УДК 543.544.5.068.7 DOI: 10.24412/2071-6176-2021-3-14-23
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТОДУ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ ЖИДКОСТНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ
НА ПЛАТФОРМЕ «Ё-СТАДИ»
И.В. Блохин, К.В. Щавелев
Рассмотрен опыт создания дистанционного курса обучения персонала фармацевтических предприятий методу высокоэффективной жидкостной хроматографии на платформе «Ё-стади», включающего в себя 4 часа лекционных занятий, 8 часов лабораторных работ и контрольное тестирование. Для оценки эффективности курса было проведено пробное обучение персонала.
Ключевые слова: высокоэффективная жидкостная хроматография, обучение персонала, дистанционные технологии обучения.
Дистанционное обучение - формат, обеспечивающий возможность беспрепятственного и беспроблемного функционирования систем массового непрерывного самообучения. Посредством технологий удаленного образования можно обеспечить всеобщий обмен информацией без привязки к конкретному времени или определенному месту [1]. Одной из ключевых черт дистанционного формата, что важно отметить, является широкое использование информационных технологий [2].
Рассматривая дистанционный формат в качестве средства обучения сотрудников фармацевтических предприятий методу высокоэффективной жидкостной хроматографии, можно отметить, что работники, осваивающие конкретную программу удаленно, не несут дополнительных расходов, планируют время и изучают материалы самостоятельно, не отрываются от работы и актуализируют свои знания [3].
На сегодняшний момент наблюдается дефицит курсов по высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) [4]. При этом одни курсы характеризуются чрезмерным теоретическим уклоном, другие же в том и в другом плане являются поверхностными, рассчитанными создателями на извлечение только экономической выгоды от организации и проведения.
На настоящий момент достаточно мало образовательных организаций занимается подготовкой специалистов по высокоэффективной жидкостной хроматографии. Кроме того, острой необходимостью становится обучение без отрыва от места работы. Для этого как нельзя лучше подходит дистанционный формат [5]. В связи с этим целью данной работы явилось создание такого курса.
Созданный в рамках работы курс был спроектирован при помощи инструментов платформы дистанционного обучения «Ё-стади» («уоиг-э^у») [6].
Для создания курса необходимо быть зарегистрированным на сайте «уоиг-э^у» в качестве преподавателя. После этого преподаватель на своей странице должен выбрать последовательно кнопки «Добавить» и «Добавить курс» (рис. 1).
■-study.ru
Ы оя стра ни ца ^ События & Курсы Тесты (Ш Гтула О Сообщения Р
^ Учащиеся Ф Заявки jp Преподаватели Ж Группы
^ Тариф
Импорт III Отчеты 9 Помощь [3* Выйти
Щавелев К. В.
- Щавелев Кирилл Вадимович
Главный администратор
$ Редактировать Щ) Г тула
я ■ ф Настройка почтовых уведомлений
III Отчет об активности
#онлайн 13:39©
Курсы / рабочие области
Высокоэффективная жидкостная хроматография
Поиск Q, Добавить Q
Добавить рабочую область У11"3?-
Пт. 2 и юл. 23:01
| Плановые работы
Планируются работы на платформе 02.07 (пт) и 03.07 (сб) с 23:50 МСК продолжительностью до одного часа. В указанное время платформа может быть недоступна. Приносим извинения за неудобства.
Пт. 2 июл. 23:01
| Плановые работы
Планируются работы на платформе 02.07 (пт) и 03.07 (сб) с 23:50 МСК продолжительностью до одного часа. В указанное время платформа может быть недоступна. Приносим извинения за неудобства.
Чт. 10 июн. 00:15
_| Новости платформы
В Ё-Стади улучшены внутренние механизмы работы с файлами. Также изменился способ загрузки БСОРМ пакетов. Подробнее по ссылке.
lit.aspx?tutor_id=3951
Пн. 10 май. 21:42
| Новости платформы
В Ё-Стади появились личные сообщения. Вы можете включить эту опцию. Подробнее по ссылке.
Рис. 1. Окно начала создания курса
Далее преподавателю предлагается вставить приветственную речь, которую будут видеть все обучающиеся, получившие приглашения.
После создания курса преподаватель не сможет сразу приступить к работе с обучающимися, для этого ему нужно создать внутри курса рабочую область - четко структурированный раздел курса.
Для создания рабочей области преподавателю необходимо на своей странице нажать последовательно кнопки «Добавить» и «Добавить рабочую область». После этих действий преподаватель должен дать рабочей области название и ее краткое описание, после чего нажать кнопку «Сохранить». После создания рабочей области ей присваивается
идентификационный номер. В рабочую область преподаватель может добавлять разнообразные дидактические материалы, практические и лабораторные занятия, лекции, а также создать тест или выложить контрольную работу.
