-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, О.В. Мурзина,
Н.А. Дудник, 2011
УДК 377.44
В. С. Квагинидзе, О.В. Мурзина, Н.А. Дудник
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рассмотрены проблемы подготовки руководящих кадров для промышленных предприятий. Изложена Концепция подготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов промышленных предприятий в современных условиях.
Ключевые слова: повышение квалификации, руководящие кадры, кадровое управление, система дополнительного образования.
Ж ~¥еоспоримым фактом является, что систематическое повышение уровня профессиональных знаний, их углубление, совершенствование деловых качеств руководящих работников и специалистов являются необходимым условием интенсивного развития экономики страны.
Современный руководитель должен глубоко разбираться в научно-технических основах производства, его организации и экономике, владеть методами повышения производительности труда и качества продукции, сочетать профессиональную компетентность с широким кругозором, умением работать с людьми. Для него, как никогда, важны деловитость, способность видеть перспективу, энергия и настойчивость, предприимчивость. Закономерно, что в современных условиях развития экономики подготовка и повышение квалификации руководящих работников приобретают особую значимость и актуальность.
Постоянно возрастающая потребность в обновлении и пополнении знаний в области новых направлений науки и техники обусловливает необходимость систематической переподготовки большого количества руководящих работников и специалистов различных уровней управления во всех отраслях промышленности при соответствующей дифференциации сроков и форм обучения.
В стране существовала довольно стройная система переподготовки руководителей, что способствовало их эффективной работе, продвижению по службе.
Все это предопределяло поступательное развитие отраслей экономики, причем по большинству важнейших направлений научнотехнического прогресса отечественные кадры были на передовых позициях.
К сожалению, сегодня эти традиции во многом утрачены. В стране существует катастрофическая нехватка квалифицированных кадров всех уровней, высокая аварийность, травматизм и неэффективное управление предприятий.
Принимая во внимание исключительное значение, которое Президент и Правительство Российской Федерации придают поиску решений по выходу из экономического кризиса, рекомендации парламентских слушаний, совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина 24.06.2010 № ВП-П9-35пр, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» (ГОУ ДПО «ИПК») разработало Концепцию «Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов промышленных предприятий в современных условиях».
Сегодня в стране необходимо вернуться к единой государственной системе повышения квалификации, в которой обучение руководящих работников и специалистов организационно не разделено и успешное решение комплекса задач в области обучения руководящих кадров различных должностных категории требует соответствующей специализации учебных заведений.
Основанная на прочном вузовском фундаменте система повышения квалификации располагает широкими возможностями, постоянно совершенствуется и должна превращаться в мощную отрасль образования.
Создание широкой сети институтов, факультетов и курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности требует эффективной координации действий учебных подразделений. Административно-хозяйственное и кадровое управление их деятельностью должно быть возложено на соответствующие отраслевые министерства и ведомства. Методическое руководство системой повышения квалификации должно выполнять Министерство образования и науки РФ, в составе которого должно функционировать Учебно-методическое управление по повышению квалификации руководящих работников и специалистов. Управление должно осуществлять общее методическое руководство системой повышения квалификации в стране, разработку предложений по повышению эф-10
фективности учебного процесса, формирование планов издания учебной и учебно-методической литературы, систематический контроль за содержанием и качеством учебного процесса, а также государственное инспектирование учебных заведений повышения квалификации независимо от их ведомственной принадлежности.
Для координации работы министерств и ведомств при Министерстве образования и науки РФ необходимо создать Межведомственный совет по повышению квалификации руководящих работников и специалистов. В его состав должны быть включены заместители председателей государственных комитетов, заместители министров отраслевых министерств, крупные ученые. Работа совета должна быть сосредоточена на рассмотрении основных проблем системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, общих принципов организации учебного процесса, единых рекомендаций по срокам обучения, типовых учебных планов, предусматривающих изучение обязательных дисциплин во всех звеньях системы повышения квалификации, программ и учебных пособий, а также на организации обмена опытом работы. Решения Межведомственного совета должны являться обязательными для всех министерств и ведомств, имеющих институты, факультеты и курсы повышения квалификации.
Важнейшей проблемой совершенствования системы повышения квалификации, которая должна решаться на межведомственной основе, является создание рациональных принципов планирования обучения руководящих работников и специалистов. Для обеспечения единства методов и форм планирования повышения квалификации должны быть подготовлены «Типовые методические рекомендации по планированию повышения квалификации руководящих работников и специалистов», на основе которых должны разрабатываться соответствующие материалы по отраслям.
Единый подход к разработке учебно-методической документации должен обеспечиваться соответствующими основополагающими материалами, которые должны быть подготовлены Министерством образования и науки РФ. Для обеспечения целенаправленного обучения учебные заведения при составлении учебных планов должны руководствоваться рекомендациями, в соответствии с которыми все учебные планы системы повышения квалификации должны содержать следующие основные разделы: экономики, управления, техники и технологии, трудового и хозяйственного законодательства, психологии, охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружаю-
щей среды. Полагаем, целесообразно оценивать подготовленность и способность специалиста к занятию руководящей должности по всему комплексу знаний, необходимых для эффективного управления производством, то есть проводить определенный кадровый аудит.
Система повышения квалификации является мобильной, быстродействующей, она гибко реагирует на изменения в экономической и социальной жизни страны. Ее значимость с течением времени неизменно будет возрастать, поскольку она является промежуточным звеном между наукой и производством, звеном, посредством которого новейшие научно-технические достижения, передовой опыт внедряются в производство. Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным:
1. Создать при Министерстве образования и науки РФ Межведомственный Совет по подготовке и повышению квалификации руководящих работников и специалистов промышленных предприятий;
2. Восстановить вертикаль системы повышения квалификации и в соответствии с ней реорганизовать отраслевые институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов, обеспечивающей непрерывную дифференцированную подготовку руководящих кадров с четким определением для каждой категории слушателей наиболее рациональную форму продолжительности и периодичности обучения, в зависимости от отраслевых особенностей, функциональных обязанностей, должностного уровня работников и с учетом перспектив их служебного роста.
Полагаем, реализация предложенной Концепции обеспечит дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации — как одной из важнейших составных частей долговременной программы развития отраслей промышленности страны. [Дгсга
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ --------------------------------------------------
Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]
Мурзина О.В. - кандидат педагогических наук, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected] Дудник Н.А. - ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», [email protected]