DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_39 УДК 005.95/.96
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING НА ПРИМЕРЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(АО «АЛЬФА БАНК»)
Родинова Надежда Петровна,
доктор экономических наук, руководитель образовательной программы «Управление персоналом», профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Остроухов Владимир Михайлович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Тимошенко Мария Андреевна,
магистрант факультета социально-гуманитарных технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам совершенствования системы обучения и управления персоналом. Проведен анализ понятий «обучение» и «электронное обучение»; рассматривается опыт обучения и развития человеческих ресурсов в научных статьях и кредитной организации АО «Альфа Банк» с целью совершенствования системы развития персонала. Представлены результаты анкетирования на предмет технологий, применяемых во время обучения и прохождения аттестации на онлайн-плат-формах «Moodle» и «Umcraft»; приведены результаты, подтверждающие эффективность обучения сотрудников на платформе «Umcraft».
Ключевые слова: обучение; дистанционное обучение; онлайн-платформа «Moodle»; он-лайн-платформа «Umcraft»; интерактивность; управление персоналом; информационная образовательная среда.
UDC 005.95/.96
IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING AND PERSONNEL MANAGEMENT THROUGH E-LEARNING TECHNOLOGY ON THE EXAMPLE OF A CREDIT INSTITUTION (JSC "ALFA BANK")
Rodinova Nadezda Petrovna,
Doctor of Economics, head of the educational program «Personnel Management», professor of the Department of Management and State Municipal Administration, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Ostroukhov Vladimir Michailovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Timoshenko Mariya Andreevna,
Master's student at the Faculty of Social and Humanitarian Technologies, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia, e-mail: maryangeltimoshenko@ yandex.ru
The article is devoted to the issues of improving the system of training and personnel management. The analysis of the concepts of "learning" and "e-learning" has been carried out; the experience of training and development of human resources in scientific articles and the credit organization JSC "Alfa Bank" is considered in order to improve the personnel development system. The results of a questionnaire survey on the subject of technologies used during training and passing certification on the online platforms "Moodle" and "Unicraft" are presented; the results are presented, confirming the effectiveness of training employees on the platform "Unicraft".
Keywords: training; distance learning; online platform "Moodle"; online platform "Unicraft"; interactivity; personnel Management; information educational environment.
Одной из актуальных проблем на современном этапе экономического развития является грамотное обучение и управление персоналом организаций, поскольку эффективное обучение и управление человеческими ресурсами стремительно приобретает статус наиболее существенного аспекта, определяющего конкурентоспособность организации и, как следствие, ее экономический успех.
В этой связи особенно важно повысить качество работы с сотрудниками путем создания прочного научного фундамента, использования лучшего отечественного и зарубежного опыта и практической реализации актуальных форм управления.
С начала XXI в. многие экономические проблемы, особенно связанные с людьми, стали рассматриваться как важный ресурс, влияющий на общую эффективность работы всей компании. Компетентные сотрудники, прошедшие профессиональную подготовку, имеющие образование, навыки работы и опыт в выбранной ими сфере деятельности, обеспечивают успешное ведение любого бизнеса. Только те сотрудники, которые осознают значимость своей работы и стараются выполнить цели компании, могут демонстрировать положительные результаты и обеспечить успех компании.
Обучение имеет решающее значение для формирования технологически грамотной, продуктивной рабочей силы, способной
адаптироваться к быстро меняющейся среде [5].
Обучение персонала направлено на повышение квалификации и знаний, необходимых сотруднику для повышения эффективности его нынешней роли или стремления занять более высокую должность. Необходимо поощрять обучение и развитие [4].
В настоящее время в научной литературе имеется несколько определений понятия «обучение персонала».
Идальберто Кьявенато, известный эксперт по управлению человеческими ресурсами и автор многочисленных публикаций, рассматривает понятие «обучение» как средство, которое развивает навыки людей, чтобы они могли быть более продуктивными, творческими и инновационными, а также способствовали достижению организационных целей и становились более «ценными». Следовательно, обучение является одним из важнейших источников, поскольку оно позволяет людям эффективно способствовать достижению результатов в бизнесе [7].
В англоязычной публикации Джона Уил-сона «Развитие человеческих ресурсов» приведен пример из глоссария терминов профессиональной подготовки комиссии по кадровым услугам, в котором понятие «обучение персонала» раскрывается как запланированный процесс изменения отношения, знаний или навыков на основе опыта обучения для достижения эффективности
в деятельности или диапазоне видов деятельности. Его целью в рабочей ситуации является развитие способностей личности и удовлетворение текущих и будущих потребностей организации [9]. Также он ссылается на определение Европейского центра развития профессионального обучения и тем самым дополняет свою публикацию. Теперь понятие «обучение» рассматривается как деятельность или программа деятельности, предназначенная для обучения и получения знаний и навыков, необходимых для конкретных видов работы [9].
