Разработка электронного образовательного ресурса в поддержку курса Software and Systems Engineering на платформе Blackboard для студентов Германо-Российского института новых технологий
Валитова Наталья Львовна к. т. н., доцент кафедры Прикладной математики и информатики, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), ул. Большая Красная, 55, г. Казань, 420015, (843)2310086 valinata@,rambler.ru
Новикова Светлана Владимировна д. т. н., профессор кафедры Прикладной математики и информатики, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), ул. Большая Красная, 55, г. Казань, 420015, (843)2310086 sweta72@bk.ru
Кремлева Эльмира Шамильевна старший преподаватель кафедры Прикладной математики и информатики, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), ул. Большая Красная, 55, г. Казань, 420015, (843)2310086 e-smile29.04@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассматривается процесс создания дистанционного курса в системе управления обучением Blackboard Learn. Основной целью является показать, как можно быстро создать курс, включающий не только учебные материалы лекций и лабораторных работ, но также глоссарий терминов и тесты по каждому модулю/разделу дисциплины. Методология и рекомендации, изложенные в данной статье, основаны на личном опыте авторов при создании магистерского англоязычного курса Software and Systems Engineering для студентов Германо-Российского института новых технологий (ГРИНТ).
This article describes the process of creating a course in the management learning system Blackboard Learn. The main goal is to show how you can quickly create a course that includes not only the teaching materials of lectures and laboratory works, but also a glossary of terms and tests for each unit of the discipline. The methodology and recommendations outlined in this article are based on the personal experience of the authors in creating the Master's English-language course in Software and Systems Engineering for students of the German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT).
Ключевые слова
электронный образовательный ресурс, учебный контент, онлайн курс, дистанционное обучение, Blackboard Learn
electronic educational resource, learning content, on-line course, distant learning, Blackboard Learn
Введение
IT-технологии уже прочно заняли свое место практически во всех сферах нашей жизни, включая образование. Никто не будет спорить, что эффективным средством обучения являются программы-тренажеры, позволяющие за короткое время обучить специалиста решению практических задач из любой области [1-4].
В вузах популярны так называемые системы управления обучением (Learning Management Systems), позволяющие преподавателям создавать электронные образовательные ресурсы в поддержку своих дисциплин, а студентам - пользоваться этими ресурсами дистанционно. Например, хорошо себя зарекомендовали такие системы как Moodle [5], Learning Space [6] и др. В последнее время активно разрабатываются и используются специализированные системы, как например, мультиязычная e-learning система MathBridge, предназначенная для обучения математике [7-10].
С 2011 года в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева) внедрена и успешно функционирует одна из самых популярных систем управления обучением -Blackboard Learn [11].
В 2014 году произошло знаковое событие для нашего университета - на базе КНИТУ-КАИ открылся Германо-Российский институт новых технологий (ГРИНТ), дающий возможность нашим студентам обучаться в Германии и по результатам обучения получить два полноценных диплома, один - российский, другой - немецкий от вузов-партнеров из Германии. Программа обучения в ГРИНТ составлена на базе последних рекомендаций к программам технического образования [12] на базе передового опыта Европы [13-14] и России [15-16]. Перед преподавателями нашего вуза встали две, на первый взгляд непреодолимые задачи: первая - овладеть английским языком на уровне не ниже B1, а вторая - выложить материалы своих курсов, также на английском языке, в систему Blackboard. Обе задачи нужно было выполнить в максимально сжатые сроки, то есть за июль-август до начала 2014-2015 учебного года.
В данной статье мы поделимся опытом, как создать достаточно качественный онлайн курс, т.е. содержащий все необходимые объекты (лекции, лабораторные работы, тесты и т.д.), не затрачивая много времени.
Методология быстрого создания курса в системе Blackboard
В данном разделе опишем по шагам процесс быстрого создания электронного курса на примере дисциплины Software and Systems Engineering. Данная дисциплина является базовой в учебном плане студентов ГРИНТ, обучающихся по программе магистерской подготовки 09.04.01 "Информатика и вычислительная техника" по направлению Research in Computer and Systems Engineering, разработанной в соответствии профессиональными стандартами [17]. В обычных «русскоязычных» учебных планах этот предмет значится под именем «Технология разработки программного обеспечения».
