенствования системы подготовки рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров на производстве»

------------------------------ © B.C. Квагинидзе, O.B. Мурзина,

Н.А. Дудник, 2011

В. С. Квагинидзе, О.В. Мурзина, Н.А. Дудник

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Рассмотрены пути совершенствования системы подготовки рабочих кадров. Ключевые слова: повышение квалификации, школа бригадиров.

Ловышение качества использования оборудования по назначению в значительной степени зависит от профессиональной подготовленности машинистов и обслуживающего персонала. Как было установлено ранее, при высококвалифицированном управлении экскаватором изменение нагрузок во времени имеет стационарный характер, с математическим ожиданием в пределах номинальных величин, в то время, как при работе оператора с низкой квалификацией нагружение главных приводов носит ярко выраженный, нестабильный колебательный характер и резко возрастает за весьма короткий промежуток времени, достигая значений, близких к стопорным, что пагубно сказывается на работе основных узлов экскаватора, особенно в плохо подготовленных забоях и в условиях холодного климата. Продолжительность цикла у машиниста низкой квалификации значительно больше, что снижает производительность экскаватора. Были также установлены более жесткие корреляционные связи между временем загрузки ковша и током главной цепи привода подъема, а, следовательно, и большие динамические перегрузки подъемного механизма при работе машиниста низкой квалификации. Такие периодически повторяющиеся от цикла к циклу перегрузки значительно сокращают срок службы и могут быть причиной преждевременного разрушения многих деталей и узлов (зубчатых передач, валов и др.) карьерных механических лопат.

В связи с этим для повышения качества использования горнотранспортного оборудования необходимо внести коррективы в систему подготовки рабочих кадров основных профессий. И, в первую очередь, особое внимание уделить подготовке и повышению квалификации рабочих-инструкторов, являющихся главным

звеном при проведении производственного обучения. Как правило, рабочими-инструкторами назначаются бригадиры. Бригадир в современных условиях должен быть технически и экономически квалифицированным специалистом, обладать организаторским и педагогическим талантом, знать основы социологии, психологии, экономики производства.

Для того, чтобы осуществлять производственные и воспитательные функции в коллективе, бригадир должен воспитывать в себе такие качества:

- моральные - уважение к человеческому достоинству, высокие моральные принципы, ответственное отношение к служебным обязанностям, чуткость, доброта, готовность помочь;

- профессиональные - высокий уровень профессиональных знаний и навыков, производственный опыт, практическое владение специальностью, способность критически оценивать недостатки и перенимать передовой опыт, новаторство, организованность и дисциплинированность;

- организационные - умение осуществлять подбор и расстановку кадров, планировать работу на текущий и перспективный периоды, способность увлечь рабочих на выполнение поставленных задач, умение контролировать сложившуюся производственную ситуацию и при необходимости быстро и решительно влиять на нее;

- психофизиологические - выдержка, работоспособность, самостоятельность, смелость, выразительность эмоций и речи, умение находить выход из сложных ситуаций.

Бригадир должен знать: технологию производства, организацию, нормы и порядок оплаты труда, правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при выполнении работ; основные требования к управлению бригадой как первичным трудовым коллективом.

Бригадир должен уметь: выполнять в совершенстве технологические операции по основной профессии и, при необходимости, работы по вторым и смежным специальностям, планировать производственные задания и принимать обоснованные решения по организации труда и управлению производственной бригадой; принимать необходимые меры к созданию в коллективе бригады здорового морально-психологического

климата, способствовать укреплению трудовой дисциплины, воспитанию и профессиональному расту членов бригады.

Для того, чтобы вооружить рабочих-бригадиров перечисленными знаниями и умениями, на предприятиях и в производственных объединениях должны организовываться курсы бригадиров и их резерва. Изучение опыта работы курсов на некоторых предприятиях показывает, что обученные на курсах руководители первичного трудового коллектива получают достаточно глубокую теоретическую и практическую подготовку и, после окончания курсов, успешно справляются со своими обязанностями, выполняют свои организаторские и воспитательные функции, умело руководят бригадами, со знанием дела решают производственные задачи. Это непосредственно сказывается на результатах деятельности бригады: улучшаются технико-экономические показатели ее работы, укрепляется трудовая и производственная дисциплина, улучшается морально-психологический климат в коллективе, снижается текучесть рабочих кадров.

Подготовка бригадира должна осуществляться в три этапа.

На первом этапе производится:

- подбор кандидатур для подготовки бригадиров по уровню общего образования;

- подбор кандидатур по уровню профессиональноквалификационной подготовки;

- обсуждение кандидатур на совете бригадиров;

- направление передовых рабочих предприятиями на курсы по подготовке бригадиров.

На втором этапе производится:

- комплектование групп по профессиям;

- разработка программы теоретического курса в соответствии с профилем обучения;

- разработка и составление программ по активным методам обучения;

- определение места проведения практических занятий;

- оборудование и подготовка учебных комнат;

- утверждение преподавательского состава и руководителей практических занятий.

На третьем этапе проводится:

- изучение теоретического курса;

Основные этапы подготовки бригадиров

- проведение практических занятий в передовых бригадах;

- выпускные экзамены и проведение аттестации бригадиров по профилю специальности.

Схематично этапы подготовки бригадиров приведены на рисунке.

Повышение квалификации бригадиров может производится в учебно-курсовых комбинатах, филиалах, учебных центрах, институтах.

Учебные группы курсов комплектуются, как правило, численностью от 10 до 30 человек раздельно для повышения квалификации бригадиров и для подготовки резерва.

Для проведения занятий подбираются преподаватели из числа руководителей и инженерно-технических работников, имеющих высшее образование, большой опыт работы и хорошо знающих вопросы организации и стимулирования труда. Для проведения занятий по отдельным темам программы (социально-психологические и педагогические основы управления бригадой, основы трудового законодательства, воспитательная работа и др.) следует приглашать преподавателей из ВУЗов, техникумов, руководителей общественных организаций. Состав преподавателей курсов бригадиров утверждается приказом руководителя предприятия. Режим учебных занятий устанавливается с таким расчетом, чтобы занятия проводились непрерывно по всей программе.

Тематический план и программа повышения квалификации бригадиров рассчитана на углубление знаний и практических навыков бригадиров прежде всего по вопросам, вытекающим из современных требований к дальнейшему развитию и повышению эффективности организации и стимулирования труда.

В тех случаях, когда требуется повысить бригадирам квалификационный разряд (класс) по рабочей профессии, целесообразно также обучить их по соответствующей программе производственно-технических курсов.

Занятия на курсах бригадиров рекомендуется проводить с отрывом от производства. Обучение на курсах следует заканчивать сдачей зачетов или выполнением выпускных работ.

1. Квагинидзе В.С., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В.В. Профессиональная подготовка кадров на производстве. - М, 2003.

2. Квагинидзе В. С. Педагогическая квалификация преподавателей при практическом обучении как фактор повышения качества подготовки горных инженеров. -М., ГИАБ №12 2008. - С. 65-71. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]

Мурзина О.В. - кандидат педагогических наук, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected] Дудник Н.А. - ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.