Е. А. Серикпаев, Т. П. Ковшова, О. А. Щапова считают, что под обучением также понимается переквалификация и повышение квалификации сотрудников. Переквалификация включает в себя обучение сотрудника, чтобы он мог взять на себя другую роль в организации, в то время как повышение квалификации направлено на то, чтобы научить новым навыкам для оптимизации его производительности. Преимущества переквалификации и повышения квалификации схожи с преимуществами обучения в целом [8].
На основе полученных дефиниций можно сделать вывод, что обучение персонала -это методичное приобретение информации, навыков и умений, позволяющих работникам успешно выполнять свои профессиональные обязанности и одновременно развивающих их личностные компетенции, что в конечном итоге повысит вклад в достижение организационных целей компании.
Обучение является ключевым элементом организационной культуры компании. Все это обусловлено быстро изменяющимися условиями рынка. Работающее сегодня может оказаться совершенно устаревшим завтра. Поэтому создание непрерывных процессов обучения помогает сотрудникам оставаться в курсе событий и быстро адаптироваться к происходящим изменениям.
В связи с этим было принято решение проанализировать рынок и выявить один из наиболее актуальных методов обучения персонала.
В настоящее время возрастает интерес к электронной форме обучения (е-1еаттд), проводимой через Интернет. Многие зарубежные и российские ученые считают, что наиболее актуальным и современным методом обучения выступает «е-1еаттд» [1-3; 6].
Под понятием «е-1еаттд» понимается «электронное обучение» и «дистанционное обучение». Электронное обучение - это удобная и проверенная программа, получившая широкое распространение во всем мире [6].
Учебные курсы - один из наиболее важных элементов электронного обучения, которое организуется посредством сети Интернет. Электронные курсы могут быть применены в следующих формах обучения - очной, заочной и дистанционной.
Положительные стороны электронного обучения заключаются в том, что оно дает возможность дистанционного обучения, создается специально для сотрудников с учетом их умственных способностей и скорости обучения с учетом разработанной учебной программы.
АО «Альфа Банк» имеет свою уникальную корпоративную систему развития персонала, в основе которой лежит дистанционное обучение.
Рисунок 1 - Процесс дистанционного обучения в АО «Альфа Банк»
Система дистанционного обучения в АО «Альфа Банк» основана на платформе Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).
Для того чтобы эффективно конкурировать в современных условиях, нужно иметь хорошо развитую систему развития персонала. Это позволит на достаточно высоком уровне обеспечивать развитие инновационных процессов, разрабатывать и запускать новые высокотехнологичные процессы. Именно поэтому обучение персонала должно стать приоритетным направлением развития банка. ШСКИЙ ЖУРНАЛ
Рисунок 2 - Принципы развития персонала в АО «Альфа Банк» АО «Альфа Банк» всегда развивался бла- развивается и обновляется, банку необходи-
годаря хорошей работе своего персонала. Однако из-за того что общество постоянно
мо довольно часто обновлять знания своих работников.
Таблица 1 - Показатели обучения персонала АО «Альфа Банк» в 2018-2020 гг., чел.
Вид обучения Количество мероприятий Количество обученных сотрудников, чел.
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Внутреннее обучение 420 540 640 4520 5040 7340
Обучение на семинарах в России 720 1670 1890 1250 1370 1860
Зарубежное обучение 60 70 90 3 3 3
Стажировка 40 80 90 50 80 80
Всего 1220 2320 2730 5723 6743 9283
Проведенный анализ показал, что сотрудники банка проходят обучение очно либо на платформе Moodle. У сотрудников, прошедших обучение на платформе Moodle, уровень знаний остается стабильным либо знания повышаются лишь в незначительной степени.
На основании полученных результатов было принято решение провести анализ существующих обучающих онлайн-платформ и выяснить их эффективность.
Анализ научной литературы показал, что одной из популярных онлайн платформ является платформа и^сгаГС. Она идеально подходит для сферы банковских услуг и име -ет ряд преимуществ.
Онлайн-платформа «ипюгаГС» позволяет:
1) создавать и импортировать учебный контент;
2) дистанционно управлять процессом обучения;
3) использовать подготовленные инструменты коммуникаций;
4) формировать и развивать базу знаний;
5) объективно оценивать персонал по результатам обучения;
6) руководитель может самостоятельно отслеживать процесс обучения его сотрудников и их результат в своем личном кабинете.
В связи с этим, был разработан обучающий онлайн-курс на данной платформе (ипюгаА.огд) и проверена его эффективность на практике.