В соответствии с требованиями, предъявляемыми нашим руководством к электронным курсам, необходимо было создать учебный контент, включающий в себя:
• титульный лист и аннотацию курса;
• рабочую учебную программу (на русском и английском языках);
• теоретический материал (лекции);
• методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных и курсовых работ;
• методические рекомендации по самостоятельной работе студента;
• тесты;
• глоссарий курса;
• вопросы для подготовки к экзамену или зачету.
Все вышеуказанные материалы каждый преподаватель обычно уже имеет в электронном виде в отдельных файлах, как минимум в doc-формате. Это значительно упрощает процесс создания онлайн курса, который мы предлагаем вести в следующем порядке:
1. Подготовка материалов
2. Создание структуры курса
3. Загрузка материалов
4. Подготовка и формирование тестов
5. Подготовка и загрузка глоссария
Далее рассмотрим каждый из вышеуказанных шагов более детально, предполагая, что пустой курс уже создан техническим персоналом вуза, а наша задача - наполнить его материалами.
Подготовка материалов для загрузки в систему Blackboard
Итак, первое, что необходимо сделать - это подготовить свои материалы (теоретические, методические, т.е. все, кроме тестов и глоссария) для выкладывания в систему Blackboard, т.е. поделить материалы на модули-разделы (если это не было сделано ранее) в соответствии с рабочей учебной программой курса и сохранить их в pdf-формате.
Например, наш курс Software and Systems Engineering состоит из 5 теоретических модулей, 6 лабораторных работ, форма контроля - экзамен. Каждый теоретический модуль сохранен в виде отдельного pdf-файла, к нему прилагается презентация, также в pdf-формате (рис. 1).
III! 1
« Blae.,, ► Lecture,., ▼ | *t ||[
Файл Прав» а Вид Сервис Справка
Упорядочить » 1:: - И Ф '
® Кор - Имя Дата и:
3D г В 41S: Rh, CPFl Т- l_SE_Fundamental5.pdf ^ 2_SD Methodology,pdf "Г 3_SDLC.pdf 4_SD_Approaches.pdf 26.08.2< 26.08.21 26.03,2* 26.08,21
Li "У 5_CASE_tools.pdf 26.08,2«
Li
' - - 1 _„,
Элементов: 5
Рис. 1. Модули и слайды курса Software and Systems Engineering
Итак, все учебные материалы - модули, слайды, лабораторные работы, экзаменационные вопросы, а также материалы о курсе, такие как титульный лист, аннотация, рабочие программы - сохранены в pdf-формате.
Дальнейшие шаги по созданию курса будут выполняться в системе Blackboard, поэтому необходимо войти в систему, и на вкладке Мое учреждение выбрать тот курс, который будем наполнять (рис. 2).
1 умвнаи np—lmt (01.0107)
Рис. 2. Вкладка Мое учреждение системы Blackboard
Создание структуры курса (Меню курса)
Следующим шагом является создание структуры курса в системе Blackboard. При входе в курс, мы увидим слева Меню курса, а слева - Область содержимого. Меню курса как раз показывает структуру электронного курса в виде ссылок, а Область содержимого - то, что в выбранной области находится, т.е. папки, модули, элементы, файлы и т.д. Общий порядок действий при создании курса с нуля таков: создать в Меню курса ссылки на области содержимого, затем - заполнить их.
Добавление новой области выполняется нажатием кнопки + в левом верхнем углу Меню курса, выбором пункта «область содержимого», заданием имени новой области и, естественно, ее сохранением. Наш курс Software and Systems Engineering содержит 5 теоретических модулей и 6 лабораторных работ. Для них в Меню курса (рис. 3) была создана область содержимого с именем Modules&Labs. Отдельно была создана область содержимого для вопросов к экзамену (Exam), а также области для общей информации о курсе, такой как титульный лист и аннотация курса (Title&Annotation), рабочие программы (Syllabus).
