Научная статья на тему 'Учитель ОБЖ в XXI веке'

Учитель ОБЖ в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Л. А.

Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление глобальных проблем и угроз. Однако система образования в настоящее время отстает от требований времени и национальной безопасности России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель ОБЖ в XXI веке»

Научно-технические разработки

УДК 372.8 + 628.74

Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление глобальных проблем и угроз. Однако система образования в настоящее время отстает от требований времени и национальной безопасности России

Л.А. Михайлов

Л.А. Михайлов, д.пед.н.

УЧИТЕЛЬ ОБЖ В XXI ВЕКЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года. В целом курс предназначен для подготовки и воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Необходимость курса «Основы безопасности жизнедеятельности» еще недавно основывалась на эксплицитной информации, дающей краткое объяснение сущности безопасности и защиты жизни человека.

В настоящее время с целью развития гуманистического образования появилась необходимость изучения курса ОБЖ на основе имплицитной информации, которая объясняет преподавание, опирающееся на внутреннюю логику и структуру курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Существующий школьный курс ОБЖ уже служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению. Этот курс может являться основанием новой школьной образовательной области, которая предусматривает обучение детей правилам личной и национальной безопасности. Несмотря на неоднозначное отношение к этой проблеме, такое направление пропагандируется общественным Фондом национальной и международной безопасности, активно поддерживается Правительством РФ и МЧС России [1], другими ведомствами и в определенной (пусть в недостаточной [2]) мере Минобразования России.

Этот подход может быть реализован только при условии подготовки педагогических кадров к деятельности в данной области знаний на новых, формирующихся сегодня в образовании инновационных положениях. Однако научно обоснованных и эффективных моделей организации подготовки учителей, решающих эту задачу, явно недостаточно. Анализ возможности существующего сейчас профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности и сопоставляя их с реальной организацией профессионального образования в педагогических учреждениях высшего образования показывает, что эффективная концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности отсутствует.

Очевидны следующие противоречия между:

• потребностью системы образования в учителях данного профиля, их недостаточным количеством в системе обучения личности безопасного типа и реальностью подготовки учительских кадров;

• наличием новых концепций, документов международного и государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности безопасного типа, и отсутствием вариантов, разработанных и апробированных в практике образования педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный педагогический процесс, прежде всего в процесс педагогического образования.

Разработка новой практико-ориентированной концептуальной модели организации профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в системе высшего профессионального педагогического образования является в настоящее время крайне актуальной проблемой [3].

Эти задачи решались на базе факультетов БЖД Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

(Санкт-Петербург), Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина, Московского государственного областного педагогического университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Новгородского государственного педагогического университета, Псковского государственного педагогического университета.

Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования

Предлагаемая концепция организации подготовки учителя ОБЖ в педагогическом ВУЗе рассматривает ее как некую целостность, призванную формировать личность выпускника:

• человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации;

• педагога, владеющего современным знанием о психике ребенка и умеющего с ним работать;

• специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики;

• педагога, формирующего личности безопасного типа.

Итоговым результатом организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности является формирование у будущего учителя профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей и профессионально ценностных ориентаций. Наличие такой культуры позволяет учителю быть информационно насыщенным учебным объектом для активной части обучаемых и обучающим субъектом — для пассивной, погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества, формировать опыт безопасного поведения. Он определяется следующими составляющими:

— знанием о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах ее предупреждения, способах ее избежать) в местах повышенного риска;

— умением избегать угроз при действиях в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;

— владением новыми учебно-образовательными технологиями в области безопасности жизнедеятельности человека.

Теоретическая модель организации подготовки учителя заключается в реальной интеграции различных областей знаний и деятельности. Эта интеграция выражается в организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в пяти направлениях:

1—психологическое;

2—информационное;

3—правовое;

4—физическая безопасность;

5—защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Огромное значение играет здесь совокупная инновационная учебно-дидактическая продукция высших учебных и научных учреждений в области защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности жизне-

деятельности, одним из примеров которой является первое в стране учебное пособие на комплексной мультимедийной основе [4].

Проектирование подготовки учителя ОБЖ

Результатом предвидения, предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности являются следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека:

— личная безопасность;

— психологическая безопасность;

— экологическая безопасность;

— социальная безопасность;

— правовая безопасность;

— информационная безопасность;

— безопасность в условиях чрезвычайной ситуации;

— глобальная безопасность.

Все они должны формироваться у студента в процессе изучения дисциплин, входящих в соответствующие стандарты цикла БЖД, а у учителя ОБЖ

— в результате организации его профессиональной деятельности.

На основе изучения образовательных стандартов системы непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности «детский сад — школа

— вуз — дополнительное образование» необходима конкретизация содержания понятия «безопасность жизнедеятельности человека».

