Научная статья на тему 'Совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе как фактор обеспечивающий информационную безопасность современного общества'

Совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе как фактор обеспечивающий информационную безопасность современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / полиция / МВД России / Южный федеральный округ / территориальный отдел полиции / образовательная организация / курсанты / педагогика / чувство патриотизма / система воспитания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипреев С.Н.

В статье рассмотрены проблемы формирования чувства патриотизма у обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел России Юга России. Проанализированы особенности данного процесса, обозначены актуальные задачи процесса формирования чувства патриотизма в органах внутренних дел России в современных условиях. Автор описывает различные аспекты службы в территориальных отделах полиции. Показана особая роль практикоориентированного подхода для воспитания чувства патриотизма у курсантов-полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кипреев С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе как фактор обеспечивающий информационную безопасность современного общества»

УДК 37.035.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА

С.Н. Кипреев

В статье рассмотрены проблемы формирования чувства патриотизма у обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел России Юга России. Проанализированы особенности данного процесса, обозначены актуальные задачи процесса формирования чувства патриотизма в органах внутренних дел России в современных условиях. Автор описывает различные аспекты службы в территориальных отделах полиции. Показана особая роль практикоориентирован-ного подхода для воспитания чувства патриотизма у курсантов-полицейских.

Ключевые слова: ценности, полиция, МВД России, Южный федеральный округ, территориальный отдел полиции, образовательная организация, курсанты, педагогика, чувство патриотизма, система воспитания.

Патриотическое воспитание всегда являлось одним из важнейших направлений системы воспитания сотрудников органах внутренних дел. Военно-экономическое давление на нашу страну со стороны недружественных стран, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей, социальная дифференциация общества, нарастание русофобии оказывают негативное воздействие на сознание большинства общественных групп и различных возрастных категорий населения нашего Отечества. Наблюдается снижение воспитательного влияния российской культуры, налицо деградация современного искусства и системы образования как главнейших факторов формирования чувства патриотизма. Заметна утрата значительной частью российского социума патриотического сознания.

В этих условиях актуальным является совершенствование системы патриотического воспитания в Министерства внутренних дел

(далее - МВД) России. В недавнем прошлом, как отмечал М. Б. Кусмарцев, «патриотизм как духовная и нравственная ценность, которая декларировалась в идеологии как бесспорная, не была подкреплена образами и образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказалась невостребованной подрастающим поколением. Патриотизм был объявлен искусственной ценностью идеологической машины тоталитарного режима и оказался лишним в иерархии ценностей прагматизма и утилитаризма, мешающим человеку быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания» [Кусмарцев, с. 32].

Е. Л. Райхлина так высказалась о проблемах патриотического воспитания: «принципиально важными являются субъкт-субъектные отношения. Эти отношения наиболее ярко проявляются во взаимодействии личности с идеями патриотизма, нравственным идеалом патриота в дисциплинах гуманитарного цикла, изучение которых обеспечивает воспитание и развитие личности учащихся, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции по смыслообразующим жизненным вопросам» [Райхлина, с. 96].

Для формирования полноценной самодостаточной личности воспитание чувства патриотизма у сотрудников полиции имеет важнейшее значение, так как обладание высоким профессионализмом служит на благо Родины и патриотизм проявляется через принесение своему Отечеству практической пользы. С. А. Козырев свидетельствует, что «система патриотического воспитания личного состава МВД России функционирует и развивается на основе государственной системы патриотического воспитания. Государство осуществляет заказ на подготовку сотрудника органов внутренних дел - патриота и профессионала. МВД России через свои подсистемы патриотическо-

го воспитания образовательных организаций, иных организаций, территориальных органов реализует данный заказ» [Козырев, с. 178].

Как любая система воспитания, система патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) состоит из следующих элементов: цели (совокупности идей, для осуществления которых она создана); патриотической деятельности (обеспечивает реализацию целей); субъектов патриотической деятельности (организуют и обеспечивают ее планомерность и системность); происходящие в процессе патриотической деятельности отношения и связи (интегрируют субъекты воспитания в некую общность); воспитательная среда (формируемая субъектами); система управления и контроля (обеспечивает взаимосвязь компонентов в целостную систему).

