------------------------------------- © B.C. Квагинидзе, Е.Г.Карпова,
О.В. Мурзина, 2009
УДК 622.378
B.C. Квагинидзе, Е.Г.Карпова, О.В. Мурзина
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДОВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Творческий подход к обучению, наряду с обобщением педагогического опыта и на базе этого обобщения, предлагает совершенствование, поиск, развитие и внедрение самых разнообразных приемов и методов обучения, ведущих к повышению эффективности и качества обучения.
Ключевые слова: повышение квалификации, горный инженер, обобщение педагогического опыта, методика высшей школы.
ажной задачей качественной подготовки горных инженеров
-Я-М является повышение уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. в большинстве случаев они имеют техническое образование, прекрасно владеют своим предметом, но из-за недостаточного знания основ педагогики возникают трудности при передаче своих знаний и навыков студентам, это в равной степени относится как к теоретическому так и к практическому обучению.
Главной задачей образовательного учреждения является подготовка специалистов с квалификацией соответствующей уровню развития современного производства, что возможно только при соответствующем качестве образовательного процесса. Процесс обучения, как и любой другой процесс деятельности, имеет свои закономерности. Прежде всего, это законы и принципы дидактики.
Основной закон дидактики обуславливает роль и функции обучающего - это определение путей, форм, средств и методов приобретения обучаемыми знаний, навыков и умений.
Реализация этих функций должна происходить на основе определенных дидактических принципов обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг
друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
Если рассматривать самую сущность дидактических принципов, то их можно охарактеризовать следующим образом. Сущность принципа научности состоит в том, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с передовой современной наукой. Согласно принципу систематичности, все знания, сообщаемые обучающимся, должны ими усваиваться в определенной педагогически обоснованной системе. Под систематичностью понимают последовательность и логическую связь в изучении материала. Принцип связи теории с практикой - важнейший в системе подготовки рассматривается как единое и неразрывное сочетание теории и практики в процессе приобретения знаний, навыков, умений. На основе этого принципа, исходя из конечных целей обучения, определяется соотношение между теоретической и практической частями. Принцип сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление, оправданные действия обучаемых. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретения знаний, навыков, умений. Все качественные признаки сознательности - активность, дисциплина, интерес, внимание к своему совершенствованию - требуют участия обучаемых. Важную роль играют здесь перспективы совершенствования профессионального мастерства. Принцип соединения индивидуального и коллективного требует объединения интересов всех и каждого обучаемого на основе единства целей и задач обучения. Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания преподавателями индивидуальных свойств и особенностей каждого обучаемого, его интересов, способностей, уровня его развития и т.д.
Принцип единства конкретного и абстрактного заключается в соединении абстрактного мышления с наглядностью преподавания. Принцип доступности заключается в том, что уровень обучения должен соответствовать уровню развития обучаемых, учитывать их способности и возраст. На основе этого принципа определяется степень теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. Принцип прочности знаний предполагает, что полученные знания должны стать базой для дальнейшего совершенствования по профессии. Обу-
чаемый всегда должен умело, оперативно использовать сознательно усвоенные знания, навыки, умения. Этот принцип должен реализовываться на основе строгого отбора материала, исключения дублирования, выделения достаточного времени для прочного закрепления навыков и умений.
Общие принципы дидактики определяют характер любого обучения. В тоже время в зависимости от уровня и целей обучения, одни из них могут становиться определяющими и направляющими, а другие реализовываться не полностью. Глубокое понимание общих принципов системы и усвоения знаний и умений позволяет творчески подходить к организации процесса обучения. Творческий подход к обучению, наряду с обобщением педагогического опыта и на базе этого обобщения, предлагает совершенствование, поиск, развитие и внедрение самых разнообразных приемов и методов обучения, ведущих к повышению эффективности и качества обучения.
Для выполнения основных функций (задач) учебного процесса важную роль играет выбор правильной методики обучения, которая разрабатывается но основе знаний философии, возрастной физиологии, педагогической психологии, профессиональной педагогики, методики воспитательной работы, методики применения технических средств обучения, оборудования и техники теоретических основ специальности.
При осуществлении учебного процесса образовательному учреждению необходимо добиваться единства процессов теоретического и производственного обучения, а это можно достичь только подбором методов обучения.
Методы обучения - способы взаимосвязанной работы преподавателя и обучаемых, при помощи которых достигается прочное овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение обучаемых, развиваются их познавательные и творческие способности.
Качество образования (совокупность параметров учебного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства) составляет множество элементов, одним из которых является практическая подготовка студентов в процессе обучения.
Практическая подготовка студентов осуществляется при прохождении студентами производственных практик, а так же в
процессе выполнения курсовых, лабораторных, практических работ и в значительной степени определяет уровень подготовки будущих специалистов.
В учебные планы специальностей должны быть включены циклы факультативных дисциплин по обучению рабочим специальностям, чтобы в течение учебного года студенты проходили теоретический курс обучения по рабочей профессии соответствующей направлению подготовки специалиста, а производственное обучение проводилось в процессе прохождения студентами производственных практик на рабочих местах. По результатам аттестации студентам должна присваиваться соответствующая квалификация с выдачей удостоверяющего документа. К концу обучения в ВУЗе выпускник может получить 2-4 рабочие специальности, навыки и опыт работы по этим специальностям, более глубоко изучить условия горного производства и специфику получаемой профессии.
