Научная статья на тему 'Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности»'

Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / «LIFE SAFETY» / GENERAL PATTERNS / EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Светлана Владимировна, Бояров Евгений Николаевич

В статье раскрывается сущность общих закономерностей образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности». Представляется их характеристика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE «LIFE SAFETY»1

The article reveals the essence of some general patterns of educational space «Life Safety». Their characteristics are provided.

Текст научной работы на тему «Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности»»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.016+614

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

© 2012 С.В.Абрамова, Е.Н.Бояров

Сахалинский государственный университет. Южно-Сахалинск

Статья поступила в редакцию 16.01.2012

В статье раскрывается сущность общих закономерностей образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности». Представляется их характеристика

Ключевые слова: закономерности развития, образовательное пространство «Безопасность жизнедеятельности», профессиональное образование.

Принципиальные изменения в современной системе российского образования обусловлены, прежде всего, изменением самой образовательной парадигмы, в соответствии с которой изменяются и методологические подходы к организации профессиональной подготовки современного выпускника вуза и соответственно к организации обучения по безопасности жизнедеятельности.

Общие тенденции и современные идеи науки и технологии, социально-экономического развития, философская теория познания, принципы аксеологического подхода, теория деятельности, общие социальные и педагогические закономерности воспитания и развития личности, системный и комплексный подходы являются базовыми условиями для обоснования закономерностей существования и развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» (ОП БЖД). Теоретический анализ ОП БЖД и представляет собой основной целью нашего исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в вузе. Предметом исследования являются общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности». Задачи исследования: используя литературные источники провести теоретический анализ ОП БЖД; выявить основные закономерности ОП БЖД и раскрыть их основные характеристики. В педагогической науке под закономерностью понимается наиболее общая форма воплощения теоретического

° Абрамова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности. E-mail: yarosv@pochta.ru

Бояров Евгений Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. E-mail: e.boyarov@mail.ru

знания; объективно существующая, устойчивая инвариантная связь, применимая к создаваемой людьми педагогической действительности1. Закономерности образовательного пространства БЖД формируются в результате интеграции таких наук как философия, социология, биология, физика, химия, математика, экология, психология, педагогика и методика обучения безопасности жизнедеятельности. В целом, закономерности отражают устойчивые взаимосвязи между наукой и образованием, теорией и практикой, вузом и школой.

Развитие теории и практики высшего профессионального образования, тенденции развития ОП БЖД, многочисленные научные изыскания в сфере обеспечения безопасности человека позволяют выявить следующие общие закономерности ОП БЖД: 1) объективная взаимообусловленность развития теории и практики ОП БЖД и потребностей современного общества; 2) взаимосвязь экологизации, социализации и профессионализации личности и её безопасного существования; 3) единство интеграции и дифференциации в ОП БЖД; 4) единство обучения, воспитания и развития личности в ОП БЖД.

Представим краткую характеристику данных закономерностей.

1. Объективная взаимообусловленность развития теории и практики ОП БЖД и потребностей современного общества. Основная цель развития человечества является улучшение качества жизни на каждом этапе своего развития, что ведет к постоянному росту человеческих потребностей. Степень и качество удовлетворения этих потребностей зависят от состояния

1 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2006. - С. 91.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012

окружающей среды, социально-экономических условий, научно-технического прогресса, а также от безопасности жизнедеятельности как особой области научных знаний и системы образования в области безопасности жизнедеятельности в целом. Следовательно, цели и задачи ОП БЖД изменяются под влиянием требовании социально-экономического развития и научно-технического прогресса, особенностей социально-экономических отношений на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

Для своей жизнедеятельности современный человек должен удовлетворять основные ключевые потребности: вещественно-энергетические (по Н.Ф.Реймерсу) и физиологически обоснованные (по А.Маслоу). К ним относятся жизненно необходимые потребности в нормальном дыхании, пище и воде, нормальном теплообмене тела с окружающей средой, нормальном и своевременном сне и отдыхе, продолжении рода и многие другие. При их успешном удовлетворении естественным образом возникает потребность в безопасности, появляющейся в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозами и опасностями различного характера.