Сотрудники полиции - это воины внутреннего фронта нашего государства, обеспечивающие безопасность повседневной жизни граждан от деструктивных элементов общества. А. Г. Супрунов, В. В. Горбачев и В.В. Васильев свидетельствуют, что «особенностью всего воспитательного процесса, реализуемого в отношении сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в ведомственных правоохранительных образовательных организациях, является ее ярко выраженная патриотическая направленность, которая выступает основой воспитательного процесса» [Супрунов, с. 147].

Современная система патриотического воспитания базируется на традиционных исторических подходах. Об истории патриотического воспитания российской полиции нам говорит В.М. Мельцов: «каждый офицер жандармерии, перед тем как выйти на службу, обязан был пройти тот путь, который в первую очередь и формирует уважение к гражданам, любовь к Родине, готовность самопожертвования. Каждый воин, находившийся на рубежах защиты Отечества, знал, за что он проливает кровь, и ради чего он воюет - за Родину, за Царя - олицетворение добра и гаранта безопасности его детей и близких» [Мельцов, с. 117].

В процессе воспитания решаются следующие педагогические задачи: формирование у обучающихся целостной системы знаний о патриотизме и формах его проявления; создание благоприятной среды для развития чувства патриотизма; овладение сотрудниками полиции приемами и способами патриотической деятельности; развитие формирование патриотических ценностей; развитие стремления и способности к самовоспитанию; формирование патриотического актива.

Руководителям территориальных органов полиции ответственным за организацию патриотического воспитания своих подчиненных целесообразно привлекать к данному процессу все имеющиеся в их распоряжении педагогические ресурсы. Для проведения занятий по патриотическому воспитанию и организации воспитательных мероприятий, помимо уполномоченных для этого лиц, возможно приглашать имеющих опыт в данной сфере граждан, которые обладают весомым авторитетом для сотрудников территориального отдела полиции. М.Р. Резаковым дана характеристика системы патриотического воспитания, она включает в себя: «соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан» [Резаков, с. 45].

Г. М. Агафонова смогла раскрыть основные проблемы патриотического воспитания, выявив следующую специфическую его черту: «особенность патриотического воспитания в общевоспитательной работе заключается в том, что чувства патриотизма прививается курсантам и слушателям, главным образом, не в процессе преподавания учебных дисциплин, а в рамках жизнедеятельности вуза» [Агафонова, с. 144].

В таблице 1 нами представлены цели патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Таблица 1

Цели патриотического воспитания сотрудников ОВД

Направление формирования патриотизма

Реализуемые цели

Специфика достижения целей

Государственное

Формирование

положительного отношения к государству, как синониму Родины и объекту проявления патриотических

чувств

Организацию воспитательных мероприятий следует нацелить на неотъемлемое отождествление судьбы людей со своим государством

Историческое

Историческая России должна представляться в качестве объекта проявления патриотизма_

Следует опираться на когнитивный компонент чувства патриотизма, историческую память

Национальное

Национальные интересы России должны пониматься и разделяться воспитуемыми

Национальное самоопределение необходимо стимулировать при этом разъясняя отличие патриотизма от национализма_

Языковое

Борьба за чистоту родного языка должна

ассоциироваться с

патриотическими чувствами

Развитие своего языка

способствует изучению искусства и литературы, которые стимулируют проявление патриотических чувств

Территориальное

Региональные особенности нужно понимать как неотъемлемую часть сферы цивилизации Русского мира

Главной особенностью является донесение до людей понимания отличия сепаратизма от любви к своему региону_

Социокультурное

Знания о

должны

развитие

чувств

своих обычаях подкреплять патриотических

Проведение

мероприятий

наполнено

культурных должно быть патриотически

ориентированным содержанием

Семейно-бытовое

Семейные традиции следует воспринимать в качестве одного из стимулов развития патриотизма_

Отделу социальной работы совместно с воспитателями следует помогать сотрудникам в развитии традиций семейного воспитания

Религиозное

Вера выступает в качестве объекта патриотических чувств и ориентира развития личности и мировоззрения человека

Необходимо взаимодействие с церковью и мониторинг возникновения мировоззрения

сектантского

Спецификой Южного федерального округа является чрезвычайно большое этноконфесси-ональное разнообразие и сложная социальная обстановка региона. Здесь проживают помимо государствообразующего народа чеченцы и ингуши, осетины, калмыки, карачаевцы и балкарцы, дагестанские и адыгские народы.

Сотрудники полиции, проживающие на юге России, являются приверженцами всех традиционных мировых религий.

