ГЕОТЕХНОЛОГИЯ
УДК 378.016:622
H.A. Жаркова, ассист. (Россия, Тула, ТулГУ)
СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРИМЕРЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОРРЕКТИРОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО»
Рассматривается инновационный подход дидактического анализа УМК преподавателя высшей школы в контексте ФГОС 3-го поколения, Предлагается модель дидактического аудита, включающую основные принципы, методы и формы коррек-тировкиучебной программы на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова компетентностный подход, горное дело, педагогические технологии, аудит, дидактический аудит, корректировка содержания.
Введение. Наряду с вопросами, которые определяют структуру и содержание Федерального государственного стандарта подготовки горных инженеров [2-7], важной задачей качественной подготовки горных инженеров является повышение уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. в большинстве случаев они имеют техническое образование, прекрасно владеют своим предметом, но из-за недостаточного знания основ педагогики испытывают объективные трудности при передаче своих знаний и навыков студентам, это в равной степени относится как к теоретическому, так и к практическому обучению.
Устранение данного противоречия возможно при тесном сотрудничестве профессорско-преподавательского состава с представителями педагогической науки, владеющими практикой дидактического анализа и методами его осуществления в условиях соблюдения принципа презумпции права выбора преподавателем методов и форм обучения.
Сущность дидактического анализа УМК. Дидактический анализ УМК в первую очередь нацелен на выявление в нем законов и принципов дидактики в сравнении с их основными модельными свойствами. Основным законом дидактики является закон единства деятельности субъектов учебного процесса, согласно которому учебный процесс рассматривается как взаимосвязанная и взаимозависимая деятельность преподавателей и обучаемых. При этом обычно исходят из того, что в основе обучения лежит
дидактический треугольник, связывающий передачу знаний, усвоение знаний и построение системы формирования знаний, и что сущность обучения слагается из его целей и задач, стоящих перед различными группами обучаемых (степени обучения). Высшей же целью обучения является гармоничное развитие личности, способности к самостоятельному творческому мышлению на основе единства обучении и воспитания.
Таким образом, УМК любой вузовской дисциплины должен подчинятся основному закону дидактики - обуславливать роль и функции обучающего, определять пути, формы, средства и методы приобретения обучаемыми знаний, навыков и умений (компетенций).
Реализация этих функций должна происходить на основе определенных дидактических принципов обучения, научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
Если рассматривать самую сущность дидактических принципов, то их можно охарактеризовать следующим образом.
1. Сущность принципа научности состоит в том, что все предусмотренные УМК сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с передовой современной наукой. Гарантом соблюдения данного принципа является грамотное и обоснованное использование первоисточников (научной литературы) и квалификационный статус преподавателя.
2. Согласно принципу систематичности, все планируемые УМК знания, сообщаемые обучающимся, должны быть выстроены в определенную педагогически обоснованную систему. Под систематичностью понимают последовательность и логическую связь в изучении материала. Данный принцип легко проследить в структуре представления учебного материала рабочей программой преподавателя.
3. Принцип связи теории с практикой - важнейший в системе подготовки УМК, рассматривается как единое и неразрывное сочетание теории и практики в процессе приобретения знаний, навыков, умений. На основе этого принципа, исходя из конечных целей обучения, определяется соотношение между теоретической и практической частями.
4. Принцип сознательности понимается как обоснованное само -стоятельное мышление, оправданность действия обучаемых. Сознательность рассматривается как его личное убеждение в процессе обучения. Все качественные признаки сознательности - активность, дисциплина, интерес, внимание к своему совершенствованию - требуют участия обучаемых. Важную роль играют здесь перспективы совершенствования профессио-
нального мастерства (компетентности) будущего специалиста. Наличие в УМК методов организации обратной связи со студентами и выпускниками (анкетирование, учет мнений), есть факт соблюдения, им данного принципа.
5. Принцип соединения индивидуального и коллективного требует объединения интересов всех и каждого обучаемого на основе единства целей и задач обучения. Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания преподавателями индивидуальных свойств и особенностей каждого обучаемого, его интересов, способностей, уровня его развития и т.д. Показателем соблюдения данного принципа служит наличие в УМК кратной характеристики учебной группы и отдельных студентов, а также наличие вариантов маршрутов усвоения учебного материала с учетом субъективного фактора - болезнь ученика, уникальные способности и т.п.
6. Принцип единства конкретного и абстрактного заключается в соединении абстрактного мышления с наглядностью преподавания.
7. Принцип доступности заключается в том, что уровень обучения должен соответствовать уровню развития обучаемых, учитывать их спо-собности и возраст. На основе этого принципа определяется степень теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения.