Исследование проходило по данным кредитной организации АО «Альфа Банк». В эксперименте приняло участие 184 сотрудника (92 человека - контрольная группа и 92 - экс -периментальная группа) организации в возрасте от 20 до 55 лет (74,5% мужчин и 25,5% женщин).
В ходе эксперимента было проведено три этапа работы: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе исследования были разработаны тестовые задания и проведен контрольный срез знаний с целью экспериментальной проверки уровня сформированности
компетенции среди сотрудников кредитной организации АО «Альфа Банк». Материал диагностики представлял собой тестирование и включал 52 вопроса. В каждом задании было предложено четыре варианта ответа на выбор. Верным ответом считался ответ как с многочисленным выбором, так и одним выбором - в зависимости от вопроса. Исходя из критериев оценивания работ испытуемых, были выявлены соответствующие уровни сформированности управленческой компетенции. С критериями оценивания можно ознакомиться в табл. 2. В результате проведенного входного контроля были полу-
чены следующие данные: сотрудники продемонстрировали приблизительно одинаковый уровень сформированности компетенции в обеих группах. Также было выявлено, что ба -зовым уровнем освоения компетенции владеет большинство сотрудников (54 % и 55 %). С полученными данными можно ознакомиться в табл. 3 и на рис. 3.
По результатам исследования предложено усовершенствовать систему развития персонала в кредитной организации АО «Альфа Банк» посредством онлайн-плат-форм «Moodle» и «и^сгаГС».
Таблица 2 - Критерии оценивания входного контроля в баллах и процентном соотношении
Первичный балл Тестовый балл (% выполнения) Шкала оценивания Уровень освоения компетенции
42-52 81-100 «5» Высокий
31-41 61-80 «4» Продвинутый
22-31 41-60 «3» Базовый
0-21 0-40 «2» Компетенция не сформирована
Таблица 3 - Результаты прохождения входного контроля
Группа Количество сотрудников Шкала оценивания %
«3» «4» «5» «3» «4» «5»
КГ 92 50 38 4 54,35 41,30 4,35
ЭГ 92 51 36 5 55,43 39,13 5,43
Рисунок 3 - Результаты оценки персонала входного контроля
На формирующем этапе совершенствование системы развития персонала в кредитной организации проходило в двух группах -контрольной и экспериментальной.
На формирующем этапе исследования в контрольной группе (КГ) были использованы готовые материалы курса, по которым проходило обучение персонала организации на учебной онлайн-платформе «Moodle». По завершении данного обучения сотрудникам
было предложено пройти итоговое тестирование.
На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе (ЭГ) происходило ознакомление с созданным в 2021 г. материалом курса по совершенствованию системы развития персонала, на основании которого проходило обучение персонала организации на учебной онлайн-платформе «и^сгаГС».
На данном этапе в экспериментальной
группе были применены мультимедийные завершении данного обучения сотрудникам
конспекты-презентации, которые включали также было предложено пройти итоговое те-
обучающие видео с объяснением тем и их стирование. первичное закрепление на платформе. По
Рисунок 4 - Пример тестовых заданий (итоговый срез) на созданном онлайн-курсе
на платформе «и^стП»
По итогам проделанной работы в обеих группах был проведен контрольный срез с целью выявления уровня сформированно-сти компетенции. Задания и критерии оценивания были аналогичны заданиям и критериям оценивания констатирующего среза.
С результатами эксперимента можно ознакомиться в табл. 4, рис. 5, а также на сравнительной диаграмме (рис. 6), где представлены результаты входного и итогового контроля в процентном соотношении.
Таблица 4 - Результаты прохождения итогового тестирования на платформах «Moodle» и «Unicraft»
Группа Количество сотрудников Шкала оценивания %
«3» «4» «5» «3» «4» «5»
КГ 92 18 50 24 19,56 54,34 26,09
ЭГ 92 6 28 58 6,52 30,43 63,04
Рисунок 5 - Результаты итогового контроля оценки персонала
100% 90%
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
63,04%
М,34% т 1
Я ЯП 43%
19,56% 2
■
Р р
оазовыи
высоким
продвинутый
уровень уровень уровень
освоения освоения освоения
компетенции компетенции компетенции
Обучение на платформе
«МооШе»
(контрольная группа)
| Обучение на платформе «итсгаП»
(экспериментальная группа)
100% 090% 080% 070% 060% 050% 040% 030% 020% 010% 000%
090%
US i yo
070% 070%
i контрольная группа
i экспериментальная группа
средний балл ДО обучения
средний балл ПОСЛЕ обучения
Рисунок 6 - Сравнительная диаграмма результатов предэкспериментального и постэкспериментального среза
Проведенный анализ показал, что у сотрудников, которые проходили обучение и итоговое тестирование на платформе «Moodle» повысился уровень владения компетенциями (с 70 % до 81,2 %) на 11,2%.