^ ' О ê ¿»шишеяо n nos. Ь&къльДОЗ/мейдда/ЫМФом ajetcaju/surfrto/mifl igt Suffi» o?coui и _ KJ=_ 1B8 2_16<Л10<К=» K^amod*=ccmfr, ù
Сераме» ^ MaiJtu ¿Ф По*е* ■ Иитер^н Q Atrtpmcr g) Ямдесе Q Пола & «фгь Ч' Марат -м^*- Щ Скмр* Q Ьидеэ S3 >ï Ц Да ß hfcps-. r>3-i.atarrj
Рис. 3. Меню курса Software and Systems Engineering
В Меню курса можно размещать так называемые линии-разделители между ссылками, а также подзаголовки для определенной части ссылок. Это позволяет располагать все ссылки структурировано и способствует лучшему восприятию логики курса. Например, в курсе Software and Systems Engineering все материалы, относящиеся к общей информации о курсе идут под заголовком Course Information, а учебные материалы - под заголовком Course Materials, причем, эти два типа материалов разделены линиями (рис. 3). Создаются подзаголовки и разделители аналогично ссылкам на области содержимого, т.е. нажатием кнопки + в Меню курса.
Загрузка подготовленных материалов (Область содержимого)
Итак, пришло время загрузить подготовленные материалы в систему Blackboard. Это делается очень быстро. Фактически, мы должны просто создать ссылки на pdf-файлы в соответствующих модулях своего курса.
Для этого необходимо нажать на ссылку соответствующей области содержимого в Меню курса. Справа отобразится содержимое, которое первоначально пустое. Чтобы его заполнить, выбираем «Построить содержимое», затем выбираем, что мы добавляем - элемент, файл, папку, учебный модуль, изображение, видео и т.д. При создании курса Software and Systems Engineering, мы строили содержимое, используя в основном элементы, и только для теоретического материала модулей курса - папки и учебные модули, внутри которых располагались элементы.
Например, необходимо добавить титульный лист и аннотацию курса, и мы имеем два файла Title.pdf и Annotation.pdf. Проще всего их представить в виде двух элементов, к которым прикрепить соответствующие pdf-файлы. Выбираем слева ссылку Title&Annotation в Меню курса, нажимаем справа «Построить содержимое» в Области содержимого, затем - «Элемент». Откроется окно (рис. 4), где необходимо задать имя элемента (Title) и прикрепить файл, хранящийся на нашем компьютере (Title.pdf), нажав кнопку Обзор моего компьютера.
Рис. 4. Создание нового элемента Title в области содержимого Title & Annotation
Аналогично создается второй элемент области содержимого - Annotation. В результате имеем содержимое с двумя элементами Title и Annotation, как показано на рис. 5. Каждый файл, который мы прикрепляем к элементу, сохраняется в коллекции
содержимого курса (Content Collection). Поэтому, в дальнейшем при необходимости, мы можем добавлять этот файл из коллекции.
Рис. 5. Элементы Title и Annotation c прикрепленными файлами
Для учебных материалов модулей и лабораторных работ курса Software and Systems Engineering были созданы две папки, одна - для модулей (Modules), другая -для лабораторных работ (Labs). Создание папки выполняется также как и создание элемента - «Построить содержимое», только выбрать нужно пункт «Папка». Результат показан на рис. 6.
1
f Се г. I* (я»о nitps/.'hfc ................................
D HM«f
1 * Modules & Laid ® h Реихимч.-; ■ -:<. .Л Г.» 1
¡J' -
- SoflwareiSislem ft fcnSinewine
Соиги Momwcloi ТМАлпхичг At «at n Module nckidat Theory Slides and Test ^^ The loldei includes Lab Manual
Glossary
Blackboard Help » Content CdecUon
Blackboard Stae I
Рис. 6. Папки Modules и Labs с описанием их содержимого
Чтобы развернуть папку и добавить в нее элементы, модули и т.д., необходимо просто нажать на эту папку в области содержимого. Все дальнейшие действия выполняются единообразно - с помощью пункта «Построить содержимое». Так, в
папку Labs был добавлен элемент Lab Manual с прикрепленным pdf-файлом, являющимся методическим руководством по выполнению лабораторных работ.
