Научная статья на тему 'Повышение качества использования горно-транспортного оборудования через систему подготовки рабочих кадров'

Повышение качества использования горно-транспортного оборудования через систему подготовки рабочих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества использования горно-транспортного оборудования через систему подготовки рабочих кадров»

© В.С. Квагинидзе, 2002

УДК 66.232.8.004.12+658.382(043.3)

В.С. Квагинидзе

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ

Повышение качества использования оборудования по назначению в значительной степени зависит от профессиональной подготовленности машинистов и обслуживающего персонала. Как было установлено, что при высококвалифицированном управлении экскаватором изменением нагрузок во времени имеет сравнительно спокойный характер, с математическим ожиданием пределах номинальных величин, в то время, как при работе оператора с низкой квалификацией, нагружение главных приводов носит ярко выраженный, нестабильный колебательный характер и резко возрастает за весьма короткий промежуток времени, достигая значений близких к стопорным, что пагубно сказывается на работе основных узлов экскаватора, особенно в плохо подготовленных забоях и в условиях холодного климата. Такие периодически повторяющиеся от цикла к циклу перегрузки значительно сокращают срок службы и могут быть причиной преждевременного разрушения многих деталей и узлов (зубчатых передач, клапанов, валов и др.) карьерных механических лопат.

В связи с этим для повышения качества использования горно транспортного оборудования необходимо внести коррективы в систему подготовки рабочих кадров основных профессий. И в первую очередь особое внимание уделить подготовке и повышению квалификации рабочих-инструк-торов, являющихся главным звеном при проведении производственного обучения.

Как правило, рабочими-инструкторами назначаются бригадиры. Бригадир в современных условиях должен быть технически и экономически квалифицированным специалистом, обладать организаторским и педагогическим талантом, знать основы социологии, психологии, экономики производства, трудового законодательства.

Для того, чтобы осуществлять производственные и воспитательные функ-

ции в коллективе, бригадир должен воспитывать в себе такие качества:

моральные - уважение к человеческому достоинству, высокие моральные принципы, ответственное отношение к служебным обязанностям, чуткость, доброта, готовность помочь;

профессиональные - высокий уровень профессиональных знаний и навыков, производственный опыт, практическое владение специальностью, способность критически оценивать недостатки и перенимать передовой опыт, новаторство, организованность и дисциплинированность;

организационные - умение осуществлять подбор и расстановку кадров, планировать работу на текущий и перспективный периоды, способность увлечь рабочих на выполнение поставленных задач, умение контролировать сложившуюся производственную ситуацию и при необходимости быстро и решительно влиять на нее;

психофизиологические - выдержка, работоспособность, самостоятельность, смелость, выразительность эмоций и речи, умение находить выход из сложных ситуаций

бригадир должен знать: технологию производства, организацию, нормы и порядок оплаты труда, правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при выполнении работ; основные требования к управлению бригадой как первичным трудовым коллективом.

Бригадир должен уметь: выполнять в совершенстве технологические операции по основной профессии и выполнять при необходимости работы по вторым и смежным специальностям, планировать производственные задания и принимать обоснованные решения по организации труда и управлению производственной бригадой; принимать необходимые меры к созданию в коллективе бригады здорового моральнопсихологического климата, способство-

вать укреплению трудовой дисциплины, воспитанию и профессиональному расту членов бригады.

Для этого, чтобы вооружить рабо-чих-бригадиров перечисленными знаниями и умениями, на предприятиях и в производственных объединениях организуются курсы бригадиров и их резерва. Изучение опыта работы курсов на некоторых предприятиях показывает, что обученные на курсах руководители первичного трудового коллектива получают достаточно глубокую теоретическую и практическую подготовку и после окончания курсов успешно справляются со своими обязанностями, выполняют свои организаторские и воспитательные функции, умело руководят бригадами, со знанием дела решают производственные задачи. Это непосредственно сказывается на результатах деятельности бригады: улучшаются технико-экономические показатели ее работы, укрепляется трудовая и производственная дисциплина, улучшается морально-психологи-ческий климат в коллективе, снижается текучесть рабочих кадров.

Подготовка бригадира осуществляется в три этапа:

На первом этапе производится:

- подбор кандидатур для подготовки бригадиров по уровню общего образования;

- подбор кандидатур по уровню профессионально-квали-фикационной подготовки;

- обсуждение кандидатур на совете бригадиров;

- направление передовых рабочих предприятиями на курсы по подготовке бригадиров.

На втором этапе_производится:

- комплектование групп по профессиям;

- разработка программы теоретического курса в соответствии с профилем обучения;

- разработка и составление программ по активным методам обучения;

- определение места проведения практических занятий;

- оборудование и подготовка учебных комнат;

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

- утверждение преподавательского состава и руководителей практических занятий.

На третьем этапе_проводится:

- изучение теоретического курса;

- проведение практических занятий в передовых бригадах;

- выпускные экзамены и проведение аттестации бригадиров по профилю специальности.

Схематично этапы подготовки бригадиров приведены на рисунке.

Основные этапы подготовки бригадиров

Повышение квалификации бригадиров в основном производится в учебнокурсовых комбинатах, филиалах УКК и учебных пунктах.

Учебные группы курсов комплектуются, как правило, численностью от 10 до 30 человек раздельно для повышения квалификации бригадиров и для подготовки резерва.

Для проведения занятий подбираются преподаватели из числа руководителей и инженерно-технических работников, имеющих как правило высшее образование, большой опыт работы и хорошо знающих вопросы организации и стимулирования труда. Для проведения занятий по отдельным темам программы (социально-психологические и педагогические основы управления бригадой; основы трудового законодательства, воспитательная работа и другие) следует приглашать преподавателей из вузов, техникумов, руководителей общественных организаций. Состав преподавателей курсов бригадиров утверждается приказом руководителя предприятия. Режим учебных занятий устанавливается с таким расчетом, чтобы занятия проводились непрерывно по всей программе.

Тематический план и программа повышения квалификации бригадиров рассчитана на углубление знаний и практических навыков бригадиров прежде всего по вопросам, вытекающим из современных требований к дальнейшему развитию и повышению эффективности организации и стимулирования труда.

В тех случаях, когда требуется повысить бригадирам квалификационный разряд (класс) по рабочей профессии, целесообразно также обучить их по соответствующей программе производственно-технических курсов.

Занятия на курсах бригадиров рекомендуется проводить с отрывом от производства. Обучение на курсах следует заканчивать сдачей зачетов или выполнением выпускных работ.

Квагинидзе В. С. — кандидат технических наук, доцент, ГУП «Якутуголь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.