Научная статья на тему 'Совершенствование системы обеспечения территорий пространственными данными'

Совершенствование системы обеспечения территорий пространственными данными Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
199
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Обиденко В. И.

Рассмотрены вопросы совершенствования системы обеспечения территорий пространственными данными и функции органов государственного геодезического надзора, осуществляющего государственное регулирование в области геодезии и картографии и оказывающих государственные услуги по обеспечению потребителей пространственными данными. Представлена разработка ФГУП центр «Сибгеоинформ», позволяющая автоматизировать исполнение полномочий органами госгеонадзора и перевести оказываемые ими услуги по обеспечению потребителей пространственными данными в электронный вид. Предложен механизм для реализации положений Концепции по созданию Российской инфраструктуры пространственных данных в части класса базовых пространственных объектов «Геодезические сети».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Обиденко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM FOR THE SPATIAL DATAWARE SUPPORT OF THE TERRITORIES

The paper deals with the improvement of the system for the spatial dataware support of the territories and the functions of the state geodetic supervision bodies which are to regulate geodesy and mapping and render services on providing spatial data to the customers. The Federal State Unitary Enterprise Sibgeoinform Centre presents its project which enables automation of the state geodetic supervision bodies functions and computerization of their services in providing spatial data to the consumers. The mechanism offered by the centre is to realize the clauses of the concept on the establishment of the Russian spatial data infrastructure concerning the class of the basic spatial objects Geodetic networks.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обеспечения территорий пространственными данными»

УДК 528

В.И. Обиденко

ФГУП центр «Сибгеоинформ», Новосибирск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ДАННЫМИ

Рассмотрены вопросы совершенствования системы обеспечения территорий пространственными данными и функции органов государственного геодезического надзора, осуществляющего государственное регулирование в области геодезии и картографии и оказывающих государственные услуги по обеспечению потребителей пространственными данными. Представлена разработка ФГУП центр «Сибгеоинформ», позволяющая автоматизировать исполнение полномочий органами госгеонадзора и перевести оказываемые ими услуги по обеспечению потребителей пространственными данными в электронный вид. Предложен механизм для реализации положений Концепции по созданию Российской инфраструктуры пространственных данных в части класса базовых пространственных объектов «Геодезические сети».

V.I. Obidenko

Federal State Unitary Enterprise “Sibgeoinform” Centre, Novosibirsk

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM FOR THE SPATIAL DATAWARE SUPPORT OF THE TERRITORIES

The paper deals with the improvement of the system for the spatial dataware support of the territories and the functions of the state geodetic supervision bodies which are to regulate geodesy and mapping and render services on providing spatial data to the customers. The Federal State Unitary Enterprise “Sibgeoinform” Centre presents its project which enables automation of the state geodetic supervision bodies functions and computerization of their services in providing spatial data to the consumers. The mechanism offered by the centre is to realize the clauses of the concept on the establishment of the Russian spatial data infrastructure concerning the class of the basic spatial objects “Geodetic networks”.

Социально-экономическое развитие территории Российской Федерации зависит от многих факторов, среди которых наряду с наличием соответствующих природных и людских ресурсов, производственной и транспортной инфраструктурой важную роль занимает рациональное управление имеющимися ресурсами для достижения максимального экономического эффекта.

Одним из существенных факторов, влияющих на качество управления территориями и, в конечном итоге, на их социально-экономическое развитие является обеспечение территорий достоверными и актуальными пространственными данными, которые важны для эффективных решений по управлению территориями. Поэтому принятая концепция развертывания инфраструктуры пространственных данных является своевременной и актуальной на современном этапе.

Выполнение геодезических работ и создание картографической продукции межведомственного назначения организует Федеральная служба

государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая, в соответствии с Положением о Службе [1], является федеральным органом исполнительной власти, в функции которой входит осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности, относящихся к ведению Российской Федерации, при этом вся создаваемая продукция помещается в федеральный картографо-геодезический фонд. Для своих собственных нужд выполняют геодезические и картографические работы с помещением их результатов в ведомственные картографогеодезические фонды Минобороны, Минприроды, Минсельхоза, Минтранса, Минрегиона России [2].