Для создания нового учебного модуля необходимо, как обычно, нажать «Построить содержимое», выбрать пункт «Учебный модуль» (рис. 7), затем в открывшемся окне задать имя и описание нового модуля (рис. 8).
Рис. 8. Заполнение сведений об учебном модуле
После создания нового модуля, необходимо наполнить его содержанием. В нашем курсе каждый модуль содержит теоретическую информацию, которая поддерживается слайдами и, конечно тест, предназначенный для проверки знаний студентов по теме модуля. Так как теория и слайды сохранены в pdf-файлах, то первоначально строим содержимое учебного модуля, добавляя два элемента Theory и Slides со ссылками на соответствующие файлы (рис. 9).
Для нашего курса Software and Systems Engineering в папке Modules таким образом были созданы 5 учебных модулей, каждый из которых состоит из теории и слайдов (рис. 10). Позднее в каждый модуль были добавлены тесты, создание которых обсуждается далее.
Рис. 9. Содержимое модуля Module#1
Далее опишем, как были созданы тесты к каждому модулю.
Подготовка и формирование тестов
Тестирование является неотъемлемой частью проверки знаний и умений согласно балльно-рейтинговой системе, принятой во всех ВУЗах Российской федерации [18]. Поэтому данный этап является одним из важнейших в создании курса.
Для создания тестов необходимо предварительно сформировать так называемые пулы вопросов. Пул вопросов представляет собой некое хранилище всевозможных вопросов по одной из тем (модуля, раздела) курса. Затем можно создать тест, содержащий ряд вопросов из одного или нескольких пулов. Каждому вопросу можно назначить определенное количество баллов. После создания теста важно сделать его доступным для студентов, указав дату и время его прохождения.
Создание пула вопросов. Итак, создание пула начинается с выбора пункта «Тесты, опросы и пулы» в средствах курса (рис. 11). В результате появится окно с общей информацией об указанных средствах (рис. 12). В данном окне необходимо выбрать «Пулы», затем нажать «Создать пул». Основным действием в данном окне является создание вопроса одного из предопределенных типов, например,
истина/ложь, запрос выбора варианта ответа, запрос нескольких ответов, запрос ранжирования и т.д. На первых порах рекомендуем выбрать один какой-нибудь тип и все вопросы формировать в соответствии с этим типом. Нами был выбран тип «запрос нескольких ответов», когда студенту предлагается вопрос и варианты ответов, среди которых - один или несколько правильных.
Конечно, все вопросы (и варианты ответов) можно вводить в пул по порядку, каждый раз нажимая «Создать вопрос». Однако на собственном опыте мы убедились, что есть способ лучше и быстрее. Для этого необходимо предварительно подготовить файл в Excel с вопросами и вариантами ответов, с пометками правильных вариантов, далее сохранить лист книги Excel в текстовом формате (txt), а затем просто загрузить эти вопросы в создаваемый пул.
Рис. 11. Выбор средства курса: тесты, опросы и пулы
Г
Рис. 12. Информация о средствах курса: тесты, опросы и пулы
Главное здесь корректно сформировать Excel-файл для вопросов выбранного типа. Для вопросов типа «запрос нескольких ответов», файл Excel выглядит
следующим образом (рис. 13): в каждой строке в первом столбце должен располагаться тип вопроса (MA), затем текст вопроса, затем вариант ответа, затем пометка того, правильный этот вариант или нет (correct/incorrect), затем следующий вариант ответа и т.д.