На рисунке 1 нами визуализирована система патриотического воспитания полицейских в Южном федеральном округе.

Рисунок 1 - Система патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе

На схеме видно, что главной идеей патриотического воспитания является изменение существующего состояния воспитания путем специально созданных воспитательных условий для достижения ее целей. Этот процесс управляем, и осуществляется специально обученными субъектами воспитания -педагогами-воспитателями.

Для органов внутренних дел актуальным является совершенствование системы взаимодействия с общественными организациями, например, с российским казачеством. Многолетнее сотрудничество в правоохранительной сфере дополняется соработничеством в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания. И. Г. Милованова подметила еще такую особенность воспитательного процесса: «разнообразный состав участвующих, в системе патриотических мероприятий, способствует активизации творческого мышления, плодотворному обмену возникающими идеями» [Милованова, с. 4].

Наиболее специфичным является формирование религиозного типа чувства патриотизма, так как он связан с взаимодействием с церковью. Здесь главное относиться к вопросам воспитания без излишнего «юридизма», с доверием и теплотой. Сотрудник полиции должен осознавать, что церковь это один из главнейших ориентиров, формирующих человеческое мировоззрение и духовных столпов нашего общества. Деятельность по формированию данного направления воспита-

ния целесообразно вести совместно с процессом воспитания духовно-нравственных ценностей, путем организации специальных центров, клубов, кружков. А. В. Агузаров вполне обоснованно считает, что «инструментом для реализации патриотического воспитания обучающихся служит духовнопросветите-льский центр с его инфраструктурой и комплексом проводимых мероприятий» [Агузаров, с. 292].

Процесс формирования чувства патриотизма сотрудников МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Патриотическое воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. Как справедливо отметил В.С. Мещеряков: «на сегодняшний день для дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания в регионах следует уделить внимание таким проблемным вопросам как: совершенствование механизма координации и управления деятельностью в сфере патриотического воспитания; совершенствование нормативной правой базы в области патриотического воспитания; совершенствование методического обеспечения; совершенствование системы обмена опытом работы в сфере патриотического воспитания между регионами; организация работы по подготовке специалистов в области патриотического воспитания с учётом современных

подходов; организация работы научно-практических конференций по проблемам патриотического воспитания» [Мещеряков, с. 86].

Т. А. Касимова утверждает, что «чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке; в связи с этим мастерство педагога, в частности педагога дополнительного образования, заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций» [Касимова, с. 43].

Верность сотрудников полиции патриотическим идеалам и их включение в патриотическую деятельность являются важнейшими факторами восприятия государственной политики России. В. В. Якушкин предлагает «придерживаться следующих принципов по формированию патриотических чувств: связь воспитания молодого человека с реальными условиями социализации личности, социокультурной средой, связь школы с жизнью; консолидация субъектов процесса патриотического воспитания, особенно таких как семья, здравоохранение, образование, армия и др.; целостность и единство всех компонентов патриотического процесса; активность в процессе социализации подрастающего поколения в условиях подготовки к решению задач обеспечения национальной безопасности; становление в коллективе в рамках патриотического воспитания» [Якушкин, с. 245].

Е. В. Григоров, А. А. Казаков и С. С. Матренин говорят следующее: «поскольку патриотизм более естественное чувство, чем антипатриотизм, то нужно не воспитывать его с помощью специальных рациональных теорий, а необходимо противостоять антипатриотическим рациональным концепциям» [Григоров, с. 13].

В условиях активной цифровизации информационного поля целесообразно использовать такие современные формы медиавозде-йствия на сотрудников полиции как: специализированные тренинги чувства патриотизма, патриотические квесты, патриотический стрит-арт, патриотический профайлинг,

твиттер-агитацию, телеграмм-

информирование, исторический косплей и др. Е. А. Курнышева и Ю. В. Родионова указывают на то, что «разнообразие форм воспитательной работы формирует позитивное отношение к службе в органах Следственного комитета; способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению методик проведения следственных действий; оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности и саморазвития; способствует привлечению сотрудников к решению общегосударственных и ведомственных задач, умению действовать в соответствии с национальными интересами России, формированию высокого патриотического сознания, верности Отечеству» [Курны-шева, с. 149].