Для обеспечения межведомственного взаимодействия, согласования стандартов качества и безопасности для потребителей вновь создаваемой продукции, доступности и возможности оперативного использования уже имеющихся пространственных данных необходимо государственное регулирование геодезической и картографической деятельности. В настоящее время задачи по лицензированию геодезической и картографической деятельности, учету и регистрации геодезических и картографических работ, выдаче разрешений на использование материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ), контролю качества выполняемых работ будут решать отделы геодезии и картографии в территориальных органах Росреестра, которые будут организованы в 81 субъекте РФ, вместо 20 территориальных управлений госгеонадзора.

Исполнение полномочий новых отделов направлено на исключение фактов дублирования при выполнении новых геодезических и картографических работ и обеспечение качества получаемых при этом материалов и данных, повышение степени доступности имеющихся в ФКГФ материалов, и, в конечном итоге, на обеспечение курируемой территории пространственными данными. Поэтому совершенствование деятельности вновь создаваемых структур является актуальным в современных условиях и может быть рассмотрено в следующих аспектах:

1) Оптимизация полномочий отделов геодезии и картографии с целью приведения действующих нормативных документов в соответствие с современным законодательством;

2) Совершенствование системы государственных услуг по обеспечению потребителей исходными пространственными данными.

Одним из наиболее актуальных направлений совершенствования в деятельности органов власти и управления по обеспечению геопространственными данными является переход на электронные носители. На государственном уровне в период за 2008-2010 гг. принят ряд решений, обязывающих федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления внедрять в практику своей деятельности информационные технологии для межведомственного информационного взаимодействия и

оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Целью при этом является построение в Российской Федерации информационного общества, ускорение социально-экономического развития страны, снижение уровня коррупционности и повышение уровня жизни населения.

В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений совершенствования деятельности отделов геодезии и картографии является переход на безбумажные технологии и электронный формат работы, информатизация и автоматизация деятельности.

С целью выработки научно обоснованного подхода к задаче автоматизации их деятельности рассмотрим основные полномочия и функции этих структурных подразделений Росреестра [1, 3, 4, 5] (табл. 1).

Таблица 1. Полномочия территориальных органов Росреестра в сфере

геодезии и картографии

Номер пункта в Положении о ТО Росреестра Вид и содержание полномочий территориального органа Росреестра в сфере геодезии и картографии

1 2

1. Оказание государственных услуг в сфере: - геодезии и картографии; - наименований географических объектов; - навигационного обеспечения транспортного комплекса - (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации). Функции: - государственный геодезический надзор; - государственный метрологический надзор в области геодезической и картографической деятельности

7.1.26 Осуществляет: выдачу в установленном порядке разрешения на пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда

7.1.27 регистрацию геодезических и картографических работ

7.1.28 лицензирование геодезической и картографической деятельности

7.1.29 выявление и предотвращение незаконной (без лицензий) геодезической и картографической деятельности

7.1.30 участие в качестве эксперта при рассмотрении дел о правонарушениях в области геодезии и картографии

7.1.31 подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертных заключений о степени секретности геодезических и картографических материалов и данных

7.1.32 государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных

7.1.33 предоставление субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующих сведений о геодезической и

картографической изученности местности на участках планируемых работ

7.1.34 согласование в установленном порядке проектов положений о местных системах координат, хранение параметров перехода (ключей) от местной системы координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе

7.1.35 представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии

7.1.36 надзор за правильным отображением государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации

7.1.37 учет геодезических пунктов

7.1.38 ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, а также изменений местности, положения географических объектов и их наименований

7.3.3 Организует: подготовку землеустроительной документации для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, а также землеустроительной документации для установления границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований

7.3.4 создание в пределах своей компетенции картографической и геодезической основы государственного кадастра недвижимости

8.6 Имеет право: проверять соблюдение организациями порядка учета, хранения, размножения и использования данных и материалов, полученных в результате проведения геодезических и картографических работ, выполнение мероприятий по защите этих материалов и данных от несанкционированного доступа

8.7 привлекать в установленном порядке специалистов других организаций (по согласованию с их руководителями) для приемки геодезических и картографических работ и проведения проверок, связанных с осуществлением государственного геодезического надзора

На основе анализа основных полномочий единых территориальных органов Росреестра в сфере геодезии и картографии можно разделить их на несколько целевых групп (рис. 1).