Сохраним таким образом вопросы курса на отдельных листах книги Excel (т.е. для каждого модуля - отдельный пул вопросов и, соответственно, отдельный лист книги Excel). Следующим действием будет сохранение листа Excel в отдельный текстовый файл с разделителями табуляции (*.txt). Делаем это, находясь в Excel и выбирая «Сохранить как». Получаем в результате текстовый файл, как показано на рис. 14.
Рис. 13. Вопросы модуля 2 курса в Excel
,3 Test2.txt — Блокнот
Формат Вид Справк
a good software has some characteristics, choose them, operational characteristics incorrect Transition characteristics ^
Operational Characteristics of software are: Correctness correct Usability/Learnability correct Integrity : correct Main Revision characteristics of software are: Maintainability correct Flexibility correct Extensibility correct seal
Transition characteristics of software are: interoperability incorrect Reusability incorrect portability
a software development methodology is a framework that is used to structure the process of developing a system, incorrect
The basic approaches applied to software development methodology frameworks are waterfall correct spiral correct prototyping
Waterfall development is a sequential development approach, which includes the following phases requirements analysis, design, impTe Software prototyping, is the development approach of creation prototypes of system, each of them is not complete version of s
incremental development is an approach where a series of mini-waterfalls are performed, where all phases of the waterfall are com in spiral model each trip around the spiral traverses the basic stages: "determining objectives, alternatives, and constraints of th Rapid Development aims to produce high quality systems quickly via iterative prototyping Cat any stage of development), corr programming paradigm is a fundamental style of programming correct a programming language incorrect procedural programmi
Рис. 14. Текстовый файл с разделителями табуляции с вопросами модуля 2
Осталось только, находясь в В1аскЬоМ, создать новый пул и в окне (рис. 15) нажать кнопку «Отправить вопросы» для добавления вопросов в пул из созданного текстового файла. В появившемся окне (рис. 16) нажимаем «Обзор» для указания местонахождения этого текстового файла на нашем компьютере. В результате все вопросы будут импортированы в созданный пул, где мы далее можем назначить каждому вопросу определенное количество баллов (рис. 17).
Рис. 15. Кнопка «Отправить вопросы» для добавления вопросов из текстового
файла
Рис. 16. Добавление вопросов в пул из текстового файла
Рис. 17. Вопросы пула test#2 (для модуля 2)
Точно так же создаем все остальные пулы (т.е. по одному пулу на каждый модуль курса, рис. 18). Теперь осталось добавить по тесту в модули курса. Для этого переходим в область содержимого соответствующего модуля курса, нажимаем «Оценки» и выбираем «Тест». Далее в открывшемся окне нажимаем «создать» новый тест, даем ему имя, можно добавить описание и инструкции студентам. В результате мы находимся в окне полотна теста, где нет пока ни одного вопроса (рис. 19).
Рис. 18. Пулы вопросов для курса
Рис. 19. Новый тест
Добавить вопросы в новый тест можно, нажав «Повторно использовать вопрос» и выбрав либо «Создать набор вопросов», либо «Создать случайный блок». И в том и другом случае мы далее выбираем соответствующий пул. Разница в том, что в случайном блоке вопросов будут выбраны не все вопросы, а только заданное количество вопросов пула (рис. 20), и для каждого студента они будут выбраны случайно.
i- C" ■ ]Ilrl№Q filtpl. ne.kfcJu34Jj -L: -I J, ;. I . . it IT I с '.J I .. I.т Ила.:;!: J J - J CJ if
" Ь IfenKtVbnpkdn [' g i..-*-, Д Гач"1 s ■ir— W M^.o ji шш К С»"*' В Ы gj (и О П1Т.Г. .1,1 ии,г 'I
Рис. 20. Для теста Тест #1 выбран случайный блок вопросов пула и назначены
баллы за каждый вопрос
Таким же образом добавляем тесты для каждого модуля курса, т.е. находясь в области содержимого модуля, добавляем тест, нажав «Оценки»/«Тест» и загружая вопросы теста с помощью «Повторно использовать вопросы», выбирая соответствующий пул.
