Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве
Значимость факторов в зависимости от этапа развития организации
Фактор Этапы развития организации
Становление | Динамика, рост | Кризис | Оживление
Кадровая политика предприятия
Организация работы с персоналом 6,8 7,4 5,4 7,2
Квалификация субъектов УП 5,6 8,2 4,2 8,2
Численность работников предприятия 7,6 5,4 4,2 7,2
Проф.-квалификационная структура персонала 8,0 7,6 5,4 6,2
Соц.-демографическая структуры персонала 3,4 6,8 7,4 5,4
Отбор персонала 5,8 6,2 3,4 6,7
Развитие и обучение персонала 7,2 6,6 4,4 7,8
Система стимулирования труда 8,6 7,9 8,8 6,5
Социально-психологические отношения 6,8 6,2 6,1 6,4
Высвобождение персонала 1,2 3,5 5,4 5,3
Стили и методы субъектов УП 7,8 8,8 7,6 9,3
Таким образом, при развитии системы управления человеческими ресурсами, организации необходимо учитывать свою специфику ведения бизнеса и внешней среды, в которой она осуществляет свою деятельность. Максимальный учет всех возможных факторов, влияющих на развитие не только кадровой службы, но и всей системы управления человеческими ресурсами в целом, дает возможность грамотно выстроить
работу подразделений и эффективно использовать человеческий потенциал на каждой стадии жизненного цикла организации.
References
1. http://www.jourclub.ru/.
2. http://www.hr-portal.ru/.
© Сухобокова М. В., Богачева A. M., 2013
УДК 621:331
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СВЯЗИ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
О. А. Титов, Е. А. Малиновская
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются основные направления повышения квалификации инженерных кадров на примере машиностроительного завода.
Ключевые слова: инженерные кадры, качество обучения, повышение квалификации.
IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING AND IMPROVEMENT OF QUALIFICATION OF ENGINEERING PERSONNEL IN CONNECTION WITH THE NECESSITY OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN TERMS OF MODERNIZATION AND RECONSTRUCTION OF ENTERPRISES
OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
О. A. Titov, E. A. Malinovskaya
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
Outlines the basic directions of improvement of qualification of engineering personnel on the example of machinebuilding plant.
Keywords: engineering personnel, quality of training, skill improvement.
В современном мире в период модернизации и реконструкции предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), потребности в разнообразном оборудовании для производства узлов и конструкций,
большой номенклатуры комплектующих, разработки и производства наукоемких изделий, внедрения новейших информационных и автоматизированных технологий, главным конкурентным преимуществом яв-
Решетневскуе чтения. 2013
ляется человеческий потенциал, который способен адаптироваться в условиях научно-технического прогресса. Это определяет необходимость внедрения системы подготовки инженерных кадров, которая будет обеспечивать значительное повышение качества подготовки специалистов, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными навыками.
Для разработки и внедрения инновационных проектов, новых изделий с учетом требований современного производства, обеспечения высокого качества, снижения затрат и времени для разработки и внедрения новых изделий, специалисты должны пользоваться современными информационными ресурсами, современными методами проектирования. Для подготовки таких специалистов необходимо разрабатывать новые подходы к системе подготовки и повышения квалификации инженерных кадров.
1. Новые подходы в профориентационной работе:
- «профориентационные пробы»: при организации «профессиональных проб» дается возможность обучающемуся попробовать себя в профессии, пройти весь технологический процесс от постановки задачи до результата, приобретаются представления о той или иной профессии, возможность соотнести их с собственными возможностями. Это позволяет облегчить выбор профиля дальнейшего обучения;
- сотрудничество со средними образовательными учреждениями по созданию специализированных классов и обучению в них, т. е. классов с углубленным изучением отдельных предметов (физики, математики). Данное обучение позволяет выявить и поддержать наиболее способных детей, реализовать обучение более высокого качества, помогает овладеть навыками самостоятельной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- участие в олимпиадах для подготовки абитуриентов с углубленными знаниями профильных предметов, подбора заинтересованных в дальнейшем обучении в высших профессиональных образовательных учреждениях по техническим направлениям;
- проведение профориентационной работы с абитуриентами для поступления по целевому приему. Обучение проводится по направлениям бакалавриата, специалитета, магистраты, аспирантуры.
2. Обучение студентов (в рамках реализации целевой программы для предприятий ОПК):
- участие в согласовании и экспертизе программ обучения среднего и высшего профессионального образования по техническим направлениям, компе-тентностных моделей, согласование тематики курсовых работ и дипломных проектов. Организация общественных слушаний дипломных проектов молодыми специалистами, работающими на предприятии 2-4 года;
- обучение студентов целевого приема по работе с программными продуктами и системами, применяющимися непосредственно на предприятии, выполне-
ние курсовых и дипломных проектов в данных инженерных системах. Например, так осуществляется практико-ориентированный подход в научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии», Ресурсном центре.
3. Организация и реализация мероприятий научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии»:
- позволяет массово улучшить качество подготовки студентов за счет работы на тренажерах, проведения лабораторных, практических работ на работающем современном оборудовании;
- организация повышения квалификации инженерно-технических работников по разработке управляющих программ управления и автоматизированной разработки и внедрения техпроцессов;
- реализация научной деятельности работников Совета молодых ученых и специалистов, магистров, аспирантов, используя техническую базу для апробации своих работ; участие и работа в команде с привлечением студентов;
- осуществление разработки проектов и выполнение научной работы с связи с потребностями по отработке и внедрению новых прогрессивных технологий, новых изделий в тесной связи с учебными заведениями (университеты, институты, кафедры). Выполнение этой работы должно осуществляться путем формирования детальных совместных планов работ на всех уровнях.
4. Развитие научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии», научно-лабораторной базы путем совместного участия в конкурсах Министерства образования и науки Российской Федерации (создание высокотехнологичных производств, инжиниринговых центров, современных лабораторий для малых инновационных предприятий).
5. Система повышения квалификации инженерных кадров:
- обучение специалистов по магистерским программам.
- обучение по президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 гг.
- организация курсов по изучению прикладных программ, инженерного анализа.
6. Целевая подготовка по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Целевая подготовка предусматривает интегрированную систему профессиональной подготовки, прохождение всех видов практик в подразделениях предприятия. Руководителем от предприятия назначаются высококвалифицированные работники, которые обеспечивают приобретение студентами профессиональных навыков и умений, позволяют пройти адаптацию в коллективе.
Важно отметить, что подготовка инженерного персонала требует серьезного и системного подхода и перехода от традиционного уровня на инновационный, что позволит повысить качество и поддержание инженерного образования на уровне современных требований и высокотехнологичных процессов.
© Титов О. А., Малиновская Е. А., 2013