Научная статья на тему 'Планирование, учет, контроль работы преподавателей'

Планирование, учет, контроль работы преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПЛАН-ДНЕВНИК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Мурзина О. В., Дудник Н. А.

Указаны основные способы и формы планирования, учета и контроля работы преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование, учет, контроль работы преподавателей»

--------------------------------- © B.C. Квагинидзе, O.B. Мурзина,

Н.А. Дудник, 2011

УДК 377.44

В. С. Квагинидзе, О.В. Мурзина, Н.А. Дудник

ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ, КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Указаны основные способы и формы планирования, учета и контроля работы преподавателей.

Ключевые слова: перспективно-тематический план, календарно-тематический план, план-дневник, технологическая карта урока.

~П соответствии с учебной программой преподавателями со-Л.М ставляются перспективно-тематические планы по теоретическому и производственному обучению. Эти планы оказывают существенное влияние на качество обучения, так как определяют возможности методически правильного распределения учебного материала, определяют наиболее целесообразные формы организации учебной работы.

Перспективно-тематическое планирование занятий - это важнейшая составная часть подготовки преподавателя к изучению темы, в рациональном распределении учебного материала на уроки, осуществлении межпредметных связей и связи с производственным обучением, позволяет заблаговременно готовить необходимое учебно-материальное оснащение, обеспечивает условия для повышения эффективности процесса обучения. Основу перспективно-тематического планирования составляет продуманная система уроков по теме.

Требования к системе уроков по теме включают в себя: отражение логики содержания учебного материала; отражение объективной логики учебного процесса (подача материала, закрепление и совершенствование, применение, контроль и оценка); рациональное распределение учебного материала на уроки, объем материала каждого урока должен устанавливаться с учетом времени урока (45 или 90 мин).

В содержание перспективно-тематического плана входят: номер урока и количество часов; темы и краткое содержание ма-

териала; учебная и воспитательная цели урока; методическая характеристика и особенности проведения занятий;

Примерная форма перспективно-тематического плана (табл. 1)

Изучение темы

Количество часов на тему по учебному плану.........

Учебная программа утверждена в________году

в о о я т о в н о т я ч о а я в о а о а % % Тема и краткое содержание материала, изучаемого на уроке (основные вопросы) Учебная и воспитательная цели урока Методическая характеристика и особенности проведения занятий Намечаемые самостоятельные работы, упражнения учащихся, виды контроля и т.п. Межпредметные связи Учебно-материальное оснащение урока наглядные пособия, ТСО, оборудование и т.п.) Примечания. Дополнительные данные

і 2 3 4 5 6 7 8

Тема №

намечаемые самостоятельные работы, упражнения обучаемых, виды контроля и т.п.; межпредметные связи; учебно-мате-риальное оснащение урока (наглядные пособия, ТСО, оборудование и т.п.).

Перспективно-тематический план позволяет определить возможности реализации конкретных методических приемов обучения.

Качество перспективно-тематических планов, несомненно, зависит от уровня общей педагогической и методической подготов-

ки преподавателя, от его умения практически применять те или иные методические приемы обучения.

Перспективно-тематические планы должны систематически пересматриваться с целью их совершенствования, ликвидации недостатков, выявленных при их практическом выполнении, изменения распределения учебного материала, форм организации учебной и самостоятельной работы.

В соответствии с учебным планом в образовательном учреждении составляется учебное расписание, в котором определяется последовательность изучения разделов, предусмотренных учебным планом, а также время и место проведения каждого занятия и фамилия преподавателя, проводящего занятие. При составлении расписания должна учитываться наиболее целесообразная с педагогической точки зрения последовательность проведения уроков для каждой учебной группы на все дни недели. Грамотно составленное расписание позволяет оптимально осуществлять учебный процесс, обеспечивая такой режим, при котором наиболее успешно достигаются цели обучения.

Эффективность реализации всего заложенного в планирующих документах определяется уровнем квалификации по профессии и по педагогическим знаниям преподавателей.

Каждый преподаватель должен составлять перед началом занятий в образовательном учреждении индивидуальный календарно-тематический план. Календарно-тематический план должен предусматривать расширение, углубление теоретических знаний и практических приемов по специальности (изучение технической литературы, нового оборудования, новых технологических процессов, изучение информации в журналах и т.д.) и совершенствование знаний в области педагогики и психологии, овладение методикой обучения и воспитания (изучение методической и педагогической литературы, руководящих материалов по профессиональному образованию, составление методических разработок, материалов, освещающих опыт своей работы).

Для текущего планирования и контроля преподавателю рекомендуется использовать план-дневник, который ведется в обычной тетради или специальных бланках. В дневнике определяются дата мероприятия, его наименование и содержание, отметка о выполнении.