Подготовка и загрузка глоссария
На данном этапе осталось только добавить глоссарий курса, содержащий все определения. Подобно пулам, мы будет предварительно готовить все определения в обычном текстовом файле, а затем просто загрузим их в Blackboard.
Первым делом создадим этот текстовый файл, содержащий все определения курса. Формат этого файла очень простой. Каждый термин должен быть в отдельной строке. Сам термин от его определения отделяется табуляцией. После того, как все термины добавлены, текстовый файл сохраняется. Пример текстового файла с глоссарием приведен на рис. 21.
object Domain is a set ^of objects that represent a part^of real, hypothetical or abstract world, related concepts between these objects software Life cycle is^thl whole period of software development and its operation, starting from the moment of conception (ideas) and en
Рис. 21. Пример текстового файла глоссария терминов курса
Теперь, находясь в Blackboard, необходимо создать ссылку в меню курса на будущий глоссарий. Для этого нажимаем + и выбираем «Ссылку на средство», затем в окне (рис. 22) задаем имя новой ссылки и выбираем из списка «Глоссарий».
Рис. 22. Создание ссылки на глоссарий в меню курса
Чтобы выгрузить глоссарий в Blackboard, необходимо нажать на созданную ссылку, затем - в области содержимого «Выгрузить/Загрузить». Важно не перепутать, что необходимо сделать - выгрузить или загрузить файл. «Выгрузить» здесь означает импорт файла в Blackboard, а «Загрузить» - экспорт глоссария из Blackboard в xls-формате. Таким образом, необходимо именно выгрузить созданный нами текстовый файл в Blackboard. Далее мы должны выбрать файл с нашего компьютера, предназначенный для выгрузки с помощью нажатия «Обзор Моего компьютера» (рис. 23).
При выгрузке можно указать, будут ли термины из файла добавлены к уже существующим, или существующие термины будут удалены перед выгрузкой. Результат выгрузки глоссария представлен на рис. 24.
Рис. 23. Выгрузка глоссария в Blackboard
Рис. 24. Глоссарий курса
Выводы
В результате был создан дистанционный курс в системе Blackboard, причем это не потребовало особых временных затрат. И самое главное, созданный таким образом курс уже готов к использованию в учебном процессе. Студенты имеют круглосуточный доступ ко всем учебным материалам, а преподаватель может организовать тестирование, по окончании которого сразу увидеть результаты.
Заключение
Описан процесс создания на платформе Blackboard онлайн курса Software and Systems Engineering, содержащего все необходимые компоненты, а именно: теоретические материалы, методические рекомендации, тесты и глоссарий. Подробно изложены методики быстрого создания тестов и глоссария курса. Приведенные решения могут быть использованы для быстрого создания полноценного онлайн курса в системе Blackboard по любой дисциплине. В дальнейшем, этот курс можно развивать, используя продвинутые возможности, предоставляемые данной системой управления обучением.
Литература
1. Медведева О.Н., Супонев Н.П., Солдатенко И.С., Захарова И.В., Язенин А.В. Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете // Образовательные технологии и общество. 2014. ^17. № 4. С. 610-624. иКЬ:Шр://&18леее.о^/т881ап/репо&са1/|оигпа1.Ы:ш1
2. Нуштаева А.В., Савкина А.В., Савинов И.А., Ивашечкин А.О., Скопцов Д.Н., Тихонова Н.П. Определение показателя преломления жидкости и концентрации растворов рефрактометрическим способом с помощью виртуальной лаборатории. В сборнике: Проблемы и достижения в науке и технике. Сборник научных трудов по итогам IIIмеждународной научно-практической конференции. 2016. С. 35-39.
3. Новикова С.В. Преимущества компьютерных тренажёров при изучении вычислительных методов // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society) " -
2015. - V.18. - №2. - C.478-488. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
4. Novikova S.V., Sosnovsky S.A., Yakhina R.R., Valitova N.L., Kremleva E.Sh. The specific aspects of designing computer-based tutors for future engineers in numerical methods studying. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21):322-343. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.322-343
5. Нуштаева А. В., Савкина А.В., Шарамазанов Р. М., Савинов И.А. Разработка и интеграция виртуальной лаборатории «Градуирование амперметра» в дистанционный обучающий комплекс среды Moodle. В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. Cборник статей победителей международной научно-практической конференции. 2016. С. 50-53.