Для добавления лекций или лабораторных занятий в формате word необходимо в рабочей области перейти на вкладку «Файлы» и нажать кнопку «Добавить», после чего выбрать необходимые файлы на компьютере и нажать «Добавить» (рис. 2).
Рис. 2. Добавление лекционных занятий и презентаций к ним
в рабочую область
Далее преподавателю необходимо создать задание из добавленных в рабочую область лабораторных, практических или контрольных работ. Для создания заданий, которые должны будут выполнить обучающиеся, необходимо на вкладке рабочей области «Задания» нажать кнопку «Добавить», после чего откроется окно редактирования задания, где нужно указать название, описание, минимальное и максимальное количество баллов за выполнение, сроки выполнения, а также тип задания (тест, обсуждение) (рис. 3).
Для контроля знаний в рамках данного интернет-курса было решено создать тест из 10 вопросов (по 1 баллу за каждый вопрос), в котором затронуты основные понятия ВЭЖХ и устройство жидкостного хроматографа и ультрафиолетового детектора.
Для создания теста необходимо перейти во вкладку «Тесты» и нажать кнопку «Добавить». Далее преподавателю откроется окно создания теста, в котором нужно указать название теста, ограничить количество попыток и времени тестирования, а также указать, показывать ли обучающемуся отчет с результатами теста.
Для добавления вопросов в тест необходимо в разделе «Тесты» нажать левой кнопкой мыши по названию теста и в открывшемся окне нажать на кнопку «Разделы и вопросы» и далее «Добавить раздел».
Рис. 3. Окно создания задания в курсе
В выбранном разделе нужно выбрать тип вопроса: выбор одного или нескольких ответов, сопоставление, вопрос с развернутым ответом и далее при помощи кнопки «Редактировать» написать текст вопроса и варианты ответов (рис. 4).
-Ц- Моя страница События Курсы Тесты (Ш Гтула
Сообщения ^
^ Учащиеся © Заявки ¡р Преподаватели Ж Группы
gl Тариф
Импорт 111 Отчеты ? Помощь [3* Выйти
Редактировать вопрос
Тип вопроса:
Выбор. Один правильный
Текст вопроса:
Хроматография - это процесс:
Изображение: | |
О | Разделения смесей веществ, ос 11 [ (•) I Разделения смесей веществ, ос I (^ ) ' О | Разделения смесей веществ, ос 1 О Добавить вариант ответа
В Сохранить I ^ Удалить вопрос
Рис. 4. Окно для текста и выбора типа вопроса
Подобным образом можно создать несколько разделов с вопросами в тесте (рис. 5, 6).
© Заявки ¡Л Преподавг .!tS. Группы
^ Тариф \ Импорт III Отчеты 9 Помощь U- Вый™
О Добавить вопрос
Вопросы:
| Редактировать| ^ !
Хроматография - это процесс:
О Разделения смесей веществ, основанный на химическом взаимодействии разделяемых компонентов со второй контактирующей фазой.
(•) Разделения смесей веществ, основанный на количественных различиях в поведении разделяемых компонентов при их непрерывном перераспределении между двумя контактирующими фазами, одна из которых неподвижна, а другая имеет постоянное направление движения,
О Разделения смесей веществ, основанный на необратимом смешивании разделяемых компонентов во второй контактирующей фазе.
В жидкостной хроматографии роль неподвижной фазы обычно играет:
(5) Твердое тело О Газ
О Жидкость
О Жидкость на носителе
От чего в первую очередь зависит высота хроматографического пика на хроматограмме при неизменном режиме работы хроматографа? О Наличие посторонних компонентов в пробе ® Концентрация анализируемого вещества О Природа элюэнта О Природа сорбента-поглотителя
n,aspx?q uestion_num =0&unrtjd= 1895
На приведенном рисунке буквами \ЛИ и обозначены?
О Времена удерживания пиков ©Ширина пика на половине его высоты
Рис. 5. Окно с примерами вопросов
Рис. 6. Пример вопроса на сопоставление
Для того чтобы стать участником курса, обучающемуся необходимо знать номер рабочей области, без этого регистрация обучающегося невозможна. Номер рабочей области необходимо узнать у преподавателя.
Для регистрации обучающийся должен ввести в окне регистрации свою электронную почту, пароль и номер рабочей области, который ему сообщил преподаватель.
После регистрации в личном кабинете обучающегося появятся сообщения о необходимости подождать подтверждение заявки преподавателем. При регистрации обучающийся через номер рабочей области подает сразу две заявки: на принятие его в образовательную организацию, зарегистрированную на сайте, и на участие в курсе, которому соответствует номер рабочей области. Также обучающемуся необходимо подтвердить адрес своей электронной почты во избежание удаления его страницы.