Подготовка преподавателя к изучению очередной темы вклю-

чает следующие этапы:

Таблица 2

Способ Основные признаки Педагогические возможности

I Однократное объяснение в сочетании с показом. Алгоритм работы дается в готовом виде На объяснение идет меньше времени, а на формирование умений больше, причем, умения формируются путем проб и ошибок, из-за чего впоследствии могут деградировать

II Неоднократное объяснение с многократным показом. Алгоритм работы дается в готовом виде На объяснение идет больше времени, точное объяснение и показ осуществляются разными методами и многократно. Это включает механизмы непроизвольного запоминания, и обучающиеся потом делают меньше ошибок

III Алгоритм предстоящей деятельности составляется вместе с обучающимися. В ходе анализа предстоящей работы они убеждаются в разумности предлагаемых приемов работы, в необходимости соблюдения технологических дисциплин На эту работу уходит времени больше, так как надо организовать обсуждение, дискуссии, разбор ситуаций, однако: 1. Это интересно обучающимся 2. Работа становится более осмысленной, поэтому ошибок меньше.

• систематизация учебного материала с учетом современных достижений науки и техники;

• изучение методической литературы, информационных материалов по теме;

• подготовка заданий для упражнений, самостоятельных и лабораторно-практических работ;

• ознакомление с работами, выполняемыми учащимися в процессе производственного обучения;

• составление перспективно-тематического плана изучения темы.

При подготовке к уроку (занятию) преподаватель должен в зависимости от целей урока выбрать способ обучения. Характеристика способов обучения приведена в табл. 2.

Подготовка преподавателя к уроку включает проведение следующей работы:

• анализ итогов предыдущих уроков;

• определение содержания и объема материала, намечаемого на урок;

• определение учебной и воспитательной цели урока;

• подбор и систематизация материала, намечаемого для изучения (закрепления, повторения и контроля);

• определение структуры урока;

• определение методов и приемов проведения урока;

• определение заданий для упражнений и самостоятельных работ, контрольных вопросов, примеров для иллюстраций и т.п.;

• определение домашних заданий;

• составление план урока и конспекта изложения материала;

• подготовка ТСО, наглядных пособий, оборудования, измерительных и контрольных приборов и т.п.

Далее преподаватель составляет технологическую карту урока (занятия).

При индивидуальной форме обучения преподавателю-консультанту необходимо подготовиться к провидению консультаций и составить план консультаций.

Методика проведения консультаций

Примерный план проведения вводной консультации можно представить следующим образом:

• после знакомства с обучающимися провести краткую беседу о порядке проведения консультаций, о программе обучения;

• ознакомить обучающихся с требованиями квалификационной характеристики, особенностями современного производства;

• провести контрольный опрос обучающихся с целью определения имеющегося уровня знаний (опрос можно провести в письменной или устной форме);

• перечислить учебники и учебные пособия, рекомендуемые для использования в самостоятельной работе;

• дать общие советы по организации самостоятельной работы обучающихся.

Содержание следующей консультации и методы ее проведения определяются исходя из целей и задач всего курса обучения. Пример технологической карты урока (табл. 3)

Тема урока:_________________________

Учебная цель:_______________________

Воспитательная (развивающая) цель:_

№ Этапы (части) урока Время Методы и приемы обучения Средства обучения Формы организации учебной работы

I Вводный инструктаж 50 мин

1 Актуализация опорных знаний Беседа Плакат « » Фронтальная

2 Изложение нового материала Объяснение, показ инструментов и предметов труда, показ приемов работы Таблица « » Чертеж детали Оборудование Заготовка Деталь Фронтальная

3 Закрепление нового материала Проблемный Практический - выполнение упражнений Карточки- задания Чертежи и технологические карты Фронтальная Коллективная Индивидуаль- ная

II Практическая работа обучающихся 4 часа Упражнения Материальнотехническое оснащение рабочих мест Индивидуаль- ная Парная Фронтальная

Начиная очередную консультацию, консультант называет ее тему, ставит перед обучающимися вопросы, которые должны быть решены в ходе консультации.

После разъяснения непонятных вопросов по теме целесообразно включить обучающихся в процесс самостоятельной работы. Этому могут служить следующие виды работ: подбор примеров на заданную тему; самостоятельное составление и решение задач простейшего типа; сравнение свойств изучаемых объектов.

Такие виды работ способствуют восполнению пробелов в знаниях, углублению и расширению знаний по предмету, усвоению учебной программы, изучению достижений научно-технического прогресса, новой техники и технологии.

1. Квагинидзе В.С., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В.В. Профессиональная подготовка кадров на производстве, Издательство МГГУ, Москва 2003 г.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ----------------------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]

Мурзина О.В. - кандидат педагогических наук, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected] Дудник Н.А. - ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected] Н5Ы=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.