6. Новикова С.В. Проблемы интеграции практико-лабораторных модулей в дистанционный обучающий комплекс среды Learning Space // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)» - 2014. -V.17. -№4. -C.543-554.
7. Sosnovsky, S., Dietrich, M., Andres, E., Goguadze, G., Winterstein, S., Libbrecht, P., Siekmann, J., & Melis, E.. Math-Bridge: Bridging the gaps in European remedial mathematics with technology-enhanced learning. In T. Wassong, D. Frischemeier, P. R. Fischer, R. Hochmuth, & P. Bender (Eds.), Mit Werkzeugen Mathematik und Stochastik lernen - Using Tools for Learning Mathematics and Statistics (pp. 437-451). Berlin/Heidelberg, Germany: Springer. 2014 URL:http://www.springer.com/us/book/9783658031039
8. Новикова С.В., Снегуренко А.П. К вопросу создания мультиязычных электронных обучающих курсов // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society) " -
2016. - V. 19. - №4. - С. 429-439. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
9. Валитова Н.Л., Новикова С.В. Внедрение интерактивных демонстраций в статичные элементы обучения системы Math-Bridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society) " - 2017. - V. 20. - №1. - С. 381-392. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
10. Кремлева Э.Ш., Новикова С.В. Использование интерактивных формул и выражений в динамических тест-объектах e-learning системы MathBridge // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society) " - 2017. - V. 20. - №1. -С. 366-380. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
11. Медведева С.Н., Дубовский К.П. Проектирование электронного курса сложной логической структуры в системе дистанционного обучения
Blackboard.//Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational technology & Society) " -2011, Т 14. -№ 4. -С. 329-341. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html. URL:http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
12. Петрова И.Ю., Зарипова В.М., Ишкина Е.Г., Маликов А.В., Варфоломеев В.А., Захарова И.В., Кузенков О.А., Курмышев Н.В., Милицкая С.К. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии». Бильбао, 2013.
13. Zakharova I.V., Kuzenkov O.A., Soldatenko I.S., Yazenin A.V., Novikova S.V., Medvedeva S.N., Chukhnov A.S. Using SEFI framework for modernization of requirements system for mathematical education in Russia. В книге: 44th Annual Conference of the European Society for Engineering Education - Engineering Education on Top of the World: Industry-University Cooperation, SEFI 2016 44, Engineering Education on Top of the World: Industry-University Cooperation. 2016. С. 164.
14. Soldatenko I.S., Balandin D.V., Kuzenkov O.A., Zakharova I.V., Biryukov R.S., Kuzenkova G.V., Yazenin A.V., Novikova S.V. Modernization of math-related courses in engineering education in Russia based on best practices in European and Russian universities. В книге: 44th Annual Conference of the European Society for Engineering Education - Engineering Education on Top of the World: Industry-University Cooperation, SEFI 2016 44, Engineering Education on Top of the World: Industry-University Cooperation. 2016. С. 131.
15. Захарова И.В., Кузенков О.А. Опыт реализаций требований образовательных и профессиональных стандартов в области ИКТ в Российском образовании // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3-1. С. 17-31.
16. Гергель В.П., Гугина Е.В., Кузенков О.А. Разработка образовательного стандарта Нижегородского Госуниверситета по направлению "Фундаментальная информатика и информационные технологии"//Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2010. Т. 1. № 6. С. 51-60.
17. Захарова И.В., Дудаков С.М., Язенин А.В. О разработке магистерской программы по УГНС "Компьютерные и информационные науки" в соответствии с профессиональными стандартами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 114-126.
18. Сыромясов А.О.Применение балльно-рейтинговой системы в ВУЗе (на примере дисциплин математического цикла) // Интеграция образования. 2013. №2 (71). С. 15-21.