После того как обучающийся подал заявку в образовательную организацию и на курс, на странице преподавателя появятся соответствующие оповещения на вкладках «События» и «Заявки». Для того чтобы подтвердить заявку в зарегистрированную на сайте организацию, преподаватель нажимает левой кнопкой мыши на вкладку «Заявки» и в окне «Заявки в организацию» нажимает на кнопку «Принять». Далее преподаватель должен подтвердить заявку обучающегося на прохождение курса. Для этого нужно зайти в рабочую область курса и в окне «Участники и заявки» нажать кнопку «Принять». После подтверждения заявки обучающийся получает доступ ко всем материалам курса.
Когда преподаватель подтвердил заявку, обучающийся должен ознакомиться с лекционным курсом в разделе «Файлы» и лабораторными работами в разделе «Задания».
После завершения изучения лекционного материала и выполнения лабораторных работ обучающийся должен выполнить контрольный тест. Для этого в разделе рабочей области «Задания» необходимо нажать левой кнопкой мыши на кнопку «Тест по ВЭЖХ» и далее в появившемся окне нажать кнопку «Начать тестирование». После этого откроется окно с вопросами теста (рис. 7). В вопросах на сопоставление при наведении курсора на рисунок блок-схемы этот рисунок увеличивается. После ответа на все вопросы обучающемуся и преподавателю станет доступен отчет.
В окне отчета обучающийся увидит процент правильных ответов и оценку в баллах, что позволит обучающемуся оценить свой уровень знания основных узлов хроматографа и теоретических основ ВЭЖХ.
Рис. 7. Пример вопроса теста
Преподавательский отчет является более подробным, так как помимо результата и оценки обучающегося позволяет преподавателю увидеть, на какие именно вопросы учащийся не смог дать правильный ответ. Это позволит преподавателю оценить эффективность курса и корректность составленных вопросов при сравнении результатов разных обучающихся.
Учитывая практическую направленность данного курса, учебный план был составлен таким образом, что большее количество академических часов отводится на лабораторный практикум (табл. 1).
Для оценки эффективности курса были использованы данные тестирования работников фармацевтических предприятий, подававших заявку на курс (табл. 2).
Таблица 1
Учебный план курса
№ Вид занятия Тема занятия Количество часов Шифр компетенций
1 Лекция Основные понятия хроматографии 2 УК-1 УК-2 УК-3 УК-4
2 Лекция Физико-химические основы хроматографического анализа, устройство и принцип работы жидкостных хроматографов 2
3 Лабораторная работа Количественное определение меропенема безводного в лекарственном препарате: «Меропенем, порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1,0 г» 4 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6
4 Лабораторная работа Количественное определение капреомицина I в лекарственном препарате «Лайкоцин, порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 1,0 г» 4
5 Контрольное тестирование 1
Таблица 2
Результаты тестирования обучающихся
ФИО Процент выполнения теста
Обучающийся 1 60 %
Обучающийся 2 60 %
Обучающийся 3 100 %
Из табл. 2 видно, что двое обучающихся прошли тестирование с хорошими результатами, а один из учащихся справился на «отлично». Это говорит о достаточно высокой информативности лекций и инструкций, представленных в рамках курса.
Таким образом, проведённое обучение персонала показало достаточную эффективность данного курса.
Список литературы
1. Алексашина И.Ю., Абдуллаева О.А. Методика преподавания интегрированных курсов с использованием ресурсов дистанционного обучения: методические рекомендации. СПб.: АППО, 2010. 101 с.
2. Дистанционное обучение: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2006. 499 с.
3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения «Образование: путь к успеху». Уфа, 2010. 44 с.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 330 с.
5. Проектирование дистанционного курса: сборник научно-методических материалов / под редакцией Н. Н. Розанова. СПб.: Экспресс, 2013. 119 с.
6. Ё-стади [Электронный ресурс]. URL: https://n2.your-study.ru/Pages/User.aspx (дата обращения: 19.09.2021).
Блохин Игорь Васильевич, канд. хим. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Щавелев Кирилл Вадимович, студент, kirill. shchavelev@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF A TRAINING COURSE
OF PERSONNEL OF PHARMACEUTICAL ENTERPRISES IN THE METHOD OF HIGH-PERFORMANCE LIQUID CHROMATOGRAPHY ON THE PLATFORM "YOUR-STUDY"
I.V. Blokhin, K.V. Shchavelev
The experience of creating a distance learning course for the personnel of pharmaceutical enterprises in the method of high-performance liquid chromatography on the Your-study platform, which includes 4 hours of lectures, 8 hours of laboratory work and control testing, is considered. To assess the effectiveness of the course, a pilot training of personnel was carried out.
Key words: high performance liquid chromatography, personnel training, distance learning technologies.
Blokhin Igor Vasilevich, candidate of chemical sciences, docent, blokhiniv@mail. ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Shchavelev Kirill Vadimovich, student, kirill. shchavelevayandex. ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University