Воспитание чувства патриотизма - важнейшая составная часть подготовки сотрудников полиции, которую необходимо тщательно исследовать с целью совершенствования системы функционирования органов по работе с личным составом, всех отделов, занимающихся патриотическим воспитанием. Е.Н. Курсакова с соавторами считают, что «профессиональное мастерство, творчество, соблюдение нравственных начал в борьбе с социальным злом - вот те ценности, на основе которых должна строиться деятельность сотрудника ОВД, призванного обеспечивать законность, правопорядок, защиту личности» [Курсакова, с. 35].

Таким образов , рассмотрев специфику системы патриотического воспитания сотрудников полиции мы видим, что это целенаправленный процесс, который происходит с участием различных общественных институтов, различен по своим формам, является управляемым и стандартизированным, но ни лишенным творческой составляющей.

Список литературы

1. Агафонова, Г. М. Основные проблемы патриотического воспитания курсантов и слушателей вуза системы МВД РФ в рамках общевоспитательной работы / Г. М. Агафонова // Философия сегодня: Материалы второй

межвузовской студенческой научной конференции, Иркутск, 31 марта 2016 года. -Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 141-148.

2. Агузаров, А. В. Система патриотического воспитания студентов в Рязанском институте (филиале) Московского политехнического университета / А. В. Агузаров // Новые технологии в учебном процессе и производстве: Материалы XX Международной научно-технической конференции, посвящён-ной 165-летию со дня рождения основоположника космонавтики, создателя теории межпланетных сообщений, Константина Эдуардовича Циолковского. Сборник тезисов, Рязань, 12-14 апреля 2022 года. - Рязань: Рязанский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет», 2022. - С. 291-293.

3. Григоров, Е. В. Патриотическое воспитание участковых уполномоченных полиции через деятельность по сохранению культурного наследия Российской Федерации / Е. В. Григоров, А. А. Казаков, С. С. Матренин. -Барнаул : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2020. - 64 с.

4. Касимова, Т. А. Система патриотического воспитания ДТДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т. А. Касимова // ВНЕшкольник. - 2013. - № 4(154). - С. 43-46.

5. Козырев, С. А. Система патриотического воспитания суворовцев военных училищ МВД России: тенденции и перспективы развития / С. А. Козырев // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - № 1. -С. 175-180.

6. Курнышева. Е. А. Становление системы профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федера-

ции в Приволжском федеральном округе / Е. А. Курнышева, Ю. В. Родионова // Lex Russica (Русский закон). - 2016. - № 4(113). - С. 138-150.

7. Курсакова, Е. Н. Этический стандарт участковых уполномоченных полиции (история и современность) / Е. Н. Курсакова, Е. А. Полякова, К. В. Лен [и др.]. - Барнаул : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. -56 с.

8. Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма: опыт концептуализации детерминант патриотического воспитания / М. Б. Кусмарцев // Бизнес. Образование. Право. - 2012. - № 3(20).

- С. 31-36.

9. Мельцов, В. М. Система патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в дореволюционной России /

B. М. Мельцов // Вестник Российского университета кооперации. - 2012. - № 4(10). - С. 110117.

10. Мещеряков, В. С. О проблемах системы патриотического воспитания на современном этапе / В. С. Мещеряков, Е. И. Кокова // - 2017.

- № 12(14). - С. 81-87.

11. Милованова, И. Г. Методическое сопровождение системы патриотического воспитания граждан и студенческой молодежи: методические рекомендации / И. Г. Милованова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. - 35 с.

12. Райхлина, Е. Л. Патриотизм и патриотическое воспитание подрастающего поколения: к теории и истории проблемы / Е. Л. Райхлина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 2. - С. 92-99.

13. Резаков, М. Р. Региональная политика повышения эффективности функционирования системы гражданско-патриотического воспитания молодежи // - 2010. - №. 1(22). -

C. 44-48.

14. Супрунов, А. Г. Особенности патриотического воспитания лиц, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России / А. Г. Супрунов, В. В. Горбачев, В. В. Васильев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - №№ 4(56). - С. 147-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Якушкин, В. В. Воспитание патриотизма в системе обеспечения национальной безопасности / В. В. Якушкин // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2017. - №№ 1(44). - С. 241-248.

References

1. Agafonova G. M. Osnovnye problemy patrioticheskogo vospitaniya kursantov i slushateley vuza sistemy MVD RF v ramkakh obshchevospitatel'noy raboty / G. M. Agafonova // Filosofiya segodnya: Materialy vtoroy mezhvuzovskoy studencheskoy nauchnoy konferentsii, Irkutsk, 31 marta 2016 goda / Redaktsionnaya kollegiya: Kapustyuk P. A., Sinichenko V.V., Smirnov A.E., Gayday M.K., Kuznetsov A. A.. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2016. - S. 141-148.