Рассмотрим более детально одну из сформированных выше целевых групп полномочий и функций территориальных органов Росреестра в сфере геодезии и картографии - «Геодезические сети».

Группа полномочий «Геодезические сети» включает в себя учетнорегистрационные функции территориальных органов Росреестра по учету пунктов государственных геодезических сетей на территории курируемого субъекта Российской Федерации, надзорные функции в части охраны геодезических пунктов, а также оказание государственной услуги по предоставлению координат и высот пунктов геодезических сетей потребителям - субъектам геодезической деятельности. В табл. 2 приведено основное содержание полномочий этой группы [1, 3, 4, 5].

Полномочия ETOP в сфере геодезии и картографии

Рис. 1. Схема полномочий единого территориального органа Росреестра (ЕТОР) в сфере геодезии и картографии

Таблица 2. Группа полномочий «Геодезические сети»

Содержание полномочий Ссылка на пункт руководящего нормативного документа

учет геодезических пунктов [4], 7.1.37

учет пунктов государственной геодезической сети и осуществление сбора сведений об их сохранности [5], 16

астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов (далее - геодезические пункты), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства [З], Ст 16, п. 1

Объем и трудоемкость работ, выполняемых отдельным территориальным Управлением Росреестра по исполнению данной группы полномочий, в настоящее время определяется количеством пунктов государственных геодезических сетей (ГГС), расположенных на курируемой территории, и применяемой технологией выполнения работ.

Государственная геодезическая сеть, созданная по состоянию на эпоху 1995 г., состоит из 26 пунктов космической геодезической сети, 131 пункта доплеровской геодезической сети, 164306 пунктов астрономо-геодезической сети 1-2 классов, около 300000 пунктов ГГС 3-4 классов.

Таким образом, число пунктов классных геодезических построений составляет около 464000, или на один ЕТОР после их создания в каждом субъекте Российской Федерации (общим количеством 81 офис) будет приходиться, в среднем, 5700 пунктов. Для крупных по площади субъектов РФ - Республика Саха (Якутия) и Красноярский край - число пунктов соответственно составляет 55 000 и 35 000.

К числу вышеуказанных пунктов геодезических сетей следует добавить реперы нивелирования 1-1У классов, сети сгущения (сети полигонометрии и триангуляции 1-2 разрядов), пункты спутниковых геодезических сетей (ФАГС, ВГС, СГС-1), пункты опорных межевых сетей, пункты планируемых к развитию дифференциальных спутниковых станций.

Общее количество пунктов различных геодезических построений на территории России может составить более одного миллиона пунктов.

При этом следует иметь ввиду, что каждый геодезический пункт, подлежащий учету и охране, помимо главной информации о нем (название, 2 плановые координаты и высота над уровнем моря в государственной системе координат и высот), сопровождается дополнительной и вспомогательной информацией: координаты и высота пункта в местных системах координат и высот, класс пункта, тип центра и наружного знака, номер и название объекта работ, по которому данный пункт был заложен и определен и т.д. Важно также, что геодезические пункты имеют координаты в разных системах координат (СК): обязательно в СК 1942 г. и в СК 1995 г. и, кроме того, в системе координат 1963г. и местных системах координат.

Таким образом, основным источником трудоемкости работ отделов геодезии и картографии при исполнении полномочий из группы «Геодезические сети» является большое количество (от нескольких десятков до сотни тысяч) пунктов геодезических построений различных порядков на курируемой территории, значительное количество информации по каждому пункту, а также, в основном, аналоговая форма представления необходимой информации о геодезических пунктах.