Также удалось выяснить, что у сотрудников, которые проходили обучение и итоговое тестирование на платформе «и^сгаГС» повысился уровень компетенций (с 70 % до 89,6 %) на 19,6 %. Результаты сотрудников
обучающихся на платформе «ипюгаГС» оказались выше на 8,4 % по сравнению с платформой «Moodle».
Следовательно, внедрение нового дистанционного учебного курса на онлайн-платформе «и^сгаТС» позволило повысить уровень компетенций персонала банка, а обучение на платформе «ипюгаГС» оказалось более эффективным, чем на платформе «Moodle».
Список литературы _
1. Горошко, Е. И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования. Ч. 1 «Попытка теоретической рефлексии» / Е. И. Горошко // Образовательные технологии и общество. - 2009. - Т. 12, № 2. - С. 449-465.
2. Долженко Ю. Ю. Рекомендации по повышению квалификации персонала организации с использованием дистанционных форм обучения / Ю. Ю. Долженко, Е. Ю. Чикота, A. C. Позднякова // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2016. - № 1. - С. 49.
3. Лавина, Т. А. Подготовка преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу (на примере LMS «MOODLE») / Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 244.
4. Родинова, Н. П. Управление по компетенциям как основа стратегии развития организации / Н. П. Родинова, В. М. Остроухов, В. С. Березняковский // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 35-40.
5. Родинова, Н. П. Деловая карьера и особенности ее развития в постиндустриальной среде / Н. П. Родинова, В. М. Остроухов, А. О. Минкина // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 11 (124). - С. 917-920.
6. Downes S. E-learning 2.0. - URL: http://elearnmag.acm.org/featured.cfm?aid=1104968 (дата обращения: 19.09.2021).
7. Idalberto, C. Comportamiento Organizacional. - URL: https://www.academia.edu/35767045/Idalberto_Chiavenato_ Comportamiento_Organizacional_2da_Edicion (дата обращения: 19.09.2021).
8. Serikpaev, E. A. On the issue of personnel training and development / E. A. Serikpaev, T. P. Kovshova, O. A. Shchapova // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2016. - No. 8 (18). - P. 129.
9. Wilson, J. P. Human Resouce Development. - URL: https://vulms.vu.edu.pk/Courses/HRM727/Downloads/ Human%20Resource %20Development%20edited%20by%20John%20P%20wilson.pdf (дата обращения: 19.09.2021).
References_
1. Goroshko E.I. Obrazovanie 2.0 - e'to budushhee otechestvennogo obrazovaniya. Ch. 1 «Popy'tka teoreticheskoj refleksii», Obrazovatel'nye texnologii i obshhestvo, 2009, vol. 12, no 2, pp. 449-465.
2. Dolzhenko Yu.Yu., Chikota E.Yu., Pozdnyakova A.C. Rekomendacii po povy'sheniyu kvalifikacii personala organizacii s ispol'zovaniem distancionny'x form obucheniya, Innovacionnaya e'konomika: informaciya, analitika, prognozy, 2016, no. 1, p. 49.
3. Lavina T.A. Podgotovka prepodavatelej special'ny'x disciplin k ispol'zovaniyu vozmozhnostej distancionny'x texnologij v processe obucheniya menedzherov po personalu (na primere LMS «MOODLE»), Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 3, p. 244.
4. Rodinova N.P., Ostrouxov V.M., Bereznyakovskij V.S. Upravlenie po kompetenciyam kak osnova strategii razvitiya organizacii, Industrial'naya e'konomika, 2021, vol. 2, no. 2, p. 35-40.
5. Rodinova N.P., Ostrouxov V.M., Minkina A.O. Delovaya karera i osobennosti ee razvitiya v postindustrial'noj srede, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2020, no. 11 (124), pp. 917-920.
6. Downes S. E-learning 2.0. URL: http://elearnmag.acm.org/featured.cfm?aid=1104968 (data obrashheniya: 19.09.2021).
7. Idalberto C. Comportamiento Organizacional. URL: https://www.academia.edu/35767045/Idalberto_Chiavenato_ Comportamiento_Organizacional_2da_Edicion (data obrashheniya: 19.09.2021).
8. Serikpaev E.A., Kovshova T.P., Shchapova O.A. On the issue of personnel training and development, Innovative economy: prospects for development and improvement, 2016, no. 8 (18), p. 129.
9. Wilson J.P. Human Resouce Development. URL: https://vulms.vu.edu.pk/Courses/HRM727/Downloads/Human%20 Resource %20Development%20edited%20by%20John%20P%20wilson.pdf (data obrashheniya: 19.09.2021).