8. Принцип прочности знаний предполагает, что полученные знания должны стать базой для дальнейшего совершенствования по профессии. Обучаемый всегда должен умело, оперативно использовать сознательно усвоенные знания, навыки, умения. Этот принцип должен реализовываться на основе строгого отбора материала, исключения дублирования, выделения достаточного времени для прочного закрепления навыков и умений.
Общие принципы дидактики определяют характер любого обучения. В то же время в зависимости от уровня и целей обучения, одни из них могут становиться определяющими и направляющими, а другие реализовываться не полностью. Глубокое понимание общих принципов системы усвоения знаний и умений позволяет творчески подходить к организации процесса обучения. Творческий подход к обучению наряду с обобщением педагогического опыта и на базе этого обобщения предлагает совершенствование, поиск, развитие и внедрение самых разнообразных приемов и методов обучения, ведущих к повышению эффективности и качества обучения.
Дидактический анализ УМК позволяет выявить и оценить приемы и методы обучения, оптимизировать и предложить их развитие с учетом современного компетентностного подхода.
При ведении учебного процесса образовательным учреждениям приходится решать основные педагогические задачи, а именно формирование сознательного, активного, творческого отношения к труду; воспитание
обучаемых; формирование у обучаемых системы прочных общетехниче-ских, специальных знаний, умений и навыком, формирование профессионального мастерства; развитие познавательных способностей, мышления, самостоятельности и самоконтроля.
С этой целью в педагогической науке выделяют три основные функции процесса обучения:
1) воспитывающая:
- воспитание уважения к труду, своей профессии;
- воспитание нравственных качеств, патриотизма, коллективизма, товарищества;
- воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности;
-формирование норм и правил сознательной дисциплины и по ведения;
2) учебно-производственная (обучающая):
- формирование умений и навыков осуществления, контроля и обслуживания производственного процесса;
- формирование профессиональных умений и навыков планирования и подготовки производственного процесса;
- формирование умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач;
- формирование готовности к овладению новой техникой и технологией;
- формирование запаса профессиональных знаний и умений, обеспечивающих повышение квалификации;
- овладение приемами и способами труда инновационного производства;
- формирование основ профессионального мастерства в избранной профессии;
3) развивающая:
- формирование и развитие рациональных приемов технического мышления;
- развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности;
- формирование и развитие творческого мышления в процессе труда;
- развитие познавательных и профессиональных интересов и спо-собностей;
- развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости в достижении цели;
- развитие навыков и привычек планировать и контролировать учебно-производственный труд;
- развитие умений и привычек самообразования и са-
мосовершенствования в избранной профессии;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного
труда.
Наличие в УМК данных задач, является фактором дидактической обоснованности подбора учебного материала в контексте общей цели высшего образования в условиях выполнения общей миссии вуза.
Для выполнения основных функций (задач) учебного процесса важную роль в формировании УМК играет выбор правильной технологии (методики) обучения, которая разрабатывается на основе знаний философии, возрастной физиологии, педагогической психологии, профессиональной педагогики, методики воспитательной работы, методики применения технических средств обучения, оборудования и техники теоретических основ специальности.
При осуществлении учебного процесса образовательному учреждению необходимо добиваться единства процессов теоретического и производственного обучения, а это можно достичь только подбором методов обучения.
Методы обучения - способы взаимосвязанной работы преподавателя и обучаемых, при помощи которых достигается прочное овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение обучаемых, развиваются их познавательные и творческие способности.
Качество образования (совокупность параметров учебного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства) составляет множество элементов, одним из которых является практическая подготовка студентов в процессе обучения.
Практическая подготовка студентов осуществляется при прохождении студентами производственных практик, а так же в процессе выполнения курсовых, лабораторных, практических работ и в значительной степени определяет уровень подготовки будущих специалистов.
В учебные планы специальностей должны быть включены циклы факультативных дисциплин по обучению рабочим специальностям, чтобы в течение учебного года студенты проходили теоретический курс обучения по рабочей профессии соответствующей направлению подготовки специалиста, а производственное обучение проводилось в процессе прохождения студентами производственных практик на рабочих местах. По результатам аттестации студентам должна присваиваться соответствующая квалификация с выдачей удостоверяющего документа. К концу обучения в ВУЗе выпускник может получить 2-4 рабочие специальности, навыки и опыт работы по этим специальностям, более глубоко изучить условия горного производства и специфику получаемой профессии.
