Научная статья на тему 'Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности'

Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиев Шухрат Машраббоевич, Рахманов Шарифжон Валижонович

В данной статье рассматривается совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамадалиев Шухрат Машраббоевич, Рахманов Шарифжон Валижонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Мамадалиев Ш.М. , Рахманов Ш.В.

1Мамадалиев Шухрат Машраббоевич - старший преподаватель;

Рахманов Шарифжон Валижонович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности студентов в процессе

профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, система обучения, интеграция, знаний, умений и навыков, методика обучения.

Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности - важнейшая и актуальная задача в подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием и особенно специалиста безопасности жизнедеятельности.

Ввиду этого на начальном этапе необходимо различать, с одной стороны, обучение студентов всех педагогических специальностей дисциплине «безопасность

жизнедеятельности» и, с другой стороны, обучение специалиста безопасности жизнедеятельности с квалификацией «учитель безопасности жизнедеятельности». Это два разных вида обучения. Проектирование дисциплины «безопасность жизнедеятельности» имеет свои особенности. Для того чтобы обучение дисциплине «безопасность жизнедеятельности» было эффективным инструментом управления подготовкой студентов других педагогических специальностей, необходимо при ее проектировании учесть все элементы педагогической системы подготовки

специалиста в контексте различных методических документов: планов, программ, учебных пособий, методик. Дисциплина «безопасность жизнедеятельности» - это комплексная модель педагогической системы «учебная дисциплина» в структуре подготовки специалиста, она является управляемой целостностью [2].

В современных научных знаниях по предметной области БЖД доминируют интеграционные тенденции и проявляется междисциплинарный характер знаний по предметной области БЖД, которые включают в себя элементы ноксологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, социологических, психологических, математических, военных и других наук.

В настоящее время значение интегративной функции предметной области БЖД возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам (синергетические природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость. Интеграция в образовании в области БЖД в ВПО проявляется:

- в системности содержания образовательного пространства БЖД;

- во взаимосвязи и взаимодействии дисциплин специализации и дисциплин предметной подготовки с дисциплинами общепрофессионального, математического, естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического циклов;

- во взаимодействии предметной подготовки с психолого-педагогической и методической подготовкой;

- в интегрированности структурных компонентов методической системы подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности;

- во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения БЖД;

- во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ и педагогических практик, студенческих научных конференций;

- в способности расширения профессиональной эрудиции специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности и др. [1].

Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности имеет специфические показатели, такие как:

- образование в области безопасности жизнедеятельности выступает главенствующим элементом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды;

- уникальность образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели, сущностью которых являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности, качеств личности безопасного типа поведения;

- образование в области безопасности жизнедеятельности по-новому подходит к содержанию образования, так как оно носит интегративных характер и требует овладения широким спектром комплексных межпредметных общенаучных и прикладных знаний;

- прогностическая направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, связанная с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на человека, природу, социум в условиях их непрерывного взаимодействия с техносферой;

- практико-ориентированная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности

безопасного типа поведения, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области [1].

Представленные показатели показывают высокую и многостороннюю значимость образования в области безопасности жизнедеятельности и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов образования в данной научной области.

Список литературы

1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования, 2011. № 6.

2. Михайлов Л.А. Основы проектирования подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования, 2006. № 1.

3. Ребко Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый, 2014. № 2. С. 850-851.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.