УДК 528.44
Д.А. Ламерт, А.М. Портнов
Управление Росреестра по Новосибирской области, Новосибирск
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СТРУКТУРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА
Информативность и упрощение процедур предоставления сведений из ФКГФ является необходимым условием повышения качества оказываемых государственных услуг в сфере геодезии и картографии.
Контроль за использованием местных систем координат является задачей, решение которой можно осуществить только совместно с учреждениями, осуществляющими государственный кадастровый учет объектов недвижимости, органами архитектуры и градостроительства на уровне муниципалитетов.
Государственный геодезический надзор - комплекс мер по предотвращению использования недостоверной пространственной информации, оказывающей существенное влияние на ведение кадастра недвижимости.
D.A. Lamert, A.M. Portnov
Rosreestr management of Novosibirsk region, Novosibirsk
CURRENT PROBLEMS OF STATE GEODETIC SUPERVISION IN TERRITORIAL ROSREESTR UNITS
The information value and simplification of the procedure for providing information from the federal cartographic and geodetic funds is a necessary condition for improving the quality of public services in the field of geodesy and cartography.
The control over local coordinate systems is the problem which can be solved by the joint efforts of the state agencies for cadastral registration of property units and architecture and urban development departments at the municipal level.
The state geodetic supervision is a complex of measures for preventing the use of inadequate spatial information, considerably affecting the property cadastre maintenance.
Комплексная модернизация отрасли геодезии и картографии затронула не только ее ведомственную и структурную принадлежность, но и поставила ряд актуальных задач, решение которых должно соответствовать необходимому уровню качества предоставления государственных услуг в области регистрации прав, ведения кадастра недвижимости, геодезии и картографии.
Одной из таких задач, безусловно, является создание оптимального административного механизма, способного реализовать взаимодействие
субъектов геодезической и картографической деятельности в части предоставления сведений из Федерального картографо-геодезического фонда (далее - ФКГФ) и, в целом, осуществления функций государственного геодезического надзора.
Не секрет, что с образованием нового направления в деятельности территориальных органов Росреестра, в некоторых из них возникли проблемы организационного характера. В связи с чем, хотелось бы уделить внимание именно построению организационных отношений работы отделов геодезии и картографии в региональных структурах управлений Росреестра.
Для примера, одним из основных этапов начала работы отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Новосибирской области, было повышение доступности сведений ФКГФ, что является необходимым условием повышения качества оказываемых государственных услуг в сфере геодезии и картографии. Данный этап был реализован, прежде всего, за счет размещения всех необходимых документов на интернет-сайте Управления Росреестра по Новосибирской области, что повысило уровень информационного обеспечения заявителей. Так же большое внимание в организации работы отдела было уделено оперативности подготовки разрешительных документов на проведение геодезических и картографических работ, получения сведений из каталогов координат государственной нивелирной и геодезической сети (ГГС).
Соответственно, основным показателем эффективности данных действий было время затраченное заявителем на получение разрешительной документации и подбор материалов ФКГФ.
На сегодняшний день, при проведении предварительных консультаций по большинству заявок, получить необходимое разрешение на предоставление картографического материала в организациях - фондодержателях и выписок из ФКГФ, возможно в максимально короткие сроки.
В этом направлении положительную роль сыграло то, что специалистов отдела геодезии и картографии, сотрудников отдела по защите государственной тайны и сам фонд данных удалось разместить на одной территориальной площадке.
Также неоценимую роль в повышение качества работы отдела геодезии и картографии, оказывает программный комплекс ИАС «Госгеонадзор» (рис. 1), разработанный ФГУП центр «Сибгеоинформ».
Рис. 1. Рабочее окно ИАС Госгеонадзор с отображением пунктов ГГС
Управление Росреестра по Новосибирской области, первым использовало в практике работы отдела геодезии и картографии данный программный комплекс. Несмотря на то, что количество пунктов местных сетей, наиболее востребованных при проведении топографо-геодезических работ относительно количества пунктов ГГС на территории Новосибирской области составляет всего 46 % (по причине неполноты сведений, включенных в базы данных ИАС «Госгеонадзор»), в ряде случаев наблюдается сокращение времени работы специалистов отдела по выполнению запросов заявителей в 3-4 раза.
В перспективе, выполнение работ по наполнению базы данных недостающими сведениями, предоставит возможность полностью перейти на цифровые технологии предоставления сведений из ФКГФ, что позволит развивать инструменты дистанционного получения потребителями запрашиваемых сведений. Прежде всего, это относится к данным, предоставляемым в местных системах координат.
В данном случае, можно говорить о создании специализированного геопортала, который будет отображать имеющуюся картографическую и геодезическую изученность территории (рис. 2).