При прохождении преддипломных практик, для ознакомления с организацией и управлением предприятиями, а так же получения практиче -ских навыков руководства и управления, желательна работа студентов в ка-
честве дублеров руководителей структурных подразделений предприятия.
Значительную роль в процессе обучения должен играть контроль (проверка) качества производственного обучения, который бывает двух основных видов. Первый - заключение о результатах, итогах практической подготовленности обучающихся на определенных этапах обучения (периодический) и итоговый контроль. Такой контроль осуществляется путем проведения проверочных, контрольных и квалифицированных (пробных) работ. По результатам контроля производственного обучения за курс обучения производится аттестация обучающихся на определенный уровень квалификации (разряд, класс, категорию).
Второй вид контроля - текущий контроль непосредственно в процессе производственного обучения. Это обязательная составная часть учебного процесса, главная цель которой - осуществление обратной связи в системе преподаватель - обучающийся. Для контроля качества производственного обучения характерны два основных метода - текущие наблюдения за учебно-производственной частью деятельности обучающихся и проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ.
Проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных по времени и содержанию зависит от характера, сложности, принятой технологии их выполнения. Основными измерителями успешности выполнения работы при этом являются технические и другие требования к качеству, а также установленные нормы времени (выработки) на их выполнение. Текущие наблюдения — это фиксирование процесса выполнения обучающимися работы: приемов, операций, соблюдения их последовательности, использования документации, умений пользоваться рабочими и контрольно-измерительными инструментами и т.п. В результате проверки выполненной работы обучающимся обычно выставляется оценка (отметка); в ходе текущих наблюдений отметка, как правило, не выставляется.
Таким образом, отражение в УМК форм и методов диагностики качества практического (производственного) обучения представляет обязательную дидактическую основу образовательного процесса в целом.
В УМК также необходимо учитывать, что в процессе обучения в качестве объектов при курсовом проектировании необходимо рассматривать действующие предприятия и выдавать задания с учетом места прохождения студентом практики. При этом перед отправлением на практику студентов необходимо ознакомить с перечнем курсовых проектов и работ, которые они будут выполнять в двух следующих семестрах. Это позволит им в процессе прохождения практики собрать необходимый материал для курсового проектирования, выявить проблемы, определить задачи и пути их решения, что является в свою очередь стимуляцией научноисследовательской деятельности студентов.
В качестве лабораторной базы возможно использование производственных подразделений и лабораторий горнодобывающих предприятий с
привлечением к проведению занятий высококвалифицированных специалистов и руководителей этих подразделений. Значительное повышение уровня практической подготовки выпускников обеспечивается за счет того, что работы проводятся на действующем и находящемся в эксплуатации оборудовании, а преподаватели с производства больше внимания уделяют практическим вопросам, с которыми выпускники столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Считаю, что учет имеющегося опыта сотрудничества с горнодобывающими предприятиями и вышеприведенных рекомендаций (повышение уровня педагогической квалификации преподавателей, проведение практического обучения и его контроль) при организации учебного процесса позволит значительно повысить практическую подготовку выпускников, что позволит им легче адаптироваться к условиям производства и формироваться высококвалифицированными специалистами - будущими руководителями.
Дидактический аудит как метод развития УМК. Понимая всю необходимость дидактического анализа УМК, не менее важно наличие и внедрение механизма его осуществления в условиях конкретного вуза, кафедры, специальности и учебного предмета. В отличии общепринятого административного аудита, обязательного в ТулГУ для всех кафедр, дидактический аудит и по цели и по задачам имеет существенные различия. Сущность дидактического аудитазаключается в организации совместной научно-методической деятельности между педагогом дидактиком и инженерной кафедрой для достижения модельных дидактических свойств УМК.
1. Целью дидактического аудита является анализ УМК кафедры или конкретного преподавателя и последующая его коррекция с учетом современных педагогических теорий и практик.
2. Задачи дидактического аудита:
- достижение нового качества УМК;
- пропаганда современной педагогической науки в условиях подготовки инженерных кадров:
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в части педагогической компетентности;
- развитие мотивации к учению студентов.
3. Как любая системная социальная деятельность дидактический аудит базируется на принципах инициативности, научности, результативности, информационной доступности, доверия и коммуникабельности.
4. Формальным результатом дидактического аудита выступают рекомендации педагога дидактика по совершенствованию конкретного УМК.