При прохождении преддипломных практик, для ознакомления с организацией и управлением предприятиями, а так же получения практических навыков руководства и управления, желательна работа студентов в качестве дублеров руководителей структурных подразделений предприятия.
Традиционно практикуемая методика организация контроля качества производственного обучения, основанная главным образом на экспертной оценке преподавателем (ассистентом, инспектором, членом экзаменационной работы комиссии) успешности деятельности обучающихся, характеризуется определенной субъективностью и требует совершенствования повышения уровня диагностичности, объективности.
Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Одним из способов такого контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест включающий два основных элемента: задание и эталон-образец правильного качественного выполнения этого задания, с которым сравнивается ход и результаты деятельности обучающихся.
В процессе производственного обучения тестирование производиться на всех этапах учебного процесса - от периода освоения основ профессии - трудовых приемов и операций до за-
ключительного этапа - производственной практики на предприятии. В результате тестирования возможно получить объективные, диагностирующие, т.е. подверженные точному измерению и оценке показатели действенного уровня (качества) профессиональной практической подготовленности обучающихся на момент тестирования. В этом смысле тестирование является своеобразным «срезом» истинного состояния подготовленности обучающихся.
Вместе с тем тестовый контроль не может и не должен являться единственным способом контроля качества производственного обучения. Он должен органически сочетаться с традиционными, принятыми в педагогической практике способами контроля: текущими наблюдениями за обучающимися, текущей проверкой и оценкой выполненных и выполняемых учебнопроизводственных работ, устной проверкой профессиональных знаний обучающихся, зачетами, проверкой и оценкой выполненных домашних заданий и др. Каждый из способов контроля качества должен иметь свое место в учебном процессе. Тесты преимущественно применяются для диагноза и контроля результатов освоения основных трудовых приемов и операций, подведения итогов изучения самостоятельных разделов учебных программ, полугодий, курсов обучения, при проведении выпускных квалификационных экзаменов. Традиционные формы и методы контроля выполняют, в основном, функции текущего педагогического контроля.
Таким образом, диагностика качества практического (производственного) обучения представляет органическое сочетание разнообразных традиционных форм и методов контроля и тестового контроля. Задача состоит в поиске путей оптимального сочетания всех способов контроля, путей и способов повышения степени диагностичности традиционных методов.
Перспективным направлением повышения качества обучения является целевая подготовка специалистов для определенного предприятия, при которой студент проходит производственные и преддипломную практики по курсу обучения на одном предприятии (в соответствии с изучаемой специализацией) и выполняет выпускную квалификационную работу (с решением конкретных организационно-техноло-гических задач, определяемых реальными проблемами производства) по этому предприятию с последующим трудоустройством на него. В этом слу-
чае выпускник, приходя на производство, знает его специфику, проблемы и решаемые задачи. Он имеет возможность более углубленно и целенаправленно подготовится, в процессе обучения, по направления приоритетным для этого производства, что значительно ускоряет его профессиональный и карьерный рост.
В процессе обучения в качестве объектов при курсовом проектировании необходимо рассматривать действующие предприятия и выдавать задания с учетом места прохождения студентом практики. При этом перед отправлением на практику студентов необходимо ознакомить с перечнем курсовых проектов и работ, которые они будут выполнять в двух следующих семестрах. Это позволит им в процессе прохождения практики собрать необходимый материал для курсового проектирования, выявить проблемы, определить задачи и пути их решения, что является в свою очередь стимуляцией научно-исследовательской деятельности студентов.
В качестве лабораторной базы возможно использование производственных подразделений и лабораторий горнодобывающих предприятий с привлечением к проведению занятий высококвалифицированных специалистов и руководителей этих подразделений. Значительное повышение уровня практической подготовки выпускников обеспечивается за счет того, что работы проводятся на действующем и находящемся в эксплуатации оборудовании, а преподаватели с производства больше внимания уделяют практическим вопросам, с которыми выпускники столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Считаем, что учет имеющегося опыта сотрудничества с горнодобывающими предприятиями и вышеприведенных рекомендаций (повышение уровня педагогической квалификации преподавателей, проведение практического обучения и его контроль) при организации учебного процесса позволит значительно повысить практическую подготовку выпускников, что позволит им легче адаптироваться к условиям производства и формироваться высококвалифицированными специалистами - будущими руководителями.
------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Квагинидзе В.С., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В.В. Профессиональная подготовка кадров на производстве. - М., 2003.
2. Квагинидзе В. С. Педагогическая квалификация преподавателей при практическом обучении как фактор повышения качества подготовки горных инженеров.- М., ГИАБ №12 2008. - С. 65-71. Ш
V.S. Kvaginidze, E.G. Karpova, O. V. Murzina
TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL SKILL AT TRAINING OF MINING ENGINEERS
The creative approach to training, along with generalization of pedagogical experience and on the basis of this generalization, offers perfection, search, development and introduction of various ways and methods of training, leading to training quality and efficiency increase.
Key words: training, mining engineers, generalization of pedagogical experience, higher school technique.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------
Квагинидзе B. C. - доктор технических наук, профессор,
Карпова Е.Г.- доктор педагогических наук, профессор,
Мурзина О.В. - кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]