2. Aguzarov A. V. Sistema patrioticheskogo vospitaniya studentov v Ryazanskom institute (filiale) Moskovskogo politekhnicheskogo universiteta / A. V. Aguzarov // Novye tekhnologii v uchebnom protsesse i proizvodstve: Materialy XX Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii, posvyashchennoy 165-letiyu so dnya rozhdeniya osnovopolozhnika kosmonavtiki, sozdatelya teorii mezhplanetnykh soobshcheniy, Konstantina Eduardovicha Tsiolkovskogo. Sbornik tezisov, Ryazan', 12-14 aprelya 2022 goda. - Ryazan': Ryazanskiy institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Moskovskiy politekhnicheskiy universitet», 2022. - S. 291-293.

3. Grigorov E. V. Patrioticheskoe vospitanie uchastkovykh upolnomochennykh politsii cherez deyatel'nost' po sokhraneniyu kul'turnogo naslediya Rossiyskoy Federatsii / E. V. Grigorov, A. A. Kazakov, S. S. Matrenin. - Barnaul: Federal'noe gosudarstvennoe kazennoe

obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Barnaul'skiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh de l Rossiyskoy Federatsii», 2020. - 64 s.

4. Kasimova T. A. Sistema patrioticheskogo vospitaniya DTDM «Istoki» v obshcheobrazovatel'nom prostranstve / T. A. Kasimova // VNEshkol'nik. - 2013. -№ 4(154). - S. 43-46.

5. Kozyrev S. A. Sistema patrioticheskogo vospitaniya suvorovtsev voennykh uchilishch MVD Rossii: tendentsii i perspektivy razvitiya / S. A. Kozyrev // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - 2018. - № 1. -S.175-180.

6. Kurnysheva E. A. Stanovlenie sistemy professional'nogo obrazovaniya sledovateley Sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii v Privolzhskom federal'nom okruge / E. A. Kurnysheva, Yu. V. Rodionova // Lex Russica (Russkiy zakon). - 2016. - № 4(113). -S.138-150.

7. Kursakova E. N. Eticheskiy standart uchastkovykh upolnomochennykh politsii (istoriya i sovremennost') / E. N. Kursakova, E. A. Polyakova, K. V. Len [i dr.]. - Barnaul: Federal'noe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Barnaul'skiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii», 2022. - 56 s.

8. Kusmartsev M. B. Fenomen patriotizma: opyt kontseptualizatsii determinant patrioticheskogo vospitaniya / M. B. Kusmartsev // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2012. - № 3(20). - S. 31-36.

9. Mel'tsov V. M. Sistema patrioticheskogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del v dorevolyutsionnoy Rossii / V. M. Mel'tsov // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. -2012. - № 4(10). - S. 110-117.

10. Meshcheryakov V. S. O problemakh sistemy patrioticheskogo vospitaniya na sovremennom etape /V. S. Meshcheryakov, E. I. Kokova // . - 2017. - № 12(14). - S. 81-87.

11. Milovanova I. G. Metodicheskoe soprovozhdenie sistemy patrioticheskogo

vospitaniya grazhdan i studencheskoy molodezhi: Metodicheskie rekomendatsii / I. G. Milovanova. - Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2018. - 35 s.

12. Raykhlina E. L. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie podrastayushchego pokoleniya: k teorii i istorii problemy / E. L. Raykhlina // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy. - 2009. - № 2. -S.92-99.

13. Rezakov M.R. Regional'naya politika povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya sistemy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi // . - 2010. - №. 1(22). -S. 44-48.

14. Suprunov A.G. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya lits, obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh sistemy MVD Rossii / A. G. Suprunov, V. V. Gorbachev, V. V. Vasil'ev // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik

Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2021. -№ 4(56). - S. 147-151.

15. Yakushkin V. V. Vospitanie patriotizma v sisteme obespecheniya natsional'noy bezopasnosti / V. V. Yakushkin // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 1(44). - S. 24 1-248.

Сведения об авторе

Кипреев Сергей Николаевич - адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федер ации» , г. Краснодар

Information about the author

Kipreev S.N. - Adjunct of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry o f Internal Affairs o f the Russian Federation, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.