Примером осуществления теории дидактического анализа и его практического воплощения в качестве аудита послужило сотрудничество в данном направлении кафед ТулГУ «Теория и методика профессионального
образования» (ТиМПО, зав. каф. В.М. Петровичев) и «Геотехнология и строительство подземных сооружений» (ГиСПС, зав. каф. Н.М. Качурин). В распоряжение экспертов педагогов ТиМПО был представлен весь арсенал УМК кафедры ГиСПС с целью проведения дидактического аудита. Итоги, которого показали, что все УМК в основном соответствуют дидактической структуре - содержат полный набор дидактических средств и методов для достижения образовательной цели обучения. Поэтому остановимся на основных рекомендациях по их совершенствованию с учетом соблюдения логистики дидактического анализа УМК (таблица).
Логистики дидактического анализа УМК
№ п\п Дидактические отклонения Примеры коррекции УМК
1 Принцип научности:
1) Теоретический и практический материал УМК содержит списки литературы без привязки к дидактическим единицам. 2) УМК не имеет дифференциации по научно-квалификационному статусу преподавателя 1) В рекомендованной литературе более подробно ссылаться на предметность в них, изучаемых дидактических единиц. 2) Учитывать реальную научную новизну предмета, указывая научные журналы, ссылки Интернет, материалы конференций и диссертаций
2 Принцип систематичности:
1) В содержании УМК отсутствуют межпредметные связи 1) Практиковать УМК содержащие интегрированные занятия
3 Принцип связи теории с практикой:
1) Отсутствуют активные формы обучения 1) Практиковать ролевые игры и кейс-технологии
4 Принцип сознательности:
1) В УМК отсутствует модульный по степени сложности подход. 2) Отсутствуют ссылки на современные методики и технологии 1) Включить раздел «Технологии и методы обучения». 2) Практиковать наличие в УМК методов организации обратной связи со студентами и выпускниками (анкетирование, учет мнений)
5 Принцип соединения индивидуального и коллективного:
1) Не учитывается психологопедагогическая особенность каждой учебной группы. 2) В организации практических (семинарских) занятий недостаточно групповых активных форм обучения 1) наличие в УМК кратной характеристики учебной группы и отдельных студентов, а также наличие вариантов маршрутов усвоения учебного материала с учетом субъективного фактора - болезнь ученика, уникальные способности и т.п.
6 Принцип единства конкретного и абстрактного:
1) Отсутствуют интерактивные методы обучения (лекции) 1) Практиковать создание мультимедийных лекций
7 Принцип доступности:
1) Объем теоретического материала не обоснован с точки зрения конспекта студента. 2) Графические объекты не обоснованы с точки зрения наглядности 1) В УМК выделить конспективную часть теоретического материала. 2) Указывать метод представления графического материала (таблица, проекция, доска)
8 Принцип прочности:
1) УМК не содержит описания технологии самостоятельной работы студента 1) Разработать поведенческие модели самостоятельной работы студентов
Опыт данного исследования показал, что педагогическая наука в союзе с желанием и волей преподавателей позволяет найти новое качество учебного процесса в вузе путем дидактической коррекции УМК в контексте современных требований ФГОС.
Список литературы
1. Пучков Л.А., Петров В.Л. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогноза развития // Известия вузов. Горный журнал. 2008. Вып.1. С. 128 — 145.
2. Пучков Л.А., Петров В.Л. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы // Изв. вузов. Горный журнал. 2005. Вып.2. С.107-115.
N. Zharkowa
The essence of the didactic analysis and examples of its use in the adjustment of the content of the disciplines in the specialty ‘’ Mining’’
The author considers in the article the innovative approach of the didactic analysis of the training - methodical complex of the teacher in the High school in the context of the Federal State Standards of the third generation. The author offers the realization of the model of the didactic audit, which includes main principles, methods and forms of adjustment of teaching program on the basis of the competence approach.
Key words: competence approach, mining, pedagogical technologies, informational technologies, didactic analysis, audit, adjustment of the content.
Получено 22.09.10
УДК 622.232.72.(088.8)
Н.И. Буцык, канд. техн. наук (Россия, Тула, ТулГУ),
В.А. Родионов, канд. техн. наук (Россия, Тула, ТулГУ)
К ВОПРОСУ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА ВЕРШИН ЗУБЬЕВ ТЯГОВОЙ ЗВЕЗДЫ В КОЛЕСНОМ ДВИЖИТЕЛЕ БСП ВЫЕМОЧНЫХ КОМБАЙНОВ
Рассмотрены снижения износа вершин зубьев тяговой звезды в колесном движителе БСП выемочных комбайнов.
Ключевые слова: выемочные комбайны, бесцепная система подачи, вершины зубьев тяговой звезды.
Практика эксплуатации выемочных комбайнов с бесцепной системой подачи (БСП) показала перспективность применения зубчато-реечных