Для снижения трудоемкости работ по исполнению полномочий в области геодезических сетей специалистами Управлений геодезии и картографии (УГК) бывшей Роскартографии Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) центр «Сибгеоинформ» в период за 20032009 гг. разработано автоматизированное рабочее место инспектора государственного геодезического надзора (АРМ УГК), одна из подсистем которого называется «Работа с материалами и данными геодезического фонда», она решает задачу по переводу процесса работ с геодезическими сетями в электронный формат [6]. В данной подсистеме АРМ УГК для всех 20 действовавших в структуре Роскартографии УГК сформированы и заполнены электронные базы данных по государственным геодезическим сетям 1-4 классов на всю территорию России и разработан необходимый инструментарий для ведения этой работы в компьютерном виде, что стало существенным шагом в автоматизации деятельности органов государственного геодезического надзора и значительно повысило их возможности оперативно, не прибегая к помощи бумажных фолиантов изданных каталогов координат пунктов ГГС, удовлетворять заявки потребителей о предоставлении сведений по пунктам ГГС.

Однако для полной автоматизации этой работы необходимо информационное наполнение электронной базы данных подсистемы АРМ УГК «Работа с материалами и данными геодезического фонда» сведениями

по всем видам геодезических построений, включая нивелирные сети 1-У классов, сети сгущения 1-2 разряда, опорные межевые сети, специальные сети.

Кроме того, с целью полного перевода деятельности Госгеонадзора на компьютерные технологии необходимо разработать соответствующие модули АРМ УГК для обеспечения его связи по сетям общего пользования в рамках единой информационно-коммуникационной среды с порталом Росреестра и потенциальными потребителями его услуг.

Реализация задачи по вводу в электронный банк данных АРМ УГК недостающей информации по всем видам геодезических построений, а также разработка его опций для обмена информацией по сети Интернет позволит впервые сформировать единый информационный ресурс о пунктах геодезических, нивелирных и специальных сетей на территорию России, полностью автоматизировать процесс исполнения органом государственного геодезического надзора полномочий в группе «Геодезические сети», перейти на оказание этой услуги потребителям в электронный вид.

Сформированные в ФГУП центр «Сибгеоинформ» в данной подсистеме АРМ УГК в рамках планируемых в 2010 г. работ в каждом ЕТОР (в 81 субъекте Российской Федерации) электронные банки данных координат геодезических пунктов (около 500000 пунктов) фактически могут являться основой для формирования класса базовых пространственных объектов Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД) под условным названием «Геодезические пункты», а объединенные территориальные Управления Росреестра на начальном этапе формирования организационной структуры РИПД могут стать одним из ее компонентов, а именно: организациями, «...обеспечивающими накопление, обработку, хранение и предоставление...» сведений о пунктах ГГС в качестве «.групп базовых пространственных данных и метаданных.» о них. Такой подход полностью соответствует принципам, заложенным в «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р, в том числе следующим ее положениям:

- Максимальное использование уже созданных в Российской Федерации пространственных данных и баз таких данных;

- Система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных должна быть территориально распределенной;

- На начальном этапе организационную структуру РИПД предлагается формировать из организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и занимающихся созданием и ведением баз пространственных данных.

Таким образом, эффективное обеспечение территорий пространственными данными в настоящее время возможно не только за счет создания новых наборов таких данных, но и за счет правильной организации

инфраструктуры уже имеющихся пространственных данных на основе компьютерных технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

2. Яблонский, Л.И. Предложения по концептуальным основам развития отрасли геодезии и картографии [Текст] / Л.И. Яблонский // Геодезия и картография. - 2009. -№9. - С. 2-9.

3. Федеральный закон от 26.01.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 13-Ф3, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.06.2005 № 57-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от

23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ).

4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от

05.10.2009 г. № 395 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федеральной службы государственной регистрации и картографии».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 273 «Об утверждении положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2005 №134 и от 14.12.2006 №767).

6. Обиденко, В.И. Автоматизация деятельности территориальных органов государственного геодезического надзора. На пути к построению информационного общества [Текст] / В.И.Обиденко, С.П. Нефедов // Геодезия и картография. - 2009. - №9. -

С. 51-57.

© В.И. Обиденко, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.