Научно-технический прогресс и современная экологическая ситуация остро обозначили проблему коэволюции человечества и биосферы. Такие явления глобального масштаба, как демографический взрыв, истощение природных ресурсов и сокращение биоразнообразия, резкое ухудшение здоровья человека, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, увеличение количества отходов потребления и разрушение биосферы в целом ведут к возрастанию техногенной нагрузки на человека, расширению круга и уровня различных опасностей обусловили необходимость пересмотра ранга потребностей общества с выраженным приоритетом развития системы образования как отражения увеличивающегося количества все новых угроз и опасностей. Об этом свидетельствует принятие на государственном уровне ряда концептуальных документов: Стратегия национальной безопасности РФ, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» и др., а также ратификация на международном уровне Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972), Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) и др.

Эти факторы требуют совершенствования содержания системы образования РФ, которая относится к одной из государствообразующих систем. Качество современного образования является важнейшим условием выживания и раз-

вития российского общества в условиях новых опасностей и угроз, глобализации, является фундаментом национальной безопасности, необходимым средством повышения конкурентоспособности России на мировой арене. Состояние образования во многом определяет развитие всех слагаемых государственности, материальное и духовное благополучие общества и конкретного человека2.

В данных условиях ОП БЖД может и должна стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человеко-защитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности, отвечающих характеру долговременной стратегии развития страны.

Россия первой из стран мирового сообщества обратилась к образовательному средству обеспечения безопасности в условиях нарастающих глобальных вызовов и угроз. Введя в 1991 г. курс ОБЖ в школах и дисциплину БЖД в вузах, она определила направление выживания и развития не только для себя, но и для всего человечества, столкнувшегося с реальной угрозой самоуничтожения.

Образовательная область БЖД, охватив различные сферы жизни человека, общества и государства, все пространство их безопасности, стала интегративной, синтетической учебной дисциплиной, развивающейся на межпредметной, комплексной основе. БЖД органично связана с содержанием всех без исключения предметов (дисциплин), изучаемых на всех ступенях и уровнях системы образования. Поэтому содержание этой образовательной области зависит от состояния системы образования в целом, проводимых в ней преобразований и глубинных процессов во всех сферах жизни страны. Образование в области безопасности жизнедеятельности, культура безопасности человека и общества становятся необходимыми условиями перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития3.

2. Взаимосвязь экологизации, социализации

2 Шершнев Л.И. Роль и место образовательной области БЖД в российском образовании // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - № 9. - С. 34, 38.

3 Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г., № 15, ст. 1572.

и профессионализации личности и её безопасного существования. Развитие личности совершается в определенных социальных условиях его жизни, в деятельности, в общении с людьми. Человеческий организм развивается не только за счет энергетических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде. На основе отражательной способности нервной системы у личности развивается познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту. Следствием указанных психофизиологических особенностей является взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности. Эта закономерность была впервые установлена С.Л.Рубинштейном и получила свое дальнейшее развитие в трудах Г.С.Кос-тюка, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.И.Бо-жович, Т.Е.Конниковой и др. Переход внешнего во внутреннее касается не только процесса сознания, эта закономерность определяет и развитие отношений, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего.

По мнению Г.И.Щукиной, внешнее становится внутренним, претерпевает ряд превращений в ощущениях, восприятии, мышлении, чувствах, побуждениях. В свою очередь, эти внутренние процессы оказывают развивающее влияние на деятельность, на общение как внешние условия4.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не сводится только к формированию у людей простой совокупности знаний, умений и навыков. Необходимо эффективное управление безопасностью человека, общества и государства через социальную сферу, согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы - законы, правила, традиции, науку, политику. Важно, чтобы обеспечение безопасности стало приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого необходимо формирование и развитие нового мировоззрения, т.е. системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, целостной культуры безопасности жизнедеятельности5.

К важнейшим компонентам определения культуры безопасности жизнедеятельности относятся: мировоззренческая основа, система ценностей; традиции, устойчивые правила поведения членов общества; духовные, интеллек-

4 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: 1971. - С. 19, 53.

5 Цаликов Р.Х. Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков ЧС // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2008. - № 7. - С. 10.

туальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

С учетом этого под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

В целом, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности и угрозы.

В процессе экологизации ОП БЖД нормальное функционирование биосферы рассматривается как главное условие существования человечества. Экологическая ситуация, сложившаяся на современном этапе развития системы «человек - природа - общество», усиление приоритета личности в окружающей среде диктуют необходимость усиления гуманизма во взаимоотношениях личности и общества к окружающей природной среде и соответственно усиление реализации принципов гуманизации и экологизации в содержание ОП БЖД.

Эти закономерности проявляются в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности, а его главная цель - развитие культуры безопасности жизнедеятельности личности и предполагает соблюдение правовых и нравственных принципов в системе «человек - природа - общество».