Рис. 2. Пример окна специализированного портала с отображением пунктов
городской полигонометрии
Данный шаг может обеспечить централизованное использование сведений ФКГФ, трансляцию дифференциальных поправок и спутниковой измерительной информации федеральной сети спутниковых референцных станций, предоставление цифрового картографического материала пользователям вне зависимости от их территориального местонахождения, сокращения времени документооборота и, что самое главное, обеспечение оперативного получения (на месте проведения работ) сведений, необходимых для проведения топографо-геодезических работ.
Основной целью создания данного портала могло бы стать повышение информативности и качества предоставления услуг в сфере геодезии и картографии, переход на использование цифровых карт, которые имеют ряд существенных преимуществ, важнейшее из которых - возможность трансформации материалов существующего федерального и территориального картографо-геодезического фонда в различные системы координат, используемые при ведении кадастра недвижимости.
Стоит отметить, что проблема трансформации картографических произведений, без сомнения, актуальна не только в разрезе ведения кадастра недвижимости, но и комплекса работ по инженерным изысканиям, результатом которых является большой объем картографического материала используемого при ведении дежурных топографических планов на территорию муниципальных образований.
Использование более совершенных технологий в гравиметрических работах, активное использование Российской глобальной навигационной спутниковой системы, международное сотрудничество в использовании систем навигации, обеспечивает более точное определение пространственно-временного положения пунктов ГГС. Поэтому, второй основной задачей в
работе отделов геодезии картографии, является повышение качества государственного геодезического надзора за установлением и применением местных систем координат.
Вопрос о связи местных систем координат с государственными, необходимо рассматривать на наш взгляд, во-первых, с отказа от использования СК-63 в землеустроительных и кадастровых работах и завершения пересчета всех имеющихся каталогов координат СК-42 в СК-95, точность которой гораздо выше. Так, например, по нашим подсчетам, расхождение в пространственном положении пунктов ГГС в СК-42 относительно этих же пунктов, но в СК-95 варьируется в пределах Новосибирской области от 0,1 до 6,5 м. Во-вторых, необходимо техническое совершенствование методов и средств определения положения объектов недвижимости с использованием спутниковых технологий, объективно имеющих ряд значимых преимуществ, особенно при ведении кадастровых работ. В связи с чем, в Новосибирской области при участии Правительства Новосибирской области, Управления Росреестра по Новосибирской области, Сибирской Государственной геодезической академии, реализуется крупномасштабный проект по созданию равномерно распределенной на территорию Новосибирской области спутниковой геодезической сети, включающей 19 референцных базовых станций.
Проведение вышеуказанных мероприятий и реализация проекта по созданию сети референцных станций, позволит на практике избежать неоднозначности в положении границ смежный муниципальных образований, связанных с использованием многочисленных местных, а также условных систем координат (рисунок 3), а введенный в действие 4 февраля 2010 г. Приказ Минэкономразвития № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» позволит, в принципе, избежать подобных ошибок за счет координирования границ населенных пунктов, являющихся объектами землеустройства.
Рис. 3. Существующее положение границ смежных муниципальных районов
согласно административному делению
Надзор за правильным отображением границ муниципальных образований на картографическом материале, является задачей, решаемой совместно с учреждениями, осуществляющими государственный кадастровый учет объектов недвижимости, органами архитектуры и градостроительства на уровне муниципалитетов. Для осуществления данного надзора, на наш взгляд, необходимо вносить сведения о границах муниципальных образований в Государственный кадастр недвижимости не только после согласования землеустроительной документации (карта (план) объекта землеустройства), но и после ее дежурства на справочной карте, ведение которой является основной задачей государственного геодезического надзора.
Хотелось бы отметить, что государственный геодезический надзор не формальная проверка соблюдения требования законодательства субъектами картографо-геодезической деятельности, а прежде всего - это комплекс мер по предотвращению получения недостоверной пространственной информации, оказывающей существенное влияние на создание и ведение кадастровых карт на территорию округов, соблюдение нормативной точности определения пространственного положения объектов недвижимости.
Применительно к практическим действиям по оценке качества определения пространственного положения объектов недвижимости, выполнения геодезических работ характеризующихся соблюдением технологий и нормативной точностью определения координат объектов кадастрового учета, актуальной задачей является использование современных прикладных программных продуктов в работе отделов геодезии и картографии. Например, таких программных комплексов, как CREDO и ГИС-Карта КБ Панорама, обладающих широкими функциональными возможностями по оценки качества геодезических работ, проводимых при экспертизе документов, предоставляемых в рамках осуществления проверок по линии государственного геодезического надзора.
В заключении, следует отметить, что использование современных технологий, автоматизированных средств контроля за деятельностью в сфере геодезии и картографии, актуальных картографических произведений, является залогом устойчивого развития системы государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на территории Российской Федерации на современном информационном и технологическом уровне.
© Д.А. Ламерт, А.М. Портнов, 2011