В существующих в ГОСТ-ах материалы содержания образования в области безопасности жизнедеятельности включены в различные образовательные программы, требования к выпускнику как носителю качеств личности безопасного типа поведения не обозначены и не упорядочены, преемственность требований к учителю безопасности жизнедеятельности

— выпускнику образовательных учреждений различного типа в области безопасности жизнедеятельности не соблюдается. Это приводит к необходимости проектирования целей формирования качеств личности безопасного типа поведения как основополагающих в организации профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.

Ситуативно-имитационное моделирование профессиональной подготовки учителей ОБЖ

При моделировании различных педагогических ситуаций обучения студентов факультета безопасности жизнедеятельности основой взята педагогическая модель учителя безопасности жизнедеятельности. Эта модель представляется как единство личностных блоков, включающих в себя описание свойств и характеристик личности безопасного типа, выражающих ее нравственно-мировоззренческие и гражданские позиции с учетом современных запросов общества и личности, а также характеристику знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. Эта модель должна быть адекватна целостной научной картине предстоящей педагогической и организационной деятельности, необходимой для реализации профессиональных установок учителя безопасности жизнедеятельности.

Первый блок содержит характеристику личнос-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ти, выражающую отношение к профессии, позицию учителя безопасности жизнедеятельности и гражданина.

Второй блок включает индивидуально-типологические свойства учителя — стиль общения и его ментальность, эмоциональность и ее динамику, способность к импровизации, развитость профессиональной интуиции и т.д., без которых нельзя понять и реализовать авторскую природу педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности.

Третий блок модели — система умений и навыков, необходимых для организации целостного процесса формирования и развития личности безопасного типа поведения.

Четвертый блок модели — система знаний, как научная картина целостного процесса развития личности обучаемого, указывает на важнейшую роль этих знаний в развитии личности безопасного типа.

Модель личности и профессиональных качеств учителя безопасности жизнедеятельности

Этот алгоритм можно представить в следующем виде:

— Идентификация опасностей, которая включает их предварительный анализ (проводится на подготовительном этапе самосовершенствования или в рамках подготовки учебных программ, пособий, планов занятий, проектирования нестандартного оборудования, инвентаря и т.д.), текущую идентификацию (реализуется при непосредственной организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса и физического самосовершенствования) и сравни -тельную идентификацию (применяется для анализа и сравнения результатов предварительной и текущей идентификации).

— Выявление последовательности возникновения опасных ситуаций, а также логический анализ их причин и последствий в организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.

— Профилактика опасностей как совокупность мероприятий по их предотвращению. Это является составной частью организационной подготовки учителя ОБЖ.

— Внедрение в организацию подготовки учителя безопасности жизнедеятельности требований педагогической валеологии.

Опытно-экспериментальная реализация концепции

Эксперимент проводился на базе факультета безо-

пасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Эксперимент показал правильность создания учебного комплекса факультета для подготовки учителей в вышеназванных направлениях безопасности жизнедеятельности. Этот комплекс включает в себя:

Лабораторию безопасности человека в чрезвычайных ситуациях;

Лаборатория коммуникационной (информационной) безопасности;

Лабораторию психологической безопасности;

Лабораторию правово й безопасности;

Лабораторию самообороны;

Лабораторию подготовки к военной службе в вооруженных силах и адаптации военнослужащих;

Кафедру социальной безопасности (является базовой, выпускающей кафедрой, отвечающей за подготовку специалиста безопасности жизнедеятельности с квалификацией учителя безопасности жизнедеятельности);

Кафедру медико-валеологических дисциплин (решает в качестве основной задачу валеологического образования специалистов безопасности жизнедеятельности);

Кафедру теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности (главной целью кафедры является разработка теоретических и организационно-практических основ методического обеспечения обучения безопасности жизнедеятельности человека и внедрение их в практику деятельности специалистов — учителей безопасности жизнедеятельности).

Заключение

Таким образом учитель безопасности жизнедеятельности может быть адекватно подготовлен лишь на базе личности безопасного типа с наличием профессионального подхода в определении качества подготовки. Организация подготовки учителей безопасности жизнедеятельности должна базироваться на принципах: практико-ориентированности; организации подготовки совместно со структурами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности личности и социума; системности и непрерывности в условиях максимально приближенных к условиям действия человека в чрезвычайных ситуациях; постоянного контроля результатов подготовки на тренажерах и в условиях специальных полигонов.

Литература

1. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.09.2003 № 547. // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. — М.: Изд-во «Русский журнал». — 2004. —№ 2. — С. 3-6.

2. Смирнов А.Т. Образовательный стандарт по «Основам безопасности жизнедеятельности» (проект). // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. — М.: Изд-во «Русский журнал». — 2004. — № 1.— С. 3-10.

3. Михайлов Л. Учитель ОБЖ в XXI веке // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. —М.: Изд-во «Русский журнал». —2004. —№ 1.—С. 11-15.

4. Шахраманьян М.А., Фролов М.П., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке ТеасИРго на CD-ROM / Под ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Издание второе. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.