Профессионализации специалиста в области БЖД в высокой степени способствует психолого-педагогическая подготовка и особенно такие учебные дисциплины и курсы по выбору как «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Методика экологического образования», «Внеклассная работа по безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, в процессе подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности студента, ее социализация и совершенствование профессионализма в образовательном пространстве БЖД, что обусловливает становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессиональной деятельности, и является важным условием успешного развития всей сис-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012

темы ОП БЖД на современном этапе. От оптимального соотношения социализации, экологизации и профессионализации зависит становление гармоничной личности.

3. Единство интеграции и дифференциации в ОП БЖД. Интеграция и дифференциация -объективные взаимосвязанные процессы, имеющие место в науке, технике, образовании. Интеграция в процессе подготовки специалиста БЖД обусловлена интегративным характером самого предметного знания и законами социально-экономического, социально-экологического и социально-педагогического развития. Интеграция является необходимым условием и средством качественной подготовки студентов. Интеграция представляет собой процесс взаимопроникновения структурных элементов научной деятельности, информации, методологии, различных отраслей знаний, сопровождающийся ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности6.

В современных научных знаниях по БЖД доминируют интеграционные тенденции, и проявляется междисциплинарный характер знаний по БЖД, которые включают в себя элементы биологических, экологических, физических, химических, географических, медицинских, социологических, психологических, математических, военных и других наук.

В настоящее время значение интегративной функции БЖД возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам, выявляется их реальная значимость. Единство интеграции и дифференциации в ОП БЖД в ВПО проявляется: 1) в системности содержания образовательного пространства БЖД; 2) во взаимодействии специальных дисциплин и дисциплин предметной подготовки с дисциплинами общекультурного, медико-биологического и психолого-педагогического блоков; 3) во взаимодействии предметной подготовки с педагогической и методической подготовкой; 4) в интегрированности структурных компонентов содержания образовательного пространства безопасность жизнедеятельности; 5) во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения БЖД; 6) во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ, различного вида практик, студенческих научных конференций и др.

4. Единство обучения, воспитания и развития личности в ОП БЖД. Основные аспекты новой парадигмы образования отражены в со-

6 Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: 1997. - С. 20.

временных нормативных документах: Законе РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г., Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., действующих образовательных стандартах и теоретических работах по данной проблеме. Эти документы позволяют выделить задачи обучения безопасности жизнедеятельности, определить направленность теоретической и практической подготовки будущих специалистов БЖД, владеющих системой знаний о формировании качеств личности безопасного типа поведения, культуры безопасности жизнедеятельности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет такой принцип, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Этот принцип требует закрепления единства образовательного пространства Российской Федерации с учетом конкретных федеральных и региональных особенностей развития.

Базовые основания профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности личности определяют содержание профессионального образования. Организуя поливариативное образовательное пространство высшей педагогической школы, оно включает определенную систему идей, ценностей, представлений, универсальных способов познания, мышления и практической деятельности, которые в совокупности позволяют изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, формировать их знания и опыт безопасного поведения, раскрывать исторические, этнические и профессиональные ас-

пекты безопасности в их жизни. Тем самым, безопасность жизнедеятельности определяется как категория социальной культуры, объединяющая личностную и деятельностную компоненты, при этом культура безопасности жизнедеятельности может определяться как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности, как в настоящем времени, так и в будущем7.

Таким образом, реализация закономерностей развития образовательного пространства безопасность жизнедеятельности позволят правиль-

но выбрать задачи, содержание, методы обучения, определить организацию учебно-познавательной деятельности и контроля, произвести учет имеющихся педагогических условий и приять меры к их возможному улучшению, что в дальнейшем будут способствовать достижению прочных, осознанных и действенных результатов в образовательном процессе.

7 Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Михайлов и др.; под ред. Л.А.Михайлова. -М.: 2009. - С. 13 - 15.

GENERAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL

SPACE «LIFE SAFETY»

© 2012 S.V.Abramova, E.N.Boyarov

Sakhalin State University. Yuzhno-Sakhalinsk

The article reveals the essence of some general patterns of educational space «Life Safety». Their characteristics are provided.

Keywords: general patterns, educational space, «Life Safety», professional education.

Svetlana Vladimirovna Abramova, Ph.D (Ped), Associate Professor, Head of the chair of Life Safety dept. E-mail: yarosv@pochta.ru

Evgeniy Nikolaevich Boyarov, Ph.D (Ped), Associate Professor of Life Safety dept. E-mail: e.boyarov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.